Урок "Электронные таблицы" 9 класс
методическая разработка по информатике и икт (9 класс)

Сорокина Марина Борисовна

Технологическая карта урока с приложениями по теме "Электронные таблицы" для 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._elektronnye_tablitsy.9_klass.doc343 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Электронные таблицы»

Пояснительная записка к уроку 9А  классе школы-интерната №30

Данное учебное занятие по типу является учебным занятием повторения и комплексного применения знаний, умений, навыков. Закрепление знаний и способов деятельности проводится в форме проведения общеклассного занятия с элементами индивидуальной самостоятельной работы. Дидактическая ценность этого занятия в том, что оно является частью большого раздела программы изучения базового курса «Информатика и ИКТ». Полученные знания являются основой для изучения темы СУБД  и Моделирование, а также могут использоваться в других общеобразовательных предметах(математика, экономика, физика, русский язык, в проектной деятельности и др.)

Время урока: 40 мин.

Цели урока: Повторить основные понятия и приемы работы с электронными таблицами, отработать навыки выполнения вычислений, использования стандартных функций, форматирования. Установить межпредметные связи с курсом математики и физики.

 Триединая  дидактическая задача урока

Образовательная:  

  • сформировать умения и навыки  по выполнению основных операций с объектами электронной таблицы;
  •  умения работать во времени,  контролировать деятельность по конечному результату.

Развивающая:

  • развитие умения мыслить и действовать по аналогии;
  • развитие логического и алгоритмического мышления;
  • совершенствовать навыки работы с компьютером;
  • развитие познавательной активности учащихся.

Воспитательная:

  • воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость, дисциплинированность;
  • формирование основ научной организации труда школьника.

Коррекционная:

  • Отработка произношения ключевых слов темы ЭТ
  • Умения формулировать свои мысли
  • Давать определения
  •  Использовать слухо - зрительную догадку на основе опорного конспекта

Минимально необходимый опыт деятельности ученика на уроке:

  • знание интерфейса программы EXCEL;
  • алгоритмов манипулирования с  объектами (копирование, перемещение, удаление, вставка)

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы:  словесные, наглядные, инструктивно-репродуктивные, частично-поисковые, практические.

Оборудование:

  1. Техническое оснащение: компьютер учителя, интерактивная доска, компьютеры учащихся.
  2. Программное обеспечение:  приложение Microsoft Excel .

Структура учебного занятия

Этап

Наименование этапа

Время (мин)

I.

Организационный

1

II.

Словарная работа

3

III.

Активизация знаний по теме урока

10

IV.

Разбор заданий, указания к выполнению практической работы

5

V.

Практическая работа на закрепление знаний и способов деятельности

15

VI.

Подведение итогов

3

VII.

Домашнее задание

1

VIII.

Рефлексия

2

Технологическая карта занятия

№этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Организационный

Приветствие. Объявление темы урока.

II

Словарная работа

Повторение и произношение ключевых слов темы.

Поизносят слова, выписанные на доске с ударением и выделенными звуками и сочетаниями, вызывающими затруднения

III

Активизация знаний по теме урока

Повторение опорного конспекта урока

Таблица основных понятий

Задание на установление соответствия термина и определения.

Материалы даны в приложении.

Отвечают на вопросы, выполняют задание.

IV

Разбор заданий, указания к выполнению практической работы .

Памятки по работе в ЭТ (даны в приложении к занятию).

Отвечают на вопросы  учителя, задают вопросы по заданиям.

V

Практическая работа на закрепление знаний и способов деятельности

Задания для практического закрепления (приведены в папке Практикум)

Выполняют задания в компьютере

VI

Подведение итогов занятия. 

Оценивая работу класса, выставляю оценки.

Задают вопросы по оценкам.

VII

Информация о домашнем задании

Учебник Босова Л.А. Информатика 9 класс, стр 110-115, задания стр.117.

Слушают задание, если возникают вопросы по его выполнению- задают

VIII

Рефлексия

Какие задания выполнили?

Что вызвало затруднения?

Чему научились?

Отвечают на вопросы

Занятие закончено. Спасибо всем за работу! До новых встреч.

Перечень приложений к занятию

№п/п

Решение

1

2

3

Таблица для повторения

Памятки к выполнению заданий

Задания  «Практикума»

Задания выполняется на компьютере и предъявляются на проверку в папке ученика.

Приложения к уроку

Задание1. Подобрать данным объектам-понятиям правильные объекты-определения. Выполняется учащимися на ПК.

(Проверка на интерактивной панели МЭШ)

Электронные таблицы - это

выражение, начинающееся со знака «=», включающая в себя числа, имена ячеек, функции, знаки математических операций.

Основные типы данных, обрабатываемые в электронных таблицах:

используются в формулах для указания фиксированного адреса ячейки. При перемещении или копировании не изменяются.

Формула - это

при перемещении или копировании автоматически изменяются в зависимости от положения ячейки, в которую скопирована формула.

Относительные ссылки -

Приложение, работающее в диалоговом режиме, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.

Абсолютные ссылки -

число, текст и формула

Задание2. Построение графиков функции вида y=ax2 + bx + c

в одной координатной плоскости в приложении Excel

1)

2)

3)

4)

5)

6)

Алгоритм выполнения задания:

Открыть приложение EXCEL.

  1. Построить таблицу  для каждой функции – заполняется строка значений аргумента для заданного диапазона [ x1-x2] для двух значений с указанием шага, напр. -12,-11…, далее делаем автозаполнение строки.
  2. Значение У вычисляется по формуле ( вводим в строку формул выражение с указанием адреса первой ячейки, где находится х1, далее делаем автозаполнение)
  3. Выделяем всю таблицу/ вставка/график/точечный

     Получаем график.

  1.  Заполняем таблицы для остальных функций и  строим их графики в одной системе координат :

   

ПАМЯТКА 1

Основными информационными элементами ЭТ являются: ячейки, столбцы, строки, блоки ячеек. С ними можно производить следующие действия:

  • выделение;
  • вставка;
  • копирование;
  • перемещение;
  • удаление.

Алгоритм выполнения  основных действий с объектами ЭТ

Действия

Объекты

Ячейка

Строка

Столбец

Блок ячеек

Выделение

Щелкнуть левой кнопкой мыши на ячейке.

Щелкнуть левой кнопкой мыши по заголовку строки.

Щелкнуть левой кнопкой мыши по заголовку столбца.

Протянуть мышь при нажатой левой кнопке мыши.

Копирование

  1. Выделить объект.
  2. Контекстное меню - Копировать.
  3. Указать место вставки.
  4. Контекстное меню – Вставить.

или

  1. Выделить объект.
  2. Удерживая клавишу Ctrl с помощью мыши переместить в нужное место.

Перемещение

  1. Выделить объект.
  2. Контекстное меню – Вырезать.
  3. Указать место вставки.
  4. Контекстное меню – Вставить.

или

  1. Выделить объект.
  2. С помощью мыши переместить в нужное место.

Вставка

  1. Выделить объект.
  2. Контекстное меню - Вставить.

Удаление

  1. Выделить объект.
  2. Контекстное меню – Удалить.

ПАМЯТКА 2

Этапы  подготовки  вычислительной задачи к выполнению в электронной таблице

1. Анализ условия задачи;

2. Формализация  (подбор операций, функций, формул );

 3. Словесный алгоритм решения задачи;

 ( последовательность шагов для получения результата);

4. Выполнение задачи по алгоритму  с использованием средств автоматизации вычислений в ЭТ;

 ( ссылки, автозаполнение, встроенные функции);

5.  Поверка результата,  выявление ошибки на одном из этапов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....