Технология критического мышления на уроках математики и информатики.
учебно-методический материал по информатике и икт

Журавлева Наталья Владимировна

С внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие критического мышления

С внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Критическое мышление это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором ученик  улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.

Технология дает ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
-умение критически мыслить;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников.

Технология дает учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Основные этапы урока при использовании технологии «Критическое мышление»:

Вызов. На стадии вызова с помощью различных приемов (индивидуальная / парная / групповая работа; мозговая атака; проблемные вопросы и т.д.) и рассказать своими словами о том, что они знают, всему классу. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к пониманию новой информации.

Осмысление. На стадии осмысления, когда обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями, читая текст,  прослушивая лекции, он учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Каждый высказывается о том, как он догадался о значении слов, какие ориентиры помогли ему в этом, что, наоборот, сбило его с толку. Такому самоанализу нужно обязательно учить детей. Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходит в других формах работы.

Рефлексия. На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение.

Методические приемы критического мышления, используемые на уроках информатики

  • «Мозговой штурм» заключается в том, что задаются вопросы разного уровня.

Вот один из  примеров использования приемов «Мозгового штурма», когда учащимся 6 касса по теме «Алгоритм. Исполнитель»  предлагается последовательно ответить на вопросы разных уровней

  • I уровень – С какими циклическими алгоритмами вы сталкиваетесь каждый день?
  • II уровень – Всегда ли количество повторений в ваших циклах известно заранее?
  • III уровень – А что бы стало, если бы циклы пропали из нашей жизни?
  • Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Циклические алгоритмы» в 6 классе, где учащиеся «складывают « в корзину все то, что они знают вот пример: Перевёрнутые логические цепи (связывание  последовательности элементов информации в нужной последовательности)

  • Разбивка на кластеры 

Кластер - графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Вот, например, взять тему в 9 классе «Алгоритм, свойства, исполнители». Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Прием кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ учащихся, их понимание рассмотренных понятий.

  • Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать) пример в 5 классах теме «Хранение информации:

Знаю

Узнал новое

Хочу узнать подробнее

Информация

Память

Ум

Знания

Внутренняя-оперативная память, внешняя-долговременная память, память отдельного человека

Фотография 1839г, первый кинофильм в Париже, производство магнитофонов

Такой прием  позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На этапе Вызова заполняется первая колонка, на этапе Реализации – вторая колонка и на этапе Рефлексии – третья.

  • Прием «Пометки на полях» (инсерт) («v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён). Прием работы с книгой.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. В информатике есть работа с учебником, когда мы выполняем практическую работу. Учащийся  не просто читает, а вчитывается в текст, отслеживает собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

  • Синквейн-способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам

Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. Использовать синквейна можно при изучении любого предмета. Использование синквейнов возможно фактически на каждом уроке, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения урока. Вот пример на слайде один из   синквейна, написанных учащимися 10 класса по теме интернет.

Форум

Шумный, интересный

Развлекает, развивает, веселит

Хорошее место для знакомств

Общение

Форум

Веселый, познавательный

Помогает, объединяет, развивает

Помощь друг другу

Клуб по интересам

Форум

Огромный, познавательный

Помогает, объединяет, веселит

Обмен жизненным опытом

Тематическое общение

  • Прием «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. Вот пример данного приема на слайде . Это урок в 7 классе тема «Презентация».

Презентация – это наброски речи, где отображается самое главное, помогая в выступлении вести один смысл. Презентация состоит из слайдов.

План содержания презентации:

1. Титульный лист. Первый слайд содержит название презентации, ее автора, контактную информацию автора.

2. Содержание. Тут расписывается план презентации, основные разделы или вопросы, которые будут рассмотрены.

3. Заголовок раздела.

4. Краткая информация.

 На уроках в рамках данной программы этот прием удобно использовать в плане итоговой рефлексии, когда была рассмотрена важная учебная тема или решена серьезная проблема, как вариант когда на устную рефлексию в конце урока не хватает рабочего времени.

Методическая ценность задания:

Мотивационная составляющая. Эта технология даёт учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем, фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы, сочетать индивидуальную, парную и групповую работу. Ученик может выступать в роли лидера группы.

Развивающая составляющая. Синквейн - тренинг по основным понятиям урока, учит анализировать, точнее формулировать, иногда рассмотреть объект в неожиданном контексте.

Дифференция. В процессе «мозгового штурма» индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт, каждый ученик формирует свою строку в соответствии с уровнем понимания, фантазией, словарным запасом.

Возможные ошибки. Ученики могут путать термины русского языка (прилагательное, глагол и т.д.), но в целом сделать содержательные ошибки в синквейнах невозможно – ведь это творчество в чистом виде.

Формы контроля.   Синквейн можно рассматривать как форму контроля.

Целесообразность использования технологии критического мышления:

  • Организация коллективной работы - работа в группах;
  • Индивидуализация работы – каждый ученик осмысливает и даёт варианты;
  • Активизация мыслительной деятельности – анализ новых понятий урока и  выделение главных признаков, также анализ терминов русского языка (прилагательное, глагол и т.д.)

Технология  развития критического мышления – это технология организации учебного и воспитательного процесса, которая применима к любой программе и любому предмету.

Применяя в своей практике данную технологию, я рассчитываю сделать обучение более эффективным в плане пробуждения интереса к предмету, критического осмысления учениками получаемой в процессе обучения и жизненного опыта информации, осознанной работы с изучаемым материалом, умения обобщать, проводить рефлексию своей деятельности, подводить итоги.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие критического мышления

Слайд 2

Проблемная ситуация

Слайд 3

Основные этапы урока при использовании технологии «Критическое мышление»: ВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 4

Методические приемы критического мышления Мозговой штурм Корзина Кластер Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать) Пометки на полях (инсерт) Синквейн Эссе

Слайд 5

Методическая ценность задания Мотивационная Развивающая Дифференциация Возможные ошибки Формы контроля

Слайд 6

Целесообразность использования технологии критического мышления Организация коллективной работы - работа в группах Индивидуализация работы Активизация мыслительной деятельности

Слайд 8

Мозговой штурм Пример: I уровень - Приведите примеры исполнителей; II уровень – Какие алгоритмы, выполняют ваши исполнители? Чем они похожи и в чем у них отличие? III уровень – А нужны ли нам исполнители?

Слайд 9

Корзина

Слайд 10

Кластер

Слайд 11

Знаю Узнал новое Хочу узнать подробнее Информация Память Ум Знания Внутренняя-оперативная память, внешняя-долговременная память, память отдельного человека Фотография 1839г, первый кинофильм в Париже, производство магнитофонов Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать)

Слайд 12

Инсерт «v» - я так и думал «+» - новая информация «+!» - очень ценная информация «-» - у меня по-другому «?» - не очень понятно, я удивлён

Слайд 13

Синквейн Форум Шумный, интересный Развлекает, развивает, веселит Хорошее место для знакомств Общение Форум Веселый, познавательный Помогает, объединяет, развивает Помощь друг другу Клуб по интересам Форум Огромный, познавательный Помогает, объединяет, веселит Обмен жизненным опытом Тематическое общение

Слайд 14

Эссе Презентация – это наброски речи, где отображается самое главное, помогая в выступлении вести один смысл. Презентация состоит из слайдов. План содержания презентации: 1. Титульный лист. Первый слайд содержит название презентации, ее автора, контактную информацию автора. 2. Содержание. Тут расписывается план презентации, основные разделы или вопросы, которые будут рассмотрены. 3. Заголовок раздела. 4. Краткая информация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология критического мышления на уроках математики

Тема урока:« Приведение подобных слагаемых» Форма урока :урок изучения нового материала с применением ИКТ. Цель урока: Изучить и  отработать алгоритм приведения подобных слагаемых...

Технология критического мышления на уроках математики

Тема урока:« Приведение подобных слагаемых» Форма урока :урок изучения нового материала с применением ИКТ. Цель урока: Изучить и  отработать алгоритм приведения подобных слагаемых...

«Применение технологии критического мышления на уроках математики»

Мастер-класс. Данная тема раскрывается на примере понятия квадрат....

Мастер-класс по теме «Применение технологии критического мышления на уроках математики»

Цель мастер-класса:Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала всоответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критическогомышления.Цел...

Презентация опыта работы по теме самообразования: "Применение технологии критического мышления на уроках математики"

Современный учебный процесс сильно отличается от того, который был 10 – 15 лет назад. Увеличилось число предметов, сложнее стал материал в учебниках. Резко увеличилась нагрузка на учителя и ученика. У...

Мастер – класс "Применение технологии критического мышления на уроках математики"

Задачи мастер-класса:обобщить опыт работы по теме "Формирование УУД учащихся с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках математики";продемонст...