Рабочая программа по предмету информатика 10 - 11 класс
рабочая программа по информатике и икт (10 класс)

Яргутова Наталья Павловна

Оглавление

  • Пояснительная записка
  • Общая характеристика учебного предмета
  • Место учебного предмета в учебном плане
  • Планируемые результаты освоения предмета
  • Содержание учебного предмета
  • Тематическое планирование
  • Описание видов деятельности по каждой из тем представлено в таблице.
  • Поурочное планирование 10 класс
  • Поурочное планирование 11 класс
  • Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
  • Свободное программное обеспечение

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл по учебнику Босовой Л.Л. (ФГОС)62.67 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по предмету «Информатика»

10 - 11 класс

на 2020-2022 учебный год

                Яргутовой Натальи Павловны

учителя информатики

Санкт-Петербург

2020

Оглавление

1.        Пояснительная записка        1

Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования        1

1.1 Общая характеристика учебного предмета        2

1.2 Место учебного предмета в учебном плане        3

1.3 Планируемые результаты освоения предмета «Информатика»        3

2.  Содержание учебного предмета        9

3.  Тематическое планирование        18

4.  Поурочное планирование 10 класс        22

Поурочное планирование 11 класс        25

5.        Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса        27

6.        Свободное программное обеспечение        30

  1. Пояснительная записка

Программа по информатике для старшей школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО); примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию; протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з). В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи. В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)

 Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования

Современный этап развития России, определяемый масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны и общемировыми тенденциями перехода к информационному обществу, предполагает высокий уровень адаптации выпускника школы к жизни и работе в высокотехнологичной наукоёмкой среде. Соответствующий социальный заказ отражен в направления науки, технологий и техники, и перечень критических технологий РФ, Федеральная целевая программа «Электронная Россия», государственная инициатива «Наша новая школа», Окинавская хартия глобального информационного общества, Болонская декларация и др.). Формирование фундаментальных представлений, касающихся информационной составляющей современного мира, создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — прерогатива школьного курса информатики. Его изучение обеспечит школьникам более широкие возможности реализации индивидуальных образовательных запросов; будет способствовать повышению уровня адаптации выпускника школы к жизни и работе в современном информационном обществе; даст дополнительные гарантии получения качественного бесплатного конкурентоспособного образования, которое невозможно без знания информатики и ИКТ; положительно скажется на уровне подготовки выпускников школы, которые будут иметь необходимые компетенции для получения профессионального образования. Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом уровне среднего общего образования — обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций выпускника, его готовности к жизни в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда. В связи с этим изучение информатики в 10–11 классах должно обеспечить:

  • сформированность представлений о роли информатики, информационных и коммуникационных технологий в современном обществе;
  • сформированность основ логического и алгоритмического мышления;
  • сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей, проверять на достоверность и обобщать информацию;
  • сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе; понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий;
  • принятие правовых и этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных систем, распространение информации.
  • создание условий для развития навыков учебной, проектной, научно-исследовательской и творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию.

1.1 Общая характеристика учебного предмета

Информатика — это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различных средах, а также о методах и средствах их автоматизации. Общеобразовательный предмет информатики отражает:

  • сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания информационных процессов в различных средах (системах);
  •  основные области применения информатики, прежде всего информационные и коммуникационные технологии, управление и социальную сферу;
  • междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.

Методы и средства информатики с каждым днём всё больше проникают во все сферы жизни и области знания. Изучение информатики в школе важно не только для тех учащихся, которые планирует стать специалистами, разрабатывающими новые информационные технологии; не менее важно оно и для тех, кто планирует стать в будущем физиком или медиком, историком или филологом, руководителем предприятия или политиком, представителем любой другой области знаний или профессии.

Курс информатики средней школы является завершающим этапом непрерывной подготовки школьников в области информатики и ИКТ; он опирается на содержание курса информатики основной школы и опыт постоянного применения ИКТ, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Согласно ФГОС среднего (полного) общего образования курс информатики в старшей школе может изучаться на базовом или на углублённом уровне.

Результаты базового уровня изучения предмета ориентированы, в первую очередь, на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Они включают в себя:

  • понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области;
  • умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;
  • осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания.

Результаты углублённого уровня ориентированы на получение компетентностей для последующей профессиональной деятельности как в рамках данной предметной области, так и в смежных с ней областях. Они включают в себя:

  • овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится данная предметная область, распознавание соответствующих им признаков и взаимосвязей, способность демонстрировать различные подходы к изучению явлений, характерных для изучаемой предметной области;
  • умение решать, как некоторые практические, так и основные теоретические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;
  • наличие представлений о данной предметной области как целостной теории (совокупности теорий), основных связях с иными смежными областями знаний.

Содержание курса информатики в старшей школе ориентировано на дальнейшее развитие информационных компетенций выпускника, готового к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном информационном обществе, умение эффективно использовать возможности этого общества и защищаться от его негативных воздействий.

Все ученики, изучающие информатику на базовом уровне, должны овладеть ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится предметная область информатики.

 Каждый ученик, изучивший курс информатики базового уровня, может научиться выполнять задания базового уровня сложности, входящие в ЕГЭ. Мотивированный ученик, изучивший курс информатики базового уровня, должен получить возможность научиться выполнять большинство заданий повышенного уровня сложности, входящих в ЕГЭ.

Особо мотивированный ученик, изучивший курс информатики базового уровня, должен получить возможность научиться выполнять отдельные задания высокого уровня сложности, входящих в ЕГЭ.

 1.2 Место учебного предмета в учебном плане

Учебный план образовательных организаций Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу среднего общего образования, отражает организационно-педагогические условия, необходимые для достижения результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СОО, организации образовательной деятельности, а также учебный план определяет состав и объем учебных предметов, курсов и их распределение по классам (годам) обучения.

Согласно примерной основной образовательной программы среднего общего образования на изучение информатики на базовом уровне в 10–11 классах отводится 70 часов учебного времени (1+1 урок в неделю).

1.3 Планируемые результаты освоения предмета «Информатика»

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
  •  метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
  • предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

При этом, в начальной школе происходит формирование системы универсальных учебных действий (цель — учить ученика учиться); в основной — развитие (цель — учить ученика учиться в общении); в старшей — совершенствование (цель — учить ученика учиться самостоятельно).

К личностным результатам, на становление которых оказывает влияние изучение курса информатики, можно отнести:

– ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

 – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

 – российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм;

 – готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

 – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

 – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

 – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

 – осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

 – готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

На становление данной группы универсальных учебных действий традиционно более всего ориентирован раздел курса «Алгоритмы и элементы программирования». А именно, выпускник научится:

– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

 – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

 – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

 – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

 – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

 – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

На формирование, развитие и совершенствование группы познавательных универсальных учебных действий более всего ориентированы такие тематические разделы курса как «Информация и информационные процессы», «Современные технологии создания и обработки информационных объектов», «Информационное моделирование», «Обработка информации в электронных таблицах», а также «Сетевые информационные технологии» и «Основы социальной информатики». При работе с соответствующими материалами курса выпускник научится:

 – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

 – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

 – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

 – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия.

При изучении разделов «Информация и информационные процессы», «Сетевые информационные технологии» и «Основы социальной информатики» происходит становление ряда коммуникативных универсальных учебных действий. А именно, выпускники могут научится:

 – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

 – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

 – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика»

 Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. В целом, предлагаемое к изучению содержание в полной мере ориентировано на формирование предметных результатов группы «Выпускник научится» базового уровня, а также многих результатов группы «Выпускник научится» углубленного уровня изучения информатики. В таблице представлено распределение планируемых предметных результатов, зафиксированных в основной образовательной программе среднего общего образования в соответствии со структурой учебников информатики для 10–11 классов.

Информация и информационные процессы

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

 – использовать знания о месте информатики в современной научной картине мира; – строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано.

 – использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах

Компьютер и его программное обеспечение

Выпускник на базовом уровне научится:

– аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;

– применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;

 – использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;

 – соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

 – классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;

– понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств;

 – использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;

– понимать принцип управления робототехническим устройством;

– осознанно подходить к выбору ИКТ-средств для своих учебных и иных целей;

– диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных устройств на предмет их заражения компьютерным вирусом;

 – использовать сведения об истории и тенденциях развития компьютерных технологий; познакомиться с принципами работы распределенных вычислительных систем и параллельной обработкой данных;

 – узнать о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров; узнать, какие существуют физические ограничения для характеристик компьютера.

Представление информации в компьютере

Выпускник на базовом уровне научится:

– переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

– определять информационный объём графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

– читься складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

– использовать знания о дискретизации данных в научных исследованиях наук и технике.

Элементы теории множеств и алгебры логики

Выпускник на базовом уровне научится:

– строить логической выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

 – выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов.

Современные технологии создания и обработки информационных объектов

Выпускник на базовом уровне научится:

 – создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств.

Обработка информации в электронных таблицах

Выпускник на базовом уровне научится:

– использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;

– представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

 – планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты с помощью компьютеров; использовать средства ИКТ для статистической обработки результатов экспериментов;

– разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу.

Алгоритмы и элементы программирования

Выпускник на базовом уровне научится:

– определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;

– узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных;

 – читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;

– выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;

 – создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;

 – понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти).

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – использовать знания о постановках задач поиска и сортировки, их роли при решении задач анализа данных; – получать представление о существовании различных алгоритмов для решения одной задачи, сравнивать эти алгоритмы с точки зрения времени их работы и используемой памяти; – применять навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; – использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы.

Информационное моделирование

Выпускник на базовом уровне научится:

– находить оптимальный путь во взвешенном графе;

– использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;

– использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе, вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД;

– описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов; – применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне её; – создавать учебные многотабличные базы данных

Сетевые информационные технологии

Выпускник на базовом уровне научится: – использовать компьютерные энциклопедии, словари, информационные системы в Интернете; вести поиск в информационных системах; – использовать сетевые хранилища данных и облачные сервисы; – использовать в повседневной практической деятельности (в том числе — размещать данные) информационные ресурсы интернет-сервисов и виртуальных пространств коллективного взаимодействия, соблюдая авторские права и руководствуясь правилами сетевого этикета.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – использовать компьютерные сети и определять их роли в современном мире; узнать базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, нормы информационной этики и права; – анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; – понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений; – создавать веб-страницы, содержащие списки, рисунки, гиперссылки, таблицы, формы; организовывать личное информационное пространство; – критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.

Основы социальной информатики

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.


2. Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета «Информатика», предлагаемое в авторском УМК, полностью перекрывает содержание, представленное в примерной основной образовательной программе среднего общего образования. Кроме того, по ряду тем материал представлен даже несколько шире, что обеспечивает возможность наиболее мотивированным школьникам сформировать более полные представления о сфере информатики и информационных технологий. Основные виды учебной деятельности по освоению содержания и формы организации учебных занятий указаны в разделе Тематическое планирование.

Введение. Информация и информационные процессы

Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком. Системы.

Компоненты системы и их взаимодействие. Универсальность дискретного представления информации

10 класс

 Глава 1. Информация и информационные процессы § 1. Информация. Информационная грамотность и информационная культура

 1. Информация, её свойства и виды

2. Информационная культура и информационная грамотность

3. Этапы работы с информацией

4. Некоторые приёмы работы с текстовой информацией

§ 2. Подходы к измерению информации

1. Содержательный подход к измерению информации

2. Алфавитный подход к измерению информации

3. Единицы измерения информации

§ 3. Информационные связи в системах различной природы

1. Системы

2. Информационные связи в системах

3. Системы управления

§ 4. Обработка информации

1. Задачи обработки информации

2. Кодирование информации

3. Поиск информации

§ 5. Передача и хранение информации

1. Передача информации

2. Хранение информации

10 класс

Глава 3. Представление информации в компьютере

§ 14. Кодирование текстовой информации

1. Кодировка АSCII и её расширения

2. Стандарт UNICODE

3. Информационный объём текстового сообщения

§ 15. Кодирование графической информации

1. Общие подходы к кодированию графической информации

2. О векторной и растровой графике

3. Кодирование цвета

4. Цветовая модель RGB

5. Цветовая модель HSB

6. Цветовая модель CMYK

§ 16. Кодирование звуковой информации

1. Звук и его характеристики

2. Понятие звукозаписи 3. Оцифровка звука

Математические основы информатики

Тексты и кодирование Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано

10 класс

 Глава 1. Информация и информационные процессы 

§ 4. Обработка информации

4.2. Кодирование информации

Системы счисления

Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления

10 класс

Глава 3. Представление информации в компьютере

§ 10. Представление чисел в позиционных системах счисления

1. Общие сведения о системах счисления

2. Позиционные системы счисления

3. Перевод чисел из q-ичной в десятичную систему счисления

§ 11. Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую

5. Перевод целого десятичного числа в систему счисления с основанием q

6. Перевод целого десятичного числа в двоичную систему счисления

7. Перевод целого числа из системы счисления с основанием p в систему счисления с основанием q

8. Перевод конечной десятичной дроби в систему счисления с основанием q

9. «Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления

§ 12. Арифметические операции в позиционных системах счисления

1. Сложение чисел в системе счисления с основанием q

2. Вычитание чисел в системе счисления с основанием q

3. Умножение чисел в системе счисления с основанием q

4. Деление чисел в системе счисления с основанием q

5. Двоичная арифметика

§ 13. Представление чисел в компьютере

1. Представление целых чисел

2. Представление вещественных чисел

Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений.

Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма

10 класс

Глава 4. Элементы теории множеств и алгебры логики

§ 17. Некоторые сведения из теории множеств

1. Понятие множества

2. Операции над множествами

3. Мощность множества

§ 18. Алгебра логики

1. Логические высказывания и переменные

2. Логические операции

3. Логические выражения

4. Предикаты и их множества истинности

§ 19. Таблицы истинности

1. Построение таблиц истинности

2. Анализ таблиц истинности

§ 20. Преобразование логических выражений

1. Основные законы алгебры логики

2. Логические функции

3. Составление логического выражения по таблице истинности и его упрощение

§ 21. Элементы схемотехники. Логические схемы

1. Логические элементы

2. Сумматор

3. Триггер

§ 22. Логические задачи и способы их решения

1. Метод рассуждений

2. Задачи о рыцарях и лжецах

3. Задачи на сопоставление. Табличный метод

4. Использование таблиц истинности для решения логических задач

5. Решение логических задач путём упрощения логических выражений

Дискретные объекты Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами). Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево

11 класс Глава 3. Информационное моделирование

§ 10. Модели и моделирование

3. Графы, деревья и таблицы

§ 11. Моделирование на графах

1. Алгоритмы нахождения кратчайших путей

Алгоритмы и элементы программирования

Алгоритмические конструкции Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы. Табличные величины (массивы).

Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования

1. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма 2. Способы записи алгоритма

§ 6. Алгоритмические структуры 

1. Последовательная алгоритмическая конструкция

2. Ветвящаяся алгоритмическая конструкция

3. Циклическая алгоритмическая конструкция

Составление алгоритмов и их программная реализация Этапы решения задач на компьютере. Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций на выбранном языке программирования. Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в выбранной среде программирования. Приемы отладки программ. Проверка работоспособности программ с использованием трассировочных таблиц. Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей. Примеры задач:

– алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива);

– алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления;

– алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка числа на простоту и т. д.);

 – алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения. Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца). Постановка задачи сортировки

11 класс

Глава 2. Алгоритмы и элементы программирования

§ 7. Запись алгоритмов на языках программирования

1. Структурная организация данных

2. Некоторые сведения о языке программирования Pascal

§ 8. Структурированные типы данных. Массивы

1. Общие сведения об одномерных массивах

2. Задачи поиска элемента с заданными свойствами

3. Проверка соответствия элементов массива некоторому условию

4. Удаление и вставка элементов массива

5. Перестановка всех элементов массива в обратном порядке

6. Сортировка массива

§ 9. Структурное программирование

1. Общее представление о структурном программировании

2. Вспомогательный алгоритм

3. Рекурсивные алгоритмы

4. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Pascal

Анализ алгоритмов Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат. Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; зависимость вычислений от размера исходных данных

11 класс

Глава 2. Алгоритмы и элементы программирования

§ 5. Основные сведения об алгоритмах

3. Понятие сложности алгоритма

§ 7. Запись алгоритмов на языках программирования

3. Анализ программ с помощью трассировочных таблиц

4. Другие приёмы анализа программ

Математическое моделирование

Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики). Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов.

Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности.

11 класс

Глава 1. Обработка информации в электронных таблицах

11 класс

Глава 3. Информационное моделирование

 § 10. Модели и моделирование

1. Общие сведения о моделировании

2. Компьютерное моделирование

Использование программных систем и сервисов

Компьютер — универсальное устройство обработки данных Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров. Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств. Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. Параллельное программирование. Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения. Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования.

10 класс

Глава 2. Компьютер и его программное обеспечение

§ 6. История развития вычислительной техники

1. Этапы информационных преобразований в обществе 2. История развития устройств для вычислений

3. Поколения ЭВМ

§ 7. Основополагающие принципы устройства ЭВМ

1. Принципы Неймана-Лебедева

2. Архитектура персонального компьютера

3. Перспективные направления развития компьютеров

§ 8. Программное обеспечение компьютера

1. Структура программного обеспечения

2. Системное программное обеспечение

3. Системы программирования

4. Прикладное программное обеспечение

§ 9. Файловая система компьютера

1. Файлы и каталоги

2. Функции файловой системы

3. Файловые структуры

11 класс

Глава 5. Основы социальной информатики

§ 18. Информационное право и информационная безопасность

1. Правовое регулирование в области информационных ресурсов

2. Правовые нормы использования программного обеспечения

Подготовка текстов и демонстрационных материалов Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний. Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка литературы. Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.

Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи

10 класс

Глава 5. Современные технологии создания и обработки информационных объектов

§ 23. Текстовые документы

1. Виды текстовых документов

2. Виды программного обеспечения для обработки текстовой информации

3. Создание текстовых документов на компьютере

4. Средства автоматизации процесса создания документов

5. Совместная работа над документом

6. Оформление реферата как пример автоматизации процесса создания документов

7. Другие возможности автоматизации обработки текстовой информации

Работа с аудиовизуальными данными Создание и преобразование аудио визуальных объектов. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений. Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети

10 класс

Глава 5. Современные технологии создания и обработки информационных объектов

 § 24. Объекты компьютерной графики

  1. Компьютерная графика и её виды
  2. 2. Форматы графических файлов
  3. 3. Понятие разрешения
  4. 4. Цифровая фотография

 § 25. Компьютерные презентации

1. Виды компьютерных презентаций

2. Создание презентаций

Электронные (динамические) таблицы Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе — в задачах математического моделирования)

11 класс

Глава 1. Обработка информации в электронных таблицах

§ 1. Табличный процессор. Основные сведения

1. Объекты табличного процессора и их свойства

2. Некоторые приёмы ввода и редактирования данных

3. Копирование и перемещение данных

§ 2. Редактирование и форматирование в табличном процессоре

1. Редактирование книги и электронной таблицы

 2. Форматирование объектов электронной таблицы

 § 3. Встроенные функции и их использование

1. Общие сведения о функциях

2. Математические и статистические функции

3. Логические функции

4. Финансовые функции

5. Текстовые функции

§ 4. Инструменты анализа данных

1. Диаграммы

2. Сортировка данных

3. Фильтрация данных

4. Условное форматирование

5. Подбор параметра

Базы данных

 Реляционные (табличные) базы данных. Таблица — представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами. Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач

11 класс

Глава 3. Информационное моделирование

§ 12. База данных как модель предметной области

1. Общие представления об информационных системах

2. Предметная область и её моделирование

3. Представление о моделях данных

4. Реляционные базы данных

§ 13. Системы управления базами данных

1. Этапы разработки базы данных

2. СУБД и их классификация

3. Работа в программной среде СУБД

4. Манипулирование данными в базе данных

Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве

Компьютерные сети

 Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры. Аппаратные компоненты компьютерных сетей. Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайты). Сетевое хранение данных. Облачные сервисы. Деятельность в сети Интернет Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов. Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т. п.); интернет -торговля; бронирование билетов и гостиниц и т. п.

11 класс

Глава 4. Сетевые информационные технологии

§ 14. Основы построения компьютерных сетей

1. Компьютерные сети и их классификация

2. Аппаратное и программное обеспечение компьютерных сетей

3. Работа в локальной сети

4. Как устроен Интернет

5. История появления и развития компьютерных сетей § 15. Службы Интернета 

1. Информационные службы

2. Коммуникационные службы

3. Сетевой этикет

§ 16. Интернет как глобальная информационная система

1. Всемирная паутина

2. Поиск информации в сети Интернет

3. О достоверности информации, представленной на вебресурсах

Социальная информатика

Социальные сети — организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве. Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы

11 класс

 Глава 5. Основы социальной информатики

§ 17. Информационное общество

1. Понятие информационного общества

2. Информационные ресурсы, продукты и услуги

3. Информатизация образования

4. Россия на пути к информационному обществу

Информационная безопасность Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности

11 класс

Глава 5. Основы социальной информатики

§ 18. Информационное право и информационная безопасность

1. Правовое регулирование в области информационных ресурсов

2. Правовые нормы использования программного обеспечения

3. О наказаниях за информационные преступления

4. Информационная безопасность 5. Защита информации


  1. Тематическое планирование

Название тематического блока

Название темы

Количество часов

Общее

Теория

Практика

1.

Введение. Информация и информационные процессы

Информация и информационные процессы

15

9

6

2.

Использование программных систем и сервисов

Компьютер и его программное обеспечение

6

3

3

Современные технологии создания и обработки информационных объектов

10

4

6

Обработка информации в электронных таблицах

12

4

8

3.

Математические основы информатики

Представление информации в компьютере

13

5

8

Элементы теории множеств и алгебры логики

23

12

11

4.

Алгоритмы и элементы программирования

Алгоритмы и элементы программирования

9

5

4

Информационное моделирование

16

8

8

5.

Информационно-коммуникационные технологии.

Работа в информационном пространстве

Сетевые информационные технологии

9

4

5

Основы социальной информатики

5

2

3

6.

Резерв учебного времени

8

Итого:

126

56

62


Описание видов деятельности по каждой из тем представлено в таблице.

Название тематического блока

Виды деятельности

Введение. Информация и информационные процессы

Изучение нового материала в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждение вопросов и заданий к теме. Обобщение теории, решение задач и выполнение практических заданий. Тестирование.

Практическая деятельность:

Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах. Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике). Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам

Математические основы информатики

Изучение нового материала в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждение вопросов и заданий к теме. Обобщение теории, решение задач и выполнение практических заданий. Тестирование.

Практическая деятельность:

Решение задач и выполнение заданий на кодирование тестовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой. Выполнение эквивалентных преобразований логических выражений; построение логического выражения по заданной таблице истинности. Решение простейших логических уравнений. Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами). Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира

Алгоритмы и элементы программирования

Изучение нового материала в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждение вопросов и заданий к теме. Обобщение теории, решение задач и выполнение практических заданий. Тестирование.

Практическая деятельность:

Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач: – нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива); – анализа записей чисел в позиционной системе счисления; – решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка числа на простоту и т. д.); – работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения и др. Постановка задачи сортировки. Исследование математических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме. Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков. Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.

Использование программных систем и сервисов

Изучение нового материала в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждение вопросов и заданий к теме. Обобщение теории, решение задач и выполнение практических заданий. Тестирование.

Практическая деятельность:

Знакомство с системой управления базами данных. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами. Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида. Создание, редактирование и форматирование растровых и векторных графических изображений. Создание мультимедийной презентации. Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц. Использование средств деловой графики для наглядного представления данных. Знакомство с системой управления базами данных. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

Информационно-коммуникационные технологии.

Работа в информационном пространстве

Изучение нового материала в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждение вопросов и заданий к теме. Обобщение теории, решение задач и выполнение практических заданий. Тестирование.

Практическая деятельность:

Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети, по ключевым словам, адекватным решаемой задаче. Разработка Web-страницы на заданную тему. Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.


  1. Поурочное планирование 10 класс

Номер
урока

Тема урока

Параграф
учебника

Информация и информационные процессы – 15 часов

1.

Информация, ее виды и свойства. Информационная грамотность и информационная культура.

§1 (1, 2)

2.

Этапы работы с информацией; приемы работы с текстовой информацией.

§1 (3, 4)

3.

Содержательный подход к измерению информации.

§2 (1)

4.

Алфавитный подход к измерению информации.

§2 (2)

5.

Единицы измерения информации.

§2 (3)

6.

Решение задач по теме «Подходы к измерению информации». Самостоятельная работа №1 «Подходы к измерению информации».

§2

7.

Информационные связи в системах различной природы. Системы управления.

§3

8.

Задачи обработки информации. Кодирование информации. Подсчет количества слов фиксированной длины в определенном алфавите.

§4 (1, 2)

9.

Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.

§4 (2)

10.

Решение задач по теме «Кодирование информации». Самостоятельная работа №2 «Кодирование информации».

§4 (1, 2)

11.

Поиск информации.

§4 (3)

12.

Передача информации. Диаграмма Гантта.

§5 (1)

13.

Самостоятельная работа №3 «Передача информации». Хранение  информации.

§5 (1, 2)

14.

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информация и информационные процессы» (урок-семинар)

§1–5

15.

Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы»

§1–5

Компьютер и его программное обеспечение – 6 часов

16.

История развития вычислительной техники

§6

17.

Основополагающие принципы устройства ЭВМ

§7

18.

Программное обеспечение компьютера.

§8

19.

Алгоритм Хаффмана. Самостоятельная работа №4 «Персональный компьютер и его характеристики»

§8

20.

Файловая система компьютера. Самостоятельная работа №5 «Файловая система»

§9

21.

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Компьютер и его программное обеспечение» (урок-семинар)

§6–9

Представление информации в компьютере – 13 часов

22.

Позиционные системы счисления. Свёрнутая и развернутая форма записи чисел. Схема Горнера.

§10 (1, 2)

23.

Перевод чисел из системы счисления с основанием q в десятичную систему счисления. Самостоятельная работа №6 «Представление чисел в позиционных системах счисления»

§10 (3)

24.

Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую

§11 (1, 2, 3, 4)

25.

«Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления. Самостоятельная работа №7 «Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую»

§11

26.

Арифметические операции в позиционных системах счисления

§12

27.

Самостоятельная работа №8 «Арифметические операции в позиционных системах счисления». Двоичная запись суммы / разности степеней двойки.

§12

28.

Представление целых и вещественных чисел в компьютере. Машинные коды.

§13

29.

Самостоятельная работа №9 «Представление чисел в компьютере». Кодировочные таблицы. Информационный объём текстового сообщения.

§14

30.

Самостоятельная работа №10 «Кодирование текстовой информации». Векторная и растровая графика.

§14, §15 (1)

31.

Кодирование цвета. Цветовые модели. Самостоятельная работа №11 «Кодирование графической информации»

§15

32.

Оцифровка звука. Самостоятельная работа №12 «Кодирование звуковой информации».

§16

33.

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Представление информации в компьютере» (урок-семинар)

§10–16

34.

Контрольная работа №2 «Представление информации в компьютере»

§10–16

Элементы теории множеств и алгебры логики – 23 часа

35.

Понятие множества, операции над множествами, мощность множества.

§17

36.

Решение задач по теме «Некоторые сведения из теории множеств». Самостоятельная работа №13 «Элементы теории множеств»

§17

37.

Алгебра логики. Высказывания. Логические операции и выражения.

§18 (1, 2, 3)

38.

Предикаты и их множества истинности.

§18 (4)

39.

Самостоятельная работа №14 «Высказывания и предикаты»

§18

40.

Таблицы истинности, их построение.

§19 (1)

4.1

Анализ таблиц истинности

§19 (2)

42.

Самостоятельная работа №15 «Таблицы истинности»

§19

43.

Основные законы алгебры логики и их доказательство

§20 (1)

44.

Упрощение логических выражений.

§20 (1)

45.

Подсчет количества решений логического уравнения.

§20 (1)

46.

Понятие логической функции

§20 (2)

47.

Составление логического выражения по таблице истинности и его упрощение.

§20 (3)

48.

Самостоятельная работа №16 «Преобразование логических выражений»

§20 (1, 2, 3)

49.

Элементы схемотехники. Сумматор.

§21 (1, 2)

50.

Триггер.

§21 (3)

51.

Самостоятельная работа №17 «Логические схемы»

§21

52.

Решение логических задач методом рассуждений.

§22 (1)

53.

Задачи о рыцарях и лжецах.

§22 (2)

54.

Задачи на сопоставление. Использование таблиц истинности.

§22 (3, 4)

55.

Решение логических задач путем упрощения логических выражений.

§22 (5)

56.

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Элементы теории множеств и алгебры логики» (урок-семинар)

§17–22

57.

Контрольная работа №3 «Элементы теории множеств и алгебры логики»

Современные технологии создания и обработки информационных объектов – 9 часов

58.

Текстовые документы и средства автоматизации процесса их создания.

§23

59.

Совместная работа над документом. Самостоятельная работа № 18 «Текстовые документы»

§23

60.

Компьютерная графика.

§24

61.

Форматы графических файлов. Самостоятельная работа № 18 «Объекты компьютерной графики»

§24

62.

Цифровая фотография.

§24

63.

Компьютерные презентации

§25

64.

Композиция и колористика

§25

65.

Выполнение мини-проекта по теме «Создание и обработка информационных объектов»

§23–25

66.

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Современные технологии создания и обработки информационных объектов» (урок-семинар)

§23–25

Итоговое повторение – 2  часа

67.

Основные идеи и понятия курса

§1–25

68.

Итоговое тестирование

§1–25

Резерв учебного времени – 2 часа


Поурочное планирование 11 класс

Номер
урока

Тема урока

Параграф
учебника

Обработка информации в электронных таблицах – 12 часов

Табличный процессор.  Некоторые приемы ввода и редактирования данных

§1 (1, 2)

Копирование и перемещение данных в электронных таблицах

§1 (3)

Редактирование и форматирование в табличном

процессоре

§2

Встроенные функции и их использование. Математические и статистические функции.

§3 (1, 2)

Логические функции.

§3(3)

Финансовые функции

§3(4)

Текстовые функции

§3(5)

Инструменты анализа данных. Диаграммы

§4(1)

Сортировка данных. Фильтрация данных

§4(2, 3)

Условное форматирование. Подбор параметра

§4(4, 5)

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Обработка информации в электронных таблицах» (урок-практикум)

§1–4

Контрольная работа №1 «Обработка информации в электронных таблицах

Алгоритмы и элементы программирования – 20 часов

Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма

§5 (1, 2)

Понятие сложности алгоритма.

§5 (3)

Алгоритмические структуры. Следование. Ветвление.

§6 (1, 2)

Циклическая алгоритмическая конструкция

§6 (3)

Самостоятельная работа №1 «Алгоритмы и исполнители».

§ 5-6

Понятие структуры данных.  Основные сведения о языке программирования Паскаль

§7(1, 2)

Примеры записи  алгоритмов  на  языке программирования Паскаль

§7(1, 2)

Самостоятельная работа №2 «Запись  алгоритмов  на  языке программирования Паскаль»

§7(1, 2)

Анализ программ с помощью трассировочных таблиц

§7 (3)

Функциональный подход к анализу программ

§7 (4)

Самостоятельная работа №3 «Анализ алгоритмов»

§7

Структурированные типы данных.  Массивы

§8 (1)

Поиск элементов с заданными свойствами в одномерном массиве. Проверка соответствия элементов массива некоторому условию.

§8 (2, 3)

Задачи на удаление. Вставку и перестановку элементов массива

§8 (4, 5)

Сортировка массива

§8 (6)

Самостоятельная работа №4 «Способы заполнения и типовые приёмы обработки одномерных массивов»

§8

Самостоятельная работа №5 «Решение задач по обработке массивов»

§8

Структурное программирование. Вспомогательные алгоритмы.

§9 (1, 2)

Рекурсивные алгоритмы. Самостоятельная работа №6 «Рекурсивные алгоритмы».

§9 (3, 4)

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Алгоритмы и элементы программирования» (урок-практикум)

§5–9

Информационное моделирование – 16 часов

Модели и моделирование. Компьютерное моделирование

§10 (1, 2)

Списки, графы, деревья и таблицы

§10 (3)

Моделирование  на  графах

§11(1)

Самостоятельная работа №7 «Пути в графе»

§11(1)

Знакомство с теорией игр

§11(2)

Самостоятельная работа №8 «Дерево игры»

§11(2)

Общие представления об информационных системах

§12 (1)

База  данных  как  модель  предметной  области

§12 (2, 3)

Реляционные базы данных

§12(4)

Самостоятельная работа №9 «Информация в таблицах»

§12

Системы управления базами данных

§13 (1, 2)

Работа в программной среде СУБД

§13 (3)

Проектирование базы данных

§13

Разработка базы данных

§13

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информационное моделирование» (урок-семинар)

§10–13

Контрольная работа №2 «Информационное моделирование»

§10–13

Сетевые информационные технологии – 9 часов

Компьютерные сети, их аппаратное и программное обеспечение

§14 (1, 2, 3)

Как устроен Интернет

§14 (4)

Самостоятельная работа № 10 «Основы построения компьютерных сетей»

§14

Информационные службы Интернета.

§15 (1)

Коммуникационные службы Интернета. Сетевой этикет

§15 (2, 3)

Интернет как глобальная информационная система. Самостоятельная работа № 9 «Поисковые запросы в сети Интернет»

§16 (1, 2)

Достоверность информации, представленной в сети.

§16 (3)

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Сетевые информационные технологии» (урок-семинар)

§14–16

Контрольная работа №3 «Сетевые информационные технологии»

§14–16

Основы социальной информатики – 5 часов

Информационное  общество

§17

Информационное  право

§18.1–18.3

Информационная  безопасность

§18.4

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Основы социальной информатики» (урок-семинар)

§17–18

Тест по теме «Основы социальной информатики»

§17–18

Итоговое повторение

Основные идеи и понятия курса

§1–18

Итоговая контрольная работа

Резерв учебного времени – 4 часа

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение по курсу информатики и ИКТ предполагает: информационную поддержку деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета); укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы на определённых учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой.

Для обеспечения нового качества образования и повышения его эффективности в условиях реализации ФГОС ООО используется мультимедийное сопровождение курса и электронное приложение к УМК, а также ресурсы федеральных коллекций, в частности, ресурсы ФЦИОР (http://fcior.edu.ru)

 Информация и информационные процессы 

• Единицы измерения информации

 • Представление текста в различных кодировках

• Числа в памяти ЭВМ. Средства обработки числовой информации

• Числа с фиксированной и плавающей запятой

• Число и его компьютерный код

• Принципы и системы передачи информации. Вычисление объема информации при передаче. Практическая работа

 Компьютер и его программное обеспечение 

• Аппаратное и программное обеспечение для представления звука

• Аппаратное и программное обеспечение для представления изображения

• Архитектура компьютера

• Архитектура машин пятого поколения

• Внутренняя память компьютера

• Внутренняя память компьютера. Внешняя память компьютера. Типы накопителей информации

• Классификация информационных процессов

• Магистраль. Передача данных внутри компьютера

• От абака до ноутбука. Поколения компьютерной техники

 • Принцип открытой архитектуры

• Принципы и системы передачи информации

Представление информации в компьютере

• Представление текста в различных кодировках

• Числа в памяти ЭВМ. Средства обработки числовой информации

• Числа с фиксированной и плавающей запятой

• Число и его компьютерный код

Алгоритмы и элементы программирования

 • Понятие алгоритма

• Теория алгоритмов. Основные понятия

• Алгоритмически неразрешимые задачи

• Алгоритмы сортировки

• Вложенные циклы (на примере языка Pascal).

 • Использование цикла While-Do (на примере языка Pascal). (Практическая работа.)

• Конструирование логических выражений

• Начальные сведения о программах на языке Pascal

• Объявление переменных в программе (на примере языка Pascal). Использование. Присваивание. Практическая работа

• Объявление переменных в программе. Перечислимые и интервальные типы (На примере языка Pascal). Практическая работа

• Операторы ветвления if и case (на примере языка Pascal). Практическая работа

• Организация и применение линейных списков. Вставка элемента в середину списка

• Основные структуры данных

• Основные типы данных: Integer, Real, Boolean, Character и String. Работа с переменными и константами (на примере языка Pascal)

• Основные элементы языка программирования (на примере языка Pascal). Циклы. Работа с циклами. Использование циклов в программе. Вложенные циклы

• Основы работы со строками в языке Pascal. Практическая работа

• Основы составления программы, осуществляющей вывод данных на консоль на языке Pascal

• Простейшие операции языка Pascal

• Работа с массивами. Одномерные массивы. Алгоритмы работы с массивами. Обработка массива в цикле. Подсчет суммы элементов, максимум и минимум, поиск и сортировка элементов в массиве (на примере языка Pascal)

• Реализация основных алгоритмических конструкций

• Создание шаблона программы на языке Pascal

• Функции работы со строками в языке Pascal. Практическая работа

• Этапы разработки программы, ее структура. Создание шаблона программы на языке Pascal

Информационное моделирование

• Назначение и виды информационных моделей

• Построение информационных моделей ИС

• Формализация задач из различных предметных областей

• Формирование требований к ИС

• Ввод данных в БД

• Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции

• Запросы на выборку данных

• Понятие СУБД. Классификация СУБД

• Проектирование баз данных

• Проектирование объектов данных

• Проектирование отчетов

• Проектирование экранных форм

• Создание отчетов в БД

• Этапы разработки ИС

Сетевые информационные технологии

• Архитектура Интернет

• Вставка графических объектов с использованием языка HTML

 • Глобальные компьютерные сети История создания и развития сети Интернет

• Организация и протоколы, используемые в сети Интернет

 • Основные определения и понятия языка HTML. Структура и логика языка разметки HTML. Понятие тега

• Основные теги HTML

• Поисковые системы в сети Интернет и принципы их работы

• Представление IP адресов

• Представление IP адресов, части адреса, маршрутизация

• Протоколы передачи данных в сети Интернет

• Работа со ссылками на примере HTML

• Работа со ссылками с использованием языка гипертекстовой разметки

• Размещение сайта в Интернете

 • Создание веб-страницы с использованием основных тегов HTML

• Создание и работа с таблицами (на примере HTML)

• Создание списков с использованием языка HTML

• Создание списков. Маркированные и нумерованные списки Создание таблиц и работа с ними в HTML

• Технологии обмена электронной почтой, представление информации в интернет, языки программирования, эксплуатация интернет-систем

• Технология создания web-сайта

 • Форматирование и оформление текста на примере HTML

• Форматирование текста с использованием языка гипертекстовой разметки. Заголовки. Абзацы

Основы социальной информатики

• Аграрное, индустриальное и информационное общество

• Законодательство РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации

• Информатика и современное общество

• Роль и место информационных технологий в современном обществе

• Роль информатики в современном обществе

Для проведения плановых учебных занятий по информатике используется компьютерный класс - кабинет информатики в соответствующей комплектации. В компьютерном классе 12 компьютеров (рабочих мест) для школьников и один компьютер (рабочее место) для педагога. Компьютеры объединены в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет, что позволяет использовать сетевое решение для цифровых образовательных ресурсов.

Кроме того, в ИКТ-кабинете:

 • принтер на рабочем месте учителя;

 • проектор на рабочем месте учителя;

• сканер на рабочем месте учителя.

Обязательным является выполнение требований санитарных правил и норм работы в компьютерном классе, соблюдение эргономических правил при работе учащихся за компьютерами.

Компьютеры, расположенные в кабинете информатики, имеют операционную систему Windows и оснащены всеми программными средствами, имеющимися в наличии в школе, в том числе основными приложениями. В их число входят программы текстового редактора, электронных таблиц и баз данных, графические редакторы, простейшие звуковые редакторские средства и другие программные средства.

Для выполнения практических заданий по программированию используются варианты свободно распространяемой системы программирования на Паскале (Pascal ABC, Free Pascal). Для выполнения практических заданий по информационным технологиям используется свободное программное обеспечение.


  1. Свободное программное обеспечение

Офисные пакеты

OpenOffice.org    http://i-rs.ru

LibreOffice           http://libreoffice.org

Приложения для работы с электронной документацией

Scribus                 http://www/scribus.net

AdobeReader         http://get/adobe/com/ru/reader

WinDjView         http://windjview.sourseforge/net/ru/

Приложения для работы с графикой

Gimp                 http://www.gimp.org

Paint.net                http://paintnet.ru

Inkscape                http://www.inkscape.org/

Blender                 http://www.blender.org/

Среды программирования

Lazarus                    http://lazarus.freepascal.org/

Free Pascal                   http://freepasca.org/

PascalABC.NET           http://pascalabc.net/

КуМир                   http://lpm.org.ru/kumir/

    Редактор блок-схем http://alglib.sources.ru/aboutbls.php

Пакеты для математических расчетов и визуализации данных

Maxima                 http:// maxima.sourceforge.net/

SMathStudio                 http://smath.info/forum/

Мультимедиаприложения

Звуковой редактор Audacity         http:// audacity.sourceforge.net/

Медиа-плеер VLC                         http://wwwvideolan.org/

Программа для захвата и обработки видео VirtualDub   http://www.virtualdub.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «История России» для 8класса

Программа основного(общего ) образования для индивидуального обучения...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

рабочая программапо математике 5 класс ФГОС

Рабочая программа по математике для 5 класса на уровень основного общего образования в соответствии с ФГОС...

Предмет: Информатика. Класс: 5. Учитель: А.Н. Комогорцева Урок 1. Тема «Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас»

Цели урока:Образовательная:·         рассмотреть правила техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе;·...