"Урок в свете ФГОС"
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс)

Тамбовцева Наталья Викторовна

Разработки уроков по стандартам ФГОС второго поколения с использованием технологических карт и рассматриваемые УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tambovtseva_konspekty_urokov_informatiki_1.docx92.07 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК №1

Урок информатики в 11 классе на тему

«Кодирование графической информации. Модель RGB.»

Учитель Тамбовцева Н.В.

Тип урока:

урок применения предметных знаний, умений, навыков.

Цели урока:

  • способствовать формированию навыков применения предметных знаний в области кодирования графической информации, умений, навыков в условиях решения учебных задач повышенной сложности на представление информации в памяти компьютера;
  • создать условия для развития у обучающихся познавательной, коммуникативной, информационной компетенций.

Задачи урока:

Воспитательные:

  • Вовлечь в активную практическую деятельность, воспитать культуру навыков самообразования
  • обеспечить сознательное усвоение материала
  • совершенствовать навыки общения (развить коммуникативные умения)

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с формами представления графической (цветовой) информации
  • создать условия для формирования знаний о способе кодирования растровой графической информации в памяти компьютера
  • выработать практические навыки по кодированию/декодированию изображения

Развивающие:

  • Развивать активность и познавательный интерес
  • развивать творческое, логическое мышление, направленное на выбор оптимальных решений
  • развивать способность к анализу и синтезу
  • способствовать развитию внимательности, умению осуществлять самоконтроль, навыкам использования информационных технологий для решения различных задач.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • проявлять положительное отношение к урокам информатики, интерес к способам решения новых учебных задач, понимать причины успеха или неуспеха в своей учебной деятельности
  • формировать готовность к самообразованию и самовоспитанию
  • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия совместных эффективных решений

Метапредметные:

Познавательные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
  • развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы;

Коммуникативные: 

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Регулятивные:

  • развитие навыков планирования деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, прогнозирование результата своей деятельности;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Предметные:

  • умение использовать термин «кодирование», записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256
  • навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи
  • умение кодировать и декодировать изображения при известной цветовой палитре и параметрах изображения

Формы деятельности:

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • групповая

Формы обучения:

Смешанная

Оборудование урока:

  • мультимедиа проектор
  • компьютер ученика с установленным ПО
  • компьютер учителя с установленным ПО
  • ЦОР
  • презентация по теме
  • раздаточный материал
  • рабочая тетрадь
  • УМК

Этапы урока:

Учитель

Ученик

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

  1. Организационный этап

Проверка готовности учащихся к уроку. Взаимное приветствие учителя и обучающихся.

Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика.

  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных понятий. Актуализация знаний.

На предыдущих уроках мы с вами говорили об аппаратных средствах, графических редакторах, видах компьютерной графики, о том, как изображение представляется на экране компьютера. Давайте вспомним основные понятия и определения, которые понадобятся нам для изучения нового материала. Восстановите, пожалуйста, текст как вы представляете его в исходном виде, вставив пропущенные слова.
Тематический диктант.

Самоопределение

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты

Умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им

  1. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Представим себе, что у нас есть возможность заглянуть в память компьютера и отобразить ее содержимое. Любая информация в памяти компьютера представлена в двоичном виде и представляет собой сочетание нулей и единиц. Например,

001 111 111 111 010 010 111 111 111 001 111 111 111 011 011 011 011 111 111 111 111 111 011 111 111 111 111 011 111 111 111 011 111 111 111 111 111 111 011 111 110 011 111 111 110 110 111 111 011 110 110 011 111 111 110 110 111 111 011 110 111 011 111 111 111 111 111 111 011 111 111 111 011 111 111 111 111 011 111 111 111 111 111 011 011 011 011 111 111 111 001 111 111 111 010 010 111 111 111 001

Как вы думаете, какое изображение на экране компьютера закодировано перед вами?

Смыслообразование

поиск и выделение информации

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Прогнозирование,
целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную

  1. Первичное закрепление знаний в знакомой ситуации (типичные)

Любой цвет задается тройкой чисел (r, g, b), показывающих в каком соотношении нужно взять эти цвета. Можно считать, что каждый цвет меняется в диапазоне от 0 до 1, где числу 1 соответствует максимально возможная яркость источника цвета, а числу 0 – полное отсутствие света, несущего данный цвет. Описание цвета тройкой чисел привело ученых к мысли, что можно считать эти числа координатами в пространстве. Тогда получается, что коды всех цветов заполняют куб с ребром 1. Яркость цвета определяется тем, насколько близко к 1 находится хотя бы одна из координат точки, соответствующей данному цвету. А чем ближе точка к диагонали, соединяющей черный и белый цвета, тем меньше насыщенность цвета, обозначенного этой точкой.

Давайте попытаемся ответить на вопросы:

  • — Какой цвет на цветовом кубе соответствует вершине (0,1,1)?
  • — На цветовом кубе отсутствуют координаты одной из вершин. Каковы координаты этой вершины и какому цвету она соответствует?
  • — Точке с координатами (1/2 , 1/2 ,0) на цветовом кубе соответствует коричневый цвет. Какой цвет, по вашему мнению, соответствует точке (1/4, 1/4 , 0)? А точке (3/4, 3/4 , 0)?
  • — Какие координаты на цветовом кубе имеет оранжевый цвет?

Итак, вернемся к битовой глубине и количеству цветов. Если считать, что для кодирования цвета каждого пикселя отведен только один бит, то очевидно, что это цвет может быть закодирован либо 0, либо 1, то есть только два цвета. 0 в этом случае черный цвет, 1 – белый. Посмотрите, пожалуйста, как кодируется черно-белое изображение в такой системе цветов (буква С).

Если предположить, что при использовании модели RGB, отводится для кодирования каждой составляющей цвета хотя бы по одному биту (т.е. всего 3 на пиксель), то может быть получено 8 различных цветов, которые можно отобразить в таблице:

Рассмотрим ее. Наличие составляющей – 1, отсутствие – 0.

На практике в современных компьютерах для кодирования цвета одного пикселя отводится 16 (Hi-Color) или 24 (True-Color) бита – по 8 бит на каждый пиксель. Каждая точка изображения, при такой системе кодирования может быть окрашена в один из 16 777 216 цветов. Большего количества цветов человеческий глаз воспринимать не способен.

При создании Веб-страниц использование двоичной системы для кодирования цвета неудобно, поэтому переходят к 16-ричной системе счисления, что значительно сокращает запись.

#RRGGBB, где

— RR - яркость красного

— GG- яркость зеленого

— BB - яркость синего.

Принцип кодирования остается прежним – чем больше составляющая определенного цвета, тем больший вклад вносит эта составляющая в результирующий цвет. Например, #FF0000 – красный, #FF00FF – фиолетовый.

Чтобы получить светлый оттенок какого-то «чистого» цвета, нужно одинаково увеличить нулевые составляющие; например, чтобы получить светло-красный цвет, нужно сделать максимальной красную составляющую и, кроме этого, одинаково увеличить остальные – синюю и зеленую: #FF9999 (сравните с красным – #FF0000)

Чтобы получить темный оттенок чистого цвета, нужно одинаково уменьшить все составляющие, например, #660066 – это темно-фиолетовый цвет (сравните с фиолетовым #FF00FF).

Смыслообразование

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных),

установление причинно-следственных связей

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Контроль

Коррекция

Оценка

  1. Первичное закрепление знаний в измененной жизненной ситуации (конструктивные)

Работа в парах.

1. Пусть используется режим True-Color. Укажите цвета, которые задаются кодами:

a) 000000001111111111111111

b) 011111110111111101111111

c) 011111110000000001111111

2. Для кодирования цвета фона страницы Интернет используются шестнадцатеричные значения интенсивности цветовых компонент в 24-битной RGB-модели. К какому цвету будет близок цвет страницы, заданный значением #999900?

1) белый 2) серый 3)желтый 4) фиолетовый

3. Для кодирования цвета фона страницы Интернет используются шестнадцатеричные значения интенсивности цветовых компонент в 24-битной RGB-модели. К какому цвету будет близок цвет страницы, заданный значением #40FF40?

1) темно-фиолетовый 2) светло-зеленый 3)желтый 4) светло-желтый

А теперь давайте попытаемся ответить на вопрос, который был поставлен нами в начале урока: «Какое изображение закодировано последовательностью:

001 111 111 111 010 010 111 111 111 001 111 111 111 011 011 011 011 111 111 111 111 111 011 111 111 111 111 011 111 111 111 011 111 111 111 111 111 111 011 111 110 011 111 111 110 110 111 111 011 110 110 011 111 111 110 110 111 111 011 110 111 011 111 111 111 111 111 111 011 111 111 111 011 111 111 111 111 011 111 111 111 111 111 011 011 011 011 111 111 111 001 111 111 111 010 010 111 111 111 001?»

Размер изображения 10х10 пикселей. На каждый пиксель отводится 3 бита – значит всего 8 цветов (см. таблицу). Давайте попробуем восстановить изображение, пользуясь подготовленной нами на прошлом уроке, графической сеткой.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

поиск и выделение информации

моделирование

установление причинно-следственных связей

построение логической цепи рассуждений

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Планирование

Прогнозирование

Контроль

Коррекция

Оценка

  1. Творческое применение, добывание знаний в новой ситуации

Работа в группах.

Каждой группе учащихся выдается карточка с двухцветным изображением (Приложение3), по которой они должны составить двоичный код изображения. Затем учащиеся обмениваются выполненными заданиями (по кругу) и напарник восстанавливает изображение в подготовленном шаблоне сетки в ТР MS Word. (Важна последовательность выданных карточек, так как при верно выполненном задании всего класса на экранах мониторов должно быть выведено побуквенно слово «ИНФОРМАТИКА»).

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

поиск и выделение информации

знаково-символические

моделирование

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты

подведение под понятие, выведение следствий

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Планирование

Коррекция

Оценка знаний

  1. Информация о домашнем задании. Инструктаж о его выполнении.

Учитель озвучивает домашнее задание, разъясняет его. Определяет критерии оценивания, категории сложности разного вида заданий.

Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика.

знаково-символические

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Оценка

Коррекция знаний

  1. Рефлексия, подведение итогов.

Учитель раздает таблицу для оценивания по 10-балльной шкале:

Я активно работал на уроке ...

МЫ вместе выполняли задание ...

МЫ помогали друг другу ...

ДЕЛО Я понял материал ...

ДЕЛО Я узнал больше, чем знал ...

ДЕЛО Я научился новому ...

ДЕЛО Я считаю, что все участники группы справились с заданием ...

Подведение итогов урока на основе рефлексивных листов обучающихся.

Нравственно-этического оценивания

Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива

Оценка,

Адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия и понимание возможности внесения необходимых корректив в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.


Сценарий урока.

I Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II Актуализация, целеполагание и мотивация. 

Презентация Приложение 2.

(слайд 1-2)

Тема нашего сегодняшнего урока «Кодирование графической информации. Модель RGB». 

На предыдущих уроках мы с вами говорили об аппаратных средствах, графических редакторах, видах компьютерной  графики, о том, как изображение представляется на экране компьютера.

(слайд 3)

Задача, которая стоит перед нами сегодня – определить какие именно цвета используются при отображении картинки на экране монитора, как много их может быть и каким образом они хранятся в памяти компьютера. Представим себе, что у нас есть возможность заглянуть в память компьютера и отобразить ее содержимое. Любая информация в памяти компьютера представлена в двоичном виде и представляет собой сочетание нулей и единиц. Например,

001 111 111 111 010 010 111 111 111 001 111 111 111 011 011 011 011 111 111 111 111 111 011 111 111 111 111 011 111 111 111 011 111 111 111 111 111 111 011 111 110 011 111 111 110 110 111 111 011 110 110 011 111 111 110 110 111 111 011 110 111 011 111 111 111 111 111 111 011 111 111 111 011 111 111 111 111 011 111 111 111 111 111 011 011 011 011 111 111 111 001 111 111 111 010 010 111 111 111 001

Как вы думаете, какое изображение на экране компьютера закодировано перед вами?

(слайд 4-5)

Прежде чем ответить на этот вопрос вспомним основные понятия и определения, которые понадобятся нам для изучения нового материала. Восстановите, пожалуйста, текст как вы представляете его в исходном виде, вставив пропущенные слова.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. 

Учащиеся работают с раздаточным материалом. Приложение 1. Раздел Диктант.

III Изучение нового материала.

(слайд  6-24)

Художник, когда рисует картину, выбирает цвета по своему вкусу. Но в любом технологическом процессе цвет необходимо стандартизовать, чтобы воспроизводить его совершенно точно и однозначно.  Базовыми цветами для получения всего многообразия красок на экране монитора выбраны красный, зеленый и синий. Английская вариация Red, Green, Blue. Откуда получено название этой модели RGB.

Почему же в качестве основных цветов для синтеза цвета на экране компьютера выбраны именно зеленый, красный и синий? Выбор этого сочетания обусловлен в первую очередь физиологическими особенностями человека. Рецепторы человеческого глаза делятся на два вида: палочки и колбочки. Палочки восприимчивы к интенсивности цвета, колбочки – к длине волны. Если посмотреть, как распределяется количество колбочек по тому, на какую длину волны они настроены, то окажется, что наибольшие доли имеют колбочки, воспринимающие красный, зеленый и синий цвет. Поэтому естественно, взять эти цвета как основные и смешивать их, получая остальные цвета.

ПЛОСКАЯ МОДЕЛЬ.

Любой цвет задается тройкой чисел (r, g, b), показывающих в каком соотношении нужно взять эти цвета. Можно считать, что каждый цвет меняется в диапазоне от 0 до 1, где числу 1 соответствует максимально возможная яркость источника цвета, а числу 0 – полное отсутствие света, несущего данный цвет. Описание цвета тройкой чисел привело ученых к мысли, что можно считать эти числа координатами в пространстве. Тогда получается, что коды всех цветов заполняют куб с ребром 1. Яркость цвета определяется тем, насколько близко к 1 находится хотя бы одна из координат точки, соответствующей данному цвету. А чем ближе точка к диагонали, соединяющей черный и белый цвета, тем меньше насыщенность  цвета, обозначенного этой точкой.

Давайте попытаемся ответить на вопросы: (слайд  14)

  • Какой цвет на цветовом кубе соответствует вершине (0,1,1)?
  • На цветовом кубе отсутствуют координаты одной из вершин. Каковы координаты этой вершины и какому цвету  она соответствует?
  • Точке с координатами (1/2 , 1/2 ,0) на цветовом кубе соответствует коричневый цвет. Какой цвет, по вашему мнению, соответствует точке (1/4, 1/4 , 0)? А точке (3/4, 3/4 , 0)?
  • Какие координаты на цветовом кубе имеет оранжевый цвет?

Итак, вернемся к битовой глубине и количеству цветов. Если считать, что для кодирования цвета каждого пикселя отведен только один бит, то очевидно, что это цвет может быть закодирован либо  0, либо 1, то есть только два цвета. 0 в этом случае черный цвет, 1 – белый. Посмотрите, пожалуйста, как кодируется черно-белое изображение в такой системе цветов (буква С).

Если предположить, что при использовании модели RGB, отводится для кодирования каждой составляющей цвета хотя бы по одному биту (т.е. всего 3 на пиксель), то может быть получено 8 различных цветов, которые можно отобразить в таблице:

Рассмотрим ее. Наличие составляющей – 1, отсутствие – 0.

На практике в современных компьютерах для кодирования цвета одного пикселя отводится 16 (Hi-Color) или 24 (True-Color) бита – по 8 бит на каждый пиксель. Каждая точка изображения, при такой системе кодирования может быть окрашена в один из 16 777 216 цветов. Большего количества цветов человеческий глаз воспринимать не способен.

При создании Веб-страниц использование двоичной системы для кодирования цвета неудобно, поэтому переходят к 16-ричной системе счисления, что значительно сокращает запись.

#RRGGBB, где

  • RR - яркость красного
  • GG- яркость зеленого
  • BB - яркость синего.

Принцип кодирования остается прежним – чем больше составляющая определенного цвета, тем больший вклад вносит эта составляющая в результирующий цвет. Например, #FF0000 – красный, #FF00FF – фиолетовый.

Чтобы получить светлый оттенок какого-то «чистого» цвета, нужно одинаково увеличить нулевые составляющие; например, чтобы получить светло-красный цвет, нужно сделать максимальной красную составляющую и, кроме этого, одинаково  увеличить остальные – синюю  и зеленую: #FF9999 (сравните с красным  – #FF0000)

Чтобы получить темный оттенок чистого цвета, нужно одинаково уменьшить все составляющие, например, #660066 – это темно-фиолетовый цвет (сравните с фиолетовым #FF00FF).

IV Первичное закрепление.

(слайд  25-26)

Устные вопросы:

  1. Пусть используется режим True-Color. Укажите цвета, которые задаются кодами:
  1. 000000001111111111111111
  2. 011111110111111101111111
  3. 011111110000000001111111
  1. Для кодирования цвета фона страницы Интернет используются шестнадцатеричные значения интенсивности цветовых компонент в 24-битной RGB-модели. К какому цвету будет близок цвет страницы, заданный значением #999900?
    1) белый         2) серый          3)желтый         4) фиолетовый

  1. Для кодирования цвета фона страницы Интернет используются шестнадцатеричные значения интенсивности цветовых компонент в 24-битной RGB-модели. К какому цвету будет близок цвет страницы, заданный значением #40FF40?

1) темно-фиолетовый         2) светло-зеленый      3)желтый         4) светло-желтый

(слайд  27-29)

А теперь давайте попытаемся ответить на вопрос, который был поставлен нами в начале урока: «Какое изображение закодировано последовательностью:

001 111 111 111 010 010 111 111 111 001 111 111 111 011 011 011 011 111 111 111 111 111 011 111 111 111 111 011 111 111 111 011 111 111 111 111 111 111 011 111 110 011 111 111 110 110 111 111 011 110 110 011 111 111 110 110 111 111 011 110 111 011 111 111 111 111 111 111 011 111 111 111 011 111 111 111 111 011 111 111 111 111 111 011 011 011 011 111 111 111 001 111 111 111 010 010 111 111 111 001?»

Размер изображения 10х10 пикселей. На каждый пиксель отводится 3 бита – значит всего 8 цветов (см. таблицу). Давайте попробуем восстановить изображение, пользуясь подготовленной нами на прошлом уроке, графической сеткой.

V  Закрепление изученного материала.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ЗА КОМПЬЮТЕРАМИ.

Каждому учащемуся выдается карточка с двухцветным изображением (Приложение3), по которой они должны составить двоичный код изображения. Затем учащиеся обмениваются выполненными заданиями (по кругу) и напарник восстанавливает изображение в подготовленном шаблоне сетки в ТР MS Word. (Важна последовательность выданных карточек, так как при верно выполненном задании всего класса на экранах мониторов должно быть выведено побуквенно слово «ИНФОРМАТИКА»).

VI Рефлексия.

А теперь, давайте ответим на вопросы теста в тренировочном режиме и определим, насколько усвоен был материал изложенной темы.

Учащиеся выполняют тест в среде MyTest «RGB».

VII Домашнее задание

Учитель объявляет и поясняет домашнее задание. Приложение 1.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА.

Использование различных форм и методов урока, а также современных технологий позволяют развивать у учащихся коммуникативные компетенции: умение работать в группах, находить нужную информацию и обрабатывать ее.

Основным аспектом в организации учебного процесса является его пошаговая организация, главные достоинства которой наглядность и доступность.

Для создания ситуации успеха на уроке изучения нового материала может служить подбор для учащихся небольшого набора заданий (вопросов) нарастающей сложности. Первые вопросы  выбираются несложными для того, чтобы учащиеся, которые нуждаются в стимулировании, смогли решить его и почувствовать себя знающими и опытными. Затем  предлагаются более объемные и сложные упражнения - раскодирование цветного изображения дискеты и самостоятельное кодирование изображения из индивидуальной карточки, которые требуют уже более детального и глубокого размышления.

Один из приемов, который применяется - обучение в сотрудничестве: учащиеся на уроке не просто выполняют практическую работу  по индивидуальным карточкам, кодируя изображение, но и впоследствии раскодируют изображение своего коллеги. Если задание выполнено безошибочно у всего коллектива – на экране мониторов  отражается слово «ИНФОРМАТИКА». Таким образом, каждый участник процесса ощущает свою ответственность за вклад в успешность общего дела.

Кроме того, в качестве инструментария на уроке используется программа для создания компьютерных тестов MyTest, которая позволяет создать тест в обучающем режиме, т.е. не столько ориентирует учащегося на получение оценки, сколько дает возможность проверить свои знания и модифицировать их.

        При подготовке к уроку по теме «Кодирование графической информации. Модель RGB.» важно учесть, что учащиеся должны уже обладать навыками двоичного кодирования и иметь представление о характере хранения информации в памяти компьютера, должны быть рассмотрены темы «Аппаратные средства» и «Графические редакторы». Основополагающими понятиями, от которых придется отталкиваться при изучении цветового кодирования графической информации – пиксель и растр. Как продолжение, может быть рассмотрена модель CMYK.

  1. ИТОГИ УРОКА.

По итогам урока предполагается проведение личностной рефлексии учителя, которая  связана с самопознанием и профессиональным саморазвитием.

Среди целей урока по теме «Кодирование графической информации. Модель RGB» можно выделить: образовательные - формирование знаний учащихся о формах представления графической (цветовой) информации в компьютере; формирование практических навыков по кодированию цветовой информации; развивающие - развитие активности и познавательного интереса; развитие  творческих способностей; развитие технического мышления; развитие  умения сравнивать, обобщать, анализировать и воспитательные - воспитание активности учащихся; обеспечение сознательного усвоения материала; привитие навыков самостоятельной работы; развитие коммуникативных умений; формирование логического, абстрактного мышления. Считаю, что практически все цели достигнуты, кроме того, урок имел достаточно высокую результативность деятельности учащихся.

Основные фазы урока построены таким образом, чтобы переход между ними осуществлялся поэтапно и логично. В ходе учебного процесса поддерживался динамичный темп, однако, позволяющий учащимся «сориентироваться» в задании.

На уроке используются различные формы работы: индивидуальная - при выполнении теста для повторения основных определений (проверка домашнего задания), парная – взаимопроверка с помощью слайда из презентации и совместная работа класса - при выполнении практической работы за компьютерами. При самопроверке после выполнения учащимися практических заданий можно было оценить успешность проведенной работы на месте. Если оценивать урок с точки зрения обще дидактических принципов, то можно сказать, что учтены новейшие достижения в информатике (например, плоская и объемные модели RGB, RGB-куб), т.е. выдерживается принцип научности. Особое внимание уделяется наглядности – это не только презентация с анимационными эффектами, но и flash-ролики и другие приемы, позволяющие визуально преподнести информацию на самом доступном уровне для всех категорий учащихся. Логическая стройность излагаемого материала, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий выдержана на уроке. Практические задания подобраны таким образом, чтобы связь с теорией прослеживалась четко и однозначно.

Использование компьютера для теоретических проверки знаний (программа генерации тестов) обеспечивает объективность оценки знаний учащегося, полученных на уроке, исключая фактор субъективного мнения учителя.

УРОК №2

Интегрированный урок информатики и математики в 8 классе на тему

«Исследование линейной функции y = kx+l. Моделирование в среде электронного процессора Excel.»

Учитель информатики Тамбовцева Н.В.
Учитель математики Кадыскина Е.В.

Цель урока:

закрепление знаний и умений учащихся по исследованию свойств линейной функции, используя графическое моделирование.

Задачи урока:

Личностные:

  • Развитие умения построения речевых высказываний, ведение диалога;
  • Формирование умения оценивать себя, работу в паре.

Метапредметные:

  • Создание условий для анализа, обобщения результатов исследования;
  • Умение выделять существенные признаки для решения учебных задач.

Предметные:

  • Систематизировать знания о линейной функции, ее свойствах;
  • Построение графика функции путем моделирования в электронных таблицах.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, творческой, учебно-исследовательской деятельности;
  • Формирование ответственного отношения к учению.

Метапредметные:

  • Развитие умения создавать модели и графики для решения учебных задач;
  • Развитие компетентности в области использования ИКТ.

Предметные:

  • Формировать умение строить графики и диаграммы, исследовать их, работать с табличным процессором;

Методы работы: частично поисковый, репродуктивный (проблемный), интегрированный

Формы организации работы детей: устная, письменная, индивидуальная, групповая.

Технологии: проблемное обучение 

Технологические особенности:

Оборудование урока:

  • компьютеры IBM PC с операционной системой MS Windows XP и MS Office 2007;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация;
  • маркерная доска.

УМК:

  • Учебник И.Г.Семакин «Информатика и ИКТ», 8 класс
  • Учебник Г.В. Дорфеев «Алгебра», 8 класс

Этапы интегрированного урока:

  • Организация начала урока, постановка цели урока
  • Актуализация полученных знаний по математике
  • Применение теоретических положений в условиях решения учебных задач: выполнение практических работ по математике
  • Актуализация полученных знаний по информатике
  • Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков: решение практических задач по информатике
  • Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее полученных знаний, умений, навыков, систематизация знаний
  • Подведение итогов урока
  • Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении, рефлексия деятельности.

Ход урока

Этап урока

Содержание этапа урока, деятельность учителя

Деятельность ученика

Работа с приложениями

УУД

1

Организация начала урока, постановка цели урока

Проверка готовности учащихся к уроку. 

Учитель математики (УМ): Тема нашего сегодняшнего урока  «Исследование графика линейной функции вида y = kx+l». Цель которого – не просто научиться строить графики функций, но и суметь проанализировать изменения, происходящие с ним при изменении параметров, а также смоделировать такие ситуации с помощью электронных таблиц.

 Эпиграфом к нему можно выбрать слова «Душа науки – это практическое применение ее открытий» У. Томсона.

Давайте повторим основные понятия и определения, которые помогут нам справиться с заданиями сегодняшнего урока.

Презентация слайд 1-2

2

Актуализация полученных знаний по математике

Вопросы и задания для повторения:

1. Какой формулой задается график линейной функции?

2. Что обозначает x в данной формуле?

3. Что такое k и l?

4. Что является графиком линейной функции?

5. Сколько необходимо координат для построения графика линейной функции?

6. Что такое прямая пропорциональность?

7. Определите, какие из следующих функций являются линейными?

а) у = 2х - 3;                          

б) у = Зх2;            

в) у = -2/x  + 3;

г) у =  7 – 4х?

УМ: А теперь, давайте исправим ошибки,  допущенные учениками в математическом тексте.

УМ: поменяйтесь, пожалуйста, листочками и по образцу проверьте выполненное задание соседа, ориентируясь на слайд презентации

y = kx+l 

Независимая переменная

Некоторые числа, причем k – угловой коэффициент

Прямая

Две координаты

Прямая пропорциональность – это функция, задаваемая формулой y = kx, где k не равно 0

а) у = 2х - 3;                          

г) у =  7 – 4х?

Учащиеся на своих листах исправляют ошибки.

Учащиеся обмениваются работами и исправляют ошибки

Презентация слайд 3-4

Презентация слайд 5-6

Раздаточный материал – задание 1

Построение речевых высказываний, ведение диалога;

Умение слушать и слышать

Осуществление контроля;

Умение адекватно оценивать себя, работу в паре

3

Применение теоретических положений в условиях решения учебных задач

 I Роль параметра k

УМ: На выданных вам бланках для работы давайте построим график функции

  1. y = 2x + 4

УМ: давайте проанализируем полученные результаты

УМ: А теперь построим график функции

  1. y = -2x + 4

УМ: Скажите, пожалуйста, чем отличается уравнение функции a) от уравнения функции b)?

УМ: А что произошло с графиком этой функции?

УМ: то есть…

УМ: А возможны ли какие-либо еще варианты коэффициента k?

УМ: Давайте рассмотрим данную ситуацию и построим график такой функции:

  1. k = 0; y = 4

УМ: Что вы можете сказать о графике функции?

.

УМ: сделайте, пожалуйста, вывод о роли коэффициента k при построении графика линейной функции.

II. Роль параметра l

УМ: мы определили значение коэффициента k, но есть ли в линейной функции еще какой-либо параметр, позволяющий влиять на график нашей функции?

УМ: Давайте проанализируем и понаблюдаем за поведением функции при различных  условиях, но делать мы это будем с помощью компьютера.

Учитель информатики (УИ): Скажите, пожалуйста, какая прикладная программа в наибольшей степени удобна для решения задачи, поставленной учителем математики?

Ученики проводят построение на выданных бланках с шаблонами координатной плоскости, и одновременно ведется работа у доски.

коэффициент k стал отрицательным

он стал убывающим

то есть коэффициент k влияет на …

Да, он может быть нулевым

Он становится постоянным или константой

Учащиеся работают с бланками заданий

Да. Это свободный коэффициент l.

Это табличный процессор, так как его основная задача – автоматические вычисления над  данными и построение графиков и диаграмм.

Презентация слайды 7-13

Раздаточный материал – задание I «Роль параметра k»

Анализ, обобщение результатов наблюдений

Умение выделять существенные признаки

Анализ, обобщение результатов наблюдений;

исследование объекта, постановка проблемы

4

Актуализация полученных знаний по информатике

УИ: Правильно. Вспомним основные приемы и правила работы с электронными таблицами.

  1. Какие данные можно вносить в ячейки электронной таблицы?

  1. Каковы правила записи формул в электронных таблицах?

 

  1. Запишите приведенную формулу в виде пригодном для MS Excel, учитывая, что значение х находится в ячейке А1:

Пользуясь бланками с заданиями, определите правильный порядок действий при построении графика функции с помощью программы MS Excel 2007

  1. Число
  2. Текст
  3. Формула
  4. Дата
  5. Время

ВСЕ ФОРМУЛЫ НАЧИНАЮТСЯ СО ЗНАКА     =

= -3/7*А1+12

Учащиеся нумеруют действия при построении графиков и диаграмм на бланках заданий

Презентация слайды 14-17

Раздаточный материал – задание 2

Построение речевых высказываний, ведение диалога

5

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков: решение практических задач по информатике

УМ: Какие варианты для коэффициента l можно рассмотреть?

УИ: Для эффективной работы и исследования графика функции давайте разобьемся на мини-группы по два человека

I  группа строит график функции y = 2x и y = -2x

II группа строит график функции y = 2x + 3

III группа строит график функции y = 2x – 3

IV группа строит график функции y = -2x + 3

V группа строит график функции y = -2x – 3

УИ: Итак, посмотрим на графики функций первой группы. Как можно их описать? Чем они отличаются?

Что в них общего?

Результат построения графиков функций II и IV выглядит следующим образом (на слайде на тех же координатных плоскостях, что и графики I группы). Что можно сказать о них?

Результат построения графиков функций III и V выглядит так (на слайде на тех же координатных плоскостях, что и графики I группы). Что можно сказать о них?

Рассмотрев все возможные варианты коэффициента l, можно сделать общий вывод о его роли. Давайте объединим все графики на  координатных плоскостях и самостоятельно обобщим результаты наблюдений (на бланках заданий).

l=0, l>0, l<0.

График функции  y = 2x возрастающий, а

y = -2x - убывающий

Это прямые, проходящие через начало координат

Эти графики сместились вдоль оси ординат на 3 единицы вверх относительно графиков I группы. Причем, знак коэффициента k значения не имеет

Эти графики сместились вниз вдоль оси ординат на 3 единицы относительно графиков I группы. Причем, знак коэффициента k значения не имеет

При любом коэффициенте k и l>0 график функции смещается на l единиц вверх относительно графика прямой y = kx.

При любом коэффициенте k и l<0 график функции смещается на l единиц вниз относительно графика прямой y = kx.

Презентация слайды 18-21

Раздаточный материал – задание II «Роль параметра l»

Постановка проблемы, составление плана решения;

анализ, обобщение результатов наблюдений;

умение планировать учебное сотрудничество

6

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее полученных знаний, умений, навыков, систематизация знаний

Последним этапом нашего урока станет небольшая самостоятельная работа. Пользуясь таблицей на бланке с заданиями, определить  знак коэффициентов, входящих в линейную функцию (>0, <0, =0)

Самостоятельная работа со сводной таблицей

Презентация слайд 22-23

Сводная таблица бланка заданий

Итоговый контроль;

анализ, обобщение результатов наблюдений

7

Подведение итогов урока, выставление оценок

Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении, рефлексия деятельности

УИ: какой на ваш взгляд способ построения графика функции более удобен? Почему? Можно ли пользоваться таким способом для исследования графиков других (не линейных) функций?

Домашнее задание + рефлексия.

В качестве домашнего задания выполните построение графика функции y = 3,5x+6, исследуя все возможные варианты коэффициентов k и l. Выберите наиболее удобный для вас способ исследования (графический в тетради или в MS Excel).

И, наконец, чтобы определить - насколько работа была успешной и плодотворной, давайте проголосуем в специальной системе, определив эмоциональную составляющую урока и ответим на несколько вопросов (система голосования и тестирования прилагается)

Умение анализировать, обобщать результаты наблюдений


УРОК №3

Урок информатики в 5 классе на тему «Обработка информации».

Учитель информатики Тамбовцева Н.В.

Тип урока:

урок усвоения новых знаний

Цели урока:

  • формирование знаний о типах обработки информации: с изменением формы и изменением содержания через самостоятельную, индивидуальную и групповую работу учеников;
  • построение таблиц в текстовом процессоре;
  • создание условий для развития у обучающихся познавательной, коммуникативной, информационной компетенций.

Задачи урока:

Воспитательные:

  • Вовлечь в активную практическую деятельность, воспитать культуру навыков самообразования
  • обеспечить сознательное усвоение материала
  • совершенствовать навыки общения (развить коммуникативные умения)

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с формами обработки информации
  • навык построения таблиц с применением текстового процессора.
  • создать условия для формирования знаний о способах обработки и представления информации в текстовой и табличной форме
  • выработать практические навыки по преобразованию информации

Развивающие:

  • Развивать активность и познавательный интерес
  • развивать творческое, логическое мышление, направленное на выбор оптимальных решений
  • развивать способность к анализу и синтезу
  • способствовать развитию внимательности, умению осуществлять самоконтроль, навыкам использования информационных технологий для решения различных задач.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • проявлять положительное отношение к урокам информатики, интерес к способам решения новых учебных задач, понимать причины успеха или неуспеха в своей учебной деятельности
  • формировать готовность к самообразованию, самовоспитанию, самооценке
  • формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы
  • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия совместных эффективных решений

Метапредметные:

Познавательные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
  • выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
  • развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности  умение создавать, применять и преобразовывать информацию;

Коммуникативные: 

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
  • выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Регулятивные:

  • развитие навыков планирования деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, прогнозирование результата своей деятельности;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Предметные:

  • формирование представления  о  двух типах обработки информации: с изменением формы и изменением содержания;
  • умение создавать таблицы с применением текстового процессора.

Формы деятельности:

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • групповая

Формы обучения:

Смешанная

Оборудование урока:

  • мультимедиа проектор
  • компьютер ученика с установленным ПО
  • компьютер учителя с установленным ПО
  • ЦОР
  • презентация по теме
  • раздаточный материал
  • рабочая тетрадь
  • УМК

Этапы урока:

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный момент (инициация)

Создание благоприятного климата на уроке

Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение

  1. Актуализация знаний и формулирование темы и целей урока

Актуализация опорных знаний и способов действий

Учитель задает вопросы

  1. Что такое информация?
  2.  Какие действия человек совершает с информацией?
  3. Как человек хранит информацию?
  4. Общая схема передачи информации?
  5. Что такое обработка информации? 
  6. Приходилось ли вам обрабатывать информацию?  (слайд 1)

- Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?

- какую цель мы наметим?

Дети отвечают на вопросы 1-4, но затрудняются в формулировке ответов на вопросы 5, 6.

- Об обработке информации. Тема урока: «Обработка информации» (слайд 2)

- узнать как можно больше об обработке информации.

Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

-развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

Коммуникативные:

Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать

Личностные:

развитие логического мышления, знание основных моральных норм

  1. Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы

  • Объяснение понятия «обработка информации», примеры обработки информации;
  • Ввод понятий «входная информация» и «выходная информация» (слайд 3);
  • Различие двух типов обработки информации (слайд 4);
  • Сформировать понятие «систематизация информации» (слайд 5);
  • Решение задачи на систематизацию информации (слайд 6);

  • Объяснение понятия «поиск информации» (слайд 7).

 

-Итак, сделаем  общий вывод: обработка информации – это… (слайд 8).

- приводят примеры обработки информации в быту, при решении задач школьных предметов.

- приводят примеры систематизации объектов.

- решают задачу и проверяют решение сопоставлением с ответами, приведёнными на слайде (6).

- приводят примера поиска информации.

- делают вывод по теме урока

Познавательные:

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

Регулятивные:

планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата

Личностные:

развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения

Коммуникативные:

умение работать в группах, развитие диалогической речи

  1. Первичное закрепление материала

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Предлагает выполнить задание

(слайд 9)

выполняют задание

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов выполнения задания

Личностные:

формирование умений  систематизации объектов;

  1. Динамическая пауза

Эмоциональная разрядка

Включает электронную физкультминутку для глаз

выполняют физкультминутку для снятия утомления

Здоровьесберегающая методика для снятия утомления

  1. Компьютерный практикум

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Предлагает выполнить задание 3 практической работы 9 (слайд 10, 11)

Выполняют парами задание 3 практической работы 9 «Создаем простую таблицу «Планеты Солнечной системы».

Закрепляют навыки поиска и систематизации информации, навыки представления информации в табличной форме.

Получают помощь в выполнении заданий, которые вызывают затруднение.

Личностные:

формирование навыков создания таблиц в текстовом редакторе;

формирование умений  преобразовывать текстовую форму в табличную;

закрепление умений поиска и систематизации информации.

  1. Итоги урока, рефлексия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Задает вопросы:

-Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу? (слайд 12)

Отвечают на вопросы учителя

Познавательные:

Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения

Личностные:

рефлексия способов  и условий

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности

  1. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Задает домашнее задание §12 с. 83-86;

Работа с дневниками

Личностные:

формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки в свете ФГОС ООО

Примеры составления конспектов уроков, отвечающих требованиям ФГОС ООО....

Инновационные педагогические технологии. Современный урок в свете ФГОС.

Введение ФГОС второго поколения потребует использования индивидуально- (личностно-, субъективно-) ориентированных технологий с целью построения индивидуальной образовательной траектории учащегося.Как ...

РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ В СВЕТЕ ФГОС

ФГОС, рефлексия, целепологание...

Статья по теме "Урок в свете фгос"

                                                      ...

Статья по теме "Урок в свете фгос"

                                                      ...

Доклад «Современный урок в свете ФГОС»

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного ...

Доклад «Современный урок в свете ФГОС»

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного ...