Урок робототехники в 4 классе "Что заставляет предметы двигаться?"
план-конспект урока по информатике и икт

Татьяна Потапова

Тема урока: Что заставляет предметы двигаться?

Цель урока: формирование у учащихся начальных представлений о том, что такое силы и как они заставляют предметы перемещаться.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tyaga.docx135.97 КБ
Файл rabochiy_list_uchenika.docx13.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок робототехники в 4 классе

Учитель информатики и ИКТ первой квалификационной категории Потапова Татьяна Витальевна

Тема урока: Что заставляет предметы двигаться?

Цель урока: формирование у учащихся начальных представлений о том, что такое силы и как они заставляют предметы перемещаться.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с понятием «сила»;
  • изучить как силы заставляют предметы перемещаться;
  • развивать умения формулировать вопрос и проблему, планировать и проводить исследования, анализировать и интерпретировать данные, аргументировать, обмениваться информацией, развивать алгоритмическое мышление,
  • воспитывать умение взаимодействовать и сотрудничать, чувство ответственности при выполнении групповых работ.

Используемая технология: ИКТ

Тип урока: изучение нового материала

Место урока в теме: первый урок в разделе «Тяга»

Обеспечение урока: компьютерный класс, проектор, презентация, базовый набор LEGO Education WeDo 2.0, программное обеспечение WeDo 2.0.

Формы работы на уроке: фронтальная, работа в парах, самостоятельная работа учащихся с набором LEGO Education WeDo 2.0 и компьютером.

План проведения урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация и актуализация знаний учащихся.
  3. Постановка цели и задач урока.
  4. Изучение нового материала.
  5. Практическая работа.
  6. Подведение итогов урока.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь! Я рада приветствовать вас на уроке робототехники.

  1. Мотивация и актуализация знаний учащихся.

Деятельность

Учитель

Ученики

Наши знакомые Макс и Маша заинтересовались машинами, которые любят тянуть тяжелые предметы. Они хотят выяснить, что заставляет предметы двигаться.

Смотрим вступительный видеоролик

Прошло много времени с тех пор, как люди впервые попробовали перемещать большие объекты. От древних цивилизаций до современности для того, чтобы тянуть или толкать объекты, использовались различные инструменты.

  1. Если не удается сдвинуть что-то, это происходит потому, что такая же или большая сила тянет объект в противоположном направлении.
  2. Если объект начинает перемещаться, это означает, что сила в направлении движения больше.
  3. На Земле трение играет в этой системе важную роль.
  4. По поверхности с меньшим трением тот же вес тянуть легче, чем по неровной поверхности.
  5. Область науки о силах и движении была подробно изучена и разъяснена ученым Исааком Ньютоном в XVII веке. Вы каждый день сталкиваетесь с законами физики, описанными им.

  1. Постановка цели и задач урока.

Деятельность

Учитель

Ученики

Поэтому цель нашего сегодняшнего урока познакомиться с понятием «сила», и как они заставляют предметы перемещаться. Какие силы называются уравновешенными и неуравновешенными. А также мы с вами сегодня создадим и запрограммируем робота для изучения результатов действия уравновешенных и неуравновешенных сил на движение. И после этого вы представите свои выводы о силах.

  1. Изучение нового материала.

Деятельность

Учитель

Ученики

Вопросы для обсуждения

  1. Какими способами можно привести объект в движение?

  1. Можете ли вы объяснить трение? По какой поверхности легче тянуть предмет: по обычной или скользкой?

  1. Спрогнозируйте, что произойдет, если сила тяги в одном направлении больше, чем в другом.

  1. Можно ли вывести соотношение между уравновешенными силами и способностью объектов к перемещению?

Чтобы заставить объект двигаться, надо тянуть или толкать объект, другими словами, нужно приложить к нему силу.

Этот вопрос относится к трению. Перемещать объект по гладкой поверхности легче, чем по шероховатой. В зависимости от массы объекта, объект может быть труднее перемещать по скользкой поверхности, потому что сцепление в данном случае при тяге оказывается меньше.

Этот ответ должен быть основан на прогнозах учащихся, высказанных на начальном этапе. Это означает, что на данный момент ответы учащихся могут быть неверными. В конце урока учащиеся должны обсудить тот факт, что объект будет перемещаться в направлении наибольшей толкающей или тянущей силы.

Высказывают свои предположения.

Неуравновешенные силы могут привести к изменениям в движении объекта (ускорению, замедлению и т. д.).

  1. Практическая работа.

Деятельность

Учитель

Ученики

Молодцы, ребята, все верно! А теперь давайте проверим справедливость нашего предположения (гипотез) на практике. Представьте себя в роли инженеров-конструкторов. И начинайте строить и программировать робот-тягач.

Следуйте инструкциям по сборке робота. Этот робот-тягач будет тянуть некоторые объекты, помещенные в его корзину.

  1. Постройте робот-тягач.

В этом проекте используется модуль колебаний — коническая шестерня. Коническое зубчатое колесо изменяет ось вращения из вертикального положения до горизонтального, передавая движение от мотора на колеса. Корзина содержит ряд скользящих кубиков, чтобы уменьшить трение.

  1. Запрограммируйте робота для перетаскивания.

Эта программа будет отображать цифры 3, 2, 1 перед включением двигателя на мощности 10 на 2 секунды.

  1.  Тестирование робота-тягачаhttps://le-www-live-s.legocdn.com/sc/media/lessons/wedo-2/wedo-projects/coding_snippets/pull-robot-program-7ddfd0625f262eb552f775eee92daccd.png?fit=inside|1798:346

Используя эту модель, учащиеся проводят исследование сил тяги.

  1. Проводите исследование, добавляя сначала небольшие, а затем тяжелые предметы в корзину, пока устройство не остановится.

Потребуется около 300 г груза на обычной поверхности, чтобы остановить движущийся робот-тягач. Учащиеся могут использовать любой предмет, но не слишком тяжелый, так как целью этого этапа является достижение равновесия. На этом этапе учащиеся получают уравновешенные силы. Можно использовать стрелку, чтобы символизировать направление действия силы.

Можно также использовать небольшие шины в качестве объектов для утяжеления корзины. Они увеличат трение со стороны корзины.

  1. Используя то же количество кубиков, установите на модель большие шины и проверьте, что произойдет.

Учащиеся будут устанавливать шины на робот-тягач. Это приведёт к тому, что трение между колесами и поверхностью будет больше со стороны робота-тягача, увеличивая силу тяги в том направлении. Система сразу же станет неуравновешенной.

Эти опытные данные подтверждают идею о том, что если сила тяги больше сил, действующих в противоположном направлении, объекты должны двигаться.

  1. Дополнительное исследование. Перетягивание каната

Соедините роботов задними частями друг к другу цепью LEGO.
• Перед началом соревнования поместите в корзины равный груз.
• По моему сигналу запустите моторы, чтобы роботы тянули в противоположные стороны. Кто сильнее?

4. Представление результатов

  • Вспомните и приведите примеры реальных жизненных ситуаций, в которых вы наблюдали уравновешенные и неуравновешенные силы.
  • Как связаны между собою ваши выводы по проекту и эти конкретные ситуации?

А на следующих уроках мы с вами начнем работать с новым конструктором LEGO Mindstorm EV3. Посмотрите на робот- тягач, который можно сделать из этого набора. Кроме того, мы продолжим исследование сил, и выясним как увеличить силу тяги и уменьшить силу трения.

Работают в группах

  1. Подведение итогов урока.

Деятельность

Учитель

Ученики

Ребята, давайте обратимся к «Рабочему листу ученика», который лежит у вас на партах и подведем итоги нашего урока.

Продолжите фразу:

  1. В жизни я часто вижу …

  1. Сегодня на уроке я
  • Узнал (а) …
  • Собрал (а) …
  • Провел (а) эксперимент …
  • Сделал (а) вывод …
  1. Робот тягач может использоваться …

Как машины перевозят тяжелые грузы, как дети катаются на санках, перетягивают канат и др.

Что такое «уравновешенная сила», «неуравновешенная сила», «толкать», «тянуть», «трение» и «вес».

Собрали робот-тягач.

Высказывают свое мнение.

  1. Заключение урока.

Деятельность

Учитель

Ученики

Ребята, наш урок подошёл к концу. Но мы продолжим эту работу на следующем уроке.

Спасибо вам ребята за хорошую работу! Урок окончен.



Предварительный просмотр:

РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧЕНИКА

Тяга

Что заставляет предметы двигаться?

Основные цели

В этом проекте вы:

  • Изучите, что такое силы, как они заставляют предметы перемещаться;
  • Создадите и запрограммируете робота для изучения результатов действия уравновешенных и неуравновешенных сил на движение предметов;
  • Подготовите отчёт и представите свои выводы о силах.

Основные итоги и выводы

Продолжите фразу:

  1. В жизни я часто вижу …
  2. Сегодня на уроке я
  • Узнал (а) …
  • Собрал (а) …
  • Провел (а) эксперимент …
  • Сделал (а) вывод …
  1. Робот тягач может использоваться …

РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧЕНИКА

Тяга

Что заставляет предметы двигаться?

Основные цели

В этом проекте вы:

  • Изучите, что такое силы, как они заставляют предметы перемещаться;
  • Создадите и запрограммируете робота для изучения результатов действия уравновешенных и неуравновешенных сил на движение предметов;
  • Подготовите отчёт и представите свои выводы о силах.

Основные итоги и выводы

Продолжите фразу:

  1. В жизни я часто вижу …
  2. Сегодня на уроке я
  • Узнал (а) …
  • Собрал (а) …
  • Провел (а) эксперимент …
  • Сделал (а) вывод …
  1. Робот тягач может использоваться …

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока. Учитель: Решетникова О.Р. Предмет: Профессионально-трудовое обучение (швейное дело). 7 класс. Тема урока: Обработка выреза пододеяльника подкройной обтачкой.

Тема урока:  Обработка выреза пододеяльника подкройной обтачкой.Цели урока:  Образовательная:- совершенствовать знания, умения и навыки по технологии обработки выреза  пододеяльни...

Рабочая программа по предмету "Основы художественного проектирования" Профессия "Вышивальщица". План организации внеурочной работы. Разработка урока на тему "Городецкая роспись" Предмет "Проектирование художественной вышивки"

Разработка урока на тему "Городецкая роспись".Предмет "Проектирование художественной вышивки"Рабочая программа по предмету "Основы художественного пректирования". Професс...

конспект урока по теме "Введение в предмет. Техника безопасности на уроках бисероплетения"

В конспекте указывается необходимые материалы и инструменты для плетения бисером. проводится инструктаж по технике безопасности...

Технологическая карта урока к уроку_ Учитель: ИЗО и технологии Предмет:ИЗО Класс: 7 Тема урока: ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ

Технологическая карта урока к уроку_ Учитель: ИЗО и технологииПредмет:ИЗОКласс:7  Тема урока:ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ...

Конспект урока в 5 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Сезонная одежда и обувь"

Конспект урока в 5 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Сезонная одежда и обувь"...

Урок робототехники по теме Датчик цвета

В нашей гимназии ведутся уроки по робототехнике. Предлагаю вашему вниманию технологическую карту и презентацию для урока робототехники по теме "Датчик цвета EV3"...

Технологическая карта урока "Робототехника. Понятие о принципах работы роботов".

Новое содержание предмета "Технология" в 5-х классах включает тему "Робототехника". Здесь представлена технологическая карта урока по заданной теме....