Программирование линейных алгоритмов
учебно-методический материал по информатике и икт (8 класс)

Моисеенко Ольга Вячеславовна

Цели: 1. Познакомить с основными операторами линейных программ в Турбо Паскале; учить составлять программы, используя операторы ввода, вывода и присваивания.                      

 2. Формировать навыки операционного и логического мышления, навыки общения с компьютером.                           

 3. Воспитывать творческие и исследовательские качества учащихся, интерес к программированию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока информатики. 8 класс.

Тема: Программирование линейных алгоритмов

Цели: 1. Познакомить с основными операторами линейных программ в Турбо Паскале; учить составлять программы, используя операторы ввода, вывода и присваивания.                      

 2. Формировать навыки операционного и логического мышления, навыки общения с компьютером.                            

 3. Воспитывать творческие и исследовательские качества учащихся, интерес к программированию.

Тип урока: комбинированный                            

Методы и приемы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемный метод,  практическая работа, метод упражнений, анализ, синтез, обобщение.              

Программно – дидактическое обеспечение: ПК, программы Microsoft PowerPoint, Turbo Pascal, мультимедиапроектор, презентация «Программирование линейных алгоритмов»,  карточки с индивидуальными заданиями.                          

План урока:                                                                                                                           I. Организация начала урока.  

 II. Актуализация знаний.

 III. Постановка целей и задач.

IV. Изучение нового материала.  

 V. Закрепление изученного на уроке.      

 VI. Информация о домашнем задании.

 VII. Подведение итогов урока.

Использованная литература:  

1. Попов В. Б. Паскаль и Дельфи. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2005.

2. Семагина Е. Н.  Паскаль для школьников: методическое пособие по программированию  - Казань, 2003.

Ход урока:

I. Организация начала урока.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний. (Слайд 1.)

- Что такое алгоритм? ( Конечный набор точных и понятных предписаний, позволяющих механически решать конкретную задачу из определенного класса однотипных задач.)

- Назовите базовые структуры алгоритмов? (Следование (линейный), ветвление, повторение (цикл).)

- В какой форме записываются алгоритмы? (Словесная, графическая, программная.)

- Составьте алгоритм нахождения суммы чисел А и В.

(Слайд 2.)

Словесная форма:

        1. Задать два числа А и В

        2. Найти сумму этих чисел S=А+В

Графическая форма: 

     

                     

Как запишется алгоритм на языке программирования Turbo Pascal?

III. Постановка целей и задач.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с операторами присваивания, ввода и вывода, начнем составлять программы, используя эти операторы.

IV. Изучение нового материала.

(Слайд 4.)

ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ могут включать в себя операторы:

  • присваивания,
  • ввода,
  • вывода.

(Слайд 5.)

  1. Оператор присваивания
  • А:=В;     где А – переменная,  В – выражение;

Типы переменной А и значение переменной В должны соответствовать друг другу. Например: x, y: integer;  y:=2x+4;

(Слайд 6.)

  1. Какие из следующих последовательностей символов являются операторами присваивания?

А) X:=Y;

Б) MIN=K+1;

В) Rrr=125+1*A;

Г) Str:=‘120*Y’;                     (а, г)

(Слайд 7.)

  1. Пусть значения переменных X и Y равны, соответственно, 3 и 2, какие значения будут иметь эти переменные после выполнения операторов присваивания?

А) X:=X+2*Y; Y:=Y/2;   (X=7, Y=1)

Б) X:=1; X:=X+Y;           (X=3, Y=2)

В) X:=Y; Y:=X;              (X=2, Y=2)

(Слайд 8.)

  1. ОПЕРАТОР ВВОДА

Оператор ввода значений с клавиатуры имеет вид:

ReadLn(A1,A2,…,An);  - где A1,A2,…,An – имена переменных.

При выполнении этого оператора компилятор приостанавливает свою работу, программист должен набрать значения переменных в списке ввода. Каждое вводимое значение получают последовательно переменные А1, А2, …, Аn.

Readln; - переход на новую строку при вводе данных. Такой оператор применяется, когда исполнение программы желательно задержать до нажатия клавиши Enter.

 (Слайд 9.)

  1. ОПРЕАТОР ВЫВОДА

WRITE(B1,B2,…,Bn);  где B1,B2,…,Bn – выражения типов: Integer, Char, Real, String, Boolean.

Значения типа Integer – выводятся в обычной форме в виде целого числа. Значения типа Real – в простейшем случае выводятся в форме с порядком, при этом мантисса содержит 7 цифр.

(Слайд 10.)

Пример 1. WRITE(123.456);   на экране – 1.234560Е02

WRITE(-0.000123);  на экране – -1.230000Е-04

Для удобства восприятия вывода существует возможность задания маски: WRITE(A:N:M);

N – выражение, обозначающее общее число позиций, отводимых под значение А

M – выражение, обозначающее число позиций, отводимых под дробную часть. 

1

2

3

.

4

5

6

0

 (Слайд 11.)

Пример 2.

1

2

3

.

4

6

WRITE(123.456:10:4);

WRITE(123.456:6:2);    

Значения типа Char и String выводятся в виде одного или последовательности символов. Значения типа Boolean выводятся в виде True или False.

(Слайд 12.)

WRITELN(B1,B2,…,Bn); - отличается от первого тем, что после вывода последнего значения курсор переводится в начало следующей строки экрана.
WRITELN;
Переводит курсор на следующую строку.

V. Закрепление изученного на уроке.

- Сейчас мы с вами попробуем написать первую программу.  (Учащиеся набирают программу в среду Турбо Паскаль.)

(Слайд 13.)

Пример 3.

Вывести на экран фразу – «Моя первая программа».

Имя этой программы primer3. Заметим, что в имени программы не должно быть пробелов, оно должно начинаться с буквы, состоять только из латинских букв, цифр и некоторых символов, не допускается использование точки и запятой.

Решение:

Program primer3;      

(Описательной части нет, а сразу идет раздел операторов, начинающийся  со служебного слова Begin)

        Begin

                writeln(‘Моя первая программа’); (оператор вводит текст)

                 readln; (задерживает исполнение программы до нажатия клавиши Enter)

        end.       (конец программы)

(Слайд 14.)

Пример 4. Написать программу нахождения суммы чисел А и В, вводимых с клавиатуры.

- Вспомним этапы решения задач на компьютере. Для начала определим, что нам известно? (Известны два числа А и В.)

- Какая математическая модель подойдет для решения этой задачи? (S=A+B)

- Запишем алгоритм графическим способом.

- Теперь, когда алгоритм записан, можно составить программу. Для этого вспомним структуру программы в Паскале.

Program primer4;              { Заголовок программы }

Var A,B,S: Integer;         {Раздел описания переменных }

Begin                                      { Раздел операторов}

                Writeln(‘Введите значения чисел А, В’);    {оператор вывода}

                Read(A,B);  {оператор ввода значений переменных с клавиатуры}

                S:=A+B;                   {оператор присваивания}

                Writeln(‘S=‘, S);            {оператор вывода значения}

                Readln;                     {оператор ждет нажатия клавиши ввода}

End.                       {конец программы}

Учащиеся вводят программу в компьютер. Для тех, кто быстро справился с заданием, раздаются карточки с индивидуальными заданиями.

VI. Информация о домашнем задании.

(Слайд 15.)

Написать программу вычисления площади равнобедренной трапеции. Значения основания и боковой стороны  вводятся с клавиатуры.

VII. Подведение итогов урока.

(Слайд 16.)

- Какие операторы включают линейные программы?  (Операторы присваивания, ввода, вывода.)

- Назовите операторы ввода?  (readln)

- Назовите операторы вывода? (Write, writeln)

- Чем отличается оператор Write от оператора Writeln? (Оператор Writeln переводит курсор на новую строку.)

Оценивание работы класса  и отдельных учащихся на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция "Программирование" Линейные алгоритмы

В данной лекции по дисциплине "Программирование" представлен материал для программирования линейных конструкция в языке С++....

презентация для урока в 10 классе по учебнику Семакина «Программирование линейных алгоритмов, Практическая работа №8»

Презентация для урока (по учебнику Семакина) «Программирование линейных алгоритмов, Практическая работа №8», 10 класс Цель урока: формирование знаний и умений по работе с линейными алгоритмами: с...

27 февраля 2015 года. Городской конкурс "Учитель года". 8 класс. Программирование линейных алгоритмов

Скажи мне – и я забуду,Покажи мне – и я запомню,Вовлеки меня -  и я пойму. (Древняя китайская мудрость)Тема:  Программирование линейных алгоритмов. 8 класс Цель урока:  Формир...

Практическая работа. Программирование линейных алгоритмов

Практическая работа. Программирование линейных алгоритмовЦель работыВыработать практические навыки работы с системой Pascal ABC, научиться создавать, вводить в компьютер, выполнять и исправлять просте...

Программирование линейных алгоритмов

Презентация для проведения урока на тему Программирование линейных алгоритмов в 9 классе, учебник Босова...

Урок-мастерская по теме: "Программирование линейных алгоритмов"

Урок информатики в 10 классе по программе Семакина "Программирование линейных алгоритмов".  Технология блочно-модульного обученияhttps://drive.google.com/drive/folders/0BzAYhi219fHdR2V1...