Современные методы графической визуализации информации
статья по информатике и икт

Капранов Максим Леонидович

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ГРАФИЧЕСКОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ

Капранов М.Л.

СПб ГБ ПОУ «Петродворцовый колледж»

Санкт-Петербург

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ГРАФИЧЕСКОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ

Капранов М.Л.

СПб ГБ ПОУ «Петродворцовый колледж»

Санкт-Петербург

The topic of infographics is universal and has a rich potential for development and application in the educational process for almost any profession. Infographics give great scope for the development of system thinking of students, as well as develop their creative abilities, which increases the efficiency of the educational process.

Тема разработки компьютерных презентаций на сегодняшний день приобретает новые очертания и подлежит очень серьезному исследованию и анализу. Воспринимать ее как чисто техническое методическое пособие неверно. Последние двадцать пять лет мы наблюдаем стремительное развитие информационных технологий с пользовательским интуитивным интерфейсом. Действительно, сегодня вовсе не обязательно иметь техническое образование, как в середине 20 века, для того чтобы самостоятельно, а главное быстро, осваивать все новые и новые программные продукты, и графические приложения.

На уроках информатики мы можем наблюдать как студенты с легкостью справляются с текстовыми редакторами, электронными таблицами, без труда создают презентации в графических приложениях. Техническая часть не вызывает никаких проблем. Сегодня этому не надо учить. Студенты вполне способны прогрессировать на практических занятиях самостоятельно именно благодаря интуитивному пользовательскому интерфейсу программного обеспечения. Однако проблема визуализации информации, ее систематизации и грамотной подачи, на сегодняшний день является очень актуальной.

За несколько лет своей работы в колледже мною были подмечены одни и те же ошибки, сделанные студентами при разработке компьютерных презентаций. Это, в первую очередь, перегруженность работ ненужным текстом, а также несистемная подача графической информации, которая могла бы помочь аудитории в восприятии выступления. Более того, те же ошибки допускают и опытные педагоги. Принципы разработки подобных презентаций всегда одинаковы. Докладчик начинает сбор информации на выбранную тему – подбирает графический материал, параллельно подготавливается текст выступления. Начинается компоновка слайдов комбинированным методом – слайды плюс описание к ним в виде текста. Текста становится все больше с каждым слайдом. Графика отходит на второй план. Да, безусловно, в результате мы можем получить хорошую презентацию, что в общем-то зависит не только от самой работы, которая по сути является вспомогательным инструментом, но и от таланта и способностей работать с аудиторией самого выступающего. Однако зачастую получается иначе. Докладчик монотонно зачитывает текст выступления и этот же текст дублируется на слайдах. С каждым следующим слайдом внимание аудитории все больше ослабевает. Если вы видите текст на экране, то невольно начинаете его читать. Утомление и потеря концентрации в этом случае неизбежны.

Сегодня, когда все сферы жизнедеятельности буквально перегружены информацией, когда все новые и новые технологии проникают в нашу жизнь, необходимо пересматривать принципы выступления перед аудиторией. Стремительно растущая скорость информационных потоков заставляет нас быстрее принимать решения, осваивать большие объемы информации. В то же самое время избыток информации, ее доступность и открытость, приводят к тому, что в ней легко запутаться и потеряться, легко уйти от темы и перегрузить аудиторию. Традиционная, классическая презентация нуждается в модернизации и пересмотре подходов.

На сегодняшний день очень эффективным и современным инструментом в визуализации информации является ИНФОГРАФИКА - графическая визуализация сложного процесса в рамках единого макета. По сути инфографику можно рассматривать как отдельный вид презентации, а также как вспомогательный инструмент при разработке традиционной презентации. Здесь очень уместным будет напомнить некоторые базовые принципы системного мышления:

 Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность.

Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы.

Системное мышление – это тип мышления, который характеризуется целостным восприятием предметов и явлений, учитывая их связи между собой.

Системный эффект (эмерджентность) - возникновение у сложной системы новых свойств за счет взаимодействия составляющих систему узлов. Целое больше, чем сумма его частей (Аристотель – «Метафизика»).

То есть основная идея ИНФОГРАФИКИ — это представление некоего информационного процесса в виде целостной системы, состоящей из множества элементов и визуализация данного процесса в рамках единого макета.

Тема инфографика является универсальной и имеет богатый потенциал для развития и применения в образовательном процессе практически для любых профессий. Инфографика дает большой простор для развития системного мышления у студентов, а также развивает их творческие способности, что повышает эффективность образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологические приёмы визуализации информации (из копилки учителя-практика)

. Моим ребятам нравится заполнять таблицы-синтез. Я готовлю часть этой таблицы с рисунками (чтобы на уроке изучения нового материала не терялось время на их вычерчивание) и  с  частью теорет...

Исследовательская работа на тему "Современные методы поиска информации"

Как уметь читать, писать или публично выступать, сегодня в условиях информационного общества умение грамотно осуществлять профессиональный поиск – непреложный навык специалиста-интеллектуала...

Статья "Презентация как способ визуализации информации для написания сочинения с выражением собственного мнения

В данной статье дается детальное описание различных этапов написания сочинения с выражением собственного мнения в ЕГЭ. Представлены четкие рекомендации и советы с визуальной опорой на презентацию в Po...

Современные методы и приемы обучения иностранному языку: прием предвосхищения (прогнозирования) информации, используемый в подготовительных к речевой деятельности упражнениях.

Предвосхищение (прогнозирование) - это способность предугадывать новое, опираясь на старое знание. Предвосхищения могут строиться на основе заголовка, картинки, темы, карты, таблицы и т.д. Такой прием...

Опыт работы "Визуализация информации на уроках истории как метод развития исторического мышления у обучающихся"

В сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят образовательный контент, облеченный в визуальную форму, кото...

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО ТЕМЕ: "Визуализация информации на уроках истории как метод развития исторического мышления у обучающихся».

Дается определение "визуализация", указаны плюсы и минусы использования на уроках данного метода, актуальность выбранной темы, новизна опыта....

Статья "Графическая визуализация информации на уроках истории и обществознания"

В статье рассматриваются приемы графической визуализации информации на уроках истории и обществознания....