Информатика 5 класс для обучающихся с умственной отсталостью в легкой степени.
рабочая программа по информатике и икт (5 класс)

Степанова Яна Вячеславовна

Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования  для обучающихся  и умственной отсталостью в легкой степени.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika_i_ikt.doc224.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат № 9 Калининского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа

по информатике и ИКТ

5 класс «В»

2020-2021 учебный год

Учитель:  Степанова Яна Вячеславовна

Санкт-Петербург

2020


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе  «Программы для начальной общеобразовательной школы. Информатика и ИКТ. 2 – 4классы. (пропедевтический курс.) – Матвеева Н.В., Цветкова М.С. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

Учебники  Информатика и ИКТ. Учебник для 3 класса / Н.В Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др./. - 4-е изд., - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

Срок реализации  01.09.2019– 25.05.2020

Количество часов: всего 34; в неделю 1 час

Цели программы:

  • Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности
  • Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.
  • Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.
  • Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
  • Формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.
  • Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, тренажеры, презентации в учебном процессе.
  • Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр, поиске информации в электронных справочниках и т. д.

Решаются следующие задачи общего учебного процесса:

  • развиваются общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т. е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой и пр.);
  • формируется умение описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
  • формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования  для обучающихся с НОДА и умственной отсталостью в легкой степени.

Курс информатики в 5 классе для детей с нарушениями ОДА с легкой степенью умственной отсталости способствует формированию начальных компетенций — готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения задач.

В содержательном плане данная программа является основой курса информатики, ориентированного на овладение минимумом содержания образовательной области "Информатика и ИКТ".

Содержание курса построено на основе трех основных идей:

  1. Элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере.
  2. Разделение и представление школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели.
  3. Формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы и т. д., т. е. описывать объекты реальной и виртуальной действительности в различных видах и формах на различных носителях информации.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа по информатике для детей с нарушениями ОДА с легкой степенью умственной отсталости для 5-го класса (за счет регионального школьного компонента в 5-10 классах) предусматривает изучение пропедевтического курса так же, как  в 6-ом классе в объеме 1 часа в неделю.

Изменения, внесённые в авторскую программу

Исходя из того, что одним из основных положений дефектологии является утверждение об общности законов развития нормальных детей и детей с проблемами развития, то значение компьютерной грамотности для детей с проблемами развития не менее важно, чем для нормально развивающихся учащихся.

Анализ ныне действующей, а также альтернативной программы специальной коррекционной школы показывает, что формирование элементов компьютерной грамотности там не представлено. Поскольку в специальной (коррекционной) школе VIII вида учебной программой не предусмотрен предмет «Информатика», не существует рекомендованных программ для учащихся. Данная программа составлена на основе авторской программы курса информатики для 3-4 классов общеобразовательной школы, авторы Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова путем адаптации для учащихся школы VIII вида.

Программа должна сформировать умение считать, читать, писать, рисовать, искать информацию с помощью компьютера предполагает развитие у учащихся основ алгоритмического мышления, создает условия для освоения компьютерной грамотности, улучшит процесс обучения другим школьным предметам. В конечном итоге, эта работа приведет к развитию детей, и будет содействовать активизации процесса усвоения образовательных программ, обеспечит более успешное приобретение полных представлений учащихся об окружающем мире и включение их в самостоятельную жизнь в обществе. Полученные знания умения и навыки позволят учащимся специальных коррекционных классов по-иному смотреть на мир, изменить стиль мышления как элемента общей культуры человека.

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться актуализация знаний и объяснение нового материала (особое внимание уделяется терминологии), по окончанию которого, обязательна физкультминутка (формы могут быть различными), а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 5 классе 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования) и проверочные работы с развернутым ответом для более глубокой проверки знаний. Очень важно, чтобы каждый ученик, находясь за компьютером, пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

В 5 классе, особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.

Рабочая программа составлена на основе:

  • Информатика. 3 класс: учебник: в 2 ч. / Н.В.Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К.Конопатова и др. —М.: БИНОМ. Лаборатория знаний / 2017 г.
  • Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 3 класса в 2 ч. / Н.В.Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К.Конопатова и др. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний / 2017г.
  • Информатика и ИКТ: контрольные работы для 3 класса / Н.В.Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К.Конопатова и др. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний / 2017г.
  • Информатика и ИКТ. 3 класс: методическое пособие / Н.В.Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К.Конопатова и др. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний / 2017г.
  • Электронное приложение CD-ROM «Информатика и ИКТ» / Н.В.Матвеева и др. — СПб.: БХВ-Петербург / 2010г.


Виды контроля

Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования по опросному листу.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год  в форме интерактивного тестирования,  теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.

Формы и сроки контроля:

Вид контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Компьютерный практикум

6

6

8

6

26

Проверочная работа

1

1

1

1

4

Уроки с использованием ИКТ

8

8

10

8

34

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Учащиеся должны понимать:

  • в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
  • в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
  • информацию можно представить на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других).

Учащиеся должны знать:

  • правила работы с компьютером и технику безопасности в компьютерном классе;
  • что данные – это закодированная информация;
  • одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
  • как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представить информацию о них различными способами (в виде текста, чисел, рисунка, таблицы).

Учащиеся должны уметь:

  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
  • кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
  • работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
  • осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники;
  • пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, компьютером;
  • исполнять компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники;

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в учебной деятельности и повседневной жизни:

  • применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
  • выполнять индивидуальные и коллективные творческие задания и проекты;
  • применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

Данный курс информатики для начальной школы предназначен для общеобразовательных учебных заведений с использованием компьютерной техники.

Наличие дополнительного задания в каждом уроке позволяет осуществить индивидуально-личностный подход к обучению учащихся и позволяет учителю более гибко планировать учебный материал.

Формирование базовых учебных действий

Личностные результаты:

  • умение понимать инструкцию учителя, высказанную с использованием математической терминологии, следовать ей при выполнении учебного задания;
  • Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с информацией, встречающейся в жизни

Метапредметные результаты: - при помощи учителя

  • Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком.
  • Умение работать в группе.
  • Умение концентрироваться для выполнения самостоятельной деятельности;
  • Установление причинноследственных связей;
  • Повышение мотивации учения и выработки ответственности за результаты своей деятельности.

Предметные результаты: 

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
  • разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
  • приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
  • точно выполнять действия под диктовку учителя;
  • отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

Содержание учебного курса

Человек и информация. 

Техника безопасности при работе с компьютером и организация рабочего места. Человек и информация. Источники и приемники информации. Искусственные и естественные источники и приемники информации. Носители информации. Что мы знаем о компьютере.

Знать: что живые существа получают информацию из окружающего мира с помощью органов чувств; что бывают источники  и приемники информации; что такое носитель информации; что компьютер предназначен для обработки различных видов информации с помощью программ; правила работы с компьютером и технику безопасности.

Уметь: называть органы чувств и различать виды информации; различать источники и приемники информации; называть древние и современные носители информации; представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами с помощью программ; использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач разных учебных дисциплин.

Действия с информацией.

Немного истории о действиях с информацией. Сбор информации. Представление информации. Кодирование информации. Декодирование информации. Хранение информации. Обработка информации.

понимать: что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других); что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде. 

Знать: что данные - это закодированная информация 

Уметь: получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях); использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач. 

Объект и его характеристика.

Объект. Имя объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Существенные свойства и принятие решения. Элементарный состав объекта. Действия объекта. Отношения между объектами.

Знать: определение объекта; что каждый объект обладает именем, свойствами и функциями; что каждому объекту можно дать характеристику; что документы - это информационные объекты, содержащие данные об объектах.

Уметь: называть виды имен объектов; различать функции объектов: назначение, элементный состав, действия; давать характеристику объекту; представлять на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами; работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера.

Компьютер как система.

Компьютер – это система. Системные программы и операционная система. Файловая система.

Знать: что компьютер - это система, состоящая из оборудования, программ и данных; назначение и виды программ (текстовый редактор, графический редактор, калькулятор): системных, прикладных, инструментальных; что электронный документ – это файл с именем; что существует определенный порядок хранения файлов – файловая система;

Уметь: называть части компьютера, программы и виды данных; уметь различать системные, прикладные и инструментальные программы; уметь находить файл в файловой системе

Критерии и нормы оценки

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.

В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование. Организации тестирования в 5 классе следует уделить особое внимание, так как, возможно, для большинства учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности. Так как пятиклассники работали с тестами в начальной школе, то до организации первого тестирования им следует только напомнить о системе оценивания, продемонстрировать бланк с тестовыми заданиями, дать подробную инструкцию по их выполнению, обратить внимание на временные ограничения.

Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно еще раз им объяснить правила, которых рекомендовано придерживаться при оценивании:

  • за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
  • за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.

Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет  сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.

По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.

Компьютерное тестирование интересно детям, а  учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ, но т.к. мы имеем дело с учащимися  с нарушениями ОДА, то данная форма тестирования не всегда целесообразна. Хотя с другой стороны, в классе могут быть учащиеся, которые могут выполнить тестирование только в такой форме. В данном случае к этой ситуации лучше подойти индивидуально.

Кроме тестирования в качестве тематического контроля в 5 классе также используются традиционные проверочные работы с развернутым вариантом ответа

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

  • 50-70% — «3»;
  • 71-85% — «4»;
  • 86-100% — «5».

Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные  учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.

КАЛЕНДАРНОЕ ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Дата

Тема урока / тип урока

Практика

Термины

Элементы содержания и контроль

Планируемые результаты

Оборудование к уроку и Д/З

план

факт

предметные:

метапредметные:

личностные:

1-я четверть

Информация, человек и компьютер

1

07.09

ТБ и организация рабочего места.  Человек и информация.

комбинированный

П/Р № 1

Интерактивный тест по ТБ

сообщение, информация (звуковая, текстовая, графическая, числовая), компьютер

Знать: ТБ и правила поведения в компьютерном классе;  органы чувств: нос, ухо, язык, глаза, кожа;  виды информации  по способу представления (текстовая, числовая, звуковая, графическая), по способу восприятия (зрительная, слуховая,  обонятельная, осязательная, вкусовая); способы представления информации для реальных источников

основные устройства ПК и их назначение

Уметь соблюдать ТБ при  работе в кабинете и правила поведения; приводить примеры информационных процессов;  отличать источник от приемника информации; приводить примеры источников и приемников информации; различать носители информации; включать/выключать компьютер; находить и загружать нужный файл или программу

Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком.

 (при помощи учителя)

умение понимать инструкцию учителя, высказанную с использованием математической терминологии, следовать ей при выполнении учебного задания;

§ 1, презентации к уроку

2

14.09

Источники и приемники информации.

комбинированный

П/Р № 2

Осваиваем мышь

«Источники и приемники информации»

источник информации, приемник информации

Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком.

(при помощи учителя)

Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с информацией, встречающейся в жизни

§2,презентация к уроку.

3

21.09

Искусственные и естественные источники и приемники информации.

комбинированный

П/Р № 3

«Искусственные

 и естественные источники информации»

искусственные, естественные источники и приемники информации

Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком.

 (при помощи учителя)

Актуализация сведений из личного жизненного опыта:

примеры с информацией, встречающейся в жизни.

§2, презентация к уроку

4

28.09

Носители информации.

комбинированный

П/Р № 4

Носители информации

носитель информации, источник информации

Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком.

(при помощи учителя)

Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с информацией, встречающейся в жизни

§ 3, презентация к уроку.

5

05.10

Компьютер.

комбинированный

П/Р № 5 Клавиат. тренажер

компьютер, ПК, состав ПК, клавиатура, мышь, принтер, сканер, монитор, системный блок, процессор, память

Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком.

(при помощи учителя)

Актуализация сведений из личного жизненного опыта:

примеры с информацией, встречающейся в жизни.

§ 4, презентация к уроку

6

12.10

Повторение. Работа с понятиями и терминами.

комбинированный

П/Р № 6 Клавиат. тренажер

Умение концентрироваться для выполнения самостоятельной деятельности;

Установление причинноследственных связей;

(при помощи учителя)

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности,  

(при помощи учителя)

Карточки для подготовки к пр/р № 1

7

19.10

Проверочная работа №1 «Человек и информация»

урок контроля и коррекции ЗУН

Умение концентрироваться для выполнения самостоятельной деятельности;

Установление причинноследственных связей;

(при помощи учителя)

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности,  

(при помощи учителя)

Карточка на основе УМК (пр/р № 1)

8

19.10

Игра «Что мы знаем о компьютере»

комбинированный

Умение концентрироваться для выполнения самостоятельной деятельности;

(при помощи учителя)

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности,  

(при помощи учителя)

презентация к уроку

2-я четверть

Действия с информацией

9

09.11

Получение информации

комбинированный

П/Р № 7 Клавиат. тренажер 

сбор информации; наблюдение

Знать: приобретение первоначальных представлений о получении, передаче и хранении информации; о способах и формах пред-ставления информации; о способах преобразования и кодирования данных, кодирования информации

Уметь самостоятельно кодировать и декодировать информацию с использование кодировочных таблиц; объяснять, для чего человек хранит информацию; приводить примеры носителей информации; сохранять информацию в памяти компьютера; находить сходства и различия в протекании информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах; классифицировать информационные процессы по принятому основанию; выделять основные информационные процессы в реальных системах

Развитие умения работы с разными видами информации.

Решение проблемных вопросов.

 (при помощи учителя)

Актуализация сведений из личного  жизненного опыта: примеры, содержащие обобщающие сведения, которые знакомы из  повседневной жизни.

§ 5, презентация к уроку

10

16.11

Представление информации

комбинированный

П/Р № 8 Клавиат. тренажер

графическая, числовая, текстовая информация

Развитие умения работы с разными видами информации.

Решение проблемных вопросов.

(при помощи учителя)

Актуализация сведений из личного  жизненного опыта: примеры, содержащие обобщающие сведения, которые знакомы из  повседневной жизни.

§ 6, презентация к уроку

11

23.11

Кодирование информации

комбинированный

П/Р № 9

Кодирование информации

Код, кодирование

Развитие умения работы с разными видами информации.

(при помощи учителя)

Актуализация сведений из личного  жизненного опыта: примеры, содержащие обобщающие сведения, которые знакомы из  повседневной жизни.

§ 7, презентация к уроку

12

30.11

Кодирование и шифрование данных

комбинированный

П/Р № 10

Кодирование информации

Код, кодирование, декодирование

Развитие умения работы с разными видами информации.

(при помощи учителя)

Актуализация сведений из личного  жизненного опыта: примеры, содержащие обобщающие сведения, которые знакомы из  повседневной жизни.

§ 7, презентация к уроку

13

07.12

Декодирование информации

комбинированный

П/Р № 11

Декодирование информации

Код, кодирование, декодирование

Развитие умения работы с разными видами информации.

(при помощи учителя)

Актуализация сведений из личного  жизненного опыта: примеры, содержащие обобщающие сведения, которые знакомы из  повседневной жизни.

§ 8, презентация к уроку

14

14.12

Хранение информации

комбинированный

П/Р № 12

Клавиат. тренажер

Хранение информации, память, компьютер

Развитие умения работы с разными видами информации.

(при помощи учителя)

Актуализация сведений из личного  жизненного опыта: примеры, содержащие обобщающие сведения, которые знакомы из  повседневной жизни.

§ 9, презентация к уроку

15

21.12

Обработка информации и данных

комбинированный

П/Р № 13

Обработка информации

Обработка информации

Развитие умения работы с разными видами информации.

(при помощи учителя)

Актуализация сведений из личного  жизненного опыта: примеры, содержащие обобщающие сведения, которые знакомы из  повседневной жизни.

§ 10, презентация к уроку

3-я четверть

16

11.01

Игра «Действия с информацией»

комбинированный

Повышение мотивации учения и выработки ответственности за результаты своей деятельности.

(при помощи учителя)

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности,  

(при помощи учителя)

презентация к уроку

17

18.01

Повторение. Работа с понятиями и терминами

комбинированный

П/Р № 14

Клавиат. тренажер

Умение концентрироваться для выполнения самостоятельной деятельности;

(при помощи учителя)

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности,  

(при помощи учителя)

Карточки для подготовки к пр/р № 2

18

25.01

Проверочная работа №2 «Действия с информацией»

урок контроля и коррекции ЗУН

Умение концентрироваться для выполнения самостоятельной деятельности;

(при помощи учителя)

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности,  

(при помощи учителя)

Карточка на основе УМК (пр/р № 2)

Мир объектов

19

01.02

Объект и его имя

комбинированный

П/Р № 15

Объект и его имя

Объект, пре-дмет, явление, событие

Знать: Приобретение первоначальных знаний о понятии «объект»; основные категории объектов и их классификацию; основные виды имён объектов (общее, конкретное, собственное); основные категории свойств объекта; о «действии объекта» как элементе характеристики поведения объекта; приобретение первоначальных знаний о составлении пошагового плана действий для достижения поставленной цели; об элементах, составляющих характеристику объекта.

основные виды документов (свидетельство о рождении, паспорт, аттестат зрелости, проездной документ, справка);

Уметь раскрывать на примерах основные категории свойств объектов; «читать» схему и понимание её как отражения элементного состава объекта; приводить примеры отношений между объектами; давать характеристику простым объектам

Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком.

Актуализация сведений из личного  жизненного опыта: примеры, содержащие обобщающие сведения, которые знакомы из  повседневной жизни.

§ 11, презентация к уроку

20

08.02

Свойства объектов

комбинированный

П/Р № 16

Свойства объектов

объект, имя объекта: общее, конкретное, собственное

Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком.

Актуализация сведений из личного  жизненного опыта: примеры, содержащие обобщающие сведения, которые знакомы из  повседневной жизни.

§ 11, презентация к уроку

21

15.02

Общие и отличительные свойства

комбинированный

П/Р № 17

Свойства объектов

объект, свойства, совокупность свойств, характеристика

Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком.

Актуализация сведений из личного  жизненного опыта: примеры, содержащие обобщающие сведения, которые знакомы из  повседневной жизни.

§ 11, презентация к уроку

22

22.02

Элементный состав объекта

комбинированный

П/Р № 18

Элементный состав объекта

общие свойства, отличительные свойства

Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком.

Актуализация сведений из личного  жизненного опыта: примеры, содержащие обобщающие сведения, которые знакомы из  повседневной жизни.

§ 12, презентация к уроку

23

01.03

Действия объекта

комбинированный

П/Р № 19

Действия объекта

объект, свойства, существенные и несущественные свойства для принятия решения

Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком.

Актуализация сведений из личного  жизненного опыта: примеры, содержащие обобщающие сведения, которые знакомы из  повседневной жизни.

§ 12, презентация к уроку

24

08.03

Отношения между объектами

комбинированный

П/Р № 20

Отношения между объектами

объект, элементный состав объекта, назначение части, цель описания, характеристика

Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком.

Актуализация сведений из личного  жизненного опыта: примеры, содержащие обобщающие сведения, которые знакомы из  повседневной жизни.

§ 13, презентация к уроку

25

15.03

Характеристика объекта

комбинированный

П/Р № 21

Характеристика объекта

объект, действия объекта, команда, этапы, шаги, последовательность шагов, автоматические устройства, программа

Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком.

Актуализация сведений из личного  жизненного опыта: примеры, содержащие обобщающие сведения, которые знакомы из  повседневной жизни.

§ 14, презентация к уроку

4-я четверть

26

29.03

Документ и данные об объекте

комбинированный

П/Р № 22

Создание документа

Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком.

Актуализация сведений из личного  жизненного опыта: примеры, содержащие обобщающие сведения, которые знакомы из  повседневной жизни.

§ 15, презентация к уроку

27

05.04

Игра «Мир объектов»

комбинированный

Повышение мотивации учения и выработки ответственности за результаты своей деятельности.

(при помощи учителя)

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности,  

(при помощи учителя)

презентация к уроку

4-я четверть

28

12.04

Повторение. Работа с понятиями и терминами

комбинированный

П/Р № 23

Работа с терминами

Умение концентрироваться для выполнения самостоятельной деятельности;

(при помощи учителя)

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности,  

(при помощи учителя)

Карточки для подготовки к пр/р № 3

29

19.04

Проверочная работа №3 «Мир объектов»

урок контроля и коррекции ЗУН

Умение концентрироваться для выполнения самостоятельной деятельности;

(при помощи учителя)

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности,  

(при помощи учителя)

Карточка на основе УМК (пр/р № 3)

Компьютер как система

30

26.04

Компьютер как система

комбинированный

П/Р № 24

Устройства компьютера

Компьютер, части компьютера, программы и данные

Знать:

приобретение первоначальных представлений:

компьютер - это система, состоящая из оборудования, программ и данных;

назначение и виды различных программ: системных, прикладных, инструментальных;

что электронный документ – это файл с именем;

что существует определенный порядок хранения файлов – файловая система.

Уметь

работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера; - называть части компьютера, программы и виды данных;

уметь различать системные, прикладные и инструментальные программы;

уметь находить файл в файловой системе;

использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач.

Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком.

Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры, содержащие обобщающие сведения, которые знакомы из повседневной жизни.

§ 16, презентация к уроку

31

03.05

Системные программы и операционная система

комбинированный

П/Р № 25

Учимся открывать программы

 Программы, системные программы: драйверы, утилиты, архиваторы, антивирусы, операционная система

Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком.

Актуализация сведений из личного  жизненного опыта: примеры, содержащие обобщающие сведения, которые знакомы из  повседневной жизни.

§ 17, презентация к уроку

32

10.05

Файловая система

комбинированный

П/Р № 26

Учимся работать с файлами

Файл, система хранения файлов

Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком.

Актуализация сведений из личного  жизненного опыта: примеры, содержащие обобщающие сведения, которые знакомы из  повседневной жизни.

§ 18, презентация к уроку

33

17.05

Повторение. Проверочная работа №4«Компьютер как система»

урок контроля и коррекции ЗУН

Умение концентрироваться для выполнения самостоятельной деятельности;

(при помощи учителя)

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности,  

(при помощи учителя)

Презентация «Работа с терминами»

Карточка на основе УМК (пр/р № 1)

34

24.05

Обобщение материала, изученного в 5 классе

комбинированный

Умение концентрироваться для выполнения самостоятельной деятельности;

(при помощи учителя)

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности,  

(при помощи учителя)

Презентация «Своя игра»


Лист коррекции программы

По программе – 34 часа.

Дано –__________.

Для выполнения программы в 5 «В» классе мною были уплотнены следующие темы:

Планируемая дата

Фактическая дата

Номер урока

Тема урока

Тема скорректированного урока

Причина


Ресурсное обеспечение программы

Литература (основная и дополнительная)

  1. Информатика и ИКТ : учебник для 3 класса / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. – 4-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.  
  2. Информатика и ИКТ : рабочая тетрадь для 3 класса в 2 ч. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. – 4-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.  
  3. Информатика и ИКТ : контрольные работы для 3 класса / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. – 4-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.  
  4. Информатика и ИКТ. 2 класс : методическое пособие / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. – 2-е изд, испр. и дол.. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.  
  5. Информатика и ИКТ. 3 класс : методическое пособие / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. – 3-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
  6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/ 2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы".

  1. Операционная система Windows 7
  2. Пакет офисных приложений MS Office 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по черчению 5, 6 класс для обучающихся с умственной отсталостью

Основная цель уроков черчения во вспомогательной школе - развивать графическую культуру учащихся, формировать у них умение читать и выполнять несложные чертежи. Ведущим началом, определяющим содержани...

Конспект по географии в 9 классе для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) тема "Индонезия"

Урок по географии для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) 9 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Физическая культура» в 9 классе для обучающихся с умственной отсталостью

Титульный лист, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по предметам учебного плана 11 класса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Цель: Обучающийся, компетентный в социально - трудовой деятельности в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями на основе формирования предметных и личностных качеств в условия...

Контрольно -измерительные материалы по географии с 7- 8 классов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Контрольно -измерительные материалы по географии с 7- 8  классов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...