Технологическая карта урока по теме "Файлы и файловая система"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)

Ховалыг Алёна Чойган-ооловна

Технологическая карта проведенного открытого урока в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx121.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: Информатика

Класс: 7

Автор УМК (программы учебного курса): Л.Л.Босова

Тема урока: Файлы и файловые структуры.

Тип урока: открытия нового знания

Учитель: Ховалыг Алёна Чойган-ооловна

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – представления об объектах файловой системы и навыки работы с ними;
  • метапредметные – умения и навыки организации файловой структуры в личном информационном пространстве;
  • личностные – понимание необходимости упорядоченного хранения собственных программ и данных.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • Повторить определение операционной системы, программного обеспечения прикладных программ.
  • Познакомить учащихся с понятиями файл, имя файла, папка, файловая структура диска, путь к файлу.
  • Сформирование умения находить файлы по заданному пути, определять полное имя файла;
  • Продолжить работу по подготовке к ОГЭ.

Развивающие:

  • Развивать умения анализировать, обобщать и наблюдать, сравнивать, выделять главное, делать выводы.
  • Формирование и развитие умения кратко и точно отвечать на поставленный вопрос;

Воспитательные:

  • Формирование ответственности за общий результат работы пары и группы;
  • Формирование и развитие навыков корректного поведения при обсуждении вопроса;
  • Стимулировать познавательную деятельность учащихся, привить интерес к предмету.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

  • логическое имя устройства внешней памяти;
  • файл;
  • каталог;
  • корневой каталог;
  • файловая структура;
  • путь к файлу, полное имя файла.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организацион-ный момент (мотивация к учебной деятельности)

2 мин

«Здравствуйте, ребята! Я рада вас сегодня видеть! Хочу пожелать нам удачи, надеюсь на сотрудничество и плодотворную работу!»

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Самоконтроль, организация своей учебной деятельности.

Формирование положительной мотивации

2

Актуализация знаний

5 мин

- Давайте проверим ваши знания с прошлого урока. Вам необходимо выполнить тест, в тесте 4 вопросов по пройденной теме. Дается 2-3 минуты на его решение. Ответы будем писать на доске. Начинайте выполнять задание. Не забудьте подписать листочки.

  • Итак, работа выполнена, ответы записаны на доске верно.

Мы с вами не случайно записали ответы на доску. Они нам помогут определить тему нашего сегодняшнего урока.

  • Вы прекрасно знаете, что вся информация в компьютере закодирована.
  • Тему нашего сегодняшнего урока я тоже закодировала с помощью некоторой кодовой таблицы (на слайде 1 появляется кодовая таблица).
  • Начнем определять тему нашего урока. Половина класса будет осуществлять процесс декодирования, а другая половина будет определять тему с помощью разгадывания ребуса.

Итак, мы сегодня с вами изучим тему «Файл и файловые структуры»

Давайте вместе с вами сформулируем цель нашего урока: что мы должны узнать и чему научиться?

Но для этого вспомним русский язык и воспользуемся вопросительными словами: что? какой? где? как? почему? Будем начинать строить задачу с этих слов.

Что такое файл?

Какие типы файлов? Какие операции над ними можно совершать?

Где искать файлы?

Как искать файлы?

Выполняют тест

1-2 ученика записывают свои ответы на доске

Определяют слово «файл» с помощью декодирования и разгадывания ребуса

Учащиеся начнут задавать вопросы: «А где взять файл?», «В какой папке он лежит?»

На каком диске или в какой папке он лежит

Записывают в тетрадь тему урока

Формулируют цель (узнать, что такое файл; научиться применять знания на практике, а именно находить файлы по заданному пути и отслеживать путь по файловой системе)

Самоопределение Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка учебной задачи на основе известного.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог Оценивание усваиваемого материала;

умение планировать последовательность действий;

3

Формирование новых знаний

13 мин

Откройте параграф 2.4 «О файлах и файловых структурах». Страницу вы можете узнать, если посмотрите оглавление. Найдите определение файла и запишите его в тетрадь.  (слайд 7)

Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: имени файла и расширения. Собственно, имя файлу дает пользователь. Расширение имени обычно задается программой автоматически при создании файла. Расширение позволяет пользователю, не открывая файла, определить его тип – какого вида информация (программа, текст, рисунок и т.д.) в нем содержится.

Сколько символов может содержать имя файла?

Все ли символы можно использовать в имени файла?

Выберите имена папок и
допустимые имена файлов

Внимательно посмотрите типы файлов и расширения в таблице.

Расширение нам указывает на тип файла. Давайте заполним таблицу типов файлов и расширений. Возьмите карточки для самоконтроля. Задание №1. Поменяйтесь с соседями проверяйте друг друга.

Каждое подключаемое к компьютеру устройство внешней памяти имеет логическое имя.

В ОС Windows приняты логические имена устройств внешней памяти, состоящие из одной латинской буквы и знака двоеточия:

Файловая структура диска — это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними.

Современные операционные системы поддерживают многоуровневую организацию файлов на дисковых устройствах внешней памяти -  иерархическую файловую структуру.  Начальный (корневой) каталог содержит файлы и вложенные каталоги первого уровня. Каждый из каталогов первого уровня может содержать файлы и вложенные каталоги второго уровня и т. д. (слайд 13). 

Графическое изображение иерархической файловой структуры называется деревом.

Путь к файлу - имена всех каталогов от корневого до того, в котором непосредственно находится файл.

Последовательно записанные путь к файлу и имя файла составляют полное имя файла.

В ОС Windows путь к файлу начинается с логического имени устройства внешней памяти; после имени каждого подкаталога ставится обратный слэш:

 C:\Рефераты\Информатика\ Интернет.doc

С:\ Мои документы\7класс\Доклад.doc

Полное имя файла

Путь к файлу - имена всех каталогов от корневого до того, в котором непосредственно находится файл.

Последовательно записанные путь к файлу и имя файла составляют полное имя файла.

В ОС Windows путь к файлу начинается с логического имени устройства внешней памяти; после имени каждого подкаталога ставится обратный слэш:

 Е: \изображения\фото\Катунь.jpeg

Рассмотрим примеры решения задач.

Презентация «Файлы и файловые структуры» (слайды 10-11)

Пример 1. Пользователь работал с каталогом C:\Физика\Задачи\Механика. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем ещё раз поднялся на один уровень вверх и после этого спустился в каталог Экзамен, в котором находится файл Вопросы.doc.  Каков путь к этому файлу?

Решение:

Пользователь работал с каталогом C:\Физика\Задачи\Механика

Поднявшись на один уровень вверх, он оказался в каталоге C:\Физика\Задачи

Поднявшись ещё на один уровень вверх, он оказался в каталоге C:\Физика

После этого он спустился в каталог Экзамен

Полный путь к файлу имеет вид: C:\Физика\Экзамен.

Рассмотрите задачу 2 в учебнике самостоятельно (стр.87).

Какие действия можно выполнять над файлами?

  1. Копирование
  2. Перемещение
  3. Переименование
  4. Удаление
  5. Поиск

Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих допустимых символов, таких как:

? – означает ровно один произвольный символ;

* – означает  любую последовательность символов, в том числе и пустую.

Например: a*.txt                ПР?.doc                *.*

Задание 2

Укажите, какое из указанных ниже имён файлов удовлетворяют маске ?ese*ie.?t*

  1.  seseie.ttx
  2.  esenie.ttx
  3.  eseie.xt
  4.  sesenie.txt

Работают с учебником, делают записи в тетради.

Учащиеся записывают

Называют имена папок, файлов

Смотрят на экран или на книгу

Учащиеся заполняют таблицу в оценочном листе и делают проверку.

Слушают учителя

Записывают в тетрадях определение файловой структуры

Учащиеся записывают в тетрадь что такое путь к файлу.

 

Выполняют задание №2, осуществляют самопроверку

Формирование готовности к самообразованию;

Выделение важной информации,

сотрудничество с учителем и сверстниками,  умение слушать;

умение структурировать знания

умение работать с учебником;

умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности

4

Физминутка

2 мин

Для того, чтобы вы отдохнули и у вас поднялось настроение, давайте потанцуем. Представьте, что вы смайлики и танцуйте не стесняясь. Если на экране выводится имя текстового файла, покрутитесь направо, если графический файл – налево, если звуковой файл – похлопайте. Все это делаете пританцовывая. Как мы узнаем, что этот файл текстовый, звуковой или графический? (по расширению файла)

Учащиеся выполняют упражнения

Самоорганизация,

саморегуляция

5

Закрепление

13 мин

Задание 3. Напиши полные имена файлов (максимум 2) (слайд 22):

QBasic, Письмо, Море, Интересный фильм

Задание 4. Постройте дерево каталогов (максимум 2) (слайд 23) 

C:\Рефераты\Физика\Оптические явления.doc

C:\Рефераты\Информатика\Интернет.doc

C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc

C:\Рисунки\Закат.jpg

C:\Рисунки\Зима.jpg

 (Задание дается на карточках. Правильные ответы выводятся на доску.)

Задача 3 (слайд 24).

С:\Мои документы\Иванов\Qbasic.exe

С:\Мои документы\Петров\Письмо.txt

C:\Мои документы\Петров\Рисунки\Море .bmp

С:\Фильмы\Интересный фильм.avi

Задача 4 (слайд 25)

Без-имени-2

Практическая работа на компьютере

Задания 3 и 4 выполняют самостоятельно. Осуществляют взаимопроверку.

Выполняют практическую работу на компьютере

Умение определять наиболее рациональ-ную последователь-ность действий;

самоорганизация, самоопределение,

умение планировать последовательность действий для достижения цели.

6

Домашнее задание

2 мин

Работа с карточками

Записывает домашнее задание

Самоопределение,

взаимодействие с учителем

7

Итог урока. Рефлексия

3 мин

Оцени себя

Баллы

Отметка

1- 2

2

3 - 4

3

5 – 6

4

7

5

На рабочем столе откройте папку «Рефлексия»

  • Откройте видеофайл, если урок был интересен и ты справился с заданиями;
  • Откройте графический файл, если ты справился частично и остались вопросы;
  • Откройте текстовый файл, если ты совсем не справился

Спасибо за урок!

Умение формулиро-вать собственное мнение;

саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики в 5кл в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности(ТРИИК) " Сравнение обыкновенных дробей"

Информационно-интеллектуальная компетентность формируется  в системе учебных заданий инновационной педагогической технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности(ТРИИК)....

Технологическая карта урока биологии «КРОВЬ И КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА»

Урок проходится в увлекательной форме, учащиеся как бы посещают разные кабинеты врачей-специалистов и разбирают строение и проблемы кровеносной системы. В кабинете терапевта ученики отвечают на общие ...

технологическая карта урока "Заболевания органов сердечно-сосудистой системы"

Данное занятие содержит информацию о факторах риска, вызывающих болезни сердечно-сосудистой системы...

технологическая карта урока "Заболевания органов сердечно-сосудистой системы"

Данное занятие содержит информацию о факторах риска, вызывающих болезни сердечно-сосудистой системы...

Технологическая карта урока «Строение и значение нервной системы»

Технологическая карта урока «Строение и значение нервной системы» составлена по учебнику  Н.И. Сонина, М.Р. Сапина....

Технологическая карта урока по теме " Органы и системы органов растений. Побег".

Тема урока:  Органы и системы органов растений. Побег. (УМК «Сферы» Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм».)Класс:  6 классУчит...