«Кодирование информации» Информатика 7 класс
план-конспект занятия по информатике и икт (7 класс)

Майорова Яна Игоревна

: закрепить знания об информационных процессах; обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов; сформировать общие представления о роли кодирования информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_informatika.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока информатики «Кодирование информации»

ФИО: Майорова Яна Игоревна  

Предмет: информатика

Класс:  класс

Базовый учебник: Л.Л. Босова «Информатика» класс ФГОС

Цель урока: сформировать общие представления о кодах и кодировании, умения кодировать и декодировать информацию.

Планируемые учебные результаты:  

Предметные: научиться кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования.  

Метапредметные: умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаковосимволической формы в другую.

Личностные: понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.  

Задачи:

Общеобразовательные: закрепить знания об информационных процессах; обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов; сформировать общие представления о роли кодирования информации.

Развивающие: развитие способов мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.

Воспитательные: воспитание в учениках уверенности в своих силах; взаимоуважение к одноклассникам; эстетическое восприятие мира.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                                                                             Каргинов Т. М.

Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, ПК учителя, ПК учащихся, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, раздаточный материал.

 Используемые технологии обучения: Здоровьесберегающая, технология использования ЭОР, технология использования интерактивной доски, ИКТ-технология.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный момент

Вступительное слово учителя. Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.  

Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся  Создание атмосферы погружения.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место.

Выполняют необходимые действия. Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

Быстрое включение в деловой ритм.

Личностные УУД:

- умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. оценивания ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики. ПознавательныеУУД: 

Отвечают на приветствие учителя

Коммуникативные УУД: взаимодействуют с учителем Регулятивные УУД: 

умение настраиваться на занятие

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                                                                             Каргинов Т. М.

Актуализация знаний

«Прежде чем мы познакомимся с темой урока, необходимо выбрать «сигнальный лист» и вспомнить пройденный материал» 

На столе у каждого ученика три цветных листа с заданиями: зелёный, желтый, красный, которые соответствуют уровням заданий (базовый, повышенный, высокий). Ученик выбирает свой уровень задания и устно выполняет.

Задания низкого уровня сложности. Определите источник и приемник информации: 

1) Школьник читает текст в учебнике;

2) Бабушка читает письмо;

3) Мальчик просыпается от звонка будильника;

4) Разговаривают подруги Оля и Лена.

Отвечают на вопросы учителя, дополняют друг друга. Выбирают

уровень сложности задания, решают задачи устно 36.  

Задания низкого уровня сложности. 

1. Источник: учебник; приемник: школьник;

2. источник: письмо; приемник: бабушка;

3. источник: будильник; приемник: мальчик;

4. источники: Оля и Лена; приемники: Оля и Лена.

Личностные УУД: смыслообразования. Познавательные УУД: 

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты.

Коммуникативные УУД:

умение сотрудничать с учителем и одноклассниками. Регулятивные УУД: 

Развитие регуляции учебной деятельности, сличение результата действия. Самоконтроль выполнения задания.  

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                                                                             Каргинов Т. М.

Задания среднего уровня сложности. 

Определите источник и приемник информации, а также характер передачи информации:

1) Учитель объясняет новый материал классу;

2) Регулировщик управляет потоками машин и пешеходов;

3) Вывешен знак, запрещающий проезд по улице;

4) Мальчик получил пригласительный билет на ёлку 

Задания высокого уровня сложности. Придумайте примеры передачи информации, соответствующие схемам:

1) источник                 приемник

 

2) источник                     приемник

 

Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Выводит на экран правильное решение задач. Выборочно проверяет несколько тетрадей учащихся. Выставляет оценки в журнал. Работа с интерактивной доской.  

- Все ответили верно. А сейчас заполним схему передачи информации.

Задания среднего уровня сложности.

1. Источник: учитель; приемники: ученики класса; двусторонний;

2. источник: регулировщик; приемники: пешеходы, водители машин; двусторонний;

3. источник: дорожный знак; приемники: водители машин; односторонний;

4. источник: билет; приемник: мальчик; односторонний.

Задания высокого уровня сложности. 

1. Бабушка смотрит телепередачу.

2. Два друга общаются на перемене. 3. Осуществляют самопроверку по ответам на слайде.  

Диктуют оценки учителю.

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                                                                             Каргинов Т. М.

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

На доске записана тема урока

12 16 5 10 18 16 3 1 15 10 8 10 15 22 16 18 14 1 24 10 10

 

- Ребята, давайте посмотрим на доску, на ней написана тема сегодняшнего урока. Прочитайте тему! (дети читают).

- Как вы считаете, что зашифровано на доске?

- Чему вы должны научиться на уроке? (научиться понимать данные записи)

 

- Тему сегодняшнего урока я скрыла и назовёте мне её вы сами, но для этого нам с вами нужно немного поработать. Посмотрите видео и попытайтесь отгадать тему урока. Давайте обратим внимание на следующий слайд.

Этот человек пытается нам сказать что-то, однако мы не можем его понять. Как вы думаете, что он хочет сообщить нам этим жестом? (показывает число 1, показывает, что всё хорошо, восклицает о чем-то)

Просматривают видео.

Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения: жест может означать разные понятия, чтобы прочитать, нужен код, то – что под этим жестом закодировано, тема урока – кодирование информации. Формулируют цели урока.

Личностные УУД:

самоопределение.  Познавательные УУД: Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. Коммуникативные УУД: постановка вопросов. (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. Регулятивные УУД: 

постановка цели урока прогнозирование. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                                                                             Каргинов Т. М.

Но мы не можем точно утверждать, что именно он нам хочет сказать, поскольку в разных странах одни и те же жесты означают совершенно разное. И что же следует предпринять, чтобы правильно понять людей этих стран? (знать жесты, знать, что они означают, какое действие, предмет, явление этими жестами закодировано).

Давайте подумаем и попробуем выяснить, что же самое главное в ваших ответах и определим тему урока, поставим цели.

- На следующем слайде записаны слова, которые означают действия с информацией (шифрование, обработка, удаление, создание, кодирование, передача, замена, копирование, разрушение).

Попробуйте выбрать среди них слово, которое означает действие, связанное с шифрованием информации. (если учащиеся произнесли слово «кодирование», учитель переходит к следующему этапу. Если нет, то необходимо задать несколько наводящих вопросов и добиться того, чтобы этот термин был найден).

- Молодцы! А теперь давайте попробуем сформулировать, что же такое кодирование?

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                                                                             Каргинов Т. М.

Первичное усвоение

новых

знаний.

Информация, которую мы получаем из окружающего мира поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы.  

Это свет, звук, запах, касания, это слова, значки, символы, жесты и движения.

Для того чтобы произошла передача информации, мы (приемник) должны не только принять сигнал, но и расшифровать его.

Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене.

Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.

Ребята, давайте найдем в учебнике и запишем определения, что такое код, кодирование и декодирование.

Существует три основных способа кодирования информации:

Графический - с помощью рисунков или значков;

Числовой - с помощью чисел;

Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.

Выполнение интерактивного задания «Расшифруй слово»

Отвечают на вопросы. Участвуют в беседе.

Читают параграф, выделяют существенную информацию, выписывают в тетрадь.

Наблюдение за

материалом ЭОР

Личностные УУД: Смыслообразования, осознание ценности традиционных норм организации учебного труда. Познавательные УУД: 

Участвуют в беседе. Читают параграф, выделяют существенную информацию, выписывают в тетрадь. Формирование умений вести беседу, умения выделять главное, делать выводы. Анализ содержания параграфа.

Коммуникативные УУД:

Направляют усилия на решение поставленной проблемы. Обсуждают выводы. Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и при ходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других. Регулятивные УУД: 

Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                                                                             Каргинов Т. М.

Первичная проверка понимания.

Даёт учащимся задание работать с учебником. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы. Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. 

Откройте учебник  и поработайте в парах над ответом на вопрос: С какими способами кодирования информации мы встречаемся в жизни?

Отвечают на поставленный вопрос соседу по парте, а затем фронтально.

Личностные УУД:

смыслообразования.

Познавательные УУД:

Выделение существенной информации. Логические умозаключения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Умение формулировать вопросы.

Коммуникативные УУД:

Участвуют в обсуждении содержания параграфов во фронтальном режиме. Понимать на слух вопросы и ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия

Регулятивные УУД:

Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов.

Физкульт

минутка

Следит за выполнением упражнений.

Личностные УУД:  

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:  

умение организовывать выполнение заданий учителя.

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                                                                             Каргинов Т. М.

Первичное закрепление.

Формулировка условий задач и контроль за правильным их решением.

Работа за компьютером.

Выполняют практическое задание за компьютером

Личностные УУД:

формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов. Познавательные УУД: 

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний. Коммуникативные УУД: 

умение работать в парах.

Регулятивные УУД:

коррекция.

Работа в группах: выполнение заданий в рабочей тетради: №83, 84, 87, 98

Организует самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради.

Формулировка условий задач и контроль за правильным их решением.

Самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради.

Личностные УУД: смыслообразование. Познавательные УУД:

подведение под понятие, структурирование знаний. 

Коммуникативные УУД:

умение сотрудничать с учителем. Уметь работать в группах, слушать чужое мнение, высказывать свое.

Регулятивные УУД:

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, принятие решения. Взаимоконтроль.

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                                                                             Каргинов Т. М.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению. На дом п.7(1) читать, определения учить, задания  №92-95  В рабочей тетради выполнить письменно.

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике. Задают вопросы.

Личностные УУД: смыслообразования. Познавательные УУД: 

формулирование познавательной цели. Выделение существенной информации из слов учителя.

Коммуникативные УУД:

постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Регулятивные УУД: 

Развитие регуляции учебной деятельности .планирование учебной деятельности.

Рефлексия

Формулирует вопрос.  Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подумаем, что нового вы узнали сегодня на уроке, достигли ли поставленных целей?

 

Учитель предлагает ученикам оценить самого себя и товарищей .

Отвечают на вопрос. Ученики выражают свое мнение о занятии.

Личностные УУД: самоопределение. Познавательные УУД:

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД:

Участвуют в обсуждении итогов урока во фронтальном режиме, умение с точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий)

 Регулятивные УУД: Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. оценка успешности усвоения.

Урок соответствует современным требованиям.

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                                                                Каргинов Т. М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики "Кодирование информации" 5 класс

Урок по информатике "Кодирование информации" 5 класс, автор учебника Л.Л. Босова...

Интегрированный урок по информатике "Кодирование информации" 3 класс

Кодирование информацииКонспект урока по информатике 3 класс по программе Н.В.Матвеевой...

Урок по информатике "Кодирование информации" 5 класс

Урок с элементами театрализации. При обяснении урока используется презентация.При закреплении, в класс приходит Дед Мороз и просит детей расколдовать елочку. Ребята выполняют просьбу Деда Мороза .Выпо...

Технологическая карта к уроку "Кодирование информации". Информатика 5 класс УМК Босова

С введением ФГОС в 5-9 классах многое в работе учителя меняется. Так привычное для нас поурочное планирование заменяется технологической картой. Сейчас в интернете можно найти много таких карт. Я пред...

Урок информатики "Кодирование информации" 3 класс

Урок изучения новых знаний и их первичное закрепление по теме "Кодирование информации" в 3 классе по УМК Н.В.Матвеевой....

Технологическая карта урока по информатики "Кодирование информации" 5 класс

На уроке дети расширяют и углубляют свои знания по теме «Кодирование информации». Знакомятся с различными способами кодирования информации. На основе анализа полученной информации решают...

Конспект открытого урока по информатике и ИКТ "Кодирование информации". 8 класс

Цель урока: познакомить учащихся с различными формами преставления информации и операцией перекодирования как способом перехода от одной формы к другойЗадачи:Образовательная:o   произве...