Урок по информатике "Кодирование информации" 5 класс
план-конспект занятия по информатике и икт (5 класс) по теме

Панченко Надежда Викторовна

Урок с элементами театрализации. При обяснении урока используется презентация.При закреплении, в класс приходит Дед Мороз и просит детей расколдовать елочку. Ребята выполняют просьбу Деда Мороза .Выполняя задания елочка оживает. Цель урока:Формирование навыков кодирования информации и декодирования зашифрованной информации. Умения применять свои знания на практике. Задачи урока:

  • образовательная: формирование у учащихся представления о том, как можно кодировать информацию, декодировать информацию и зачем это делать; познакомить со способами кодировании; показать учащимся разнообразие окружающих человека кодов; 
  • развивающая: развитие умения анализировать, обобщать знания, выделять главное; развить творческую активность учащихся;
  • воспитательная: воспитание интереса к знаниям, самостоятельности, ответственности за свой выбор.

В уроке имеет место тематическая физкультминутка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  "Кодирование информации".

5-й класс

Формы работы: индивидуальная, работа в парах.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-с элементами театрализации.

Средства обучения: 

  • технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows; мультимедийный проектор;
  • программные средства: презентация,  подготовленная  в PowerPoint (Приложение 1),
  • раздаточный материал: кодировочные таблицы, карточки с домашним заданием, карточки с определением, наградной материал за работу на уроке.

ЦЕЛИ УРОКА:

Формирование навыков кодирования информации и декодирования зашифрованной информации. Умения применять свои знания на практике;

Задачи урока:

  • образовательная: формирование у учащихся представления о том, как можно кодировать информацию, декодировать информацию и зачем это делать; познакомить со способами кодировании; показать учащимся разнообразие окружающих человека кодов;  
  • развивающая: развитие умения анализировать, обобщать знания, выделять главное; развить творческую активность учащихся;
  • воспитательная: воспитание интереса к знаниям, самостоятельности, ответственности за свой выбор.

Информация на экране

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организационный этап.

Тема урока

“Кодирование информации” (слайд №1)

Добрый день, дорогие друзья.

Скоро любимый и волшебный праздник Новый год и от этого на  душе у нас празднично и хорошо. Давайте улыбнемся друг другу. И с этим настроением мы начинаем наш сегодняшний урок информатики.

 Тема нашего урока

«Кодирование информации»

Приветствие учителя.

1-2 мин

цель урока (слайд №2)

Сегодня мы узнаем с вами что такое код, кодирование, декодирование.

 Где применяемся кодирование.

Познакомимся с некоторыми способами и видами кодирования.

Научимся кодировать и декодировать информацию.

Повторение знаний

(слайд №3)

-Скажите ,пожалуйста, что такое информация?

- Информация - это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает)

5 мин

(слайды 4-10)

-Ребята, посмотрите на экран. Скажите, пожалуйста, как называется паровозик?

- Виды информации

-Давайте сейчас определим, как называются вагончики.

- Первый вагончик










-Перечислите основные информационные процессы.


- Первый вагончик «Звуковая информация»

- Второй вагончик «Обонятельная информация»

-Третий вагончик «Зрительная информация»

-Четвертый вагончик «Вкусовая информация»

-Пятый вагончик «Осязательная»



- Хранение, передача, обработка, защита

Молодцы ребята!

Актуализация знаний.

(слайды 11)







Ребята, вы мне сказали, что информацию можно передавать.

Люди издавна думали как передать информацию. Ведь не всю информацию можно передать в том виде  в котором она есть

1 мин

Объяснение нового материала.

10 мин

(слайд 13)

- Ребята, посмотрите на экран. Кто – нибудь знает, что это за сооружение. Как оно называется?

- Это Великая китайская стена.

- А для чего она была построена ?

-(если дети знают дать возможность рассказать, если нет пояснить)

(слайд 14)

- Издавна люди пытались кодировать информацию И это им помогало.

При наступлении опасности в башнях зажигался огонь. И сигнальный огонь передавался из башни в башню. Этот способ был удобен для передачи информации об опасности.

(слайд 15)

Код - это система условных знаков для представления информации. Примером кодов может быть алфавит, маховая азбука и т.д.)

А Кодирование -это переход от одной формы представления информации к другой.

Обратное преобразование называется декодированием

Перед вами лежат листы в которых записаны эти определения (Приложение № 2)







(слайд № 16)

- В зависимости от того какой вид информации используется выбирают способ кодирования информации.


Существуют 3 способа кодирования информации;

  1. Графический - с помощью рисунков или значков;

(На каком уроке мы применяем графическое кодирование?)

  1. Числовой - с помощью чисел;

(На каком уроке мы применяем числовое кодирование?)

  1. Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.

(На каком уроке мы применяем графическое кодирование?)

      4. Смешанный – с использованием нескольких способов кодирования

(слайд  № 17)

Применение кодирования

Кодирование информации мы встречаем повсюду. Давайте рассмотрим только часть примеров.

В природе. Каждое семечко несет в себе код. Сажая семена арбуза, мы получаем – арбуз. Сажая семена лимона, мы получаем – лимон.

(слайд № 18)

Ребята слышите, что это мы слышим?

Музыка тоже закодирована с помощью, каких знаков?


-Какой это способ кодирования?

- Это музыка.


- Совершенно правильно с помощью нот.


- символьный

(слайд № 19)

- На дорогах с помощью чего кодируют информацию?

-Какой это способ кодирования?

- - С помощью дорожных знаков

- графический

(слайд № 20)

- Каждый товар, купленный в магазине, имеет свой штрих-код.

-Какой это способ кодирования?




- числовой

(слайд № 21)

- Адрес вашего проживания закодирован с помощью…

- -Какой это способ кодирования?

- названия улицы, номера дома и квартиры.

- и числовой и символьный

(слайд № 22)

Каждый населенный пункт в нашей стране тоже имеет свой код – это почтовый индекс. Какой почтовый индекс Усть-Кулома?

- 168060

(слайд № 23)

- Специально для слабовидящих людей разработана азбука Брайля

(слайд № 24)

 -  В компьютере все символы  закодированы с помощью длинных годов из восьми 0 и 1. Об этом вы подробнее узнаете в 6 классе.


-Какой это способ кодирования?






- числовой

(слайд № 25)

- Ребята кто-нибудь из вас может привести свои примеры, где используется кодирование.

- дневник (школа), разные алфавиты, азбука Морзе, флажковая азбука, маховая азбука, жестовые языки, номера машин на дорогах, номера паспортов и т.д.

Физкультминутка

(слайд № 26)

-Наша физкультминутка тоже будет закодированной (Азбука Морзе) У Р А

Точка-сели, тире- встали. Спасибо ребята.

Занимайте свои места.

Учащиеся выполняют физкультминутку.





Учащиеся занимают свои рабочие места.

1-2 мин

Практическая часть













(слайд № 27)

(Раздается неожиданный стук. Входит Дед Мороз с письмами и мешком)

 -Ой, здравствуй Дедушка Мороз. Почему ты такой грустный? Что случилось?

ДМ: Здравствуйте ребята! У меня беда. Пропал праздник.

-Подожди Дедушка. Ты присаживайся и расскажи нам по порядку, что случилось?

ДМ: Опять нечистая проказничает. Вот взгляните на елочку, разве такая елка на празднике нужна? Заколдовали они её, а чтобы ее расколдовать надо волшебное заклинание прочитать. А я его не могу прочесть. Что я ребятам скажу?

- Дедушка Мороз, а может наши ребята смогут помочь? Давай попробуем?

ДМ: А почему бы не пробовать. Вот конверты На конверте порядковый номер. Который, соответствует порядку в заклинании.

Учитель раздает конверты с заданием парам ребят.(Приложение )

-ребята открывайте скорее конверты. Вам необходимо декодировать текст. Приступайте.

































7-8 мин


(слайд № 28)

Первый конверт

  1. Колокольчики звените


(слайд № 29)

Второй конверт

  1. Снежинки оживите


(слайд № 30)

Третий конверт

  1. Огоньки зажгитесь


(слайд № 31)

Четвертый конверт

  1. Игрушки веселитесь


(слайд № 32)

Пятый конверт

  1. Гости появитесь

ДМ: Какие вы молодцы ребята!

-Наши ребята еще умею кодировать информацию.

Ребята давайте закодируем с помощью азбуки Морзе свои имена.






(выполняют задание)дед Мороз ходит и тоже смотрит.




(слайд № 33)

- Дедушка Мороз мы дарим тебе закодированные имена, чтобы ты знал своих спасителей. А нечистая. Чтобы не догодалась

ДМ: Большое вам спасибо ребята вот и от меня подарок. У меня для вас подарочек. Эту елочку вы поставите в классе и она будет напоминать о нашей встрече. И она принесет вам в новый год всее самое хорошее До свидание ребята.

Закрепление материала.

-Зачем нужно кодирование?



- Ребята, а что такое код?







Что такое кодирование?






Декодирование?

Для удобства хранения, Передачи информации

- Код - это система условных знаков для представления информации. Примером кодов может быть алфавит, маховая азбука и т.д.)

А Кодирование -это переход от одной формы представления информации к другой.

Обратное преобразование называется декодированием

Домашнее задание.

(слайд № 34)

Дома вам необходимо разработать свой код и закодировать пожелание.

   Ребята, ваше домашнее задание написано на листах.

1 мин

Рефлексия.

- Сегодня 30 минут у вас  в гостях были важными и нужными. Мне очень приятно было работать  с вами, я надеюсь, что урок был для вас полезным и интересным. Возможно, кто-то из вас будет программистом, учителем информатики, или свяжет судьбу с ученой деятельностью.

А сейчас я попрошу вас выбрать смайлик, с каким настроением вы уходите с этого урока. Мне очень отрадно, что урок удался. Я вижу -  у вас прекрасное настроение. Спасибо!

В память о нашей встрече примите в подарок волшебные снежинки, которые несут доброту и красоту. С наступающим вас Новым годом!»

1 мин



Подписи к слайдам:

«Кодирование информации»5 класс
Учитель информатики МОУ «Лопъювадская ООШ»ПанченкоНадежда Викторовна
Цель урока:
Познакомиться с кодированием и декодированием информации
Что такое информация?
Назовите вид информации
Виды информации
Назовите вид информации
Виды информации
Звуковая информация
Назовите вид информации
Виды информации
Звуковая информация
Обонятельная информация
Назовите вид информации
Назовите вид информации
Зрительная информация
Назовите вид информации
Зрительная информация
Вкусоваяинформация
Назовите вид информации
Зрительная информация
Вкусоваяинформация
Осязательная информация
Перечислите основные информационные процессы
Код - это система условных знаков для представления информации.Кодирование -это переход от одной формы представления информации к другой.Обратное преобразование называется декодированием
Способы кодирования информации
Числовой - с помощью чиселСимвольный - с помощью символов того же алфавита, что и текстГрафический -с помощью рисунков или значковСмешанный – при использовании нескольких способов кодирования
Применение кодирования
Физкультминуткас помощью азбуки Морзе
- Сели,- Потянулись
У
Р
А
Домашнее задание
Придумать свой код и с помощью него закодировать пожелание другу
Спасибо за работу!До свидания!


Предварительный просмотр:

КОД

Флажковая азбука



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

        

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

л

м

н

о

п

с

т

у

ч

ш

щ

ь

э

ю

я

КОД

Азбука Брайля.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

        

Закодированное заклинание № 1



Предварительный просмотр:

19  15  06  08  10  15  12  10

 

    16  08  10  03  10  20  06

        

Закодированное заклинание № 2



Предварительный просмотр:

Закодированное заклинание № 3



Предварительный просмотр:

Закодированное заклинание № 4



Предварительный просмотр:

Закодированное заклинание № 5



Предварительный просмотр:

Тема урока:  "Кодирование информации".

Код - это система условных знаков для представления информации. Примером кодов может быть алфавит, маховая азбука и т.д.

А Кодирование -это переход от одной формы представления информации к другой.

Пример:

Обратное преобразование называется декодированием

Пример:

Существуют 3 способа кодирования информации:

  1. Графический - с помощью рисунков или значков;

  1. Числовой - с помощью чисел;

  1. Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.

Домашнее задание:

Разработать свой код и  с его помощью закодировать пожелание на новый год, своему другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....