Дополнительная общеразвивающая программа "Инфознайка"
рабочая программа по информатике и икт (5 класс)

Мешулина Наталья Николаевна

Программа направлена на достижение следующих целей:

•  формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

•  формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;

•  усиление культурологической составляющей школьного образования;

•  пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

•  развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon do_infoznayka_5_klass_2020-2021.doc876.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Синелипяговская СОШ»

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

технической направленности

«Инфознайка»

Возраст обучающихся: 10-12 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Мешулина Наталья Николаевна,

педагог дополнительного образования

Синие Липяги

2020

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИНФОЗНАЙКА» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС OOO) технической направленности, учебного плана, примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ с учетом авторских материалов Л.Л. Босовой.

Программа адресована учащимся 5 класса, рассчитана на 36 часов в год.  

Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития.

Необходимость разработки данной программы обусловлена потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Программа направлена на достижение следующих целей:

•  формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

•  формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;

•  усиление культурологической составляющей школьного образования;

•  пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

•  развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ необходимо решить следующие задачи:

•  показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

•  организовать  компьютерный  практикум,  ориентированный  на:  формирование  умений использования  средств  информационных  и  коммуникационных  технологий  для  сбора,  хранения, преобразования  и  передачи  различных  видов  информации  (работа  с  текстом  и  графикой  в  среде соответствующих  редакторов);  овладение  способами  и  методами  освоения  новых  инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

•  организовать работу по овладению первичными навыками исследовательской деятельности, получения опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

•  создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

  1. Результаты освоения программы, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ

Владение следующими знаниями

Владение следующими умениями

«Основы компьютерной графики» (5 класс)

•  правила работы за компьютером;  

•  назначение главного меню;              

•  назначение и возможности графического редактора,  

•  понятие фрагмента рисунка;

•  понятие файла;  

•  точные способы построения геометрических фигур;

•  понятие пикселя и пиктограммы;  

•  понятие конструирования

•  технологию конструирования из меню готовых форм;

•  создавать меню типовых элементов

мозаики;

  • графические объекты средствами

графического редактора.

  • работать мышью;  
  • запускать программу и завершать работу с ней;
  • использовать панель инструментов графического редактора Paint;
  • создавать простейшие рисунки с помощью инструментов;
  • сохранять и открывать графические файлы;
  • использовать при построении геометрических фигур клавишу shift;
  • создавать и конструировать разнообразные объекты.

Выпускник научится:

•  понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;

•  приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

•  приводить примеры древних и современных информационных носителей; классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

•  определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;

•  различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

•  запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

•  создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

•  работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

•  вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

•  применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

•  выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

•  использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

•  создавать и форматировать списки;

•  применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;

•  использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций; осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

•  ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);

•  соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Выпускник получит возможность:

•  овладеть приемами клавиатурного письма;

•  научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

•  сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

•  расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разной сферы человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

•  создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;

•  осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

•  оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

•  видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

•  научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;

•  научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;

•  научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

•  научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;

•  расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.  

  1. Содержание программы «Инфознайка»

«Основы компьютерной графики»

5 класс (35 часов – 1 час в неделю)

Тема 1. Обучение работе на компьютере (2 ч.)

Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером. Назначение объектов компьютерного рабочего стола. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с меню.

Тема 2. Освоение среды графического редактора Paint (8 ч.)

Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.

Тема 3. Редактирование рисунков (8 ч.)

Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения фрагмента рисунка. Сохранение рисунка на диске. Открытие файла с рисунком.

Тема 4. Точные построения графических объектов (6 ч.)

Геометрические инструменты. Использование клавиши shift при построении прямых, квадратов, окружностей. Редактирование графического объекта по пикселям. Понятие пиктограммы.

Тема 5. Преобразование рисунка (4ч.)

Отражения и повороты. Наклоны. Сжатия и растяжения рисунка.

Тема 6. Конструирование из мозаики (6 ч.)

Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструирования. Меню готовых форм -  плоских и объемных. Конструирование с помощью меню готовых форм.

Тема 7. Обобщающее занятие (1 ч).

  1. Тематическое планирование

5 класс

Тема

Количество часов

Дата

План/факт

1

Вводное занятие. Техника безопасности в компьютерном классе.

1

03.09

2

Основные группы клавиш. Управление компьютером с помощью мыши.

1

10.09

3

Создание папок и файлов.

1

17.09

4

Знакомство с графическим редактором Paint.

1

24.09

5

Строение окна графического редактора Paint.

1

01.10

6

Обучение работе в редакторе инструментом «кисть».

1

08.10

7

Обучение работе в редакторе инструментом «кисть».

1

15.10

8

Обучение работе в редакторе Paint инструментом «заливка».

1

22.10

9

Обучение работе в редакторе Paint инструментом «заливка».

1

29.10

10

Обучение работе в редакторе инструментом «ластик».

1

12.11

11

Обучение работе в редакторе инструментом «ластик».

1

19.11

12

Создание изображения.

1

26.11

13

Создание изображения.

1

03.12

14

Освоение навыков создания геометрических фигур, фиксация их на странице.

1

10.12

15

Построение ломаных линий.

16

Построение ломаных линий.

1

17.12

17

Работа с графическими примитивами: линия, овал, прямоугольник.

1

24.12

18

Работа с графическими примитивами: линия, овал, прямоугольник.

1

14.01

19

Построение простейших композиций с инструментами овал и прямоугольник.

1

21.01

20

Построение простейших композиций с инструментами овал и прямоугольник.

1

28.01

Знакомство с инструментом «распылитель».

1

04.02

21

Знакомство с инструментом «распылитель».

1

11.02

22

Знакомство с инструментом карандаш.

1

18.02

23

Знакомство с инструментом карандаш.

1

25.02

24

Знакомство с инструментом заливка.

1

04.03

25

Знакомство с инструментом заливка.

1

11.03

26

Знакомство с командой поворот.

1

18.03

27

Знакомство с командой поворот.

1

01.04

28

Знакомство с командой наклон.

1

08.04

29

Знакомство с командой наклон.

1

15.04

30

Вставка текста в редактор Paint.

1

22.04

31

Вставка текста в редактор Paint.

1

29.08

32

Закрепление навыков работы с инструментами.

1

06.05

33

Закрепление навыков работы с инструментами.

1

13.05

34

Создание рисунка с использованием инструментов: заливка, круг, прямоугольник.

1

20.05

35

Демонстрация работ.

1

27.05

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
  1. Босова, Л. Л., Босова, А. Ю., Коломенская, Ю. Г. Занимательные задачи по информатике/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, Ю. Г. Коломенская– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  2. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).

3. Материалы авторской мастерской Босовой Л. Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).

4. Макарова Н.В., Николайчук Г.С.,Титова Ю.Ф., Симонова И.В. Информатика 5-7 класс (начальный курс) Питер, 2012.

5. Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5–7 классах / Л.Л. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 342 с.

6. Операционная система Windows 7.

7. Пакет офисных приложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...