Внедрение прикладного пакета СПО в общеобразовательное учреждение
проект по информатике и икт

Зуева Ольга Владимировна

В современном мире существует множество различных операционных систем (ОС), используемых на различных ступенях образовании (от средней школы до колледжа и Вуза), которые продолжают совершенствоваться, модифицироваться, развиваться и по сей день.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внедрение прикладного пакета СПО

в общеобразовательное учреждение.

Выполнила: Зуева Ольга Владимировна,

учитель информатики, МОУ СОШ № 31 г. Подольска 


Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. История развития………………………………………………………..4

2. Особенности использования ОС Линукс в образовании, преимущества и недостатки……………………………………………….7                                                                                  

Заключение………………………………………………………………..11

Литература……………………………………………………….………..12


Введение

В современном мире существует множество различных операционных систем (ОС), используемых на различных ступенях образовании (от средней школы до колледжа и Вуза), которые продолжают совершенствоваться, модифицироваться, развиваться и по сей день.

Актуальность темы проекта определяется тем, что развитие компьютерной техники, программного обеспечения, которые внедряются в среднюю школу, происходит очень быстро, и сегодня операционная система Linux прочно завоевывает у учеников и учителей позиции на настольных компьютерах, ноутбуках и даже нетбуках. Linux – общее название Unix-подобных операционных систем, основанных на одноимённом ядре. Файловая система Linux позволяет организовать упорядоченное иерархическое хранение файлов и каталогов пользователя (допускаются даже вложенные файлы и каталоги).

Чтобы понятней описать ОС Linux — наиболее точным будет сравнение её с конструктором. Дистрибутив Linux — это конструктор, из которого собрано несколько готовых моделей. Их можно разобрать, поменять отдельные части, или даже собрать свою новую модель. Например, учитель имеет программу, которая «почти» подходит для раскрытия темы его урока, но ему не хватает определенной функциональности. В первом случае (используя закрытое ПО) он бессилен, во втором случае он может не только самостоятельно внести изменения, он сможет даже распространять свои методические материалы вместе с модифицированной версией программы.

Цель, задачи проекта состоят в том, чтобы показать: что формат файловой системы в Linux отличен от Windows, и что:

  •  в Linux используются файловые системы Ext2 или Ext3, отличающиеся высокой надёжностью. Поэтому потерять данные в случае сбоя ОС Linux практически невозможно;
  •  достоинством Linux можно считать высокую скорость работы. Эта ОС может работать на машинах не очень большой мощности. Кроме этого она может применяться как для различных типов серверов, так и для настольных компьютеров.
  •  преимуществом использования Linux является, практическое отсутствие компьютерных вирусов для этой операционной системы.

1. История развитияhttps://habrastorage.org/webt/uy/_w/gw/uy_wgwscmiz5wubpab6cvvssqvy.jpeg

1. Эпоха «свободного рынка» Появление Linux считается одним из важнейших событий в истории открытого ПО. Рождение этой операционной системы во многом обязано идеям и инструментам, которые формировались и «зрели» десятилетиями в

2. Приход коммерции и рождение Unix

Команда программистов из Bell Labs начала работу над операционной системой для мини-компьютера PDP-7 — Unix. Unix создавали в качестве альтернативы другой ОС — Multics.https://habrastorage.org/webt/h6/47/o3/h647o3tcjngfepuevgkqgo6qx5o.jpeg

3. Назад — к истокам свободного ПОhttps://habrastorage.org/webt/oq/q2/d-/oqq2d-hzf2f4it89xmdcgao5w1g.jpeg

В конце 70-х сотрудники Массачусетского технологического института написали драйвер для принтера, установленного в одной из аудиторий. Когда бумага застревала и создавалась очередь из заданий на печать, пользователи получали уведомление с просьбой устранить проблему. Позже в отделе появился новый принтер, для которого сотрудники захотели добавить такую функцию. Но для этого нужен был исходный код первого драйвера. Штатный программист Ричард Мэттью Столлман (Richard M. Stallman) запросил его у коллег, но получил отказ — выяснилось, что это конфиденциальная информация. Этот незначительный эпизод, возможно, стал одним из судьбоносных в истории свободного ПО.

4. Рождение Linux и первых дистрибутивов

В 1991 году молодой программист из Хельсинкского университета Линус Торвальдс осваивал Minix. Его эксперименты с ОС переросли в работу над совершенно новым ядром. 25 августа Линус устроил открытый опрос группы пользователей Minix о том, что их не устраивает в этой ОС, и анонсировал разработку новой операционной системы. В августовском письме есть несколько важных тезисов о будущей ОС:

  • система будет бесплатной;
  • система будет похожа на Minix, но исходный код будет абсолютно другим;
  • система не будет «большой и профессиональной, как GNU».

25 августа принято считать днем рождения Linux. Сам Линус ведет отсчет от другой даты — 17 сентября. Именно в этот день он загрузил первый релиз Linux (0.01) на FTP-сервер и отправил электронное письмо людям, проявившим интерес к его анонсу и опросу. В исходном коде первого релиза сохранилось слово «Freaks». Так Торвальдс планировал назвать свое ядро (комбинация слов «free», «freak» и Unix). Администратору FTP-сервера не понравилось название, и он переименовал проект в Linux. В октябре того же года была выпущена версия ядра 0.02, а в декабре — 0.11. Изначально Linux распространялся без лицензии GPL. Это означало, что разработчики могли пользоваться ядром, модифицировать его, но не имели права перепродавать результаты своих трудов. Начиная с февраля 1992 года, все коммерческие ограничения были сняты — с релизом версии 0.12 Этот шаг Линус позже назвал одним из определяющих факторов успеха Linux.

2. Особенности использования ОС Линукс в образовании, преимущества и недостатки

Операционная система Linux разработана в 90-х годах молодым студентом Хельсинского университета Линусом Торвальдсом в рамках дипломного проекта. В 1991 году, во время обучения в Хельсинкском университете Торвальдс заинтересовался операционными системами и был разочарован лицензией MINIX (MINIX - недорогая минимальная UNIX-подобная операционная система, предназначенная для образовательных целей в области компьютерных наук), которая ограничивала её использование только образовательными целями (что исключало любое коммерческое использование), вследствие чего начал работать над своей собственной операционной системой, которая в итоге стала Linux.

Со временем ОС получила дальнейшее развитие и переросла в профессиональную ОС.

Linux – общее название Unix-подобных операционных систем, основанных на одноимённом ядре. Ядро Linux создаётся и распространяется в соответствии с моделью разработки свободного и открытого программного обеспечения. Поэтому общее название не подразумевает какой-либо единой «официальной» комплектации Linux; они распространяются в основном бесплатно в виде различных готовых дистрибутивов, имеющих свой набор прикладных программ и уже настроенных под конкретные нужды пользователя.

Официальным логотипом и талисманом Linux является пингвин Tux (произносится Такс, в Рунете часто употребляется Тукс, рис.3). Был создан в 1996 году Ларри Юингом.

В современной России все чаще встаёт вопрос наличия лицензионного программного обеспечения в организации. Органы внутренних дел все активнее борются с пиратством, как итог стали пропадать постоянные точки продаж пиратских дисков с операционными системами и другим ПО. Стоит так же отметить возросший уровень культуры приобретения ПО. Пользователи все чаще стараются приобрести лицензионное ПО.

Еще одной важной проблемой внедрения ОС Linux в школу, отсутствие программы обучения, методической литературы для преподавателей, и банально отсутствие учебников для учащихся.

Если вопрос учебников и методической литературы для учителей можно хоть как-то решить, то с учебными пособиями для учащихся обстоят трудности. Хотя сейчас правительство РФ все чаще вспоминает об образовании, и в частности современных информационных технологиях в школе, вопрос о использовании операционных систем, основанных на лицензии GPL или BSD остаётся открытым. На данный момент проводятся эксперименты по внедрению систем Linux в образовательный процесс. В частности, проводится внедрение класса машин, оснащенных ALT Linux (известная русская компания, разрабатывающая дистрибьютив GNU/Linux). Установка ОС Linux на школьные компьютеры позволит учащимся сделать самостоятельный выбор, использовать взломанный Windows или же использовать свободно распространяемую операционную систему.

Немаловажным фактом является то, что установка на компьютер операционной системы Linux, вместе со всеми необходимыми прикладными программами, может занимать всего 25– 30 минут, а весь этот набор программ вместе с самой ОС умещается на 1 компакт диске.

Рассмотрим ОС Linux с точки зрения выполнения ею основных функций ОС:

- работой с файлами и каталогами;

- управление устройствами компьютера;

- взаимодействие с пользователем, создание пользовательского интерфейса.

Файловая система Linux позволяет организовать упорядоченное иерархическое хранение файлов и каталогов пользователя (допускаются вложенные файлы и каталоги).

Однако имеются и отличия от файловой системы Windows–

в Linux не используются буквенные обозначения для дисков А:, В:, вместо символа / в полном пути к файлу используется \, расширение файла практически не имеет значения.

Формат файловой системы в Linux отличен от Windows. В Linux используются файловые системы Ext2 или Ext3, отличающиеся высокой надёжностью. Поэтому потерять данные в случае сбоя ОС Linux практически невозможно.

Одним из достоинств Linux можно считать высокую скорость работы. Эта ОС может работать на машинах не очень большой мощности. Кроме этого она может применяться как для различных типов серверов, так и для настольных компьютеров.

Также огромным преимуществом является, практическое отсутствие компьютерных вирусов для этой операционной системы. Конечно существуют так называемые рутики, и другие способы взлома систем. Но грамотный специалист, отвечающий за безопасность системы вполне может обеспечить защиту. (Имеется ввиду отсутствия необходимости использовании в школе многих потенциально опасных и уязвимых сервисов и "демонов").

Но, при всех положительных качествах, существует несколько сложностей при переходе на операционную систему Linux:

  • сложность установки нового программного обеспечения (установка через командную строку);
  • проблемное подключение интерактивных досок, установка для них программного обеспечения под ОС Linux;
  • отсутствие, в настоящее время, программы, уровня Fine Reader, для распознавания текста со сканера;
  • большое количество образовательных учебных ресурсов на оптических носителях, выпущенных специально под различные версии операционных систем Windows, которые требуют обращения к диску;
  • условная сложность при настройке периферийного оборудования (например, при установке школьного ALT-Linux 5.0, возникает проблема с принтером HP Laserjet);
  • проблемное подключение DVB-карт и настройка их к использованию (особенно Techno-Trend USB);
  • неготовность некоторых преподавателей переучиваться к применению новой операционной системы, разорвать стереотипы, хотя меню этих альтернативных программ с платными версиями практически идентичны.

Учащиеся с негативностью хотят переходить на Linux в домашних условиях, из-за того, что

– графика в нем организуется при помощи библиотек OpenGL, в отличие от Windows (DirectX), вследствие чего игры написанные под Windows на Linux не работают. Но на многих форумах, есть пошаговая инструкция, как прописать DirectX под Linux;

– сложность установки программного обеспечения (как говорилось выше).

Если рассматривать ОС Linux как платформу для обучения, то включённый в современные дистрибутивы набор ПО позволяет обучить учащихся все современным требованиям пользованию ПК.

OpenOffice.org – это международный проект с открытыми исходными кодами, созданный для того, чтобы разработать универсальный офисный пакет, работающий на разных операционных платформах, имеющий открытый API и формат файлов, основанный на XML.

GNU Image Manipulation Program или GIMP (Гимп) – растровый графический редактор, программа для создания и обработки растровой графики. Частично поддерживается векторная графика.

GNU Compiler Collection (обычно используется сокращение GCC) – набор компиляторов для различных языков программирования, разработанный в рамках проекта GNU. GCC является свободным программным обеспечением, распространяется фондом свободного программного обеспечения (FSF) на условиях GNU GPL и GNU LGPL и является ключевым компонентом GNU toolchain. Он используется как стандартный компилятор для свободных Unix-подобных операционных систем, и в нескольких проприетарных операционных системах, в том числе Apple Mac OS X.

Mozilla Firefox – второй по популярности в мире браузер и первый с открытым исходным кодом, который добился такой популярности. Mozilla Suite и Mozilla Firefox были основаны на исходном коде Netscape Navigator, выпущенного под свободной лицензией MPL (Mozilla Public License) после проигрыша в Войне браузеров

KDevelop – свободная среда разработки программного обеспечения для UNIX-подобных операционных систем. Проект стартовал в 1998 году. KDevelop распространяется согласно GNU General Public License. KDevelop не включает в свой состав компилятор; вместо этого он использует GNU Compiler Collection (или любой другой компилятор) для создания исполняемого кода.

Перечисленного программного обеспечения вполне хватает для обучения в школе. То, что весь этот набор распространяется по лицензии GPL, делает его намного привлекательнее для пользователя. Использование свободно распространяемого ПО, которое по возможностям не уступает своим платным аналогам так же экономически выгодно для школ, которые не имеют своего бюджета и финансируются на муниципальном или городском уровне.

Как итого можно точно определить, что использование операционной системы Linux в условиях школы наиболее экономически выгодно и перспективно для обучения учащихся основам компьютерной грамотности и основам программирования.

Заключение

За последние несколько лет ОС Д Linux сделала огромные шаги в развитии, и была признана самой быстроразвивающейся операционной системой в мире. Использование операционной системы Linux в условиях средней школы наиболее экономически выгодно и перспективно для обучения учащихся основам компьютерной грамотности и основам программирования, т.к. в состав дистрибутивов Linux входит не только операционная система, но ещё и множество других программных продуктов.

Linux — один из существующих дистрибутивов, который позволяет во время пользования вносить изменения и распространения, а это значит, что использование ОС Linux в школе может открыть огромные возможности для учителей и учащихся. Установка и настройка рабочего места сведутся к нажатию кнопки «установить» — все будет установлено в готовом виде. Более того, возможно бесплатное распространение этого набора ПО в стенах школы, и каждый учащийся мог бы установить и работать с этим набором ПО на своем домашнем компьютере, бесплатно, и при этом оно будет являться лицензионным.

Использование в средней школе операционной системы Linux должно дать учащимся «прочное понимание того, что необходимо для использования компьютерных технологий с помощью ряда различных приложений». Переходить или не переходить на свободное программное обеспечение, это самостоятельное решение администрации образовательного учреждения или каждого гражданина, но использовать в качестве альтернативного варианта другую операционную систему, кроме Windows, в современном обществе просто необходимо.

Список используемой литературы:

  1. Журавлев, В.В., использование linux в школе (преимущества или недостатки) / Интернет – ресурс http://www.openclass.ru/node/174350
  2. https://timeweb.com/ru/community/articles/kratkaya-istoriya-linux-1
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/История_Linux
  4. https://habr.com/ru/company/1cloud/blog/441554/
  5. https://www.altlinux.org/Школьный/7.0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение современных педагогических технологий в специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждениях для детей с множественными тяжёлыми нарушениями в развитии.

В данной статье освещается вопрос о возможностях применения технологии моделирования в деятельности специальных (коррекционных) учреждений....

Внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс общеобразовательных учреждений.

Определение дистанционного обучения. Деятельность при ДОТ. Типы уроков с примененеием ДОТ....

Проект по внедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности образовательного процесса в общеобразовательном учреждении

Технология «Педагогика сотрудничества» как условие формирования лексико-грамматического строя и связной речи у педагогически запущенных учащихся младших классов средствами классической ...

План проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса в рамках проведения городского семинара учителей физической культуры г. Саратова "Внедрение Комплекса ГТО в общеобразовательных учреждениях", декабрь 2014 г.

Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол).Мастер-Класс[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8019316","attribu...

Дополнительная программа "Внедрение комплекса ГТО во внеурочную деятельность общеобразовательного учреждения"

Программа адресована педагогам, учащимся и их родителям общеобразовательного учреждения. В идею программы положены идеи компетентностного подхода. Состоит из учебного плана, учебно-тематического плана...

Сценарий спортивного праздника, посвященного внедрению ГТО в общеобразовательные учреждения и 70-летию Великой Победы

Проблема заключается в том, что среди школьников России лишь 16 процентов являются относительно здоровыми, а подавляющее большинство детского и взрослого населения страдает от последствий гиподинамии,...