Разработка игры – викторины на закрепление темы «Системы счисления»
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)

Бугрова Наталья Васильевна

В первой главе проекта представлены теоретические аспекты использования игр на уроках информатики.

Вторая глава посвящена созданию игры – викторины на закрепление темы «Системы счисления».

 

Цель проекта: создание кейса к игре – викторине.

С этой целью необходимо решить следующие задачи:

  1. провести мозговой штурм;
  2. выбрать материал;
  3. выбрать ресурс для создания;
  4. создать упражнения для игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tst_bugrova_nv.docx409.78 КБ

Предварительный просмотр:

ЦНОТ СПбГЭТУ "ЛЭТИ"

«Инструменты цифровизации в педагогической деятельности»

Проектная работа

«Разработка игры – викторины на закрепление темы «Системы счисления»»

Предмет: информатика

Время выполнения проекта 2022 год

 Руководитель

 Воинова Анна Александровна

 преподаватель доп. образования

 Состав проектной группы:

 Бугрова Н. В. – руководитель группы,

 Игнатенко А. А.

 Проскурякова К. Л.

 Жарина А. С.

 Леко Н. Е.

 Работу выполнила:

 Бугрова Н. В.

 

г. Санкт-Петербург

2022 год


Содержание

ВВЕДЕНИЕ        3

1.        ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ИГРЫ – ВИКТОРИНЫ        5

1.1.        Выбор игры        5

2.        СОЗДАНИЕ ИГРЫ – ВИКТОРИНЫ        7

2.1.        Выбор инструмента для создания игры        7

2.2.        Создание карточек для игры        8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        10


ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя — выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые соответствуют поставленной цели — развитию личности ученика. Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игра — особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения, и желание выиграть обостряет мыслительную деятельность играющих. Дети, однако, над этим не задумываются, для них игра, прежде всего — увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей информатики.

Прежде чем включить игровую технологию в учебный процесс необходимо определить: какой учебный материал целесообразно изучать с использованием игровой технологии; для какого состава учеников следует ее применять; как увязать игру с другими способами обучения; как найти время в учебном плане для ее проведения; какую игровую технологию следует выбрать по конкретной учебной теме; как подобрать игру, решающую определенные учебные задачи на каждом этапе урока.

Тема «Системы счисления» – одна из важнейших тем курса информатики. Многолетняя практика показывает, что даже у учащихся старших классов вызывает затруднение перевод чисел из одной системы счисления в другую, и особенно двоичная арифметика. Одной из технологий, способствующих решению обозначенной проблемы, является игровая технология.

Актуальность изучения темы «Системы счисления» в курсе информатики и ИКТ связана с тем, что без знаний различных систем счисления, и тех из них в частности, которые применяются в настоящее время, невозможно изучение информатики и полноценное представление математики как науки, неразрывно связанной с информатикой. Мы знаем, что числа в памяти компьютера представлены в двоичной системе счисления, а для внешнего представления содержимого памяти, адресов памяти используют шестнадцатеричную или восьмеричную системы. Эта тема является смежной с математикой и вносит вклад в фундаментальное математическое образование школьников. Хотя экзамены по информатике проводятся в компьютерном формате, но задания по системам счисления также рассматриваются.

В первой главе проекта представлены теоретические аспекты использования игр на уроках информатики.

Вторая глава посвящена созданию игры – викторины на закрепление темы «Системы счисления».

Цель проекта: создание кейса к игре – викторине.

С этой целью необходимо решить следующие задачи:

  1. провести мозговой штурм;
  2. выбрать материал;
  3. выбрать ресурс для создания;
  4. создать упражнения для игры.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ИГРЫ – ВИКТОРИНЫ

  1. Выбор игры

Выбор игры осуществлялся методом мозгового штурма на доске Миро  https://miro.com/app/board/uXjVO66HK9Q=/   (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Доска Миро

Участники проектной группы предлагали различные задания. В начале планировалась игра Мемо, но для нее нужно было подобрать пары. Мною была предложена игра «Да, нет». (Рисунок 2).

Рисунок 2 – карточки для игры «Да, нет»

Другие коллеги предложили различные задания с переводом чисел из одной системы счисления в другую, различные задачки и задания на шифровку с применение систем счисления. С парами дела обстояли сложно, т.к. пары к вопросам по теме «Системы счисления» подобрать сложно. В итоге решили создать задания для викторины с выбором варианта ответа. По результатам голосования мы не выявили победителя, в итоге решили, что каждый из группы разработает свою мини-викторину, которая войдет в урок игру.

  1. СОЗДАНИЕ ИГРЫ – ВИКТОРИНЫ  

  1.  Выбор инструмента для создания игры

Для создания игры была выбрана платформа LearningApps.org. Она создана для поддержки обучения и преподавания с помощью небольших общедоступных интерактивных модулей (далее -- упражнений). Данные упражнения создаются онлайн и в дальнейшем могут быть использованы в образовательном процессе. Для создания таких упражнений на сайте предлагается несколько шаблонов (упражнения на классификацию, тесты с множественным выбором и т. д.).

Для нашей игры мы выбрали вид упражнения – викторина с выбором правильного ответа. (Рисунок 3)

Рисунок 3 – Виды упражнений

  В реализации проекта участвовали учителя информатики из разных районов Ленинградской области.

Состав проектной группы:

 Бугрова Н. В. – руководитель группы,

 Игнатенко А. А., Проскурякова К. Л., Жарина А. С., Леко Н. Е.В.

Руководитель

 Воинова Анна Александровна, преподаватель доп. образования.

  1. Создание карточек для игры

Таблица 3 -  Вопросы для викторины.

Вопрос

Ответ

Число 1021 в 2 СС записано с ошибкой.

Да

В 2-СС 1+1=11?

Нет

Число 10, записанное в десятичной СС, в двоичной СС записывается как 1011.

Нет

Любая позиционная система счисления имеет основание

Да

Римская СС – это позиционная СС

Нет

https://learningapps.org/watch?v=pt0uju2ya22 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате следующие задачи были решены:

  1. проведен мозговой штурм;
  2. выбран материал;
  3. выбран ресурс для создания викторины;
  4. созданы упражнения для викторины.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Применение игровых технологий при обучении теме: «Системы счисления» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://forpsy.ru/works/uchebnoe/primenenie-igrovyih-tehnologiy-pri-obuchenii-teme-c-ab-sistemyi-schisleniya-c-bb/ 
  2. Урок-игра по информатике на тему "Системы счисления" - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/urokigra-po-informatike-na-temusistemi-schisleniya-2419571.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Слабое звено" по теме системы счисления 9 класс

Игра состоит из 48 вопросов по теме "Системы счисления" в программе Power Point....

Урок-закрепление по теме: "Системы счисления. Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую"

Целью данного урока является закрепление учащимися 8-го класса умений по переводу целых чисел из одной системы счисления в другую. В ходе урока учащиеся работают в группах по 2-3 человека. Самос...

Обобщающий урок – игра «Слабое звено» по теме «Системы счисления»

Повторение и обобщение знаний по теме «Системы счисления»....

Вопросы для закрепления темы "Системы счисления"

Вопросы по теме Системы счисления...

Использование программы NUMSYS для закрепления и проверки знаний по теме "Системы счисления", 10 класс

Программа NUMSYS позволяет в тестовом режиме закрепить знания по теме "Системы счисления" (перевод из одной системы счисления в другую), а в режиме тестирования проверить знания и умения учащихся. Шка...

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...