Технологическая карта урока информатики
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс)

Технологическая карта урока информатики 5 класса «Компьютер - основной инструмент подготовки текстов». Деловая игра «Мы журналисты».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_informatiki.docx40.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Место проведения:   ГБОУ СОШ с. Русская Борковка

Класс: 5

Предмет: информатика и ИКТ

Тема

«Компьютер - основной инструмент подготовки текстов».

Деловая игра «Мы журналисты».

Цели

Обучающие: усвоение учащимися понятий текстовый редактор, редактирование и форматирование текста, печать документа.

Развивающие: развитие познавательного интереса, логического мышления, речи и внимания учащихся, формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний.

Воспитательные: привитие учащимся навыка самостоятельности в работе, воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке.

Задачи

-  Развитие умения письменно, при помощи компьютера, излагать   мысли, оформляя их в виде электронного документа;

 -развитие интереса к решению задач нестандартного вида;

- развитие навыков моделирования ситуации;

-формирование навыков самостоятельной работы, работы  в коллективе;

-формирование навыков аргументировано отстаивать свое мнение;

-развитие познавательного интереса, логического мышления, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе;

- развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения работать с дополнительной литературой, правильно выбирать источники дополнительной информации.

Планируемые образовательные результаты

  • предметные - общее представление о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации;
  • метапредметные - основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме;
  • личностные - чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Формируемые УУД.

Личностные: Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды, знание моральных норм.

Регулятивные:  Постановка цели и планирование путей достижения цели, коррекция и оценка работы.

Познавательные: Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме;

Умение выполнять основные операции по редактированию текстовых документов.

Коммуникативные: Общаться и взаимодействовать с партнерами  по совместной деятельности.

Основные понятия

  • текст;
  • текстовая информация;
  • текстовый документ;
  • графический редактор;
  • газета;
  • редакция.

Организация пространства

Формы работы: фронтальная, групповая

Методические приемы:

   диалоги;

работа в группах;

игровые методики;

информационные минутки;

эвристический подход.

Межпредметные связи:

информатика;

русский язык;

литература.

Оборудование

  • компьютеры с выходом в Интернет
  • принтер
  • бумага
  • карточки с тестом
  • носитель информации (флеш-карта)
  • проектор
  • презентация

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

ЭОР

I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Ты часто читаешь книги?  Расскажи о самой любимой твоей книге.

-В какой форме может быть представлена информация в книгах?

-Бегло пролистай  учебную книгу на твоем столе.  Скажи,  какой формы представления информации больше?  Почему?

-Догадайся, зачем мы говорим о текстовой форме представления информации?

- Где кроме книг встречается текстовая информация?

- Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы в нашей школе больше учеников читало газеты и узнавало новинки новостей ИТ?

- Какой итог нашего урока мы сегодня должны получить?

- дети рассказывают о своих любимых книгах;

- в текстовой, графической, числовой;

- делают вывод, что текстовой информации больше, потому, что через картинки нельзя передать весь смысл;

- Газеты, журналы.

- Выпускать школьную тематическую газету по информатике.

1-й выпуск газеты.

Познавательные УУД-

структурирование знаний.

Регулятивные УУД –

осознание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД -готовность выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Приложение1.ppt

слайд 1

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Проверка домашнего задания:

На сегодняшнем уроке нам понадобятся ваши профессиональные качества, которые вы получили на прошлом уроке, поэтому вы должны пройти проверку на соответствие занимаемой должности.

Повышенный уровень: кроссворд

Средний уровень: диктант

Базовый уровень: тест

Познавательные  УУД:

-актуализация сведений из личного опыта;

-формирование  навыков работы с книгой;

-  развитие грамотности;

- развитие познавательной активности.

Личностные УУД:

-  умение применять  знания на практике.

 

Коммуникативные УУД:

- формирование умения общения со сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам;

-умение сдерживать эмоции.

кроссворд.pptx

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/62179c51-6025-497a-ab4c-4ca86e6bfe78/114398/

тест.doc

III. Выявление места и причины затруднений.

-Поиграй с текстом:

измени  текст  так,  чтобы   в  каждой строчке  смысл  был  разным.

-Вставь пропущенные буквы, чтобы получились разные слова.

-  Как вы думаете,  какие знания с прошлого урока нам могут сегодня понадобиться?

-Давайте вспомним некоторые вопросы.

- расставляют запятые и объясняют смысл предложения с учетом запятых;

- вставляют буквы и называют слова: коса-роса,  река-рука, шлюпка-шляпка т.д.

Познавательные УУД-

актуализация сведений из личного опыта;

- развитие познавательной активности.

Регулятивные УУД-

волевая  саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

приложение 2.pptx

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Активный метод обучения «Творческая лаборатория» (работа в парах).

Задание 1.

На предыдущем уроке вы ввели текст  и сохранили файлы. Произошел сбой программы и тексты испорчены. В них множество орфографических ошибок и ошибок в оформлении. Исправьте их.

Задание 2.

Подумайте,  к каким разделам газеты вы смогли бы отнести ваши тексты, если бы отдавали их на публикацию?

-  Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы за компьютером.

Учащиеся выполняют практическую работу.

Один учащийся комментирует слайд с правилами работы.

Познавательные УУД- использование теоритических знаний на практике.

Регулятивные УУД-

Целеполагание:

- развивать способность формулировать и воспринимать учебную задачу.

Коммуникативные УУД- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Приложение1.ppt

слайды 2-3

V.Реализация построенного проекта.

Групповая работа

На «Инфознайке» (внеурочная деятельность) мы с вами рассматривали газету по информатике «Infonews», которую выпускают старшеклассники.

В нашей сегодняшней работе мы смоделируем ситуацию деловой игры.

Предположим, что наш кабинет - редакция школьной газеты.

Как и любой газете у нас будет несколько рубрик: «Новости», «Вести с уроков», «Это интересно знать».

Для работы редакции необходимо в каждой рубрике  набрать штат, состоящий из главного редактора, художников-оформителей, журналистов. Эти обязанности вы уже распределили в конце прошлого урока, а теперь представьтесь, пожалуйста. Результат нашей работы – выпуск классной газеты. Для этого вы должны приложить усилия, фантазию, а главное знания по работе с текстовым редактором.

По всем спорным вопросам обращаться к главному редактору, который будет контролировать вашу работу.

Учащиеся разделились на 3 группы, выбрали ведущего специалиста в группе.

Регулятивные УУД-

предвосхищение результата.

Коммуникативные УУД - сотрудничество в поиске информации, участие в обсуждении содержания материала.

Личностные УДД-

соблюдение этических норм поведения при работе в группах.

Приложение1.ppt

слайд 4

VI.Динамическая пауза

Комплекс упражнений для глаз.

.

Обучающиеся выполняют упражнения по видео –образцу.

www.youtube.com

VII.Самостоятельная работа.

Отдел «Новости».

1. Открыть документ «Новости».

2. Задать:

 для названия статьи- шрифт Arial, размер 20, начертание жирное;

 для  статьи – шрифт Arial, размер 16.

3. Задать для названия статьи и статьи свой цвет, используя кнопку Цвет на панели форматирования.

4. Применить выравнивание:

для названия статьи – по центру;

для статьи – по ширине.

5. Открыть папку «Картинки» и выбрать иллюстрацию для статьи, скопировать и вставить в текстовый документ.

6. Подписать статью.

7. Сохранить файл на рабочем столе.

8. Подготовиться к защите материала. (О чем статья, что самое главное.  Какие знания и умения по информатике понадобились для оформления статьи).

Отдел «Вести с уроков».

1. Открыть документ «Вести».

2. Задать:

 для названия статьи- шрифт Arial, размер 20, начертание жирное;

 для  статьи – шрифт Arial, размер 16.

3. Задать для названия статьи и статьи свой цвет, используя кнопку Цвет на панели форматирования.

4. Применить выравнивание:

для названия стать – по центру;

для статьи – по ширине.

5. Открыть папку «Картинки» и выбрать иллюстрацию для статьи, скопировать и вставить в текстовый документ.

6. Подписать статью.

7. Сохранить файл на рабочем столе.

8. Подготовиться к защите материала. (О чем статья, что самое главное. Какие знания и умения по информатике понадобились для оформления статьи.)

Отдел «Это интересно знать!»

1.В Интернете найти материал по теме «История средств массовой информации».

2. Скопировать нужный фрагмент.

3.Открыть приложение WordPad.

4.Вставить фрагмент текста.

5. Задать:  

      для названия статьи- шрифт Arial, размер 20, начертание жирное;

      для  статьи – шрифт Arial, размер 16.

6.Задать для названия статьи и статьи свой цвет, используя кнопку Цвет     на панели форматирования.

7. Применить выравнивание:

      для названия стать – по центру;

       для статьи – по ширине.

8. Открыть папку «Картинки» и выбрать иллюстрацию для статьи,

     скопировать и вставить в текстовый документ (или найти в Интернете).

9. Сохранить файл на рабочем столе.

10. Подготовиться к защите материала. (О чем статья, что самое главное.  Какие знания и умения по информатике понадобились для оформления статьи).

  1. Выполнение заданий на компьютере  по карточкам.

  1. Готовый материал главный редактор сохраняет на любом носителе информации и распечатывает статьи на принтере.

Личностные УУД:

- развитие логического мышления и грамотной речи;

- осознание ответственности  за общее дело.

 

Регулятивные УУД -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция,
волевая  саморегуляция   в ситуации затруднения.

Коммуникативные УУД:

- умение работать в парах,

- развитие диалогической и монологической  речи.

приложение 3.doc

VIII. Включение в систему знаний, повторение.

Защита результатов работы.

Каждый отдел «защищает» свою статью, рассказывая, о чем она, как оформлена и какие знания и умения необходимы были в работе.

Познавательные УДД-

рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД – осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные УУД -аргументация своего мнения, учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций.

Личностные УДД -

осознание ответственности  за общее дело.

IX . Рефлексия УД  на уроке.

- Вернемся к вопросу, который я задала вам в начале урока: какой итог нашего урока мы сегодня должны получить?

- Справились ли мы с задачей?

- Какие умения для этого нам пригодились?

- Можете ли вы озвучить алгоритм работы по выпуску газеты.

- Для какой аудитории предназначена наша газета?

Ответы на вопросы учителя.

Познавательные  УУД –произвольное  построение  речевого высказывания,

определение основной и второстепенной информации.

Регулятивные УУД - волевая саморегуляция, осознание  того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.

Коммуникативные УУД -умение выражать свои мысли, контроль, оценка действий партнера.

Список учебной и дополнительной литературы:

УМК Босовой Л.Л.

  • Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса
  • Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 5 класса
  • Уроки информатики в 5-7 классах. Методическое пособие + CD
  • Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 5 класса: методическое пособие
  • Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителя

Ссылки на использованные Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока информатики

Технологическая карта урока информатики в 4 классе "Мой школьный день" . Урока обобщения  изученного материала за курс информатики 4 класса....

Технологическая карта урока информатики в 7 классе по теме "Информационные модели на графах"

Тема урока. Информационные модели на графахЦель урока;Образовательная – расширить преставления о видах информационных моделей:сформировать представление о графах как наглядном средстве представления с...

Технологическая карта урока информатики с реализацией здоровьесберегающих технологий.

Подробный конспект урока информатики по теме: "RGB-кодировка" (7 класс, учебник "Информатика и ИКТ" И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестаков ). В отдельной таблице пред...

Технологическая карта урока информатики в 10 классе по теме «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»

Технологическая карта урока информатики в 10 классепо теме «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»...

Презентация к уроку и технологическая карта урока информатики в 7 классе "Создание графических изображений"

Презентация к уроку и технологическая карта урока информатики в 7 классе "Создание графических изображений" (учебник Босовой Л.Л., ФГОС)...

Технологическая карта урока информатики в 5 классе Тема урока: Передача информации.

Технологическая карта урока информатики в 5 классеТема урока: Передача информации. p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align: left; } ...