«Программирование. Задачи обработки потока данных»
учебно-методический материал по информатике и икт (8 класс)
На уроке ставится задача: Проходят соревнования лыжников, которые закодированы кодом своего района. На старт приглашаются спортсмены с заданным кодом района. Определить, сколько спортсменов от данного района стартует. Задача решается с помощью программирования. Вводится понятие потока данных, который формируется как сгенерированные случайные числа. Учащиеся знакомятся с алгоритмами поиска, нахождения максимума (минимума) в потоке числовых данных.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 173.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
«ЗАДАЧА ОБРАБОТКИ ПОТОКА ДАННЫХ»
Солынина Ольга Михайловна, ГБОУ школа №496 Московского района, Санкт-Петербург, учитель информатики
УМК: Босова Л. Л. Информатика : учебник для 8 класса – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 184 с. : ил.
Тема: Программирование. Задача обработки потока данных
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цели урока: Познакомить учащихся с алгоритмами поиска, нахождения максимума (минимума) в потоке числовых данных.
Задачи урока:
- предметные — умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмические конструкции «ветвление» и конструкции цикла; формирование умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценивания и связь критериев с определённой системой; ценностей, проверять на достоверность и обобщать информацию;
- метапредметные — умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- личностные — алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности;
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: урок-практикум.
Методы обучения: наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический, частично-поисковый.
Технология: личностно-ориентированная, ИКТ.
Оборудование:
компьютеры,
проектор,
программное обеспечение – презентация по теме «Обработка потока данных», Windows XP, PascalABC.NET.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент | Включение в деловой ритм урока. Проверка знаний учащихся операторов ввода/вывода, условного и оператора цикла | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Задает вопросы:
| Отвечают на вопросы:
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи |
3. Постановка учебной задачи | Ставит задачу: Проходят соревнования лыжников, которые закодированы кодом своего района. На старт приглашаются спортсмены с заданным кодом района. Определить, сколько спортсменов данного района стартует. Ваши предложения. | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. | Регулятивные: целеполагание; Познавательные: постановка вопросов; самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Знакомит с идеей присваивания каждому спортсмену кода района. Затем производится выборка количества спортсменов по каждому району. Смотрим презентацию Случайные числа – коды спортсменов по районам | Предлагают алгоритм реализации метода. Отвечают на вопрос: Как сгенерировать случайные числа? А как можно было бы их еще получить? Какой формат будет иметь переменная P? Зачем ее надо обнулять? Какой оператор будет осуществлять сравнение кодов? Какое задаем условие для этого? Почему переменную P увеличиваем на 1? | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
Число ассоциирует код района. P будет подсчитывать кол-во спортсменов данного района. | |||
Проверка кода 1-го спортсмена с кодом района | |||
Если коды совпадают, счетчик P увеличивается на 1 | |||
5. Первичное закрепление | Предлагает написать программу на алгоритмическом языке Pascal | Записывают программу. Сравнивают с правильным кодом. VAR A, B, P, N, K: integer; begin RANDOMIZE; P:=0; WRITE ('Ввести количество чисел: '); READLN (N); WRITE ('Ввести число: '); READLN (B); FOR K:= 1 TO N do BEGIN A:= RANDOM (10); WRITELN (K, '-е число ', a); IF A=B THEN P:=P+1; END; IF P>0 THEN WRITE ('Введенное число ', B, ' найдено ', P, ' раз(а)') ELSE WRITE ('Введенное число ', B, ' не найдено '); END. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Личностные: смыслообразование Познавательные: высказывание предположений, обсуждение проблемных вопросов, рефлексия |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организует деятельность по применению новых знаний. Учащимся предлагаются задания трех уровней сложности.
| Самостоятельная работа. Выбирают из предложенных задачу по своему уровню, выполняют на ПК в среде Pascal АВС. 1 программа: VAR A, B, P, N, K: integer; begin RANDOMIZE; P:=0; WRITE ('Ввести количество чисел: '); READLN (N); WRITE ('Ввести число: '); READLN (B); FOR K:= 1 TO N do BEGIN A:= RANDOM (10); WRITELN (K, '-е число ', a); IF A=B THEN P:=K; END; IF P>0 THEN WRITE ('Введенное число ', B, ' найдено с порядковым номером ', P) ELSE WRITE ('Введенное число ', B, ' не найдено '); END. 2 программа VAR A,N,K,P,MAX: integer; BEGIN RANDOMIZE; WRITE ('Ввести количество чисел: '); READLN (N); P:=1; MAX:= RANDOM(10); WRITELN (1,'-е число ',MAX); FOR K:= 2 TO N DO BEGIN A:= RANDOM(10); WRITELN (K,'-е число ',A); IF MAX < A THEN BEGIN MAX:= A; P:= K; END; END; WRITE ('Максимальное число ', MAX, ' с номером ', P); END. 3 ПРОГРАММА VAR A,N,K,P,MIN: integer; BEGIN RANDOMIZE; WRITE ('Ввести количество чисел: '); READLN (N); P:=1; MIN:= RANDOM(10); WRITELN (1,'-е число ',MIN); FOR K:= 2 TO N DO BEGIN A:= RANDOM(10); WRITELN (K,'-е число ',A); IF MIN > A THEN BEGIN MIN:= A; P:= K; END; END; WRITE ('Минимальное число ', MIN, ' с номером ', P); END. | Регулятивные: контроль, коррекция, осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению. Личностные: самоопределение. |
7. Рефлексия деятельности. Итог урока. | Проводит рефлексию: ребята, выбрав задачу, вы сами оценили свои возможности и знаете, какую оценку заработали. Спасибо за работу на уроке. Домашнее задание, как обычно, вы найдете в электронном дневнике. | Самооценка собственной учебной деятельности. Соотнесение цели и результатов, степени их соответствия. | Коммуникативные: умение полно выражать свои мысли, рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Технология обработки числовых данных"
Данный урок разработан для учащихся 11 класса с целью обобщения и систематизации знаний по обработке числовых данных (урок с использованием регионального (казачьего) компонента)....
Практикум. Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм.
Выполнив практическую работу, вы научитесь: обрабатывать числовые данные при помощи математических и статистических функций; использовать логические функции для обработки данных; строит...
Марафон «Лучшие практики воспитательной и профилактической работы Алтая – 2023». Согласие на обработку персональных данных. Фото мероприятий.
Фото классных часов и внеклассных школьный мероприятий.Акция "Тепло для героя"Велопробег , посвященный Дню Победы.Встреча с участником СВОКлассный час "Герои Сталинграда".Классный ...
Урок по теме:"Обработка числовых данных и деловая графика в среде программы EXCEL"
Данный урок предназначен для обобщения теоретических знаний по изученной теме;закрепления основных навыков и приемов работы с электронными таблицами EXCEL в ходе выполнения практической работы «Расчет...
Программа работы педагогической мастерской «Технология мониторинга и обработки статистических данных»
В настоящее время мониторинг в системе дополнительного образования является актуальным и востребованным, так как позволяет выявить конкретные результаты педагогической деятельности, и характер этих ре...
Обработка персональных данных
Персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины ОУД.17 Физика по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование квалификации Администратор баз данных
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физика», на основе Примерной прог...