«Программирование. Задачи обработки потока данных»
учебно-методический материал по информатике и икт (8 класс)

Солынина Ольга Михайловна

На уроке ставится задача:

Проходят соревнования лыжников, которые закодированы кодом своего района. На старт приглашаются спортсмены с заданным кодом района. Определить, сколько спортсменов от данного района стартует.

Задача решается с помощью программирования. Вводится понятие потока данных, который формируется как сгенерированные случайные числа. Учащиеся знакомятся с алгоритмами поиска, нахождения максимума (минимума) в потоке числовых данных.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологическая карта урока173.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
«ЗАДАЧА ОБРАБОТКИ ПОТОКА ДАННЫХ»

Солынина Ольга Михайловна, ГБОУ школа №496 Московского района, Санкт-Петербург, учитель информатики

УМК: Босова Л. Л. Информатика : учебник для 8 класса – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 184 с. : ил.

Тема: Программирование. Задача обработки потока данных

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели урока: Познакомить учащихся с алгоритмами поиска, нахождения максимума (минимума) в потоке числовых данных.

Задачи урока:

  • предметные — умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмические конструкции «ветвление» и конструкции цикла; формирование умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценивания и связь критериев с определённой системой; ценностей, проверять на достоверность и обобщать информацию;
  • метапредметные — умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • личностные — алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности;

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок-практикум.

Методы обучения: наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический, частично-поисковый.

Технология: личностно-ориентированная, ИКТ.

Оборудование:

компьютеры,

проектор,

программное обеспечение – презентация по теме «Обработка потока данных», Windows XP, PascalABC.NET.


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент

Включение в деловой ритм урока.

Проверка знаний учащихся операторов ввода/вывода, условного и оператора цикла

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Задает вопросы:

  1. Вспомним общий вид оператора цикла с заданным количеством повторений
  2. Что такое переменная цикла? Какой у нее формат?
  3. Как сгенерировать случайные числа?
  4. Как вывести сгенерированное число с его порядковым номером?
  5. Продумаем программу генерации сл.чисел и их вывод с порядковым номером?

Отвечают на вопросы:

  1. Что такое оператор цикла
  2. Как определяется число повторений в цикле
  3. Переходим к продумыванию программного блока генерации сл.чисел

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи

3. Постановка учебной задачи

Ставит задачу: Проходят соревнования лыжников, которые закодированы кодом своего района. На старт приглашаются спортсмены с заданным кодом района. Определить, сколько спортсменов данного района стартует.

Ваши предложения.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные: постановка вопросов; самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

Знакомит с идеей присваивания каждому спортсмену кода района. Затем производится выборка количества спортсменов по каждому району. Смотрим презентацию

Случайные числа – коды спортсменов по районам

Предлагают алгоритм реализации метода.

Отвечают на вопрос:

Как сгенерировать случайные числа?

А как можно было бы их еще получить?

Какой формат будет иметь переменная P?

Зачем ее надо обнулять?

Какой оператор будет осуществлять сравнение кодов?

Какое задаем условие для этого?

Почему переменную P увеличиваем на 1?

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Число ассоциирует код района. P будет подсчитывать кол-во спортсменов данного района.

Проверка кода 1-го спортсмена с кодом района

Если коды совпадают, счетчик P увеличивается на 1

5. Первичное закрепление

Предлагает написать программу на алгоритмическом языке Pascal

Записывают программу. Сравнивают с правильным кодом.

VAR A, B, P, N, K: integer;

begin

RANDOMIZE;

P:=0;

WRITE ('Ввести количество чисел: ');

READLN (N);

WRITE ('Ввести число: ');

READLN (B);

FOR K:= 1  TO  N  do

BEGIN

A:= RANDOM (10);

WRITELN (K, '-е число ', a);

IF A=B THEN P:=P+1;

END;

IF P>0 THEN  WRITE ('Введенное число ', B, ' найдено ', P, ' раз(а)')

ELSE WRITE ('Введенное число ', B, ' не найдено ');

END.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Личностные: смыслообразование

Познавательные: высказывание предположений, обсуждение проблемных вопросов, рефлексия

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Учащимся предлагаются задания трех уровней сложности.

  1. Нахождение порядкового номера 1-го числа, если оно присутствует в потоке случайных чисел (базовый уровень)
  2. Нахождение максимального числа в потоке случайных чисел (повышенный уровень сложности)
  3. Нахождение минимального числа в потоке случайных чисел (повышенный уровень сложности)

Самостоятельная работа.

Выбирают из предложенных задачу по своему уровню, выполняют на ПК в среде Pascal АВС.

1 программа:

VAR A, B, P, N, K: integer;

begin

RANDOMIZE;

P:=0;

WRITE ('Ввести количество чисел: ');

READLN (N);

WRITE ('Ввести число: ');

READLN (B);

FOR K:= 1 TO N do

BEGIN

A:= RANDOM (10);

WRITELN (K, '-е число ', a);

IF A=B THEN P:=K;

END;

IF P>0 THEN  WRITE ('Введенное число ', B, ' найдено с порядковым номером ', P)

ELSE WRITE ('Введенное число ', B, ' не найдено ');

END.

2 программа

VAR A,N,K,P,MAX: integer;

BEGIN

RANDOMIZE;

WRITE ('Ввести количество чисел: ');

READLN (N);

P:=1;

MAX:= RANDOM(10);

WRITELN (1,'-е число ',MAX);

FOR K:= 2 TO N DO

BEGIN

A:= RANDOM(10);

WRITELN (K,'-е число ',A);

IF MAX < A THEN

BEGIN

MAX:= A;

P:= K;

END;

END;

WRITE ('Максимальное число ', MAX, ' с номером ', P);

END.

3 ПРОГРАММА

VAR A,N,K,P,MIN: integer;

BEGIN

RANDOMIZE;

WRITE ('Ввести количество чисел: ');

READLN (N);

P:=1;

MIN:= RANDOM(10);

WRITELN (1,'-е число ',MIN);

FOR K:= 2 TO N DO

BEGIN

A:= RANDOM(10);

WRITELN (K,'-е число ',A);

IF MIN > A THEN

BEGIN

MIN:= A;

P:= K;

END;

END;

WRITE ('Минимальное число ', MIN, ' с номером ', P);

END.

Регулятивные: контроль, коррекция, осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению.

Личностные: самоопределение. 

7. Рефлексия деятельности. Итог урока.

Проводит рефлексию: ребята, выбрав задачу, вы сами оценили свои возможности и знаете, какую оценку заработали.

Спасибо за работу на уроке.

Домашнее задание, как обычно, вы найдете в электронном дневнике.

Самооценка собственной учебной деятельности. Соотнесение цели и результатов, степени их соответствия.

Коммуникативные: умение полно выражать свои мысли, рефлексия.

Личностные: смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Технология обработки числовых данных"

Данный урок разработан для учащихся 11 класса с целью обобщения и систематизации знаний по обработке числовых данных (урок с использованием регионального (казачьего) компонента)....

Практикум. Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм.

Выполнив практическую работу, вы научитесь: обрабатывать числовые данные при помощи математических и статистических функций; использовать логические функции для обработки данных;  строит...

Марафон «Лучшие практики воспитательной и профилактической работы Алтая – 2023». Согласие на обработку персональных данных. Фото мероприятий.

Фото классных часов и внеклассных школьный мероприятий.Акция "Тепло для героя"Велопробег , посвященный Дню Победы.Встреча с участником СВОКлассный час "Герои Сталинграда".Классный ...

Урок по теме:"Обработка числовых данных и деловая графика в среде программы EXCEL"

Данный урок предназначен для обобщения теоретических знаний по изученной теме;закрепления основных навыков и приемов работы с электронными таблицами EXCEL в ходе выполнения практической работы «Расчет...

Программа работы педагогической мастерской «Технология мониторинга и обработки статистических данных»

В настоящее время мониторинг в системе дополнительного образования является актуальным и востребованным, так как позволяет выявить конкретные результаты педагогической деятельности, и характер этих ре...

Обработка персональных данных

Персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины ОУД.17 Физика по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование квалификации Администратор баз данных

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физика», на основе Примерной прог...