Проектная работа по информатике 2023 г
проект по информатике и икт

Зиннатуллин Фидарис Файсалович

Электронная книга - "за и против".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektronnaya_kniga_za_protiv_2023_g.docx37.88 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №7» Арского муниципального района РТ

Проект

(Исследовательская работа)

по  информатике

«Бумажная книга и электронная книга. За и против.»

                                                                 

                                                                   Выполнил: Зиннатуллин Ф.Ф.

                                                                   

                                                                 

2022 год

Содержание

Введение…………………………………………………………….…2

ГлаваI.Бумажная и электронная книга……………………………3

  1. История возникновения книг в бумажном переплете……….3
  2. История возникновения электронных книг…………………..4

Глава II. Электронная книга…………………………………………5

  1. Преимущества и недостатки электронной книги…………….5
  2. Преимущества и недостатки бумажной  книги……………….7
  3. Практическая работа……………………………………………9

Выводы…………………………………………………………………10

Список использованной литературы……………………………..…..10

Введение

Вначале было Слово. С самых давних времён люди пользовались словами для общения и передачи своих мыслей и чувств. Постепенное накопление знаний о мире и ограниченность памяти человека потребовало создания новых способов передачи информации. Так появилась письменность. В качестве основы для символов использовались различные поверхности: папирус, кожа животных, береста и, наконец, бумага. Революционным прорывом в области сохранения знаний стало появление книгопечатания. Возможность копирования текстов без огромных трудозатрат привела к развитию научной мысли, повышению общего уровня образования населения. Наше время технического прогресса диктует новые условия предметам, используемым для отображения письменной речи. Мы становимся свидетелями развернувшейся борьбы между привычными книгами и новыми устройствами, которые получили название "электронных книг". За кем останется последнее слово в этом противостоянии? Давайте разберёмся.

Актуальность: 21 век является веком кибернетики и информационных технологий.  Инновации затронули все сферы деятельности человека, не обошли стороной и бумажную книгу, которая из покон веков была надежным источником информации. По моему мнению, использование и распространение нового формата книг – электронных,  продвижение чтения в новую среду, является, несомненно, актуальной темой исследования.

Цель работы: Выяснить положительные и отрицательные стороны электронных книг и их место в жизни современного человека.

Задачи:

1. Изучить, проанализировать и обобщить имеющуюся информацию по теме.

2. Выявить положительные и отрицательные стороны электронной книги, сравнив ее с традиционной книгой в бумажном переплете.

3. Изучить, насколько широко используются электронные книги в школьной среде.

Глава I. 1. Бумажная и электронная книга.

1.1. История возникновения книг в бумажном переплете.

Древние люди изобрели письменность. Изначально они писали на коре дерева, на глиняных плиточках, на металлических листах (с момента появления металла) и т.д. Древние египтяне изобрели более удобный писчий материал - папирус. Кстати, самый древний папирус датируется 2400 годом до н.э. В Греции писать на папирусе начали, только, в Х веке. Причем для школ и для бухгалтерии использовали не папирус, который был на тот момент очень дорогим, а восковые таблички. Кроме менее высокой стоимости, у восковых табличек было еще одно преимущество – они были многоразового использования. Кстати, такие таблички связывали между собой. И многие ученые считают, что именно греческие таблички послужили прототипом самой первой книги. В І веке н.э. появились уже рукописи, а в ІІІ веке пергамент постепенно вытеснил папирус. Как более дешевый и удобный материал. В те времена, до появления печатной машинки, рукописи переписывались вручную. Над одной рукописью трудилось 5 мастеров. И уже в средневековье начали появляться общественные библиотеки. Тогда, для того чтобы   книги не воровали, их приковывали к столам цепью. Вот откуда на древних книгах замки и тяжелые массивные защелки. Позже научились делать деревянные матрицы. И таким образом можно было уже клонировать готовые рукописи. Однако такие матрицы были непродуктивными, так как делались они из дерева, у которого есть способность трескаться. А уже в XV веке появилась первая печатная машинка.  И задача тех. кто занимался текстами, очень сильно упростилась, ведь теперь можно было печатать на машинке, которая, кстати, была металлическая, а значит – более долговечная. Но тогда книги все равно были редкостью, и только в конце XIX века появляется первый печатный пресс, и уже в 50-х годах XX века Европа начинает производить более чем 200 000 книг ежегодно. На Руси книги появились с принятием христианства. Киевские князья приглашали переписчиков и переводчиков. Они тоже писали на пергаменте. Новгородцы писали друг другу письма на бересте. В середине XVI в. в эпоху царствования Ивана Грозного книгопечатание проникает в Московское государство. Введение книгопечатания в Москве – результат социально-экономического развития феодального общества Руси XVI в. Развитие производства и ремесла создавало необходимые технические предпосылки для учреждения в Москве типографии и перехода от рукописного способа размножения книг к более совершенному и производительному – книгопечатанию.

1.2 История возникновения электронных книг.

Электронная книга - общее название группы узкоспециализированных компактных устройств, предназначенных для отображения текстовой информации, представленной в электронном виде.

С приходом компьютеров объем литературы в электронном виде рос в арифметической прогрессии и до сих пор продолжает расти. Вследствие этого возникла необходимость в специализированных устройствах, благодаря которым возможно было бы читать электронные книги.  Первыми производителями таких устройств были две фирмы: “Softbook Press” и “Nuvomedia”, которые, практически одновременно стали массово изготавливать устройства для чтения электронных книг. К 2005 году в создании и разработке устройств для чтения электронных книг образовался своеобразный вакуум. Настало время для разработки новых, более современных устройств, но крупные компании переориентировали сферу своих разработок на КПК и мобильные телефоны. В данный момент на рынке вновь заметен взлет – появились дисплеи с технологией «электронных чернил», e-Ink, и сразу несколько устройств, основанных на этой технологии, вышло в продажу в то время. Сам термин «Электронная книга» происходит от английского слова “Electronic Book” и в разговорной речи всё чаще слышно сокращение eBook. Электронная книга – это альтернативный носитель данных, поэтому обычно состоит из двух составных терминов – носитель и контент. Носителем служит электронный гаджет. В английском языке применяется термин  «device» (девайс), по-русски – «устройство». Оно бывает приспособленным или специализированным. Например, коммуникатор, основное предназначение которого принимать звонки, – это приспособленное устройство для чтения, а специализированное как раз создано для чтения электронных книг. Термин «контент» означает содержимое. То есть это форма хранения данных, например текст, код,  аудио, видео или другие электронные формы. В основном в качестве контента электронной книги используется текст, по аналогии с обычной книгой.

Глава II. Электронная книга

2.1. Преимущества и недостатки электронной книги.

В настоящее время среди специалистов ведутся споры о месте электронной книги в жизни общества. Тенденции развития электронных книг мирно уживаются с продолжающимся ростом печатной продукции.  Много сторонников и защитников, как электронных книг, так и  традиционных – бумажных.Сейчас нередко можно услышать рассуждения о том, что в скором времени электронные книги практически полностью вытеснят книги в бумажном переплете. Распространение текстовой информации в электронном виде позволяет реализовать целый ряд новых возможностей, которых лишены бумажные издания: перекрестные ссылки, контекстный поиск, обращение к словарям и справочникам и т.п. Кроме того, электронную книгу можно практически мгновенно переслать в любую точку планеты.

Преимущества:

  1. Компактность и портативность (возможность хранения на электронных, оптических и т. п. носителях десятков и сотен тысяч книг);
  2. Возможность полнотекстового поиска (если текст книги распознан или набран)
  3. Возможность быстрого и простого изменения гарнитуры и кегля шрифта;
  4. Возможность прослушать (англ. text-to-speech, аудиокнига) текст книги;
  5. Возможность чтения книг при низком уровне освещенности (на устройствах с подсветкой);
  6. Низкая стоимость распространения (часто распространение бесплатно как для отправителя, так и для адресата);
  7. Многие электронные книги бесплатны для читателя;
  8. Немедленное получение книги (для получения бумажной книги необходимо добраться до магазина или дождаться присылки);
  9. Значительно короче время на издание по сравнению с бумажными книгами (для сравнения: неделя для электронной книги и полгода для бумажной);
  10. Экологичность — не расходуется древесина.

Недостатки:

  1. Отсутствие эстетической составляющей, выраженной в материальном носителе и элементах оформления;
  2. Зависимость от наличия электронных устройств;
  3. Потенциальная несовместимость с новым аппаратным или программным обеспечением (во избежание этого используют простые или стандартизированные открытые форматы);
  4. Экраны некоторых устройств быстро переутомляют глаза;
  5. Разрешение экранов большинства устройств на сегодня таково, что «качество изображения» на них пока несколько хуже, чем у бумажного аналога;
  6. Время работы переносного устройства ограничено емкостью батареи;
  7. Значительные неудобства вызывает перевод в такой формат бумажных изданий с большим количеством крупных иллюстраций (например, работы по истории искусства, фотоальбомы, сборники карт и пр.);
  8. При распространении электронных книг к ним иногда применяются пользовательские соглашения и DRM, что позволяет сделать их для читателя даже менее удобными, чем бумажные: например, запретить одалживание, привязать к одному устройству (или указать, какие книги можно читать с помощью этого устройства), уничтожить анонимность при покупке и приватность при чтении.

2.2. Преимущества и недостатки бумажных книг.

Люди, читающие книги в бумажном переплете,  говорят об энергетике бумажной книги. Вес в руке, ощущение фактуры бумаги, шелеста страниц, запаха книги - все это делает ее неповторимой для читателей. А сколько эстетического удовольствия приносит красиво оформленный экземпляр! Ведь издатель тщательно подбирает обложку, шрифт и переплёт, соблюдает правильную структуру страниц.

Конечно, у печатной книги есть множество преимуществ, благодаря которым она столько лет лидирует и как информационный носитель и как технология хранения данных и доступа к ним, а именно:

  1. Интерфейс печатной книги очень удобен и благодаря привычке и навыкам, выработанным в детстве, кажется наиболее подходящим;
  2. Печатная книга полностью автономна (информация хранится достаточно долго, не требуется внешнего источника питания), читать её можно почти везде;
  3. Печатная книга может (в отличие, например, от рукописной) быть издана и распространена в почти сколь угодно большом количестве экземпляров;
  4. Печатные книги являются изданиями, которые прошли через редакторов и корректоров. Это значит, что в тексте не будет грубых ошибок и «кривых» предложений. При этом издательства и авторы могут быть абсолютно уверены в соблюдении своих прав на произведения.

Именно эти достоинства помогли печатной книге пройти сквозь череду революций и событий в технологиях хранения и передачи информации (береста, пергамент, бумага, рукописное, печатное и т.п.).

Однако есть у печатной книги и серьезные недостатки:

  1. Помимо постоянных затрат (автор и макет, которые одинаковы вне зависимости от технологии издания и чтения), требуются значительные затраты на тиражирование, доставку и хранение; эти затраты приемлемы с точки зрения цены только при весьма большом тираже; малотиражные книги сегодня во все большей степени приемлемы только как е-книги;
  2. Крайне неудобно (нецелесообразно по цене) переиздавать печатную книгу без изменений или с малыми изменениями, так как цена переиздания практически не будет отличаться от первичного издания; поэтому документация технического сопровождения, которая должна быть всегда актуальной и быть в достаточном количестве, уже издается почти полностью как е-книга. При переиздании энциклопедий машиночитаемый комплект может переиздаваться и заменяться намного чаще и, значит, быть и дешевле, полнее и актуальнее, чем печатный аналог;

Практическая работа

Мной было проведенопрос на базе 4-7 классов, в котором приняло участие 20 человек. На основе анкетирования были построены диаграммы. По диаграммам видно, что большая часть учеников школы нелюбит читать. В среднем дети прочитывают за месяц 1-2 книг.Электронной книгой пользуются 9 человек, двое опрошенных не знают что это такое. Ребятам нравится читать и книжную и электронную книги. В завершении анкеты, предлагалось достоинства и недостатки электронной книги. Результат получился следующий:

Достоинства:

- легкая,

- можно читать в темноте,

- удобная,

- не нужно ходить в библиотеку,

- занимает мало места,

- можно слушать,

- можно читать любую книгу,

- не рвется,

- тонкая.

Недостатки:

- портит зрение,

- тратится время на скачивание,

- может сломаться или разрядится.

Выводы

Поговорив с учениками и проведя анкетирование, можно сделать вывод о том, что электронная книга является лишь дополнением к бумажной. Электронная книга удобна в одних ситуациях, бумажная – в других. Слух о том, что бумажные книги являются пережитком прошлого, не подтвердился.

У каждой из книг свои недостатки, поэтому выбор остается за Вами, только вы решаете, какую книгу читать. Во всяком случае, у электронной и бумажной книги одна функция – донести до читателя мысль и содержание без искажений, сохранить способность авторского слова будить воображения и вызывать сопереживания.

Список используемой литературы

  1. Учебник 5 класса по информатике Босова Л.Л.
  2. Интернет-ресурсы

Доклад

21 век является веком кибернетики и информационных технологий.  Инновации затронули все сферы деятельности человека, не обошли стороной и бумажную книгу, которая из покон веков была надежным источником информации. По моему мнению, использование и распространение нового формата книг – электронных,  продвижение чтения в новую среду, является, несомненно, актуальной темой исследования.

Цель работы: Выяснить положительные и отрицательные стороны электронных книг и их место в жизни современного человека.

Древние люди изобрели письменность. Изначально они писали на коре дерева, на глиняных плиточках, на металлических листах (с момента появления металла) и т.д. Древние египтяне изобрели более удобный писчий материал - папирус.На Руси книги появились с принятием христианства. Киевские князья приглашали переписчиков и переводчиков. Они тоже писали на пергаменте. Новгородцы писали друг другу письма на бересте. В середине XVI в. в эпоху царствования Ивана Грозного книгопечатание проникает в Московское государство.С приходом компьютеров объем литературы в электронном виде рос в арифметической прогрессии и до сих пор продолжает расти. Вследствие этого возникла необходимость в специализированных устройствах, благодаря которым возможно было бы читать электронные книги.  Первыми производителями таких устройств были две фирмы: “Softbook Press” и “Nuvomedia”В настоящее время среди специалистов ведутся споры о месте электронной книги в жизни общества. Тенденции развития электронных книг мирно уживаются с продолжающимся ростом печатной продукции.  Много сторонников и защитников, как электронных книг, так и  традиционных – бумажных.

Преимущества:

-Компактность и портативность

-Возможность полнотекстового поиска

-Возможность быстрого и простого изменения гарнитуры и кегля шрифта;

-Возможность прослушать текст книги;

- Возможность чтения книг при низком уровне освещенности

-Низкая стоимость распространения

-Многие электронные книги бесплатны для читателя;

- Немедленное получение книги (для получения бумажной книги необходимо добраться до магазина или дождаться присылки);

- Значительно короче время на издание по сравнению с бумажными книгами (для сравнения: неделя для электронной книги и полгода для бумажной);

- Экологичность — не расходуется древесина.

Недостатки:

- Отсутствие эстетической составляющей, выраженной в материальном носителе и элементах оформления;

- Зависимость от наличия электронных устройств;

- Экраны некоторых устройств быстро переутомляют глаза;

- Разрешение экранов большинства устройств на сегодня таково, что «качество изображения» на них пока несколько хуже, чем у бумажного аналога;

- Время работы переносного устройства ограничено емкостью батареи;

Конечно, у печатной книги есть множество преимуществ, благодаря которым она столько лет лидирует и как информационный носитель и как технология хранения данных и доступа к ним, а именно:

- Интерфейс печатной книги очень удобен и благодаря привычке и навыкам, выработанным в детстве, кажется наиболее подходящим;

- Печатная книга полностью автономна, читать её можно почти везде;

- Печатная книга может (в отличие, например, от рукописной) быть издана и распространена в почти сколь угодно большом количестве экземпляров;

- Печатные книги являются изданиями, которые прошли через редакторов и корректоров. Это значит, что в тексте не будет грубых ошибок и «кривых» предложений.

Однако есть у печатной книги и серьезные недостатки:

- Требуются значительные затраты на тиражирование, доставку и хранение;

- Крайне неудобно (нецелесообразно по цене) переиздавать печатную книгу без изменений или с малыми изменениями, так как цена переиздания практически не будет отличаться от первичного издания;

Мной было проведенопрос на базе 4-7 классов, в котором приняло участие 20 человек. На основе анкетирования были построены диаграммы. По диаграммам видно, что большая часть учеников школы нелюбит читать. В среднем дети прочитывают за месяц 1-2 книг.Электронной книгой пользуются 9 человек, двое опрошенных не знают что это такое. Ребятам нравится читать и книжную и электронную книги.Поговорив с учениками и проведя анкетирование, можно сделать вывод о том, что электронная книга является лишь дополнением к бумажной. Электронная книга удобна в одних ситуациях, бумажная – в других. Слух о том, что бумажные книги являются пережитком прошлого, не подтвердился.

У каждой из книг свои недостатки, поэтому выбор остается за Вами, только вы решаете, какую книгу читать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ

На уроках математики проектная деятельность учащихся заключается в следующем:1) Несколько решений одной задачи.Ученики из различных источников отбирают материал по данной тематике: это и неизвес...

О модели работы проектной деятельности по информатике

Особенность нашего предмета такова, что в большей или меньшей степени приходится применять проектную деятельность на уроках и на внеклассных мероприятиях в школе. В некоторых школах проходят школьные ...

Из опыта работы учителя информатики Кузововой Ольги Ивановны по технологии "Проектные методы обучения на уроках информатики".

Тезисы выступления на педагогическом совете по обобщению опыта работы по технологии "Проектные методы обучения на уроках информатики....

проектная работа по информатике по теме "Системы счисления"

Презентация "Что за диковинки такие" - создание проблемной ситуации на урокеПрезентация "Системы счисления" - работа учащихся по проектуКроссворд...

План работы по подготовке к ОГЭ по информатике 2023-2024 уч. год

Изучение предмета в основной школе направлено на достижение следующих целей:1. Систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ и подготовка к государственной итоговой аттестации по информати...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по информатике _Готовимся к ЕГЭ по информатике_2023-2024

Программа курса внеурочной деятельности «Подготовка к ЕГЭ по информатике» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного среднего образования...

Проектная работа по лирике А.С.Пушкина (9 класс). 2022-2023 учебный год

Защита лэпбуков. Открытый урок в 9 классе по лирике А.С.Пушкина....