Программа дополнительного образования "3D-кузница"
рабочая программа по информатике и икт

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «3D-кузница» разработана как модуль для начального уровня обучения по ДООП «3D-технологии школьникам» с целью выявления склонностей к 3D-моделированию и программированию с внедрением новых образовательных компетенции (в форуме центра образования естественно-научной и технологической направленности "Точкой роста")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3d-kuznitsa.docx40.56 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Усть-Донецкая средняя общеобразовательная школа № 2

дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)

ПРОГРАММА

объединения «3d - кузница»

Срок реализации программы – 1 год

Возраст обучающихся – 11-14 лет

(актуализирована на 2022 – 2023 учебный год)

Разработчик:

Шаповалов Виталий Александрович

педагог дополнительного

образования

р.п. Усть-Донецкий

_2022г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «3D-кузница» разработана как модуль для начального уровня обучения по ДООП «3D-технологии школьникам» с целью выявления склонностей к 3D-моделированию и программированию с внедрением новых образовательных компетенции (в форуме центра образования естественно-научной и технологической направленности "Точкой роста").

В процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «3D-кузница» школьники получают следующие представления:

  • в модуле «Моделирование» о трехмерном моделировании, назначении промышленном и бытовом применении, перспективах его развития. Практическое освоение трехмерного моделирования (инсталляция, изучение интерфейса, основных приемов работы) происходит в доступных для любого пользователя он-лайн Web-сервисах для 3D-моделирования (3D-редакторы Tinkercad )
  • в модуле «Программирование» получат начальные знания в изучении алгоритмизации и основ программирования. Язык Scratch рассматривается многими как преамбула к изучению более сложных языков программирования, таких как Python, Си и др.

Сегодня компьютер воспринимается подростками как источник разнообразных игр, как посредник в получении готовых рефератов, сочинений и других творческих работ. Необходимо переориентировать сознание школьников по отношению к персональному компьютеру, вовлечь их в увлекательный творческий процесс создания собственных программных продуктов, где компьютер выступает как незаменимый помощник в осуществлении планов и реализации идей.

Программа «3D-кузница» технической направленности. По уровню освоения – общекультурная. Занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе помогают развитию пространственного и логического мышления, необходимого не только для более глубокого изучения 3D-технологий и программирования, но и при освоении школьных предметов.

Отличительной особенностью данной программы заключается в том, что школьники знакомятся с трехмерным моделированием и программированием, в средах доступных для работы как в классе, так и дома. Эти компьютерные программы просты в освоении и не требуют особых навыков работы на компьютере. Практически с первых занятий учащиеся выполняют мини проекты, в которых подразумевается создание 3D-объектов и программ.

Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «3D-кузница» разработана для обучающихся в возрасте от 10-12, имеющие базовый уровень владения компьютером и готовые к знакомству с основами трехмерного моделирования и программирования и освоению базовых основ работы в компьютерных программах.

Цель программы – реализация способностей и интересов у школьников в области 3D-моделирования и формирование у обучающихся навыков создания анимированных проектов средствами среды Scratch .

Задачи программы:

Образовательные:

  • сформировать представление об основах 3D-моделирования;
  • освоить основные инструменты и операции работы в on-line- средах и «легких» системах автоматизированного проектирования для 3D-моделирования;
  • изучить основные принципы создания трехмерных моделей;
  • сформировать систему базовых знаний по основам алгоритмизации;
  • научить работать в среде Scratch;
  • сформировать опыт использования приобретенных знаний для решения познавательных и практических задач;
  • сформировать навыки проектной деятельности.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, внимание, память;
  • развивать логическое, абстрактное и образное мышление
  • развивать навыки самоконтроля;
  • развить навыки самостоятельной учебной деятельности;
  • развить умения планировать свою работу, рационально ее выполнять;
  • развить умения представлять результаты собственной деятельности.
  • развивать коммуникативные навыки, умение взаимодействовать в группе;
  • формировать творческий подход к поставленной задаче;

Воспитательные:

  • осознать ценность знаний по трехмерному моделированию;
  • воспитывать доброжелательность по отношению к окружающим , чувство товарищества;
  • воспитывать чувство ответственности за свою работу;
  • воспитывать информационную культуру как составляющую общей культуры современного человека;
  • способствовать формированию умения сохранить уверенность в своих способностях, несмотря на временные неудачи и трудности;
  • содействовать воспитанию в ребенке инициативность, независимость, изобретательность, уверенность в своих силах и способностях;
  • воспитать интерес к изучаемому предмету;
  • воспитать коммуникативную культуру.

Условия реализации. Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 2 часу (68 часа) в компьютерном кабинете.

Для успешного выполнения образовательной программы необходимо следующее материально-техническое обеспечение ( с использованием оборудование "Точка роста"):

  • компьютерный кабинет с 10 персональными компьютерами;
  • операционная система не ниже Windows ;
  • необходимое прикладное программное обеспечение;
  • проектор;
  • выход в Интернет
  • 3D-Принтер.

В рамках программы реализуются две образовательных раздела:

1 раздел – «Моделирование»;

2 раздел – «Программирование».

Основные образовательные технологии.

В данной программе используются следующие образовательные технологии: беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, упражнения, решения задач, демонстрация плакатов, схем, таблиц, фото, практические задания.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

  • знать правила разработки алгоритмов, их специфику;
  • знать принципы построения скрипта;
  • уметь использовать основные алгоритмические конструкции для построения скриптов;
  • уметь программировать анимацию одиночных и групповых объектов, используя возможности среды Scratch;
  • умение создавать 3D моделей в программах.
  • умение работать с 3D принтером.

Метапредметные:

  • развитие пространственно-логического мышления, творческого подхода к решению задач по трехмерному моделированию;
  • умение использовать компетенции трехмерного моделирования для разработки и создания 3D-моделей;
  • умение ставить цель по созданию творческой работы, планировать достижение этой цели;
  • представление о сфере применения трехмерного моделирования и программирования.

Личностные:

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
  • навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • способность применять изученные технологии создания анимационных проектов в других среда

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Дата

Формы организации занятий

Формы аттестации, диагностики и контроля

Всего

Теория

Практика

1

Охрана труда, правила поведения в компьютерном классе. Знакомство с этапами выполнения проекта.

2

2

групповую, индивидуальную, коллективные

зачет

2

Определение моделирования и конструирования. Плоскость. Координатная плоскость.

Построение плоских фигур по координатам.

2

1

1

коллективные

Педагогическое наблюдение

3

Вход в сервис, знакомство с навигацией Tinkercad и основными инструментами.

2

1

1

коллективные

Самостоятельная работа

4

Выполнение обучающих уроков, практические задания.

2

2

групповую, индивидуальную,

Самостоятельная работа

5

Моделирование в Tinkercad: копирование, комбинирование объектов , группирование.

Моделирование элементов замка.

2

1

1

групповую, индивидуальную,

Самостоятельная работа

6

Моделирование в Tinkercad: создание отверстий, сложных профилей путем группирования и вычитания объектов.

Моделирование элементов замка

2

1

1

групповую, индивидуальную,

Самостоятельная работа

7

Моделирование в Tinkercad: создание объектов по размеру, параллельность и симметрия.

Моделирование элементов замка.

2

1

1

групповую, индивидуальную,

Самостоятельная работа

8

Презентация технологии 3D-печати. Виды 3D-принтеров. Материалы для печати.

2

2

коллективные

опрос

9

Подготовка и редактирование проектов.

2

2

групповую, индивидуальную,

Самостоятельная работа

10

Подготовка задания для печати. Корректировка и доработка модели.

2

2

групповую, индивидуальную,

Самостоятельная работа

11

Этапы создания брелока.

2

2

групповую, индивидуальную,

Самостоятельная работа

12

3D-проект. Брелок.

2

1

1

групповую, индивидуальную,

Самостоятельная работа

13

3D-проект. Брелок.

2

1

1

групповую, индивидуальную,

Самостоятельная работа

14

Выполнение собственной 3D-модели с использованием изученных инструментов.

2

2

групповую, индивидуальную,

Самостоятельная работа

15

3D-проект. Печать и сборка.

2

2

коллективные

Самостоятельная работа

16

Охрана труда, правила поведения в компьютерном классе. Правила пользования 3D-принтером.

2

2

коллективные

Опрос

17

3D-проект. Печать и сборка.

2

2

Презентация проекта

18

Введение в Scratch. Среда Scratch.

2

2

коллективные

Педагогическое наблюдение

19

Введение в программирование. Работа со

встроенным графическим редактором среды Scratch.

2

1

1

коллективные

Самостоятельная работа

20

Презентация спрайтов и фонов сцен. Создание фонов, спрайтов. Организация линейных скриптов.

2

1

1

коллективные

Самостоятельная работа

21

Словарь и визуальная грамматика языка Scratch. Движение объектов, их направление. Организация линейных скриптов.

2

1

1

коллективные

Самостоятельная работа

22

Команды группы: перо, внешность.

2

1

1

коллективные

Самостоятельная работа

23

Повороты на заданный угол.

2

1

1

коллективные

Самостоятельная работа

24

Цикл До. Команда ПОВТОРЯТЬ ДО. Решение задач.

2

1

1

коллективные

Самостоятельная работа

25

Условная пауза. Команда ЖДАТЬ ДО. Решение задач.

2

1

1

коллективные

Самостоятельная работа

26

Понятие списка. Основные команды для работы со списками. Формирование списка из файла. Решение задач.

2

1

1

коллективные

Самостоятельная работа

27

Организация случайного движения объектов.

2

1

1

коллективные

Самостоятельная работа

28

Организация управляемого движения объекта.

2

1

1

коллективные

Самостоятельная работа

29

Выбор темы. Планирование работы.

2

1

1

групповую, индивидуальную,

Педагогическое наблюдение

30

Этапы разработки мультипликационного проекта.

2

1

1

групповую, индивидуальную,

Самостоятельная работа

31

Создание мультипликационных проектов.

2

2

групповую, индивидуальную,

Самостоятельная работа

32

Создание мультипликационных проектов.

2

2

групповую, индивидуальную,

Самостоятельная работа

33

Защита проекта.

2

2

групповую, индивидуальную,

Презентация проекта

34

Итоговое занятие.

2

2

коллективные

Согласно календарного учебного графика МБОУ УДСОШ № 2 на 2022-2023учебный год данная рабочая программа реализуется в полном объёме.

Список литературы:

  1. Tinkercad для начинающих. Горьков Д. 2015г.
  2. Обучение Tinkercad для чайников.
  3. Азбука Роботландии. Часть V. Скретч. /Учебник/ 2016-2018/ А. А. Дуванов, Н. Д. Шумилина
  4. Голиков, Д. В. Scratch для юных программистов/Д. В. Голиков. – СПб.: БХВ-Петербург, 2018. – 192 с.: ил.
  5. Зорина Е. М. Путешествие в страну Алгоритмию с котёнком Скретчем/Е. М. Зорина. – ДМК-Пресс, 2016. – 134 с.: ил.
  6. Вордерман К., Вудкок Д., Макаманус Ш. Программирование для детей. Иллюстрированное руководство по языкам Scratch и Python/К. Вордерман, Д. Вудкок, Ш. Макаманус. - Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 224 с.: ил.

Список интернет-ресурсов:

  1. Официальный сайт проекта Scratch: .
  2. Официальный сайт проекта Tinkercad:

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МС

МБОУ УДСОШ № 2

от «__»_________20 __г. №__

руководитель МС

______________Янченкова Л.В.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

______________Кузнецова В.И.

«__»___________20__г.

Лист коррекции

№ приказа директора школы, на основе которого внесены изменения в рабочую программу

Вид коррекции (совмещение, использование резерва)

Номера и темы уроков, которые подверглись корректировке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...