Урок информатики в 9 классе: «Информационные ресурсы и сервисы интернета»
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)

Быстрова Юлия Владимировна

Урок в основной школе.

Цель: сформировать у обучающихся понятие об информационных ресурсах и сервисах интернета.

Планируемые образовательные результаты:

- предметные – наличие знаний о работе компьютерной сети интернет; базовые представления о работе электронной почты и различных ресурсов/сервисов в интернете;

- метапредметные – обучающиеся должны иметь представление о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества, соблюдая правила;

- личностные – становление ответственности за качество окружающей информационной среды.

Решаемые учебные задачи:

- образовательная: расширить, обобщить и систематизировать знания обучающихся о работе сервисов в интернете (электронная почта, облачные платформы и средствах коллективного взаимодействия);

- развивающая: развитие логического мышления обучающихся с помощью использования специальных методов обучения (анализ, синтез, сравнение и т.д.);

- воспитательная: формирование навыков взаимодействия, с помощью применения различных форм организации учебно-познавательной деятельности; формирование организационных умений; умений самоконтроля.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_informatiki_v_9_klasse.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок информатики в 9 классе: «Информационные ресурсы и сервисы интернета»

Быстрова Юлия Владимировна, Махашев Темхар Рахметуллаевич, учитель информатики, МКОУ "Лицей №1 им.А.П.Гужвина г.Камызяк"

Основное общее образование

Цель: сформировать у обучающихся понятие об информационных ресурсах и сервисах интернета.

Планируемые образовательные результаты:

- предметные – наличие знаний о работе компьютерной сети интернет; базовые представления о работе электронной почты и различных ресурсов/сервисов в интернете;

- метапредметные – обучающиеся должны иметь представление о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества, соблюдая правила;

- личностные – становление ответственности за качество окружающей информационной среды.

Решаемые учебные задачи:

- образовательная: расширить, обобщить и систематизировать знания обучающихся о работе сервисов в интернете (электронная почта, облачные платформы и средствах коллективного взаимодействия);

- развивающая: развитие логического мышления обучающихся с помощью использования специальных методов обучения (анализ, синтез, сравнение и т.д.);

- воспитательная: формирование навыков взаимодействия, с помощью применения различных форм организации учебно-познавательной деятельности; формирование организационных умений; умений самоконтроля.

Оборудование: Интерактивная доска, ноутбуки обучающихся, презентация, интерактивные задания.

Ссылка на презентацию к уроку: https://disk.yandex.ru/d/49f_NXa9Tvf3bg

Этап 1. Организационный этап

Здравствуйте, ребята.

Перед началом нашего урока, посмотрите, пожалуйста, на ваши рабочие места. Перед вами: путевой лист, который вы будете заполнять в ходе нашего урока, ноутбук, который вам понадобится при выполнении практической части урока. Надеюсь на плодотворное сотрудничество и пусть урок принесет вам радость общения и положительные эмоции.

Каждый урок – это путешествие в страну знаний, умений и опыта.

– А любите ли вы путешествовать?

– Почему люди любят путешествовать?

Ответы учеников…

Действительно, путешествие – это всегда открытие. Путешествуя, мы открываем для себя мир, а себя – миру. Только отправившись в путешествие, мы можем увидеть своими глазами дальние страны и города, о которых так много слышали или читали. Путешествие – это яркие впечатления, незабываемые моменты жизни, веселые воспоминания и бесценный опыт.

Этап 2. Этап актуализации знаний.

Но прежде чем отправляться в путешествие надо уложить чемодан. В нашем случае это знания. Давайте вспомним что вы узнали на предыдущих уроках. Ребята, у вас на столах имеются маршрутные листы и листы самооценки. В ходе урока вы будете оценивать свои действия. И первое задание, которое вы оцените – это решение кроссворда. У вас есть 3 минуты на выполнение этого задания.

Работают на компьютерах с интерактивным кроссвордом. Работают самостоятельно. Ребята, если вы ответили на все вопросы правильно, у вас появится подсказка к теме нашего урока! (ссылка на Кроссворд https://learningapps.org/view29428735)

Интерактивный кроссворд:

1. Всемирная компьютерная сеть, соединяющая вместе множество локальных, региональных и корпоративных сетей (ИНТЕРНЕТ);

2. Организация, предоставляющая пользователям связь с глобальной сетью через свои компьютеры, называется (ПРОВАЙДЕР);

3. Совокупность локальных сетей и компьютеров, расположенных на больших расстояниях и соединенные в единую систему (ГЛОБАЛЬНАЯ СЕТЬ);

4. Компьютер предоставляющий свои ресурсы в пользование другим компьютерам при совместной работе (СЕРВЕР);

5. Совокупность правил, обеспечивающих передачу данных по сети. (ПРОТОКОЛ)

Ребята, сверьте свои ответа с ответами на слайде. Если вы все сделали правильно, то поставьте в путевом листе 2 балла, если где-то ошиблись – 1 балл.

Наш багаж уложен, и мы готовы к продолжению путешествия.

Этап 3. Мотивационный этап урока. (3 мин)

– Что в современном мире помогает нам путешествовать с комфортом? Представьте, что вам нужно заранее забронировать номер в гостинице, ориентироваться в чужом городе, перевести деньги?

– Итак, о чем, по-вашему, пойдет речь на уроке? (Обратите внимание на подсказку).

(Предполагаемые ответы учащихся: интернет, веб карты, …).

Действительно, всё о чём вы говорите помогает нам в жизни. А то, что делает нашу жизнь удобнее, называется сервисом. И сегодня на уроке мы будем знакомиться со Всемирной компьютерной сетью, ресурсами и сервисами Интернета.

Тема урока: «Информационные ресурсы и сервисы Интернета»

Запишите тему урока в ваши путевые листы.

У каждого путешествия есть цель и у нашего урока тоже. Цель любого путешествия получить новые знания, а значит, и цель нашего урока…

Цель урока: «Формирование новых знаний о сервисах сети Интернет».

Сформулировать задачи урока:

1. Что вы узнаете на уроке? (Какие существуют информационные ресурсы и сервисы в сети Интернет);

2. Чем они отличаются друг от друга;

3. Чему вы научитесь на уроке? (Научиться осуществлять поиск в сети Интернет);

4. Научиться применять сервисы сети Интернет в зависимости от поставленной задачи.

Этап 4. Усвоение нового материала

Интернет настолько плотно вошел в нашу жизнь, что мы уже не просто пользователи, а жители страны «Интернет». Я думаю, что каждый из вас имеет страницу в соцсетях, кто-то уже имеет профиль в Госсулугах, пользуется услугами интернет-магазинов, заказывает пиццу он-лайн. А что нужно сделать, чтобы получить доступ к этим услугам?

(Слушаю ответы детей)

Правильно! Для того, чтобы пользоваться сервисами Интернета, необходимо пройти в соответствующих сайтах авторизацию (т.е. регистрацию), т. е. ввести в специальную форму свои логин и пароль. Логин – это сочетание различных символов, которые сервис ассоциирует с пользователем (это ваше имя в сети).

А сейчас внимание на экран. (Видеоролик Смешарики)

Герои, конечно смешные, но проблема не выдуманная. Многим известны подобные ситуации. Знаете ли вы как защитить в сети свою учетную запись?

(Слушаю ответы детей)

Надежный пароль – это главный барьер, который мешает взломать большинство ваших аккаунтов в сети. И чтобы не подвергать себя риску кражи идентификационных данных и не стать жертвой вымогательства, вам нужно создавать пароли, которые могут противостоять усилиям хакеров, вооруженных современными средствами взлома вам нужно следовать правилам. (Правила на слайде)

А теперь давайте знакомиться с сервисами Интернета. Самые популярные – это Всемирная паутина и электронная почта.

Всемирная паутина (WWW) - это сервис для получения доступа пользователей сети к информационным ресурсам, хранящимся на компьютерах в разных частях света. Создатель Всемирной паутины – британский ученный Ким Бернерс Ли (в 1991-ом году). Основой WWW являются Web-страницы и Web-сайты, на которых информация представлена в виде гипертекстовых и гипермедийных документов.

А вы знаете, почему веб-странички называют именно веб-странички? Что такое “веб”?

(Слушаю ответы)

Правильно, ребята. Web — по-английски означает “паутина”. World wide web — дословно это “паутина на весь мир” или “всемирная паутина”. Это одна из составляющих Интернета. Всемирная паутина — это все веб-сайты со своими веб-страничками, картинками и видео, которые размещены в сети Интернет.

Все эти связанные между собой документы и есть паутина. Гугл, Ютуб, Википедия, сайт вашей школы — все эти веб-сайты ссылаются друг на друга, и получается огромная паутина взаимных ссылок. Когда появилась Всемирная паутина, произошёл взрывной рост популярности Интернета. Сейчас, когда говорят “что-то в интернете”, имеется в виду именно всемирная паутина, веб-странички — “зайди на гугл”, “купи на озоне”.

Ребята, теперь давайте разберемся – с чего начинается веб-сайт? Кто-нибудь знает ответ на этот вопрос?

(Слушаю ответы) Любой документ, страница или сайт имеет свой адрес в сети Интернет.

И это еще одна возможность поиска нужного в сети Интернет, т.е. использование адреса документа. Адрес документа в сети Интернет – это его универсальный адрес документа. Теперь нам надо разобраться, как правильно написать адрес сайта.

Объяснение на слайде.

Задание: задача https://learningapps.org/view29560296 Собрать адрес файла в сети (делают на компьютере, далее я на доске собираю сам, с объяснением, а они проверяют). Если вы справились с заданием ставьте себе балл.

Однако вебсайты — это не всё, чем богат Интернет. Итак, представьте, вам нужно отправить учителю реферат или презентацию. Чем вы воспользуетесь?

(Ответы детей)

Вы правы, это Электронная почта - один из самых первых способов общения в сети. Там тоже может не быть никаких веб-страничек, можно просто написать “привет” и отправить. Это часть Интернета. Любой пользователь Интернета может завести свой почтовый ящик - поименованную область дисковой памяти на почтовом сервере своего провайдера, куда будет помещаться входящая и исходящая корреспонденция.

А когда мы хотим что-то найти и скачать из сети мы обращаемся к другому сервису. Это файловые архивы – своего рода библиотеки, хранящие файлы с программным обеспечением, графикой, музыкой и другой информацией. Доступ к файлам в файловых архивах возможен по протоколам:

HTTP – протокол передачи гипертекстовых документов;

FTP – специальный протокол передачи файлов. Всё, что он делает — это по сути является вашим жёстким диском где-то в интернете. Вы можете бегать по папкам, смотреть какие там файлы, скачивать файлы себе и, если у вас есть доступ, заливать файлы на этот сервер для других.

Сетевое коллективное взаимодействие

Ребята, а что вас больше привлекает в сети Интернет. (Общение – ответ детей). Правильно, пользователи сети имеют возможность принимать участие в различных формах коллективного взаимодействия (соцсети, форумы, чаты).

Облачные сервисы.

В мире современного Интернета существует еще одно понятие – так называемые облачные сервисы. На сегодняшний день спектр услуг, предоставляемых облачными сервисами, очень широк – от полнофункциональных приложений до сервисов хранения данных и фильтрации спама. При этом все данные сохраняются автоматически в так называемом облаке – удаленном, распределенном, динамически изменяющемся хранилище данных.

К наиболее популярным облачным файловым хранилищам относятся: Google Диск, Яндекс.Диск, Облако Mail.ru, Dropbox. Практически все они после регистрации предоставляют пользователям некоторое количество бесплатного места для хранения файлов (обычно от 5 до 10 Гб).

Этап 5. Закрепление. Практическая работа

Учитель. А сейчас мы переходим к выполнению следующей задачи. А именно, научиться осуществлять поиск информации в сети. А для поиска в сети воспользуемся поисковой системой Yandex. Для этого в браузере на нужную веб-страницу необходимо ввести ключевые слова в строке поиска и нажать клавишу Enter. С помощью поисковых систем, по ключевым словам, можно искать различные объекты: не только текстовые данные на веб-страницах, но и изображения, видео и тому подобное.

Цицерон говорил: «Недостаточно овладеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею». Сейчас мы переходим к практической части нашего урока. Вы будете работать в парах, и каждая пара, используя поисковую систем, собирает информацию об одном из сервисов Интернета и размещает ее на слайде. Таким образом, используя облачную технологию вы составите общую презентацию, которая будет путеводителем по информационным сервисам. Но прежде чем заняться практической работой, давайте сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз.

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.

Создаем совместную Гугл-презентацию.

Работа в группах.

1 пара: Электронная почта

2 пара: Файловые архивы

3 пара: Телеконференция

4 пара: Мессенджеры

5 пара: Форумы, общение в реальном времени

6 пара: Облачные хранилища данных

7 пара: Социальные сети

Этап 6. Итог урока.

Ребята, давайте ответим: достигли ли мы цели, которую ставили в начале урока? А для этого я предлагаю вам выполнить интерактивное задание «Найди пару». Задание: Собери пары https://learningapps.org/view29544426

Проверьте себя

Поставьте себе 2 балла, если не сделали ни одной ошибки, 1 балл если где-то ошиблись. Сложите все баллы, полученные вами на уроке – это ваша оценка за урок.

Домашнее задание:

1. §4.3 (1-2);

2. Найти в сети Интернет дополнительную информацию по сервисам, с которыми вы работали на уроке;

3. Выполнить он-лайн тест по ссылке: https://onlinetestpad.com/hnhwyctsvxf4u

Результаты отправить на электронный адрес

Этап 7. Рефлексия.

Оцени свою работу.

ссылка на рефлексию https://learningapps.org/watch?v=p3cuc8nmn23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию знаний, умений и практических навыков учащихся на уроках информатики в классах информационно-технологического профиля

Статья содержит методические рекомендации  по формированию знаний, умений  и практических навыков учащихся на уроках информатики  в классах информационно-технологического профиля...

Информационные ресурсы в сети Интернет. Всемирная паутина. Электронная почта.

Тема урока: «Информационные ресурсы в сети Интернет. Всемирная паутина. Электронная почта» Уроки проводятся в 8 «А», 8 «Б», 8 «В» классах....

презентация к уроку информатике 11 класс "Информационные оптимизационные модели"

Презентация для урока в 11 профильном классе, материал рассчитан на сдвоенный урок. Предполагает решение оптимизационных задач в экономике на языке программирования Паскаль и в электронных таблицах....

Конспект урока по теме «Информационные ресурсы и сервисы Интернет» 9 класс

На уроке используется работа в группах над минипроектами в виде презентаций...

Презентация к уроку в 11 классе "Информационные ресурсы общества"

Презентация к уроку в 11 классе "Информационные ресурсы общества"...

Урок информатики в 9 классе: «Информационные ресурсы и сервисы интернета»

Основное общее образованиеЦель: сформировать у обучающихся понятие об информационных ресурсах и сервисах интернета.Планируемые образовательные результаты: - предметные – наличие знаний о работе ...