Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Инфознайка"
рабочая программа по информатике и икт (5, 6 класс)

Филиппова Марина Алексеевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Инфознайка» разработана с целью организации получения качественного образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющими заключения ПМПК,  сохранения и совершенствования единого образовательного процесса. В результате изучения курса внеурочной деятельности «Инфознайка» у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут сформированы представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся познакомятся с приёмами работы с компьютером и другими средствами икт, необходимыми для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач. Кроме того, изучение информатики будет способствовать коррекции и развитию познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_inf._5-6._fgos.doc326 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

          «Общеобразовательная школа – интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» №8

Рассмотрено:

на заседании школьного

методического объединения учителей среднего и

старшего звена

Руководитель ШМО

____________М.А.Филиппова

Протокол №1 от 30.08.2022г.

Копейского городского округа Челябинской области

Согласовано:

заместитель директора

школы по УВР:

___________ Л.А. Ашуркина

31 августа 2022 г.

 

 Утверждаю:

директор МОУ школа-интернат №8

____________ М.В. Шурупова

Приказ № 349-од от 31.08.2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности «Инфознайка»

(ФГОС, вариант 1)

для 5 – 6 классов

Разработала: Филиппова М.А.,

учитель информатики

высшей квалификационной категории

2022 год


ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
  3. Содержание курса внеурочной деятельности
  4. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности с указанием видов учебной деятельности и  программы воспитания

Приложение

  • Календарно-тематическое планирование
  • Материалы тестирования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Инфознайка» разработана с целью организации получения качественного образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющими заключения психолого-медико-педагогической комиссии,  сохранения и совершенствования единого образовательного процесса. Рабочая программа учебного предмета «Информатика» соответствует Федеральному  государственному  образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (вариант 1) и на основе нормативных документов федерального и регионального уровней, локальных актов МОУ школы-интерната №8 Копейского городского округа.

Федеральный уровень нормативного обеспечения организации образовательного процесса составляют:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ, ред. 17.03.2018) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»
  • Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (в ред. Приказа Минтруда России от 05.08.2016 г. № 422н, с изм., внесенными Приказом Минтруда России от 25.12.2014 г. № 1115н) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 13.12.2013 г. № 1342, от 28.05.2014 г. № 598, от 17.07.2015 г. № 734) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 г.№ 38528) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.07.2016 г. № 42729) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

Региональный  уровень нормативного обеспечения организации образовательного процесса составляют:

  • Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 г. № 35850)// http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

Локальный уровень нормативного обеспечения организации образовательного процесса составляют:

  • Устав Муниципального общеобразовательного учреждения «Общеобразовательной школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 8 Копейского городского округа Челябинской области от 20.12.2018 г.
  • Календарный учебный график, учебный план, расписание учебных занятий Муниципального общеобразовательного учреждения «Общеобразовательной школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 8 Копейского городского округа Челябинской области на 2021 - 2022 учебный год.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1,  МОУ школы-интерната №8 Копейского городского округа Челябинской области (приказ № 352/1од от 01.09.2021).
  • Положение о рабочей  программе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Муниципального общеобразовательного учреждения « Общеобразовательная школа-интернат для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья №8»  Копейского городского округа Челябинской области. (приказ №8 - од от 15.01.2016г.).
  • Положение о формах, периодичности и порядке текущего   контроля  успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при освоении адаптированной основной общеобразовательной программы Муниципального общеобразовательного учреждения «Общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 8 Копейского городского округа Челябинской области (Приказ от № 351/1 од от 31.08.2021)
  • Положение  о системе оценивания образовательных достижений  обучающихся Муниципального общеобразовательного учреждения «Общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 8 Копейского городского округа Челябинской области (Приказ № 228/4-од от 29.08.2016 г.)
  • Положение о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 8 Копейского городского округа Челябинской области. (Приказ № 158 – од от 30.03.2020)
  • Положение о временном порядке организации образовательного процесса в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 8 Копейского городского округа Челябинской области в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) (Приказ № 282-од от 31.08.2020).

Методические материалы

Федеральный уровень

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fgosreestr.ru/
  • Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.08.2016 года № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Региональный уровень

  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 27.06.2016 г. № 03/5697 «О направлении рекомендаций о внутренней системе оценки качества образования в общеобразовательных организациях Челябинской области» www.ipk74.ru
  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 20.06.2016 г. № 03/5409 «О направлении методических рекомендаций по вопросам организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» www.ipk74.ru
  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 27.10.2017 г. № 1213/10414 «О направлении рекомендаций по организации образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детьми-инвалидами, в условиях инклюзивного образования в общеобразовательных организациях по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» www.ipk74.ru
  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 11.09.2015 г. № 03-02/7732 «О направлении рекомендаций по вопросам разработки и реализации адаптированных образовательных программ в общеобразовательных организациях»
  • Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программначального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов,      Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева; Мин-во образования и науки Челяб. обл.; Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 164 с.
  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 28.06.2018 г. № 1213/6651 «О преподавании учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования в 2018-2019 учебном году»
  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 04.06. 2019 г. № 1213/5886 «О преподавании учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования 2019/2020 учебном году»
  • Учебная программа общеобразовательного курса «Информатика и ИКТ» для 2-9 классов МС(к)ОУ VIII вида, составленной Тумановой Ю.Э., учителем информатики, на основе рекомендаций лаборатории информатизации ИДППО, учебных программ Горячева А.В., Макаровой Н.В., Семакина И.Г.; рецензирована лаборатории информатизации образования ИДППО)
  • Информационная система «Конструктор  Модельной региональной основной образовательной программы начального общего образования» (http: //mroopnoo.wm15660.tmweb/ru/app/.


 

 В результате изучения курса внеурочной деятельности «Инфознайка» у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут сформированы представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся познакомятся с приёмами работы с компьютером и другими средствами икт, необходимыми для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач. Кроме того, изучение информатики будет способствовать коррекции и развитию познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей.

Практика работы на компьютере: назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации; включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств; клавиатура, ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРАВИЛАХ КЛАВИАТУРНОГО ПИСЬМА, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Ввод и редактирование небольших текстов. Вывод текста на принтер. РАБОТА С РИСУНКАМИ В ГРАФИЧЕСКОМ РЕДАКТОРЕ, ПРОГРАММАХ WORD И POWER POINT. Организация системы файлов и папок для хранения собственной информации в компьютере, именование файлов и папок.

Работа с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на электронных носителях.

Основная цель курса:

дать учащимся такие доступные знания по информатике, которые помогут им в дальнейшем способствовать формированию навыков работы с различными видами информации с помощью компьютера и других средств ИКТ; использовать процесс обучения для повышения уровня общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

Задачи предмета «Информатика»:

1. Развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, наиболее типичных и распространённых в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

  • применение формальной логики при решении задач - построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если-то», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если ... и ..., то ...»;
  • алгоритмический     подход     к     решению     задач     -     умение     планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач,  для  которых  ответом  является  не  число  или утверждение,  а  описание последовательности действий;
  • системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  • объектно-ориентированный подход - постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действий, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает».

2.        Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых простых знаний.

3.        Развитие у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» - с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.)

Программа детализирует и раскрывает содержание федерального государственного образовательного стандарта для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения данного учебного курса.

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она:

- рекомендована лабораторией информатизации ИДППО Челябинской области;

- соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (далее – ФГОС) основного общего образования;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастные особенности учащихся;

- адресована обучающимся, которым рекомендовано обучение по программе ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Процесс обучения детей, которым рекомендовано обучение по программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) носит коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.

Отбор материала к уроку для таких детей строится на принципе минимального числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться.

Учебный материал к уроку будет отбираться таким образом, чтобы объяснение было доступным.

Основной формой обучения является урок.

Основные типы уроков:

1. Урок освоения новых знаний (имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний).

2.  Урок закрепления знаний (имеет целью выработку умений по применению знаний).

3. Урок комплексного применения знаний (имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях).

4. Урок обобщения и систематизации знаний (имеет целью обобщение единичных знаний в систему).

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний (имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками).

Методы обучения: наблюдение, беседа, объяснение, повторение, сравнение, анализ, дидактические игры.

 Приемы обучения: осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учетом возрастных особенностей, уровнем развития, интеллектуальных возможностей учащихся.

Структура рабочей программы учебного предмета «Информатика» соответствует требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа ежегодно конкретизируется, вносятся необходимые изменения и утверждается директором школы.

Ввиду психологических особенностей учащихся, которым рекомендовано обучение по программе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с целью усиления практической направленности обучения на уроках проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

- коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие восприятия, представлений, ощущений; развитие памяти; развитие внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени;

- развитие  различных  видов  мышления:  развитие  наглядно-образного мышления, развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями);

- развитие основных мыслительных операций: умения сравнивать, анализировать, развитие умения  выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность;

- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки;

- формирование умения анализировать свою деятельность, воспитание правильного отношения к критике;

- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Описание места курса внеурочной деятельности

 в учебном плане

Курс внеурочной деятельности «Инфознайка»  изучается в течение 2 лет (5-6 классы) в объеме  - 34 учебные недели, по 1 часу в неделю (34 часа в год).

Направление

Учебный

предмет

Класс

Количество часов в неделю

(по годам обучения)

Всего

5

6

Общекультурное

«Инфознайка»

1

1

2

Итого:

1

1

2

Направление

Учебный

предмет

Класс

Количество часов в год

(по годам обучения)

Всего

5

6

Общекультурное

«Инфознайка»

34

34

68

Итого:

34

34

68

УМК для учителя:

№ п/п

Наименование

1

Горячев А.В. Информатика и ИКТ. Логика и алгоритмы. Учебник 4 класс. М.: ВАЛАСС, 2011г.*

2

Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь № 1,2 (начальный уровень). Изд. «ПИТЕР», 2010г.

3

        

Горячев А.В. Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер. Учебник 4 класс. М.: ВАЛАСС, 2010г.

4

Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь 4 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.

5

Босова Л. Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь 5 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.*

6

Босова Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 5 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.*

7

Воронкова О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008г.

*

- электронные варианты изданий

Материально-техническое обеспечение:

  • Компьютер
  • Проектор, экран
  • Принтер
  • Колонки

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИНФОЗНАЙКА»

Результаты освоения обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения обучения.

Освоение обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП образования предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование в развитие разных социальных отношений обучающихся в разных средах.

Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Инфознайка»

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
  • учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков окружающих людей;
  • развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

        Выпускник получит возможность для формирования:

  •  чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • осознания роли своей страны в мировом развитии, уважительного отношения к семейным ценностям, бережного отношения к окружающему миру;
  •  целостного восприятия окружающего мира;
  •  развитой мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческого подхода к выполнению заданий;
  •  рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими;
  •  навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • установки на здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Регулятивные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;

Выпускник получит возможность научиться:

  •  формулировать и удерживать учебную задачу;
  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
  • применять установленные правила в планировании способа решения;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  •  составлять план и последовательность действий;
  •  выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах;
  •  использовать речь для регуляции своего действия;
  •  различать способ и результат действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  •  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
  •  адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  •  устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
  •  концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.

Познавательные учебные действия

Выпускник научится:

  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и  несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение по заданным критериям;
  • устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Выпускник получат возможность научиться:

  • с помощью учителя выделять и формулировать познавательную цель;
  •  использовать  общие приёмы решения задач;
  • с помощью учителя выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
  • с помощью учителя контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • с помощью учителя ставить и формулировать проблемы;
  • с помощью учителя создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  •  использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
  •  с помощью учителя создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  •  поиску и выделению необходимой информации из различных источников;
  • связей, построению суждений, обобщению.

Коммуникативные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить монологичное высказывание;
  •  слушать собеседника;
  •  определять общую цель и пути ее достижения;
  •  осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  •  оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,
  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников.


Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Инфознайка»

5 класс

Минимальный уровень:

  • находить лишний предмет в группе однородных; предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; уметь объяснять свой выбор;
  • выделять   группы   однородных   предметов   среди   разнородных   и   давать название и характеристику этим группам;
  • разбивать предложенное множество объектов на подмножества по значениям разных признаков;
  • находить    закономерности    в   расположении    фигур    по   значению   двух и более признаков;
  • приводить последовательности действий в быту, сказках; находить ошибки в логической последовательности;
  • точно выполнять действия под диктовку учителя; работать по заданному алгоритму;
  • отличать    высказывания    от   других    предложений,    приводить    примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания;
  • иметь представление о персональном компьютере как техническом средстве и его основных устройствах;
  • выполнять элементарные действия с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);

Достаточный уровень:

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов); уметь объяснять свой выбор;
  • называть  общие  признаки  предметов  из  одного  класса  (группы  однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
  • выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
  • записывать выводы в виде правил «если - то»;
  • по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если - то»;
  • иметь представление о персональном компьютере как техническом средстве и его основных устройствах;
  • выполнять элементарные действия с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка).

6 класс

Минимальный уровень:

-        знать состав обычных устройств компьютера, их назначение;

-    знать виды основных клавиш на клавиатуре, их назначение;

  • знать основные правила набора текста;
  • знать основные понятия объектов и элементов управления Рабочего стола;
  • уметь запускать стандартные программы операционной системы;
  • знать состав окон стандартных программ, владеть основными приёмами работы с окнами;
  • проводить простые вычисления в программе Калькулятор;

-        соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютером;

-        уметь в правильной последовательности включать и выключать компьютер;

  • знать, что такое компьютерная графика;

-        уметь создавать и редактировать рисунок в графическом редакторе Paint;

-        уметь сохранять рисунок в папке «Мои документы».

Достаточный уровень:

-        знать состав обычных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

-    знать виды клавиш на клавиатуре, их назначение;

  • знать правила набора текста, приёмы редактирования текста, владение этими приёмами;
  • иметь понятие о назначении операционной системы в компьютере;
  • знать основные понятия объектов и элементов управления Рабочего стола;
  • уметь запускать стандартные программы операционной системы;
  • знать состав окон стандартных программ, владеть приёмами работы с окнами;
  • проводить простые вычисления в программе Калькулятор;
  • соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютером;

-        уметь в правильной последовательности включать и выключать компьютер;

  • знать, что такое компьютерная графика; графический редактор;
  • знать основные средства получения рисунка;

-        уметь создавать и редактировать рисунок в графическом редакторе Paint;

-        уметь сохранять рисунок в папке «Мои документы».


Характеристика контрольно-измерительного

материала

В курсе внеурочной деятельности «Инфознайка» для 5-6 классов предусмотрены (по усмотрению учителя) такие формы контроля, как тестирование, зачетные работы  по окончанию изучения каждого раздела.

ТЕСТИРОВАНИЕ, ЗАЧЕТНЫЕ РАБОТЫ. 5 КЛАСС

№ п/п

Тема

Колич. уроков

Дата

1

Тестирование по теме «Алгоритмы»

1

3 неделя октября

2

Тестирование по теме «Объекты»

1

3 неделя декабря

3

Тестирование по теме «Логические рассуждения»

1

1 неделя апреля

4

Тестирование по теме «Модели в информатике»

1

3 неделя мая

ТЕСТИРОВАНИЕ, ЗАЧЕТНЫЕ РАБОТЫ. 6 КЛАСС

№ п/п

Тема

Колич. уроков

Дата

1

Зачетная работа по теме «Учимся работать на компьютере». Тестирование

1

1 неделя февраля

2

Обобщающий урок «Компьютерная графика». Тестирование

1

4 неделя мая

В программе курса внеурочной деятельности «Инфознайка» 5-6 классов осуществляется безотметочная система обучения.


Содержание курса внеурочной деятельности «Инфознайка»

5 КЛАСС

АЛГОРИТМЫ (9 часов)

Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров.

ОБЪЕКТЫ (8 часов)

Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонент составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент. Относительные адреса в составных объектах.

ЛОГИЧЕСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ (10 часов)

Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если - то». Цепочки правил вывода. Простейшие «и - или» графы.

МОДЕЛИ В ИНФОРМАТИКЕ (7 часов)

Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1-3 (к алгоритмам, объектам и др.).

6 КЛАСС

УЧИМСЯ РАБОТАТЬ НА КОМПЬЮТЕРЕ  (20 часов)

Состав и назначение устройств ПК. Клавиатура, назначение клавиш. Знакомство с основными приёмами редактирования текста. Операционная система. Рабочий стол. Работа с окнами. Калькулятор. Проведение простых вычислений.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА (14 часов)

Компьютерная графика и области её применения. Среда графического редактора. Инструменты для рисования. Создание, редактирование и сохранение рисунка.


Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Инфознайка» с учетом рабочей программы воспитания

5 класс

34 часа (34 недели по 1 часу)

Разделы, темы

Количество часов (из них:)

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Пример-ная

программа

Рабочая

программа

Практическая работа

Контрольная работа

1

Алгоритмы

9

8

1

Проведение инструктажей по ТБ.  Правила учебных кабинетов Игровые и интерактивные формы учебной деятельности

2

Объекты

8

7

1

Интерактивные формы учебной деятельности

3

Логические рассуждения

7

6

1

Интерактивные формы учебной деятельности.  Внутриклассное шефство

4

Модели в информатике

7

6

1

Интерактивные формы учебной деятельности.  Внутриклассное шефство

6 класс

34 часа (34 недели по 1 часу)

Разделы, темы

Количество часов (из них:)

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Пример-ная

программа

Рабочая

программа

Практическая работа

Контрольная работа

1

Учимся работать на компьютере

20

19

1 (тест)

Проведение инструктажей по ТБ.

Правила учебных кабинетов Игровые и интерактивные формы учебной деятельности.  Внутриклассное шефство

2

Компьютерная графика

14

13

1 (тест)

Интерактивные формы учебной деятельности.  Внутриклассное шефство


Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Инфознайка»с определением основных видов

учебной деятельности

Содержание учебного предмета

Вид учебной деятельности

Название темы

Кол-во

часов

5 класс (34 ч.)

1

Алгоритмы

9

Составлять и записывать вложенные алгоритмы. Выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами. Выполнять и составлять алгоритмы с параметрами.

2

Объекты

8

Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей, составлять схему состава (в том числе многоуровневую).

Описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом).

Записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава.

Заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов).

3

Логические рассуждения

10

Изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение.Определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ».

Строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами.Строить и описывать пути в графах.Выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ».

Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …»; составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы.

4

Модели в информатике

7

Придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями. Находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов. Придумывать и описывать объекты с необычными признаками. Описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному. Соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков.

Всего

34

6 класс (34 ч.)

1

Учимся работать на компьютере

20

Называть и определять устройства ПК, объяснять их назначение. Пользоваться клавиатурой, мышью. Набирать и редактировать текст. Узнавать и называть элементы рабочего стола. Выполнять действия с окнами. Выполнять элементарные математические действия на калькуляторе. Печатать простые тексты в программе Блокнот.

2

Компьютерная графика

14

Пользоваться инструментами для рисования в графическом редакторе Paint. Создавать, редактировать и сохранять рисунки.

Всего

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

курса внеурочной деятельности «Инфознайка», 5 класс (34ч/1ч)

Тема

Кол.-во часов

Дата проведения

Виды занятия, контроль

План

Факт

Алгоритмы

9

1

Ветвление в построчной записи алгоритма

1

1 неделя

сентября

1 неделя

сентября

2

Ветвление в построчной записи алгоритма

1

2 неделя

сентября

2 неделя

сентября

3

Цикл в построчной записи алгоритма

1

3 неделя

сентября

3 неделя

сентября

4

Алгоритм с параметрами

1

4 неделя

сентября

4 неделя

сентября

5

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма

1

1 неделя

октября

1 неделя

октября

6

Подготовка к контрольной работе по теме «Алгоритмы»

1

2 неделя

октября я

2 неделя

октября я

7

Тестирование по теме «Алгоритмы»

1

3 неделя октября

3 неделя октября

Тестирование

8

Подведение итогов тестирования

1

4 неделя октября

4 неделя октября

Практическая

работа

9

Повторение по теме «Алгоритмы»

1

5 неделя октября

5 неделя октября

Объекты

8

1

Общие свойства и отличительные признаки группы объектов

1

2 неделя ноября

2 неделя ноября

2

Схема состава объекта. Адрес составной части

1

3 неделя ноября

3 неделя ноября

3

Массив объектов на схеме состава

1

4 неделя ноября

4 неделя ноября

4

Признаки и действия объекта и его составных частей

1

1 неделя декабря

1 неделя декабря

5

Подготовка к тестированию по теме «Объекты»

1

2 неделя декабря

2 неделя декабря

6

Тестирование по теме «Объекты»

1

3 неделя декабря

3 неделя декабря

Тестирование

7

Повторение по теме «Объекты»

2

4 неделя декабря

3 неделя января

4 неделя декабря

3 неделя января

Практическая

работа

Логические рассуждения

10

1

Истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»

1

4 неделя января

4 неделя января

2

Описание отношений между объектами с помощью графов

1

1 неделя февраля

1 неделя февраля

3

Пути в графах

1

2 неделя февраля

2 неделя февраля

4

Высказывания со словами «НЕ», «И», «ИЛИ» и выделение подграфов

1

3 неделя февраля

3 неделя февраля

5

Правило «ЕСЛИ-ТО»

1

4 неделя февраля

4 неделя февраля

6-7

Схема рассуждений

2

1-2 неделя марта

1-2 неделя марта

8

Подготовка к тестированию по теме «Логические рассуждения»

1

3 неделя марта

3 неделя марта

9

Тестирование работа по теме «Логические рассуждения»

1

1неделя апреля

1неделя апреля

Тестирование

10

Повторение по теме «Логические рассуждения»

1

2неделя апреля

2неделя апреля

Практическая

работа

Модели в информатике

7

1

Составные части объектов. Объекты с необычным составом

1

3 неделя апреля

3 неделя апреля

2

Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями

1

4 неделя апреля

4 неделя апреля

3

Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями

1

5 неделя апреля

5 неделя апреля

4

Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия

1

1 неделя мая

1 неделя мая

5

Подготовка к тестированию по теме «Модели в информатике»

1

2 неделя мая

2 неделя мая

6

Тестирование по теме «Модели в информатике»

1

3 неделя мая

3 неделя мая

Тестирование

7

Повторение по теме «Модели в информатике»

1

4 неделя мая

4 неделя мая

Практическая

работа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

курса внеурочной деятельности «Инфознайка», 6 класс (34ч/1ч)

Тема урока

Кол.-во часов

Дата проведения

Виды занятия, контроль

План

Факт

Учимся работать на компьютере

20

1

Правила техники безопасности. Человек и компьютер.

1

1 неделя

сентября

1 неделя

сентября

2

Человек и компьютер.

1

2 неделя

сентября

2 неделя

сентября

3

Рабочий стол в реальном и виртуальном мире

1

3 неделя

сентября

3 неделя

сентября

4

Компьютерная помощница – мышь. Практикум.

1

4 неделя

сентября

4 неделя

сентября

5

Меню. Возможность выбора.

Практикум.

1

1 неделя

октября

1 неделя

октября

6

Начните работу с нажатия кнопки ПУСК. Практикум.

1

2 неделя

октября я

2 неделя

октября я

7

Окно в компьютерный мир.

1

3 неделя октября

3 неделя октября

8

Окно в компьютерный мир.

Практикум.

1

4 неделя октября

4 неделя октября

9

Клавиатура – инструмент писателя.

1

5 неделя октября

5 неделя октября

10

Клавиатура – инструмент писателя. Практикум.

1

2 неделя ноября

2 неделя ноября

11

Набор и редактирование текста.

1

3 неделя ноября

3 неделя ноября

12

Редактирование текста. Практикум.

1

4 неделя ноября

4 неделя ноября

13

Что скрывается в строке меню. Практикум №1.

1

1 неделя декабря

1 неделя декабря

14

Что скрывается в строке меню. Практикум №2.

1

2 неделя декабря

2 неделя декабря

15

Действия с фрагментами текста. Практикум №1.

1

3неделя декабря

3неделя декабря

16

Действия с фрагментами текста. Практикум №2.

1

4 неделя декабря

4 неделя декабря

17

Калькулятор – помощник математиков. Практикум №1.

1

3 неделя января

3 неделя января

18

Калькулятор – помощник математиков. Практикум №2.

1

4 неделя января

4 неделя января

19

Один помощник – хорошо, а два – лучше. Практикум.

1

1 неделя февраля

1 неделя февраля

20

Обобщающий урок «Учимся работать на компьютере»

1

2 неделя февраля

2 неделя февраля

Компьютерная графика

14

1

Инструменты для рисования.

1

3 неделя февраля

3 неделя февраля

2

Инструменты для рисования.

Практикум.

1

4 неделя февраля

4 неделя февраля

3

Компьютерная графика.

Практикум.

1

1 неделя марта

1 неделя марта

4

Создание компьютерного рисунка.

Практикум.

1

2 неделя марта

2 неделя марта

5

Настройка инструментов.

Практикум №1.

1

3 неделя марта

3 неделя марта

6

Настройка инструментов.

Практикум №2.

1

1неделя апреля

1неделя апреля

7

Редактирование компьютерного рисунка. Практикум.

1

2 неделя апреля

2 неделя апреля

8

Фрагмент рисунка. Практикум.

1

3 неделя апреля

3 неделя апреля

9

Сборка рисунка из деталей.

Практикум №1.

1

4 неделя апреля

4 неделя апреля

10

Сборка рисунка из деталей.

Практикум №2.

1

5 неделя апреля

5 неделя апреля

11

Как сохранить созданный рисунок?

Практикум.

1

1 неделя мая

1 неделя мая

12

Как открыть рисунок, сохраненный на диске? Практикум.

1

2 неделя мая

2 неделя мая

13

Сохранение и открытие рисунка. Практикум.

1

3 неделя мая

3 неделя мая

14

Обобщающий урок «Компьютерная графика»

1

4 неделя мая

4 неделя мая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС. Вокальный кружок «Весёлые нотки».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Вокальный кружок «Весёлые нотки»   4 годасрок реализации программы 7-11 летвозраст обучающихся...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука журналистики"

Образовательная программа «Азбука журналистики» предназначена для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. А также предусматривает у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кружок «Игротека »

 Современный волейбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовленности игроков. Для достижения высоких результатов современная волейбольная команда берёт на своё вооруже...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направление «Волейбол-путь к здоровью»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направления «Волейбол-путь к здоровью»  разработана  на основе Федерального государственного образов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)

Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....