Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности «Программирование в среде «КуМир»»
учебно-методический материал по информатике и икт (9 класс)
Программа призвана развивать логическое мышление учащихся и аналитический стиль мышления начинающих программистов. Поэтому за основу обучения учащихся по данному курсу используется программирование с максимальным использованием компьютера на занятиях. Данный курс имеет большое значение для подготовки школьников к предстоящей сдаче экзамена по выбору по информатике в форме ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Полх – Майданскаясредняя школа»
Принята педагогическим советом 28 августа 2023 г. Протокол №1 | Утверждена директором МБОУ «Полх-Майданская средняя школа»А.М.Безруковым 28 августа 2023 г. Протокол №151 |
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
естественнонаучной направленности
«Программирование в среде «КуМир»»
Возраст обучающихся: 14-15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель:
Козина Т.И., учитель информатики
с. Полховский Майдан, 2023
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы:
Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности«Программирование в среде «КуМир»»
для обучающихся 9-го класса МБОУ «Полх- Майданская средняя школа» разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
Программа призвана развивать логическое мышление учащихся и аналитический стиль мышления начинающих программистов. Поэтому за основу обучения учащихся по данному курсу используется программирование с максимальным использованием компьютера на занятиях. Данный курс имеет большое значение для подготовки школьников к предстоящей сдаче экзамена по выбору по информатике в форме ОГЭ. Программа предназначена для учащихся 9-го класса и рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю . Занятия проводятся в форме практикума.
Возрастная группа: 9 класс
Курс рассчитан на 1 год обучения. 1 час в 9 классе.
1.2. Цель и задачи программы :
Основная цель программы – формирование у учащихся навыков операционного и логического стиля мышления, представления о приемах и методах программирования через составление алгоритмов и программ.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
образовательные:
способствовать формированию учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыслительной деятельности, освоению рациональных способов её осуществления на основе учета индивидуальных особенностей учащихся;
способствовать формированию активного, самостоятельного, креативного мышления;
научить основным приемам и методам программирования.
развивающие:
развивать психические познавательные процессы: мышление, восприятие, память, воображение у учащихся;
развивать представление учащихся о практическом значении информатики.
воспитательные:
воспитывать культуру алгоритмического мышления;
воспитывать у учащихся усидчивость, терпение, трудолюбие.
1.3. Содержание программы:
Раздел 1. Вспомогательные алгоритмы в среде «КуМир» (5 часов)
- Вспомогательные алгоритмы.
- Процедуры
- Рекурсия.
- Рекурсивные объекты
- Анимация.
Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителя Рисователь: создание цветных изображений с использованием процедур, создание изображений с использованием рекурсивных процедур, создание анимационных изображений.
Раздел 2. Случайные числа в среде «КуМир» (5 часов)
- Понятие случайных чисел.
- Генератор случайных чисел.
- Случайный цвет пикселя.
Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителя Рисователь: создание областей, закрашенных точками разного цвета.
Раздел 3. Массивы в среде «КуМир» (12 часов)
- Массивы. Типы массивов. Объявление массивов.
- Обработка массива с переменной. Обработка массива в цикле.
- Поиск максимального/минимального элемента массива. Подсчет количества элементов в массиве: с условием и без.
- Сумма элементов массива: с условием и без. Сортировка массивов.
- Обработка символьных массивов. Операции со строками.
- Матрицы. Работа с файлами.
Практика на компьютере: разработка и исполнение программ создания и обработки массивов: ввод, вывод элементов массива, поиск максимального/минимального элемента массива, подсчет количества элементов в массиве: с условием и без, нахождение суммы элементов массива: с условием и без, сортировка массивов, обработка символьных массивов, обработка элементов матрицы, обработка файлов.
Раздел 4. Функции в среде «КуМир» (6 часа)
- Функции. Рекурсивные функции.
- Логические функции.
- Построение графиков функций.
Практика на компьютере: разработка и исполнение программ с использованием функций, построение графиков функций.
Раздел 5. Другие исполнители в среде «КуМир» (6 часов)
- Знакомство с другими исполнителями.
- Исполнитель Водолей, СКИ.
- Разработка программ для Водолея.
- Исполнитель Кузнечик, СКИ. Разработка программ для Кузнечика.
Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителей Водолей, Кузнечик.
1.4. Планируемые результаты:
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования:
Личностных результатов:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивация к целенаправленной познавательной деятельности с целью приобретения профессиональных навыков в ИТ-сфере.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать продуктивное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельноесоздание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Предметных результатов:
- освоение понятий «алгоритм», «программа», «исполнитель» через призму практического опыта в ходе создания программных кодов;
- практические навыки создания линейных алгоритмов управления исполнителями;
- умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;
- умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Учебный план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Форма контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Вспомогательные алгоритмы в среде «КуМир» | 3 | 2 | 5 | Практическая работа. |
2 | Случайные числа в среде «КуМир» | 3 | 2 | 5 | Создание проектной работы. |
3. | Массивы в среде «КуМир» | 7 | 4 | 11 | Практическая работа. |
4. | Функции в среде «КуМир» | 3 | 3 | 6 | Создание проектной работы. |
5. | Другие исполнители в среде «КуМир» | 4 | 2 | 6 | Практическая работа. |
6. | Заключительное занятие. | 1 | 1 | Тестирование | |
Итого: | 21 | 13 | 34 |
Тематическое планирование
Тематическое планирование рабочей программы внеурочнойдеятельности
«Программирование в среде "КуМир"» для 9-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.
№ | Тема урока | Количество часов | По плану | Факт |
1. Вспомогательные алгоритмы в среде «КуМир» (5 часа) | ||||
1 | Вспомогательные алгоритмы. Процедуры | 1 | ||
2 | Рекурсия. Рекурсивные объекты | 1 | ||
3 | Анимация | 1 | ||
4 | Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителя Рисователь: создание цветных изображений с использованием процедур, создание изображений с использованием рекурсивных процедур, создание анимационных изображений | 1 | ||
5 | Выполнение проектной работы | 1 | ||
Случайные числа в среде «КуМир» (5 часов) | ||||
1 | Понятие случайных чисел. Генератор случайных чисел | 1 | ||
2 | Случайный цвет пикселя | 1 | ||
3 | Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителя Рисователь: создание областей, закрашенных точками разного цвета | 1 |
4 | Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителя Рисователь: создание областей, закрашенных точками разного цвета | 1 | ||
5 | Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителя Рисователь: создание областей, закрашенных точками разного цвета | 1 | ||
Массивы в среде «КуМир» (12 часов) | ||||
1 | Массивы. Типы массивов. Объявление массивов. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ создания и обработки массивов: ввод, вывод элементов массива | 1 | ||
2 | Обработка массива с переменной | 1 | ||
3 | Обработка массива в цикле | 1 | ||
4 | Поиск максимального/минимального элемента массива. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ – поиск максимального/минимального элемента массива | 1 | ||
5 | Подсчет количества элементов в массиве: с условием и без. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ – подсчет количества элементов в массиве: с условием и без | 1 | ||
6 | Подсчет количества элементов в массиве: с условием и без. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ – подсчет количества элементов в массиве: с условием и без | 1 | ||
7 | Сумма элементов массива: с условием и без. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ – нахождение суммы элементов массива: с условием и без | 1 | ||
8 | Сумма элементов массива: с условием и без. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ – нахождение суммы элементов массива: с условием и без | 1 | ||
9 | Сортировка массивов. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ – сортировка массивов | 1 | ||
10 | Обработка символьных массивов. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ – обработка символьных массивов | 1 |
11 | Операции со строками. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ – обработка символьных массивов | 1 | ||
12 | Матрицы. Работа с файлами. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ – обработка элементов матрицы, обработка файлов | 1 | ||
Функции в среде «КуМир» (6 часов) | ||||
1 | Функции. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ с использованием функций | 1 | ||
2 | Рекурсивные функции. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ с использованием функций | 1 | ||
3 | Рекурсивные функции. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ с использованием функций | 1 | ||
4 | Логические функции. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ с использованием функций | 1 | ||
5 | Построение графиков функций. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ построения графиков функций | 1 | ||
6 | Построение графиков функций. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ построения графиков функций | 1 | ||
Другие исполнители в среде «КуМир» (7 часов) | ||||
1 | Знакомство с другими исполнителями. Исполнитель Водолей, СКИ. Разработка программ для Водолея. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителя Водолей | 1 | ||
2 | Знакомство с другими исполнителями. Исполнитель Водолей, СКИ. Разработка программ для Водолея. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителя Водолей | 1 | ||
3 | Знакомство с другими исполнителями. Исполнитель Кузнечик, СКИ. Разработка программ для Кузнечика. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителя Кузнечик | 1 |
4 | Знакомство с другими исполнителями. Исполнитель Кузнечик, СКИ. Разработка программ для Кузнечика. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителя Кузнечик | 1 | ||
5 | Выполнение итогового проекта | 1 | ||
6 | Выполнение итогового проекта | 1 | ||
7 | Защита итогового проекта | 1 |
2.2. Календарный учебный график:
Начало занятий | 7 сентября 2023 года |
Окончание занятий | 23 мая 2023 года |
Продолжительность учебного года | 34 недели |
Форма обучения | очная |
Формы организации занятий | групповые занятия |
Количество детей в группе | 10 учащихся |
Продолжительность занятий | 45 минут |
Промежуточная аттестация | 23 мая 2023 года |
2.3 Условия реализации программы:
Условия реализации программы предполагают единство целей, содержания, форм и методов, обеспечивающих успешность процесса социальной адаптации учащихся к современному социуму.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
- А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Р.А. Сворень. Основы информатики и вычислительной техники. Учебник для средних учебных заведений.
- Кушниренко А.Г., Леонов А.Г. Методика преподавания основ алгоритмизации на базе системы «КуМир».
- Прищепа Т.А. Преподавание программирования в среде «КуМир».
- Практикумы в «КуМир». К.Ю. Поляков.
- Сайт НИИСИ РАН.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «РОБОТОТЕХНИКА И ПРОГРАММИРОВАНИЕ. УРОВЕНЬ 1»
Настоящая программа имеет техническую направленность, знакомит обучающихся с основами алгоритмизации, электроники и конструирования подвижных роботов.Программа призвана развить творческие способности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «РОБОТОТЕХНИКА И ПРОГРАММИРОВАНИЕ. УРОВЕНЬ 2»
Настоящая программа имеет техническую направленность, является продолжением курса «Робототехника и программирование (уровень 1)» и позволяет обучающимся углубить знания в сфере робототехники, усоверше...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Алгоритмика. Мой КУмир»
Адресат программы -ориентирована на учащихся 7-9 классов.Направленность - техническая.Актуальность программыКомпьютерные науки и информационные технологии стали общедоступными и продолжают развиваться...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА ЯЗЫКЕ PYTHON» (Внеурочная деятельность)
Направленность: техническаяВид программы: модифицированнаяУровень программы: ознакомительныйАдресат: 11-13 лет (6-7 кл.)Срок реализации: 2 года (68 ч.)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы программирования" 8 класс.
Дополнительная общеобразовательная программа «Основы программирования» имеет техническую направленность и осуществляется в соответствии с учебным планом дополнительного образования ш...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы программирования", 5-6 классы.
Программа курса «Основы программирования» направлена на развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на развитие алгоритмического мышления. Программа соответствует требованиям...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы программирования". 3-4 классы.
Дополнительная общеобразовательная программа «Основы программирования» имеет техническую направленность и осуществляется в соответствии с учебным планом дополнительного образования ш...