Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности «Программирование в среде «КуМир»»
учебно-методический материал по информатике и икт (9 класс)

Козина Татьяна Ивановна

Программа призвана развивать логическое мышление учащихся и аналитический стиль мышления начинающих программистов. Поэтому за основу обучения учащихся по данному курсу используется программирование с максимальным использованием компьютера на занятиях. Данный курс имеет большое значение для подготовки школьников к предстоящей сдаче экзамена по выбору по информатике в форме ОГЭ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_informatika_9.docx43.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Полх – Майданскаясредняя  школа»

Принята педагогическим советом

28 августа 2023 г.

Протокол №1

Утверждена

директором МБОУ «Полх-Майданская

                              средняя школа»А.М.Безруковым 28 августа 2023 г.

Протокол №151

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

естественнонаучной  направленности

«Программирование в среде «КуМир»»

                                                                             Возраст обучающихся: 14-15 лет

                                                                       Срок реализации программы: 1  год

                                                                                                                                                        Составитель:

                                                                                                         Козина Т.И., учитель информатики

с. Полховский Майдан, 2023

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы:

Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программа естественнонаучной  направленности«Программирование в среде «КуМир»»

для обучающихся 9-го класса МБОУ «Полх- Майданская средняя школа» разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;

Программа призвана развивать логическое мышление учащихся и аналитический стиль мышления начинающих программистов. Поэтому за основу обучения учащихся по данному курсу используется программирование с максимальным использованием компьютера на занятиях. Данный курс имеет большое значение для подготовки школьников к предстоящей сдаче экзамена по выбору по информатике в форме ОГЭ. Программа предназначена для учащихся 9-го класса и рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю . Занятия проводятся в форме практикума.

Возрастная группа: 9 класс

Курс рассчитан на 1 год обучения. 1 час в 9 классе.

1.2. Цель и задачи программы :

Основная цель программы – формирование у учащихся навыков операционного и логического стиля мышления, представления о приемах и методах программирования через составление алгоритмов и программ.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

образовательные:

 способствовать формированию учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыслительной деятельности, освоению рациональных способов её осуществления на основе учета индивидуальных особенностей учащихся;

 способствовать формированию активного, самостоятельного, креативного мышления;

 научить основным приемам и методам программирования.

развивающие:

 развивать психические познавательные процессы: мышление, восприятие, память, воображение у учащихся;

 развивать представление учащихся о практическом значении информатики.

воспитательные:

 воспитывать культуру алгоритмического мышления;

 воспитывать у учащихся усидчивость, терпение, трудолюбие.

           

                              1.3. Содержание программы:

Раздел 1. Вспомогательные алгоритмы в среде «КуМир» (5 часов)

  1. Вспомогательные алгоритмы.
  2. Процедуры
  3. Рекурсия.
  4. Рекурсивные объекты
  5. Анимация.

Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителя Рисователь: создание цветных изображений с использованием процедур, создание изображений с использованием рекурсивных процедур, создание анимационных изображений.

Раздел 2. Случайные числа в среде «КуМир» (5 часов)

  1. Понятие случайных чисел.
  2. Генератор случайных чисел.
  3. Случайный цвет пикселя.

Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителя Рисователь: создание областей, закрашенных точками разного цвета.

Раздел 3. Массивы в среде «КуМир» (12 часов)

  1. Массивы. Типы массивов. Объявление массивов.
  2. Обработка массива с переменной. Обработка массива в цикле.
  3. Поиск максимального/минимального элемента массива. Подсчет количества элементов в массиве: с условием и без.
  4. Сумма элементов массива: с условием и без. Сортировка массивов.
  5. Обработка символьных массивов. Операции со строками.
  6. Матрицы. Работа с файлами.

Практика на компьютере: разработка и исполнение программ создания и обработки массивов: ввод, вывод элементов массива, поиск максимального/минимального элемента массива, подсчет количества элементов в массиве: с условием и без, нахождение суммы элементов массива: с условием и без, сортировка массивов, обработка символьных массивов, обработка элементов матрицы, обработка файлов.

Раздел 4. Функции в среде «КуМир» (6 часа)

  1. Функции. Рекурсивные функции.
  2. Логические функции.
  3. Построение графиков функций.

Практика на компьютере: разработка и исполнение программ с использованием функций, построение графиков функций.

Раздел 5. Другие исполнители в среде «КуМир» (6 часов)

  1. Знакомство с другими исполнителями.
  2. Исполнитель Водолей, СКИ.
  3. Разработка программ для Водолея.
  4. Исполнитель Кузнечик, СКИ. Разработка программ для Кузнечика.

Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителей Водолей, Кузнечик.

1.4. Планируемые результаты:

В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования:

Личностных результатов:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивация к целенаправленной познавательной деятельности с целью приобретения профессиональных навыков в ИТ-сфере.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата.

Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать продуктивное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • самостоятельноесоздание        способов        решения        проблем        творческого        и поискового характера.

Предметных результатов:

  • освоение понятий «алгоритм», «программа», «исполнитель» через призму практического опыта в ходе создания программных кодов;
  • практические навыки создания линейных алгоритмов управления исполнителями;
  • умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;
  • умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий:

2.1. Учебный план

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма контроля

Теория

Практика

Всего

1

Вспомогательные алгоритмы в среде «КуМир»

3

2

5

Практическая работа.

2

Случайные числа в среде «КуМир»

3

2

5

Создание проектной работы.

3.

Массивы в среде «КуМир»

7

4

11

Практическая работа.

4.

Функции в среде «КуМир»

3

3

6

Создание проектной работы.

5.

Другие исполнители в среде «КуМир»

4

2

6

Практическая работа.

6.

Заключительное занятие.

1

1

Тестирование

Итого:

21

13

34

Тематическое планирование

Тематическое        планирование        рабочей        программы        внеурочнойдеятельности

«Программирование в среде "КуМир"» для 9-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.

Тема урока

Количество часов

По плану

Факт

1. Вспомогательные алгоритмы в среде «КуМир» (5 часа)

1

Вспомогательные алгоритмы. Процедуры

1

2

Рекурсия. Рекурсивные объекты

1

3

Анимация

1

4

Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителя Рисователь: создание цветных изображений с использованием процедур, создание изображений с использованием рекурсивных процедур, создание анимационных изображений

1

5

Выполнение проектной работы

1

Случайные числа в среде «КуМир» (5 часов)

1

Понятие случайных чисел. Генератор случайных чисел

1

2

Случайный цвет пикселя

1

3

Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителя Рисователь: создание областей, закрашенных точками разного цвета

1

4

Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителя Рисователь: создание областей, закрашенных точками разного цвета

1

5

Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителя Рисователь: создание областей, закрашенных точками разного цвета

1

Массивы в среде «КуМир» (12 часов)

1

Массивы. Типы массивов. Объявление массивов. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ создания и обработки массивов: ввод, вывод элементов массива

1

2

Обработка массива с переменной

1

3

Обработка массива в цикле

1

4

Поиск максимального/минимального элемента массива. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ – поиск максимального/минимального элемента массива

1

5

Подсчет количества элементов в массиве: с условием и без. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ – подсчет количества элементов в массиве: с условием и без

1

6

Подсчет количества элементов в массиве: с условием и без. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ – подсчет количества элементов в массиве: с условием и без

1

7

Сумма элементов массива: с условием и без. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ – нахождение суммы элементов массива: с условием и без

1

8

Сумма элементов массива: с условием и без. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ – нахождение суммы элементов массива: с условием и без

1

9

Сортировка массивов. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ – сортировка массивов

1

10

Обработка символьных массивов. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ

– обработка символьных массивов

1

11

Операции со строками. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ – обработка символьных массивов

1

12

Матрицы. Работа с файлами. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ

– обработка элементов матрицы, обработка файлов

1

Функции в среде «КуМир» (6 часов)

1

Функции. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ с использованием функций

1

2

Рекурсивные функции. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ с использованием функций

1

3

Рекурсивные функции. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ с использованием функций

1

4

Логические функции. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ с использованием функций

1

5

Построение графиков функций. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ построения графиков функций

1

6

Построение графиков функций. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ построения графиков функций

1

Другие исполнители в среде «КуМир» (7 часов)

1

Знакомство с другими исполнителями. Исполнитель Водолей, СКИ. Разработка программ для Водолея. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителя Водолей

1

2

Знакомство с другими исполнителями. Исполнитель Водолей, СКИ. Разработка программ для Водолея. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителя Водолей

1

3

Знакомство с другими исполнителями. Исполнитель Кузнечик, СКИ. Разработка программ для Кузнечика. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителя Кузнечик

1

4

Знакомство с другими исполнителями. Исполнитель Кузнечик, СКИ. Разработка программ для Кузнечика. Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителя Кузнечик

1

5

Выполнение итогового проекта

1

6

Выполнение итогового проекта

1

7

Защита итогового проекта

1

2.2. Календарный учебный график:

Начало занятий

7 сентября 2023 года

Окончание занятий

23 мая 2023 года

Продолжительность учебного года

34 недели

Форма обучения

очная

Формы организации занятий

групповые занятия

Количество детей в группе

10 учащихся

Продолжительность занятий

                 45 минут

Промежуточная аттестация

23 мая  2023 года

2.3 Условия реализации программы:

Условия реализации программы предполагают единство целей, содержания, форм и методов, обеспечивающих успешность процесса социальной адаптации учащихся к современному социуму.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  1. А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Р.А. Сворень. Основы информатики и вычислительной техники. Учебник для средних учебных заведений.
  2. Кушниренко А.Г., Леонов А.Г. Методика преподавания основ алгоритмизации на базе системы «КуМир».
  3. Прищепа Т.А. Преподавание программирования в среде «КуМир».
  4. Практикумы в «КуМир». К.Ю. Поляков.
  5. Сайт НИИСИ РАН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «РОБОТОТЕХНИКА И ПРОГРАММИРОВАНИЕ. УРОВЕНЬ 1»

Настоящая программа имеет техническую направленность, знакомит обучающихся с основами алгоритмизации, электроники и конструирования подвижных роботов.Программа призвана развить творческие способности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «РОБОТОТЕХНИКА И ПРОГРАММИРОВАНИЕ. УРОВЕНЬ 2»

Настоящая программа имеет техническую направленность, является продолжением курса «Робототехника и программирование (уровень 1)» и позволяет обучающимся углубить знания в сфере робототехники, усоверше...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Алгоритмика. Мой КУмир»

Адресат программы -ориентирована на учащихся 7-9 классов.Направленность - техническая.Актуальность программыКомпьютерные науки и информационные технологии стали общедоступными и продолжают развиваться...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА ЯЗЫКЕ PYTHON» (Внеурочная деятельность)

Направленность: техническаяВид программы: модифицированнаяУровень программы: ознакомительныйАдресат: 11-13 лет (6-7 кл.)Срок реализации: 2 года (68 ч.)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы программирования" 8 класс.

Дополнительная общеобразовательная программа «Основы программирования» имеет  техническую направленность и осуществляется в соответствии с учебным планом дополнительного образования ш...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы программирования", 5-6 классы.

Программа курса «Основы программирования» направлена на развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на развитие алгоритмического мышления. Программа соответствует требованиям...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы программирования". 3-4 классы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Основы программирования» имеет  техническую направленность и осуществляется в соответствии с учебным планом дополнительного образования ш...