Мастер класс «Синектика. Превращение незнакомого в знакомое»
методическая разработка по информатике и икт (8 класс)
Ежедневно мы имеем дело с различной информацией. Информация бывает явной, понятной с первого взгляда, с первого прочтения, а бывает скрытая.
Когда вы используете на своих уроках скрытую информацию?
Проблема, связанная с чтением и восприятием информации в нашей стране осознается на всех уровнях. В стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025) выделяется использование чтения для познания мира и формирования личности, а также создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 541.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс «Синектика. Превращение незнакомого в знакомое»
Автор: Керженова Марьям Зинятулловна, учитель информатики и математики МБОУСОШ с.Нижняя Елюзань имени Героя Советского Союза Т.К.Кержнева
Ежедневно мы имеем дело с различной информацией. Информация бывает явной, понятной с первого взгляда, с первого прочтения, а бывает скрытая.
Когда вы используете на своих уроках скрытую информацию?
Проблема, связанная с чтением и восприятием информации в нашей стране осознается на всех уровнях. В стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025) выделяется использование чтения для познания мира и формирования личности, а также создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком.
По каким признакам объекты разделены на группы? (стрекоза-вертолет, снегоступы – копыта северных оленей. Самолет – птица)
Как связана данная классификация с темой моего мастер класса? В курсе информатики есть объекты схожие по признакам.
В ходе своего мастер класса я хочу показать метод, который можно использовать на любом уроке, в любом возрасте. Для того чтобы восприятие информации стала более осознанным, а сама работа была творческой, полезной нашим детям.
Тема моего мастер класса: «Синектика. Превращение незнакомого в знакомое».
Синектика - метод в основе которого лежит прямая, символическая аналогия, неожиданная метафора.
Мы с детства слышим: «Все познается в сравнении».
Слово «Синектика» - греческого происхождения и означает соединение различных элементов. Американский исследователь Джодж Гордон в середине ХХ века называл этим словом метод поиска новых решений как новый подход в организации творчества. Члены группы получают инструкцию генерировать идеи, подходы или решения. Они не должны критиковать никакие идеи, исходящие от других участников. Вместо этого члены группы поддерживают чужие идеи, развивая и модифицируя их.
Роль учителя на синектических заседаниях состоит в использовании разнообразных техник для создания некритичной, спокойной, благожелательной атмосферы и в то же самое время увести ребят от устоявшихся привычных типов, моделей восприятия и решения проблем и подтолкнуть к более творческим и инновационным способам анализа.
Круглосуточное телевидение, неограниченный доступ в интернет, огромное количество понятий на уроках - все это следствие того что ученик получает в 5 раз больше информации, чем 30 лет назад. Как мотивировать учащихся к познанию окружающего мира?
Как познакомиться с большим количеством новых понятий, определить назначение изученных устройств, провести их классификацию в отсутствии готовых решений, которые можно списать из книги, учебника или интернета?
1.Прием «ФО БОКС СИНЕКТИКС», помогает рассмотреть какую-либо тему с разных сторон путем составления прямых аналогий. Этот приём позволяет стимулировать интерес к учению и способствует активизации мыслительной деятельности.
1.Сложите лист бумаги в двое и еще раз в двое.
2.Нарисуйте квадратик в центре.
3.Каждый из вас напишите в вашем квадратике по одному из видов деятельности человека.
В середине напишем «Компьютер ». Переверните лист по часовой стрелке так, чтобы рядом с каждый участником была не его запись. Ваша задача: записать ассоциацию Человек похож на компьютер, потому что______, при этом показывает то устройство компьютера, которое выполняет данную функцию.
А теперь давайте обменяемся мнениями и выберем лучшую на ваш взгляд ассоциацию
- Внешняя память – запись на бумагу, магнитную пленку и т.д.
- Ввод информации – человек смотрит, слушает.
- Вывод информации – записывает.
- Обработка информации – человек думает.
- Процессор – обрабатывает
- Принтер – рисующий, пишущий человек.
2.Найди аналогию
Найти аналогию многоэтажный дом, память компьютера
1.Окно это бит
Окно светится 1 бит
Окно не светится 0 бит
Если все жильцы будут щелкать, то фасад будет подобен памяти работающего компьютера
2.Порядковый номер квартиры- номер ячейки, только начинается с 0.
3.Чтение из памяти компьютера производится по адресам: чтобы попасть в нужную квартиру или переслать туда письмо, нужно знать адрес.
2.Прием «Символическая аналогия».
Золотые руки
Каменное сердце
Крутая машина
Железный характер
Ежовые рукавицы
Какое художественно-выразительное средство спрятано под этими словосочетаниями.(Метафора)
Метафора в русском языке – это ярчайший пример употребления слова не в прямом, а в переносном, образном смысле.
Требуется в метафорической форме определить объект(понятие), высветив его суть. Т.е связь между словами должна содержать в себе нечто неожиданное, удивительное.
Определяемый объект | Определение |
Глаз алмаз | |
Пойти легким путем | |
Много воды утекло | |
Начать с чистого листа | |
Служебная лестница | |
Рубить с плеча | |
Поставить шах и мат |
Предложенные метафоры: Глаз алмаз, вызвать на «ковёр», гора вещей, пойти легким путем, много воды утекло, начать с чистого листа, служебная лестница, служебная лестница, поставить шах и мат, ежовые руковицы, рубить с плеча.
Этот тип аналогии направлен на поиск необычного в обычном и обратно, то есть определение и характеристику предметов и явлений с неожиданной стороны. При выполнении данного упражнения реализуется межпредметная связь.
Представляя метод синектики, как метод активного обучения информатике, надо подчеркнуть, что он имеет значительные перспективы в условиях перехода к новым стандартам, потому что содержит большой потенциал для творческого развития школьников. Выстроенный на основе образного и интуитивного мышления, воображения, метод формирует нестандартные подходы к решению проблемных задач.
3.«Эксперимент».
Как мы сказали мозг человека аналогична памяти компьютера. Как сохранить огромное количество информации? (сжимать)
Я думаю, что все согласятся информация аналогична материи. И принципы сжатия материи подобны принципам сжатия информации.
А теперь проведём эксперимент, в качестве материи возьмём полотенце, а сжимать будем в пакет.
1 группа :ваша задача сжать информацию, т.е поместить это одеяло в пакет. У вас ровно 7 секунд. Стоп, оставьте как есть.
2 группа: у вас 12 секунд.
3 группа 12 секунд и 5 сек для того чтобы договориться.
1 пара: С какими проблемами вы столкнулись(времени мало, нет договоренности).
Вам не удалось сжать, значит вам не удастся его и восстановить. Это одно из свойств информации.
2 пара: Ваши проблемы.(Времени мало, пакет маленький, объем большой.)
Значит следующая проблема сжатия –скорость .
3 пара: У вас и времени было много. В чем проблема? (неправильная направленность). Действительно степень сжатия –одна из проблем сжатия информации.
Вот мы с вами используя метод синектики - прямая аналогия перечислили принципы сжатия информации.
4.Проблема оптимизации программы
Цель задания: Научиться оптимизировать код путем анализа аналогий.
Задача: Программа компьютера работает медленно. Как ускорить работу?
Учащиеся предлагают способы ускорения работы программы, используя аналогии из повседневной жизни.
Например:
Удаление ненужных файлов — уборка квартиры,
Оптимизация алгоритмов — выбор оптимального маршрута передвижения.
5.Синектика на практике. Алгоритм пузырьковой сортировки.
Выбирается наиболее удачная ассоциация («расстановка игрушек») и переносится на процесс программирования.
Представьте себе комнату, где игрушки стоят беспорядочно. Как бы вы организовали алгоритм расстановки игрушек по росту?
Пример рассуждения ученика: «Мы будем сравнивать каждую игрушку с соседней и менять местами, если одна больше другой».
Этот процесс напоминает принцип алгоритма пузырьковой сортировки, когда элементы сравниваются попарно и меняются местами, пока весь список не станет отсортированным. После этого учащиеся пишут программу, реализуя этот метод аналогично примеру с игрушками.
Таким образом, использование синектики помогает сделать абстрактный материал нагляднее и понятнее, развивает творческое мышление и мотивирует школьников активно применять знания на практике.
Суммируя сказанное, можно заключить, что метод синектики, как один из интерактивных методов обучения, способствует развитию творческих способностей и критического мышления учащихся, созданию положительного эмоционального настроя, мотивирует и активизирует речевую и мыслительную деятельность субъектов учения, содействует их личностному самораскрытию.
Где и как можно использовать синектику однозначного ответа нет. Возможно или вы, или ваши ученики найдут другие способы и методы использования данного метода. Дерзайте и помните: «Кто владеет информацией, тот владеет миром!»
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщающий урок физики в 8 классе "Электрические явления: незнакомые знакомцы"
Урок обобщения и подготовки к контрольной работы. Построен на основе применения компетентносто-ориентированных заданий по раздету курса физики 8-го класса "Электрические явления"...

Мастер-класс "Знакомьтесь, Микроскоп!"
Обучающий мастер-класс для учащихся 5-8 классов, расчитан на использование во внеурочной деятельности, при проведении презентаций, научных ярмарок и т.п. Не требует больших затрат и подготовки, при от...

Мастер-класс в средней группе на тему «Волшебное превращение поролоновых губок».
Цель: Познакомить детей с сбросовым материалом, изучить историю губок, познакомить с техникой создания игрушек из поролоновых губок изготовление своих вариантов игрушек.Задачи:- научить использо...

Мастер - класс "Знакомьтесь-Лэпбук"
Новые средства организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС...

Мастер-класс «Синектика как один из методов активации учебно-познавательной деятельности учащихся»
В настоящее время нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, а способен с этим справиться лишь компетентный и всесторонне развитый человек.За основу...

“Пушкин: незнакомое о знакомом»
Сценарий внеурочного мероприятия по литературе для учащихся 5 класса "Пушкин: незнакомое о знакомом". Ученики знакомятся с информацией о детях А.С.Пушкина....




