методическое обоснование урока английского языка
методическая разработка по английскому языку (10 класс) по теме

Михалева Елена Федоровна

   Урок английского языка по теме "Творчество Р. Киплинга"  анализируется в   психолого-педагогическом,  дидактическом плане. Урок основан на теории и практике деятельностного, личностно-ориентированного, социокультурного и  компетентностного подхода к обучению английского языка.  Дается анализ проектной деятельности учащихся на уроке, содержание деятельности ученика и учителя, а также  алгоритм рефлексии. Рассматривается структурный анализ урока, успешность проведения урока и его  результативность.  Дается обоснование урока с позиций валеологических требований.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                    Михалева Елена Федоровна

                                                                   учитель английского языка

МБОУ «Тарбагатайская СОШ»

Методическое обоснование  урока английского языка

по теме «Творчество Р. Киплинга»

    1. Урок  английского языка разработан с учетом возрастных особенностей учащихся старшей ступени. Для  старшеклассников характерна активная жизненная позиция и острая потребность в общении. Продолжается развитие личности. Ведущая деятельность – познавательная,  формируется профессиональное самоопределение,  так учащиеся 10 класса осознано сделали  выбор профильного изучения английского языка.

    2.Именно форма  поисково-творческого обучения  актуальна для данного возраста. В качестве основных достоинств выступают: высокая степень самостоятельности, развитие социальных навыков, сформированности умения добывать знания, развитие творческих способностей. В психолого-педагогическом и дидактическом плане урок основан на теории и практике деятельностного подхода к обучению. Урок, разработанный на основе личностно-ориентированного, компетентностного, а также социокультурного подхода, отражает современные подходы к обучению.

           Исходя из этого, выбран тип урока – проект, который ориентирован на проектирование учебно-практических ситуаций, в которых действует учащийся. Урок-проект предусматривает  творческую защиту проектов по трем направлениям - «The Jиngle book», «R. Kipling's poetry», «The cat that goes Ьу himself». По форме проекты творческие, исследовательские, по предметной области литературные.

Особую значимость имеет метод проектов, который способствует развитию самостоятельности обучающихся, обеспечивает современные требования к развитию личности учащихся, учитывает индивидуальные интересы и способности детей. Групповое выполнение проектов предполагает эффективное обучение учащихся через сотрудничество, которое объединяет учащихся разного уровня языковой подготовки. Метод проектов нацеливает на активизацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый

Михалева Елена Федоровна

результат, атмосферу делового сотрудничества учителя и учащегося.  

            В соответствии с этим при разработке проектов предполагается:

  1. опора на уже имеющиеся знания учеников, полученные  по всем предмета; 
  2. усиление аналитической стороны в изучении темы «Творчество Р. Киплинга;
  3. организация всевозможных диалоговых форм обучения, максимально отойдя от учительского монолога;
  4. активное использование творческого потенциала самих учащихся,                          дающий опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

            Проектная деятельность позволяет детям получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые им в будущем. Дети учатся прогнозировать результат, планировать свою работу и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы,  принимать решения и нести за них ответственность,  взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать  результаты публично.  Все проекты, используемые на уроке, групповые, поэтому  каждый участник находится в одной из ролей (лидер, организатор, оформитель, исполнитель), которые постоянно меняются,  а  у участников формируются навыки работы в сотрудничестве.   Таким образом, внутренний результат проектной деятельности - накопление поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков.

           Под  проектом вслед за Е. С. Полат  мы понимаем такую совместную деятельность учащихся,  где учащиеся   создатели своего собственного понимания предметного содержания обучения. В центре такой технологии обучения - ученик; в основе учебной деятельности - сотрудничество; школьники играют активную роль в обучении, а суть самой технологии - развитие способностей к самообучению и самообразованию.

            Проекты актуальны для изучающих английский язык, « ибо с их помощью создается естественная языковая среда и формируется потребность в языковом общении. Кроме того, создаются реальные условия для межкультурного общения» (Полат Е. С.).

        Михалева Елена Федоровна

  Являясь личностно ориентированным видом работы, проекты обеспечивают благоприятные условия для самопознания, самовыражения и активизации их деятельности. Кроме того, на старшем этапе школьники владеют достаточными знаниями по информационным технологиям, которые необходимы для выполнения презентаций по теме и оформления работы.

           Основной принцип – принцип диалог культур, который ориентирует  на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения английскому языку, приобщая школьников к культуре страны изучаемого языка. Это поможет им лучше осознать культуру своей собственной страны и развить умения представлять ее средствами английского языка. Моделирование ситуаций диалога культур при разработке проекта позволит учащимся сравнивать особенности литературных героев Англии и России.           Проектная методика с использованием информационно- коммуникативных технологий в обучении английскому языку позволяет более широкое приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка.

             Реализация принципа диалога культур на уроке способствует формированию у детей в условиях иноязычного общения таких необходимых для межкультурного общения качеств, как:

  1. культурная непредвзятость, толерантность и социокультурная наблюдательность;
  2. готовность к общению и сотрудничеству в поликультурной среде;
  3. речевой и социокультурный такт и вежливость;
  4. принципы реализации данного урока- проекта: принцип научности, принцип интеграции, принцип сознательности, принцип коммуникативности;
  5. предусматривается исследовательский подход в разработке проекта;
  6. включение элементов поиска, организация целостного исследования по вопросам  творчества Р. Киплинга;

Михалева Елена Федоровна

  1. обучение на основе анализа и обработки знаний, совместная деятельность педагога и учащегося по разработке проекта;
  2. использование системы исследовательских задач.

     3.        Проект, направленный на реальное общение, пред00000усматривает компетентностный подход. Главная педагогическая цель проекта - формирование различных ключевых компетенций. Развиваются функциональные компетенции - совокупность конкретной деятельности и отражают набор функций характерных для выполнения данного проекта.

             Развитие компетентности ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в значительной мере осуществляется через проектную деятельность.

                При разработке проектов совершенствуются ключевые компетенции у школьников, которые необходимы для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом  в профессиональной деятельности в быстро изменяющемся обществе.           Опыт работы по развитию ключевых компетенций через проектную деятельность убеждает в том, что ключевые компетенции – это необходимое условие повышения качества образования в целом.

          Проанализируем  список ключевых компетенций необходимых для реализации проекта «Творчество Р. Киплинга»:

  1. социальные компетенции - участие в совместном принятии решений по реализации проекта;
  2. социокультурные компетенции - понимание различий другой культуры, уважение друг друга, социокультурные особенности  Англии, умение адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты;
  3. компетенции в области коммуникации - владение устным и письменным общением;

Михалева Елена Федоровна

  1. компетенции,  связанные с информационными технологиями;  разработка презентаций.

Предметные компетенции:

  1. речевая компетенция – использование английского языка, как средства общения и познавательной деятельности: понимать тексты (Аудирование и чтение) по творчеству Р. Киплинга, передавать информацию по разработанным проектам (письмо и говорение), а также общаться в  течение всего урока;
  2. языковая компетенция – систематизация языковых знаний по теме «Творчество Р. Киплинга», а также увеличение объема знаний за счет  дополнительной информации  при разработке проектов;
  3. компенсаторная компетенция – совершенствование умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств в процессе обсуждения произведений Р. Киплинга и проблем разного характера;
  4. учебно-познавательная компетенция – развитие  умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное, учить учащихся публично выступать, развивать у школьников критическое мышление.

           Межкультурная компетенция выступает в качестве важной целевой категории реализации урока, а межкультурная компетентность - в качестве фактора готовности и способности школьника осуществлять речевое общение на межнациональном уровне.

           Логика разработки данного урока в контексте компетентностного подхода состоит из двух направлений: обучение английскому языку и развитие учащихся посредством выполнения проекта.

         Ключевые компетенции предполагают оценивание, которое состоит из внешней и внутренней оценки. Каждый ученик проводит самоанализ и самодиагностику, при внешней самооценки, возможно, используется метод рецензирования, метод диалога и результаты общения.

Михалева Елена Федоровна

       Реализация компетентностного подхода выражается в решении следующих основных задач:

  1.  освоение структуры деятельности с позиции компетентностного подхода;
  2.  дифференциация предметного содержания, обеспечивающая освоение  повышенного уровня обучения;
  3.  разработка и отбор средств, методов, приемов, использование технологий, обеспечивающих деятельностный подход в обучении.

Собственную деятельность выстраиваю на основе структуры методической деятельности и структуры урока с позиции компетентности. Основу содержания деятельности составляют три взаимосвязанные этапы урока:

 
   ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА
творческая защита проектов в группе 

 

        РЕФЛЕКСИЯ     
 

       На уроках нет равнодушных детей, потому что каждому ученику предоставляется возможность высказать свое мнение  в соответствии с его собственными способностями и намерениями. Цели и задачи урока поставлены с учетом программного требования, содержания материала, уровнем речевой

Михалева Елена Федоровна

подготовки учащихся и прогноза на конечный результат обучения. Постановка цели дается через проблему –  Somerset wrote: “He not only created characters, he created men…” Why? Prove.

Поставленные цели реализуются на протяжении всего урока.

             Вторым элементом методической структуры компетентностного урока является этап самостоятельной продуктивной деятельности. Это проект, спланированный учеником для достижения его образовательной цели, его можно называть продуктивным, так как результат, продукт (способы действий, знания, умения), лично создается учеником –проекты по темам “ Jungle Book”, “Just So Stories”, “R. Kipling’s Poetry”.  

             Данный этап урока можно представить следующей структурной таблицей:

Самостоятельная продуктивная деятельность ученика.

Деятельность учителя, содержание, формы, методы

Творческая защита проектов:

  1. выбор способов действий;
  2. планирование деятельности;
  3. самоконтроль;
  4. представление знаний;
  5. самооценка;
  6. рефлексия.

Организует деятельность по определению способов (путей) решения учебной задачи.

Организует самостоятельную деятельность по приобретению необходимых знаний:

  1. через поиск и систематизацию знаний из источников;
  2. через групповое взаимодействие по обмену информацией.

               Организует деятельность        по самоконтролю, представлению результата, самооценке

             Анализируя деятельность учителя и ученика можно отметить, что ведущая роль на уроке в обучении принадлежит ученику, задача учителя — обеспечить условия, в частности, предоставить учащимся выбор средств обучения, способов действия и форм работы. В обучении предлагается в основном следующее: учебник

Михалева Елена Федоровна

и справочную, энциклопедическую, научно-популярную литературу, электронный учебник по английской и американской литературе. Форма работы на уроке – парная (диалог между журналистом и автором книг), групповая (представлены 3 группы, которые соревнуются между собой), индивидуальная.

             Последним элементом методической структуры компетентностного урока является рефлексия. Разные ее виды присутствуют на всех этапах урока: промежуточная при отработке знаний, анализе усвоения и коррекции, итоговая определяет обратную связь, то есть, соответствие поставленной цели результату всей деятельности, как для отдельного ученика, так и для группы или класса в целом. Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Возникает мотивация на дальнейшую учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов. О результативности данного подхода свидетельствует положительная динамика развития общеучебных умений и навыков учащихся на уроке, а также положительная динамика результатов аттестации по языку.

Предлагаю учащимся проводить рефлексию по следующему алгоритму:

  1. оцени результаты своей деятельности и выбранных способов деятельности через отношение, эмоции, чувства;
  2. соотнеси собственную цель проекта с полученным результатом, (проведи самоконтроль);
  3. сравни  свой разработанный проект с другими проектами (проведи самооценку).

            Активными задачами в реализации компетентностного подхода на уроке являются:  дифференцированный подход при разработке и защите проектов, обеспечение дифференциации языкового материала.

         Основным средством реализации компетентностного подхода на уроке является использование современных образовательных технологий проблемного,

Михалева Елена Федоровна

дифференцированного обучения, информационно-коммуникационной технологии, технологии проектного обучения, потому что заложенная в технологиях структура деятельности совпадает со структурой деятельности компетентностного подхода и позволяет включать каждого ученика в самостоятельные виды работы.

      4. Структура урока соответствует его цели и типу. Этапы урока – вводная часть, основная часть, которая состоит из 3 направлений,   аналитическая часть  и заключительная часть. Речевая зарядка соответствует тематической ориентации и представлена в виде  ситуации общения.

             Урок спланирован как групповая форма работы с элементами соревнования по защите творческих проектов по темам, каждой группе представляется 6 минут для презентации проекта, по 2 минуте каждому ученику для монологического высказывания, объем монологического высказывания составляет 12 предложений. Количество времени  для монологического высказывания соответствует  требованиям ЕГЭ по английскому языку. Целесообразно распределено время на уроке: начало урока -3 минуты, контроль знаний – 5 минут, защита проектов,  и обсуждение по 10 минут (30), рефлексия проделанной работы – 5 минут, заключительный этап – 2 минуты.

           Содержание языкового и речевого материала отражает интересы группы и содержит информационную ценность - дополнительный материал по произведениям Р. Киплинга, наблюдается связь нового и ранее пройденного материала. Отбор тематического круга соответствует интересам группы: популярные сказки Р. Киплинга, его поэзия, книга Джунглей.  Специфика урока по литературе Великобритании способствует благотворному общению на английском языке.

            Технология проведения данного урока предполагает подготовку и организацию группы к восприятию нового речевого и языкового материала по произведениям писателя через постановку проблемы. Наблюдается  последовательность нарастания трудности языкового и речевого материала на каждом этапе  - вопросы, монолог, неподготовленное высказывание, учитывается специфика конкретных видов речевой

Михалева Елена Федоровна

деятельности – аудирование, устная речь (монолог, диалог), просмотровое чтение, письмо (оформление проекта). Использованные на уроке разнообразные формы контроля – brainstorm, вопросы Group1-Group2, прочитайте и докажите,  скажите результат, оценка  проекта учащимися, а также сбалансированность по времени разнообразные формы взаимодействия: «учитель – группа», «учитель команда №1, №2, №3», «группа- группа» повышают эффективность урока. Чередование различных методических приемов и форм работы активизирует деятельность учащихся. Информационно-коммуникативные технологии используются рационально, учащиеся разрабатывают презентации по всем проектам.

           Оценка уровня владения материалом по проекту проводится поощрительными фишками для повышения мотивации обучения.

              Домашнее задание - написать эссе по теме “ He not only created characters, he created men”- его объем  связан  с материалом урока и является его логичным завершением.

            Для успешного проведения урока необходимо:

  1. психолого-педагогическая готовность учителя к установлению межличностных контактов в речевом общении,  педагогический такт и самоконтроль учителя (культура общения, контакт с классом, находчивость, решительность, деловитость, чувство юмора, культура речи, современный внешний вид);
  2. учет личностно-психологические  особенности каждого ученика;
  3. организация морально-психологического климата на уроке, психологический режим (мобилизирующее начало урока, эмоциональный настрой, организация взаимопомощи, дисциплинированность, взаимная доброжелательность и т.д.);
  4. концентрация внимания группы на достигнутых позитивных результатах;
  5. проявление такта в отношении более слабых учащихся;
  6. предупреждение перегрузки и дифференцированная работа на уроке;

Михалева Елена Федоровна

  1. санитарно-гигиенический режим: состояние помещения, чистота,     проветренность, температура;
  2. учебно-материальное обеспечение урока: компьютер, мультимедийное устройство DVD,CD, гитара;
  3. рабочее место учителя – план урока, структура урока, целесообразное расположение техники;  
  4. рабочее место ученика – тексты, словари, инструкция.
  5. высокий темп урока;
  6. влияние организации урока на обучение и воспитание.

              Результаты урока английского языка по теме «Творчество Р. Киплинга»:

  1. выполнение поставленных целей;
  2. расширение  объема знаний о творчестве писателя, активизация умений и навыков учащихся; развитие иноязычной коммуникативной компетенции;
  3. их прочность, действенность;
  4. осознанность;
  5. преемственность;
  6. умение учащихся публично выступать;
  7. оформление проектов;
  8. результативность письменных работ;
  9. прослеживается  продвижение учеников в умственном развитии, в самообразовании и самовоспитании.
  10. формирование ответственного отношения к делу. 
  11. написание эссе по теме “He not only created characters, he created man”.

      5. Обоснуем     урок  с позиций валеологических требований.

            На уроке использованы  различные   виды  деятельности. Норма: - 7 видов за урок.

Михалева Елена Федоровна

            Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности  соответствует норме - 10 минут.

     В целях эффективности урока чередование видов преподавания 

(словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа)  проводится через 10 минут.

 Такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа,  свобода творческого выступления с проектом); активные методы (ученики в роли журналиста, в роли писателя,  дискуссия, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки, взаимооценки)

способствуют сосредоточить внимание учащихся в течение всего урока.

          Место и длительность применения  информационных технологий  разработаны в соответствии с гигиеническими нормами.

 На уроке формируется отношение к человеку,  его моральному образу, как к ценности. Особую значимость имеет анализ сказок Р. Киплинга о роли человека и животных,  нравственную ценность содержит  анализ стихотворения “IF”и сравнение с  высказываниями русских писателей М. Горького, Н. Островского.

     Внешняя мотивация деятельности учащихся прослеживается через: оценку, похвалу, наличие  соревновательный момент, получение  поощрительных очков.  В течение всего урока поддерживается внутренняя мотивация:  узнать новую информацию через проект одноклассников, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

    Чтение  отрывка из сказки “The cat that goes “ о  взаимоотношениях мужчин и женщин и сравнение с современными отношениями создает на уроке эмоциональную разрядку, особенно фраза ‘dreadfully wild”.  

    На уроке поддерживаются взаимоотношения   между учителем и учениками – комфорт, сотрудничество  индивидуальные – фронтальные, учитываются возрастных

Михалева Елена Федоровна

особенностей детей. Между учениками - сотрудничество, дружелюбие, заинтересованность и  активность. 

      В конце урока  учитывается то, что через 40 минут в старшей школе наступает момент  утомления учащихся и снижение их  учебной активности, поэтому урок завершается спокойно, проводится рефлексия проделанной работы,  идет комментирование задания на дом. Учитель и учащиеся прощаются.

     В заключение хотелось бы сказать, что слова К. Д. Ушинского « Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнить, обдумывая это выполнение заранее: в каждом уроке он должен что-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг» являются девизом педагогической деятельности автора данного урока.



Предварительный просмотр:

                                                                    Михалева Елена Федоровна

                                                                   учитель английского языка

МБОУ «Тарбагатайская СОШ»

Методическое обоснование  урока английского языка

по теме «Творчество Р. Киплинга»

    1. Урок  английского языка разработан с учетом возрастных особенностей учащихся старшей ступени. Для  старшеклассников характерна активная жизненная позиция и острая потребность в общении. Продолжается развитие личности. Ведущая деятельность – познавательная,  формируется профессиональное самоопределение,  так учащиеся 10 класса осознано сделали  выбор профильного изучения английского языка.

    2.Именно форма  поисково-творческого обучения  актуальна для данного возраста. В качестве основных достоинств выступают: высокая степень самостоятельности, развитие социальных навыков, сформированности умения добывать знания, развитие творческих способностей. В психолого-педагогическом и дидактическом плане урок основан на теории и практике деятельностного подхода к обучению. Урок, разработанный на основе личностно-ориентированного, компетентностного, а также социокультурного подхода, отражает современные подходы к обучению.

           Исходя из этого, выбран тип урока – проект, который ориентирован на проектирование учебно-практических ситуаций, в которых действует учащийся. Урок-проект предусматривает  творческую защиту проектов по трем направлениям - «The Jиngle book», «R. Kipling's poetry», «The cat that goes Ьу himself». По форме проекты творческие, исследовательские, по предметной области литературные.

Особую значимость имеет метод проектов, который способствует развитию самостоятельности обучающихся, обеспечивает современные требования к развитию личности учащихся, учитывает индивидуальные интересы и способности детей. Групповое выполнение проектов предполагает эффективное обучение учащихся через сотрудничество, которое объединяет учащихся разного уровня языковой подготовки. Метод проектов нацеливает на активизацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый

Михалева Елена Федоровна

результат, атмосферу делового сотрудничества учителя и учащегося.  

            В соответствии с этим при разработке проектов предполагается:

  1. опора на уже имеющиеся знания учеников, полученные  по всем предмета; 
  2. усиление аналитической стороны в изучении темы «Творчество Р. Киплинга;
  3. организация всевозможных диалоговых форм обучения, максимально отойдя от учительского монолога;
  4. активное использование творческого потенциала самих учащихся,                          дающий опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

            Проектная деятельность позволяет детям получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые им в будущем. Дети учатся прогнозировать результат, планировать свою работу и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы,  принимать решения и нести за них ответственность,  взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать  результаты публично.  Все проекты, используемые на уроке, групповые, поэтому  каждый участник находится в одной из ролей (лидер, организатор, оформитель, исполнитель), которые постоянно меняются,  а  у участников формируются навыки работы в сотрудничестве.   Таким образом, внутренний результат проектной деятельности - накопление поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков.

           Под  проектом вслед за Е. С. Полат  мы понимаем такую совместную деятельность учащихся,  где учащиеся   создатели своего собственного понимания предметного содержания обучения. В центре такой технологии обучения - ученик; в основе учебной деятельности - сотрудничество; школьники играют активную роль в обучении, а суть самой технологии - развитие способностей к самообучению и самообразованию.

            Проекты актуальны для изучающих английский язык, « ибо с их помощью создается естественная языковая среда и формируется потребность в языковом общении. Кроме того, создаются реальные условия для межкультурного общения» (Полат Е. С.).

        Михалева Елена Федоровна

  Являясь личностно ориентированным видом работы, проекты обеспечивают благоприятные условия для самопознания, самовыражения и активизации их деятельности. Кроме того, на старшем этапе школьники владеют достаточными знаниями по информационным технологиям, которые необходимы для выполнения презентаций по теме и оформления работы.

           Основной принцип – принцип диалог культур, который ориентирует  на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения английскому языку, приобщая школьников к культуре страны изучаемого языка. Это поможет им лучше осознать культуру своей собственной страны и развить умения представлять ее средствами английского языка. Моделирование ситуаций диалога культур при разработке проекта позволит учащимся сравнивать особенности литературных героев Англии и России.           Проектная методика с использованием информационно- коммуникативных технологий в обучении английскому языку позволяет более широкое приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка.

             Реализация принципа диалога культур на уроке способствует формированию у детей в условиях иноязычного общения таких необходимых для межкультурного общения качеств, как:

  1. культурная непредвзятость, толерантность и социокультурная наблюдательность;
  2. готовность к общению и сотрудничеству в поликультурной среде;
  3. речевой и социокультурный такт и вежливость;
  4. принципы реализации данного урока- проекта: принцип научности, принцип интеграции, принцип сознательности, принцип коммуникативности;
  5. предусматривается исследовательский подход в разработке проекта;
  6. включение элементов поиска, организация целостного исследования по вопросам  творчества Р. Киплинга;

Михалева Елена Федоровна

  1. обучение на основе анализа и обработки знаний, совместная деятельность педагога и учащегося по разработке проекта;
  2. использование системы исследовательских задач.

     3.        Проект, направленный на реальное общение, пред00000усматривает компетентностный подход. Главная педагогическая цель проекта - формирование различных ключевых компетенций. Развиваются функциональные компетенции - совокупность конкретной деятельности и отражают набор функций характерных для выполнения данного проекта.

             Развитие компетентности ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в значительной мере осуществляется через проектную деятельность.

                При разработке проектов совершенствуются ключевые компетенции у школьников, которые необходимы для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом  в профессиональной деятельности в быстро изменяющемся обществе.           Опыт работы по развитию ключевых компетенций через проектную деятельность убеждает в том, что ключевые компетенции – это необходимое условие повышения качества образования в целом.

          Проанализируем  список ключевых компетенций необходимых для реализации проекта «Творчество Р. Киплинга»:

  1. социальные компетенции - участие в совместном принятии решений по реализации проекта;
  2. социокультурные компетенции - понимание различий другой культуры, уважение друг друга, социокультурные особенности  Англии, умение адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты;
  3. компетенции в области коммуникации - владение устным и письменным общением;

Михалева Елена Федоровна

  1. компетенции,  связанные с информационными технологиями;  разработка презентаций.

Предметные компетенции:

  1. речевая компетенция – использование английского языка, как средства общения и познавательной деятельности: понимать тексты (Аудирование и чтение) по творчеству Р. Киплинга, передавать информацию по разработанным проектам (письмо и говорение), а также общаться в  течение всего урока;
  2. языковая компетенция – систематизация языковых знаний по теме «Творчество Р. Киплинга», а также увеличение объема знаний за счет  дополнительной информации  при разработке проектов;
  3. компенсаторная компетенция – совершенствование умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств в процессе обсуждения произведений Р. Киплинга и проблем разного характера;
  4. учебно-познавательная компетенция – развитие  умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное, учить учащихся публично выступать, развивать у школьников критическое мышление.

           Межкультурная компетенция выступает в качестве важной целевой категории реализации урока, а межкультурная компетентность - в качестве фактора готовности и способности школьника осуществлять речевое общение на межнациональном уровне.

           Логика разработки данного урока в контексте компетентностного подхода состоит из двух направлений: обучение английскому языку и развитие учащихся посредством выполнения проекта.

         Ключевые компетенции предполагают оценивание, которое состоит из внешней и внутренней оценки. Каждый ученик проводит самоанализ и самодиагностику, при внешней самооценки, возможно, используется метод рецензирования, метод диалога и результаты общения.

Михалева Елена Федоровна

       Реализация компетентностного подхода выражается в решении следующих основных задач:

  1.  освоение структуры деятельности с позиции компетентностного подхода;
  2.  дифференциация предметного содержания, обеспечивающая освоение  повышенного уровня обучения;
  3.  разработка и отбор средств, методов, приемов, использование технологий, обеспечивающих деятельностный подход в обучении.

Собственную деятельность выстраиваю на основе структуры методической деятельности и структуры урока с позиции компетентности. Основу содержания деятельности составляют три взаимосвязанные этапы урока:

 
   ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА
творческая защита проектов в группе 

 

        РЕФЛЕКСИЯ     
 

       На уроках нет равнодушных детей, потому что каждому ученику предоставляется возможность высказать свое мнение  в соответствии с его собственными способностями и намерениями. Цели и задачи урока поставлены с учетом программного требования, содержания материала, уровнем речевой

Михалева Елена Федоровна

подготовки учащихся и прогноза на конечный результат обучения. Постановка цели дается через проблему –  Somerset wrote: “He not only created characters, he created men…” Why? Prove.

Поставленные цели реализуются на протяжении всего урока.

             Вторым элементом методической структуры компетентностного урока является этап самостоятельной продуктивной деятельности. Это проект, спланированный учеником для достижения его образовательной цели, его можно называть продуктивным, так как результат, продукт (способы действий, знания, умения), лично создается учеником –проекты по темам “ Jungle Book”, “Just So Stories”, “R. Kipling’s Poetry”.  

             Данный этап урока можно представить следующей структурной таблицей:

Самостоятельная продуктивная деятельность ученика.

Деятельность учителя, содержание, формы, методы

Творческая защита проектов:

  1. выбор способов действий;
  2. планирование деятельности;
  3. самоконтроль;
  4. представление знаний;
  5. самооценка;
  6. рефлексия.

Организует деятельность по определению способов (путей) решения учебной задачи.

Организует самостоятельную деятельность по приобретению необходимых знаний:

  1. через поиск и систематизацию знаний из источников;
  2. через групповое взаимодействие по обмену информацией.

               Организует деятельность        по самоконтролю, представлению результата, самооценке

             Анализируя деятельность учителя и ученика можно отметить, что ведущая роль на уроке в обучении принадлежит ученику, задача учителя — обеспечить условия, в частности, предоставить учащимся выбор средств обучения, способов действия и форм работы. В обучении предлагается в основном следующее: учебник

Михалева Елена Федоровна

и справочную, энциклопедическую, научно-популярную литературу, электронный учебник по английской и американской литературе. Форма работы на уроке – парная (диалог между журналистом и автором книг), групповая (представлены 3 группы, которые соревнуются между собой), индивидуальная.

             Последним элементом методической структуры компетентностного урока является рефлексия. Разные ее виды присутствуют на всех этапах урока: промежуточная при отработке знаний, анализе усвоения и коррекции, итоговая определяет обратную связь, то есть, соответствие поставленной цели результату всей деятельности, как для отдельного ученика, так и для группы или класса в целом. Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Возникает мотивация на дальнейшую учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов. О результативности данного подхода свидетельствует положительная динамика развития общеучебных умений и навыков учащихся на уроке, а также положительная динамика результатов аттестации по языку.

Предлагаю учащимся проводить рефлексию по следующему алгоритму:

  1. оцени результаты своей деятельности и выбранных способов деятельности через отношение, эмоции, чувства;
  2. соотнеси собственную цель проекта с полученным результатом, (проведи самоконтроль);
  3. сравни  свой разработанный проект с другими проектами (проведи самооценку).

            Активными задачами в реализации компетентностного подхода на уроке являются:  дифференцированный подход при разработке и защите проектов, обеспечение дифференциации языкового материала.

         Основным средством реализации компетентностного подхода на уроке является использование современных образовательных технологий проблемного,

Михалева Елена Федоровна

дифференцированного обучения, информационно-коммуникационной технологии, технологии проектного обучения, потому что заложенная в технологиях структура деятельности совпадает со структурой деятельности компетентностного подхода и позволяет включать каждого ученика в самостоятельные виды работы.

      4. Структура урока соответствует его цели и типу. Этапы урока – вводная часть, основная часть, которая состоит из 3 направлений,   аналитическая часть  и заключительная часть. Речевая зарядка соответствует тематической ориентации и представлена в виде  ситуации общения.

             Урок спланирован как групповая форма работы с элементами соревнования по защите творческих проектов по темам, каждой группе представляется 6 минут для презентации проекта, по 2 минуте каждому ученику для монологического высказывания, объем монологического высказывания составляет 12 предложений. Количество времени  для монологического высказывания соответствует  требованиям ЕГЭ по английскому языку. Целесообразно распределено время на уроке: начало урока -3 минуты, контроль знаний – 5 минут, защита проектов,  и обсуждение по 10 минут (30), рефлексия проделанной работы – 5 минут, заключительный этап – 2 минуты.

           Содержание языкового и речевого материала отражает интересы группы и содержит информационную ценность - дополнительный материал по произведениям Р. Киплинга, наблюдается связь нового и ранее пройденного материала. Отбор тематического круга соответствует интересам группы: популярные сказки Р. Киплинга, его поэзия, книга Джунглей.  Специфика урока по литературе Великобритании способствует благотворному общению на английском языке.

            Технология проведения данного урока предполагает подготовку и организацию группы к восприятию нового речевого и языкового материала по произведениям писателя через постановку проблемы. Наблюдается  последовательность нарастания трудности языкового и речевого материала на каждом этапе  - вопросы, монолог, неподготовленное высказывание, учитывается специфика конкретных видов речевой

Михалева Елена Федоровна

деятельности – аудирование, устная речь (монолог, диалог), просмотровое чтение, письмо (оформление проекта). Использованные на уроке разнообразные формы контроля – brainstorm, вопросы Group1-Group2, прочитайте и докажите,  скажите результат, оценка  проекта учащимися, а также сбалансированность по времени разнообразные формы взаимодействия: «учитель – группа», «учитель команда №1, №2, №3», «группа- группа» повышают эффективность урока. Чередование различных методических приемов и форм работы активизирует деятельность учащихся. Информационно-коммуникативные технологии используются рационально, учащиеся разрабатывают презентации по всем проектам.

           Оценка уровня владения материалом по проекту проводится поощрительными фишками для повышения мотивации обучения.

              Домашнее задание - написать эссе по теме “ He not only created characters, he created men”- его объем  связан  с материалом урока и является его логичным завершением.

            Для успешного проведения урока необходимо:

  1. психолого-педагогическая готовность учителя к установлению межличностных контактов в речевом общении,  педагогический такт и самоконтроль учителя (культура общения, контакт с классом, находчивость, решительность, деловитость, чувство юмора, культура речи, современный внешний вид);
  2. учет личностно-психологические  особенности каждого ученика;
  3. организация морально-психологического климата на уроке, психологический режим (мобилизирующее начало урока, эмоциональный настрой, организация взаимопомощи, дисциплинированность, взаимная доброжелательность и т.д.);
  4. концентрация внимания группы на достигнутых позитивных результатах;
  5. проявление такта в отношении более слабых учащихся;
  6. предупреждение перегрузки и дифференцированная работа на уроке;

Михалева Елена Федоровна

  1. санитарно-гигиенический режим: состояние помещения, чистота,     проветренность, температура;
  2. учебно-материальное обеспечение урока: компьютер, мультимедийное устройство DVD,CD, гитара;
  3. рабочее место учителя – план урока, структура урока, целесообразное расположение техники;  
  4. рабочее место ученика – тексты, словари, инструкция.
  5. высокий темп урока;
  6. влияние организации урока на обучение и воспитание.

              Результаты урока английского языка по теме «Творчество Р. Киплинга»:

  1. выполнение поставленных целей;
  2. расширение  объема знаний о творчестве писателя, активизация умений и навыков учащихся; развитие иноязычной коммуникативной компетенции;
  3. их прочность, действенность;
  4. осознанность;
  5. преемственность;
  6. умение учащихся публично выступать;
  7. оформление проектов;
  8. результативность письменных работ;
  9. прослеживается  продвижение учеников в умственном развитии, в самообразовании и самовоспитании.
  10. формирование ответственного отношения к делу. 
  11. написание эссе по теме “He not only created characters, he created man”.

      5. Обоснуем     урок  с позиций валеологических требований.

            На уроке использованы  различные   виды  деятельности. Норма: - 7 видов за урок.

Михалева Елена Федоровна

            Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности  соответствует норме - 10 минут.

     В целях эффективности урока чередование видов преподавания 

(словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа)  проводится через 10 минут.

 Такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа,  свобода творческого выступления с проектом); активные методы (ученики в роли журналиста, в роли писателя,  дискуссия, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки, взаимооценки)

способствуют сосредоточить внимание учащихся в течение всего урока.

          Место и длительность применения  информационных технологий  разработаны в соответствии с гигиеническими нормами.

 На уроке формируется отношение к человеку,  его моральному образу, как к ценности. Особую значимость имеет анализ сказок Р. Киплинга о роли человека и животных,  нравственную ценность содержит  анализ стихотворения “IF”и сравнение с  высказываниями русских писателей М. Горького, Н. Островского.

     Внешняя мотивация деятельности учащихся прослеживается через: оценку, похвалу, наличие  соревновательный момент, получение  поощрительных очков.  В течение всего урока поддерживается внутренняя мотивация:  узнать новую информацию через проект одноклассников, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

    Чтение  отрывка из сказки “The cat that goes “ о  взаимоотношениях мужчин и женщин и сравнение с современными отношениями создает на уроке эмоциональную разрядку, особенно фраза ‘dreadfully wild”.  

    На уроке поддерживаются взаимоотношения   между учителем и учениками – комфорт, сотрудничество  индивидуальные – фронтальные, учитываются возрастных

Михалева Елена Федоровна

особенностей детей. Между учениками - сотрудничество, дружелюбие, заинтересованность и  активность. 

      В конце урока  учитывается то, что через 40 минут в старшей школе наступает момент  утомления учащихся и снижение их  учебной активности, поэтому урок завершается спокойно, проводится рефлексия проделанной работы,  идет комментирование задания на дом. Учитель и учащиеся прощаются.

     В заключение хотелось бы сказать, что слова К. Д. Ушинского « Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнить, обдумывая это выполнение заранее: в каждом уроке он должен что-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг» являются девизом педагогической деятельности автора данного урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока английского языка в 8 классе по УМК «Английский язык»

Books in our Life/Методическая разработка урока английского языка в 8 классе по УМК «Английский язык», авторы: О.В.Афанасьева, И.В.Михеева, издательство «Просвещение»/ Цель: Формирование ...

Методическая разработка урока английского языка по теме"What is the family?" в 6 классе по УМК Биболетова с применением отдельных структур Сингапурского метода обучения, Шаймарданова Гульшат Ришатовна, учитель английского языка

Методическая разработка урока английского языка по теме"What is the family?" в 6 классе по УМК Биболетова с применением отдельных структур Сингапурского метода обучения, Шаймарданова Гульшат Ришатовна...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «МИР ТАЙН. ПИРАМИДЫ» (учебник английского языка «NEW MILLENNIUM») С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЙТИНГ – НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

Разработано семь уроков по теме "Мир тайн" для учащихся 7ого класса( учебник "New Millennium"), также для каждого урока сделаны технологические карты, где учащиеся непосредственно выполняют задания ра...

Тема урока: « Английский алфавит» Методическая разработка урока английского языка, 2 класс

Цели урока: В игровой форме организовать повторение и обобщение изученного материала....

Методическая разработка урока английского языка по теме "Почему ты изучаешь английский язык?"

Тема урока: "Почему ты изучаешь английский язык?".Тип урока: урок систематизации знаний учащихся.Цель урока - развивать навыки коммуникативной компетенции учащихся.Здачи урока:-практиковать учащихся в...

Методическая разработка урока английского языка в 7 классе «Английский язык XIX века и его отличия от языка XXI века»

laquo;Английский язык XIX века и его отличия от языка XXI века» представляет собой одно из занятий тематической недели «Погружение в XIX век», которая проводится в ИТШ № 777 с 1 по ...

Методическая разработка урока английского языка по теме "В.Шекспир" (УМК: Афанасьева, О.В. Английский язык: 8 класс)

Методическая разработка содержит технологическую карту урока  английского языка для 8 класса на тему «William Shakespeare» и презентацию к нему. Данный урок был проведен в д...