Влияние критериальной системы оценивания презентаций на качество обучения продуктивным видам речи. Английский язык".
статья по английскому языку по теме

            Цель работы - представить  технологию проектной деятельности учащихся на уроках английского языка, которые дают возможность использовать язык как средство общения, развивают навыки самообразования , контроля и самооценки в соответствии с предложенной критериальной системой оценивания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние критериальной системы оценивания презентаций на качество обучения продуктивным видам речи. Английский язык".

автор Пиотрович Ольга Валентиновна, учитель английского языка (высшая категория)  ГБОУ 379

        Использование информационных компьютерных технологий создает предметно-мотивационную среду, способствующую развитию познавательной активности и творческих способностей учащихся. При их использовании ученик становится главным действующим субъектом усвоения знаний, а учитель выступает активным помощником, организующим и стимулирующим учебный процесс.

        Цель работы - представить  технологию проектной деятельности учащихся на уроках английского языка, которые дают возможность использовать язык как средство общения, развивают навыки самообразования , контроля и самооценки в соответствии с предложенной критериальной системой оценивания, способствуют формированию и развитию компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, раскрывают творческие способности  и, самое главное, повышают мотивацию к изучению английского языка.

           Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на приобретение новых (чаще всего путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов деятельности [1].

          Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта[2]. Он ориентирован на получение конкретного результата  и должен включать  исследовательский элемент. Таким образом , проект – это любая деятельность учащегося (индивидуальная или групповая), как аудиторная, так и внеаудиторная, которая включает в себя элементы самообразования (сбор, анализ и синтез информации по определенной теме), систематизацию собранного материала и, в конечном итоге, оформление его в некий «продукт», который, как правило, защищается в форме презентации, доклада, дискуссии, радиопередачи, плаката и т.д. Очень важен тот факт, что потенциальные пользователи «продукта» – одноклассники автора, а не учитель! Роль учителя существенно меняется – он становится консультантом, помощником, наблюдателем, источником  информации и координатором. Основной задачей учителя становится передача не знаний, а способов работы и развитие информационной грамотности учащихся.

          Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предполагает как один из результатов обучения «формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью в других странах» [3]. В связи с этим, особую значимость приобретают проекты по страноведению.  

             В своей педагогической деятельности я систематически использую проектный метод при изучении основных англоязычных стран.  Темы возможных проектов предлагаются учащимся чаще учителем, но иногда ученики сами формулируют тему, соответствующую сфере своих интересов. Все темы должны быть  связаны с определенной англоязычной страной и отображать разные аспекты жизни и истории этой страны (политическое устройство, географическое положение, население и т.д.). Класс разбивается на группы (1-3 человека), которые самостоятельно работают над сбором, анализом и оформлением полученной информации.

            Обязательными компонентами проекта – исследования обычно являются мультимедийная презентация, комментарии к ней и реферат в печатном виде с развернутым планом.

            Работа учащихся над учебными проектами обычно проходит по следующему плану:

выбор темы

подбор материала

систематизация информации в соответствии с планом

работа  над текстом слайдов

заголовки к слайдам

комментарии к презентации

оформление текста реферата с развернутым планом

          Наличие мультимедийной презентации создает возможности для повышения эффективности учебного процесса. За счет наглядности презентация позволяет задействовать различные каналы восприятия информации учащихся, в результате чего обеспечивается более полное представление образа или понятия, усвоение структурных связей между изучаемыми объектами, а это способствует лучшему усвоению материала. Наглядность способствует развитию у учащихся эмоционально-оценочного отношения к приобретаемым знаниям, повышает интерес к знаниям, позволяет облегчить процесс их усвоения, поддерживает внимание ребенка.

            Для ее успешного оформления и защиты, необходимо выполнить ряд требований, как к текстовому содержанию слайдов, так и к их художественному оформлению. Большую сложность для учащихся представляет работа над текстовым содержанием слайдов, которое должно обеспечить доступное, наглядное и краткое представление информации. На основе имеющихся источников [4], [5],[6] я составила следующие рекомендации для учащихся  к презентации

должно показываться не более 1-2 слайдов в минуту

в каждой строчке должно быть не более 6-8 слов, то есть информацию необходимо сокращать до ключевых слов (без вспомогательных глаголов, наречий, прилагательных, артиклей)

максимум 6 пунктов в слайде

к каждому слайду должен быть заголовок

графики и картинки, где возможно (в меру)

слайдов от 5 до 10 штук

         Таким образом, должен соблюдаться определенный баланс между содержательной частью текста слайдов презентации и его доступностью.

          Работа над проектом (особенно на этапе его защиты или презентации) создает максимально благоприятные условия для создания мотивации к говорению, т.е. стремление к реализации своих знаний в ситуации приближенной к реальной коммуникации, развивает воображение, фантазию, мышление. В то же время возникает следующая проблема – как за ограниченный промежуток времени изложить результаты своей работы в доступной и понятной одноклассникам форме?

Мною были выработаны следующие советы учащимся для составления текста комментариев при защите презентаций:

использовать грамматически полные, но короткие предложения

убрать трудные слова и лишнюю информацию

рассказ должен точно соответствовать слайдам

по возможности осуществлять интерактивную связь со слушателем через вопросы к аудитории

.  Также мои учащиеся всегда заранее ознакомлены с критериями  оценивания  презентаций. Так принимается во внимание количество слайдов, наличие картинок, графиков, диаграмм, дополнительных анимационных эффектов, правильность и четкость текста, логичность изложения материала. Обычно учащиеся сами оценивают выступления своих товарищей в соответствии с предложенными критериями. Каждый учащийся получает оценочный лист, в котором ему предложено отдельно оценить представленные мультимедийные презентации (учитываются  соответствие текста вышеизложенным рекомендациям, оформление слайдов, доступность и полнота освещения темы) и непосредственно выступление (принимается во внимание наличие четкого вступления  и заключения, соответствие  презентации  заявленной теме, грамматическая и фонетическая правильность речи, точность ответов на вопросы аудитории).

         Безусловно, создание таких проектов требует больших временных затрат, но зато итоговый урок-конференция по защите таких проектов имеет исключительную познавательную ценность и в максимально концентрированном  виде содержит огромный объем информации, который невозможно было бы изучить на обычном уроке. Созданные проекты могут полезным дидактическим материалом на уроках страноведения. Большой интерес моих учеников 8,9,10 классов вызвали проекты учащихся 11 класса по теме «Виртуальная экскурсия по Лондону», в которых они представили достопримечательности и музеи  Лондона. Проектная деятельность позволяет проявить себя и более слабым учащимся, превращая их в успешных участников учебного процесса. Наличие четкой критериальной системы оценивания проектов позволяет повысить качество обучения продуктивным видам деятельности.

        Проект всегда имеет положительный результат: во-первых, происходит совершенствование речевых умений и навыков, формировании компьютерной мультимедийной компетентности как учителя, так и учащихся,  во-вторых, предоставляется возможность реализации творческих идей, в-третьих, совершенствуются навыки самостоятельной учебной деятельности, приобретается опыт получения удовольствия от деятельности как таковой, удовлетворения от полученного результата и, наконец, создаются условия, формирующие желание учащихся общаться на изучаемом языке.

Список литературы

«Проектная деятельность учащихся при обучении английскому языку» Петричук И.И. http://io.nios.ru/index.php?rel=32&point=11&art=1051

Метод проектов на уроках иностранного языка. Полат Е. С./ Иностранные языки в школе — № № 2, 3 — 2000 г.

ФГОС основное общее образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. standart.edu.ru 

Intel Обучение для будущего, Москва 2006

Современный английский для бизнеса. English for Presentations., Сornelsen 2009

«Использование ИКТ в обучении иностранному языку в средней школе» Инкина И.И. . http://festival.1september.ru/articles/559341/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамматической стороне речи английского языка на начальном этапе обучения

Изучение грамматических явлений в английском  языке  представляет большую сложность для учащихся, так как многих грамматических явлений нет в родном языке обучаемых. Эта проблема встает остр...

Влияние текущего языкового тестирования на оценку качества обучения иностранного языка.

Процесс овладения умениями и навыками складывается из промежуточных уровней, каждый предыдущий из которых становится условием достижения следующего....

Влияние модернизации системы образования на повышение качества обучения.

Данный доклад был полготовлен для выступления на районной августовской конференции....

Курсовая работа на тему "Обучение говорению диалогической речи английского языка на среднем этапе в общеобразовательных учреждениях РТ"

Курсовая работа на тему "Обучение говорению диалогической речи английского языка на среднем этапе в общеобразовательных учреждениях РТ"...

Критериальная система оценивания по русскому языку и литературе

Критериальная система оценивания по русскому языку и литературе...

Опыт применения критериальной системы оценивания языковых навыков учащихся основной и старшей школы по французскому языку

Статья, посвященная опыту применения критериальной системы оценивания языковых навыков учащихся основной и старшей школы по французскому языку...

Критериальная система оценивания

Критериальная система оценивания...