Основные отличия личностно-ориентированного обучения от традиционной дидактической системы.
статья по английскому языку по теме

Калинкин Сергей Михайлович

 

История дидактики свидетельствует о наличии, по крайней мере, двух различных подходов к обучению. В основе различий лежит понимание роли ученика и учителя в обучении. Авторитарная дидактика (И.Ф. Герберт) основное внимание уделяет деятельности учителя по передаче ученикам систематизированных знаний, возлагая на учащихся необходимость их усвоения, закрепления и применения. Природосообразная личностно - ориентированная дидактика (Дж. Дьюи), наоборот, выдвигает на первый план активность ученика, развитие его природной сущности и освоение способов деятельности в изучаемых областях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_roditelskom_sobranii.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском

собрании

 в 6-А классе от18.02.2012

Выписка из протокола №3

Основные отличия личностно-ориентированного обучения от традиционной дидактической системы

История дидактики свидетельствует о наличии, по крайней мере, двух различных подходов к обучению. В основе различий лежит понимание роли ученика и учителя в обучении. Авторитарная дидактика (И.Ф. Герберт) основное внимание уделяет деятельности учителя по передаче ученикам систематизированных знаний, возлагая на учащихся необходимость их усвоения, закрепления и применения. Природосообразная личностно - ориентированная дидактика (Дж. Дьюи), наоборот, выдвигает на первый план активность ученика, развитие его природной сущности и освоение способов деятельности в изучаемых областях.

Таблица №1

Традиционное обучение

Личностно - ориентированное обучение

«Образование - это вызванный внешним воздействием процесс усвоения индивидуумом обобщенного, объективированного, общественного опыта…. То, что представляет общественную важность, становится важным и для личности» [6; 25].

«Личностно - ориентированное образование - образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности» [9; 55].

Образное понимание обучаемого: «человек - глина» - не имеет изначальной сущности («чистый лист») и является материалом для педагогической работы.

Образное понимание обучаемого: «человек - семя» - имеет генетическую программу развития. Образование как развитие потенциальных качеств.

Центральной фигурой процесса обучения выступает учитель.

В центре процесса обучения - ученик.

Обучение: преподавание + учение: учитель передает знания, умения и навыки ученикам, а ученики их усваивают и воспроизводят.

Обучение: совместная деятельность ученика и учителя, направленная на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов. Личностную ориентацию обучения в большей степени отражает понятие «освоение», чем понятия «изучение» и «усвоение».

Ведущая деятельность процесса обучения - преподавание.

Ведущая деятельность процесса обучения - деятельность познания.

В процессе обучения нивелируются субъектные различия детей, для всех детей дается единая «планка» - стандарт.

В процессе обучения максимально раскрываются различия субъектного опыта детей, акцентируется внимание на индивидуальности школьников.

Общественные интересы ставятся выше личных.

Признается высшая самоценность личности ребенка.

Учитель вместе с учебником являются основными источниками знания, а учитель еще и контролирующим субъектом познания.

Роль учителя - организация образовательной среды, в которой ученик самостоятельно образовывается, опираясь на собственный потенциал и используя соответствующую технологию обучения

Таблица № 2

Учебно-дисциплинарная

(авторитарная) модель обучения

Личностно-ориентированная модель обучения

1. Формирует удобный тип личности.

2. Монолог учителя в учебно-воспитательном процессе (объектность ученика).

3. В обучении происходит взаимодействие ребенка с учебным материалом.

4. Отношения взрослого и ребенка находятся в плоскости назидания, контроля и осуждения.

5. Ученик поглощает информацию.

6. Совместная деятельность учителя и ученика - совокупность параллельных (непересекающихся) линий.

7. Школа ориентирована на процесс усвоения ребенком заданного учебного содержания и игнорирует реальную жизнь ребенка среди других детей и взрослых.

1. Создает условия для развития и саморазвития творческой личности.

2. Диалог педагога и воспитанника в учебно-воспитательном процессе (субъектность всех участников процесса).

3. В обучении происходит личностное взаимодействие (личностно - ориентированное обучение).

4. Отношение взрослого и ребенка основываются на взаимном доверии, самоконтроле и самооценке.

5. Ученик не только поглощает информацию, но отбирает ее, систематизирует, анализирует и вырабатывает новую.

6. Совместная деятельность учителя и ученика - единая линия.

7. Образовательное учреждение ориентировано на личностные достижения ребенка и учитывает реальную жизнь ребенка и индивидуально-типологические особенности и возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основные особенности личностно ориентированного урока» доклад

Краткий доклад для выступления на педсовете....

Основные особенности личностно-ориентированного урока.

Личностно-ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей, обучаемых, и создаются необходимые условия для раз...

Личностно - ориентированные педагогические технологии преподавания химии. Адаптивная система обучения.

Адаптивная система обученияМетодическая разработка урока химии 8 класса. АСО. Количество вещества (обобщающий урок)Методическая разработка урока химии 8 класса. АСО. Степень окисления (изучение нового...

Личностно ориентированный подход как основа традиционного обучения в совре-менной системе образования (на примере курса математики),

В начале ХХI века  стало очевидно необходимость серьезной модернизации российского образования. Поскольку традиционное образование устарело, нужны новые  дидактические формы организации обуч...