Информационно-коммуникационные технологии-инструментарий универсальных учебных действий
статья по английскому языку на тему

Худоба Ксения Ивановна

В данной статье рассматривается значение информационно-коммуникационных технологий в формировании и развитии универсальных учебных действий на уроке английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности обучающихся.

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования. Поэтому программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования содержит настоящую подпрограмму, которая определяет необходимые для этого элементы ИКТкомпетентности.

Одновременно ИКТ могут (и должны) широко применяться при оценке сформированности универсальных учебных действий. Для их формирования исключительную важность имеет использование информационно-образовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и обучающиеся.

В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника. Решение задачи формирования ИКТ-компетентности должно  проходить не только на занятиях по отдельным учебным предметам (где формируется предметная ИКТ-компетентность), но и в рамках надпредметной программы по формированию универсальных учебных действий.

При освоении личностных универсалных учебных действий ведётся формирование:

·критического отношения к информации и избирательности её восприятия ( младшие школьники учатся выбирать необходимую им информацию в интернете, оценивать значимость информации,например, при подготовке небольших интернет-проектов и презентаций);

·уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей ( этот момент также проявляется в избирательности информации при подготовке доклада, презентации или проекта с помощью интернет-ресурсов);

·основ правовой культуры в области использования информации ( младшие школьники уже должны понимать основные правила использования информации,размещенной в интернете,осознавать существование понятия «авторское право» при использование информации интернет-ресурсов) .

Личностные УУД также включают в себя:

  1. Самоопределение ( с помощью ИКТ у младшего школьника формируется внутренняя позиция на основе положительного отношения к информации, предмету, школе в целом; самостоятельная и личная ответственность за свои поступки,в том числе в сети-Интернет)
  2. Смыслообразование ( с помощью ИКТ у учащихся появляется мотивация учебной деятельности; целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в процессе знакомства с другими народами,культурами,что также протекает посредством извлечения информации из интернета, подготовки проектов, использования на уроке интерактивных курсов)
  3. Нравственно-этическая ориентация ( с помощью ИКТ у младших школьников формируется уважительное отношение к информации и авторским правам других людей, этические чувства и ценности, что можно проследить при создании ими презентаций и проектов, где им необходимо отобрать информацию не только согласно ее смысловой значимости, но и этическо-нравственным требованиям. Ценностям самого ребенка)

При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:

·оценка условий,  алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде ( с помощью ИКТ осуществляются такие компоненты регулятивных УУД, как целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль и самоконтроль. Все эти этапы можно проследить в процессе создания младшими школьниками небольших проектов,презентаций,видеороликов, где им необходимо поставить перед собой цель,выделить способы ее достижения, корректировать их по ходу создания проекта, определить ход действий и в итоге сличить способ действий и их результат с ранее поставленной целью, различать способ и результат действия, проводить анализ, синтез, сравнение, рассуждение, обобщение при отборе и подаче информации);

·использование результатов действия, размещённых в  информационной среде, для оценки  и коррекции выполненного действия;

·создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.

При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

·поиск информации;

·фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;

·структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;

·создание простых гипермедиасообщений;

·построение простейших моделей объектов и процессов;

Общеучебные познавательные УУД :самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, создавать алгоритмы деятельности, строить сообщения в устной и письменной форме,в том числе творческого и исследовательского харктера при создании, презентаций, проктов.

Логические познавательные УУД : развитие у ребенка логического мышления  с опорой на текст,таблицу, схему, грамматический и лингвострановедческий материал, представленный в интерактивном виде; анализировать и синтезировать учащихся можно научить с помощью заданий

- вставить недостающие слова,

- вставить недостающие буквы,

- завершить предложение,

-заполнить таблицу,

которые также интереснее выполнять, используя интерактивные курсы к УМК.

Знаково-символические познавательные УУД формируются с помощью использования интерактивных моделей и схем.

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются:

·выступление с аудиовизуальной поддержкой;

·общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).

Помимо всего прочего, при создании проектов, презентаций, виде- и аудиоороликов школьники учатся взаимодействовать и сотрудничать друг с другом; при совместных проектах определять цели, функции участников и способы взаимодействия, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулируют своё мнение в виде монологического или диалогического высказывания, задают вопросы по проекту, отстаивают свою позицию. Возможно формирование коммуникативных УУД при создании email-проектов, где учащимся необходимо взаимодействовать как со своими сверстниками,так и с носителями языка.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана. Вынесение формирования ИКТ-компетентности в программу формирования универсальных учебных действий позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает с учётом специфики каждого учебного предмета избежать дублирования при освоении разных умений, осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных курсов. Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеклассной деятельности школьников.

Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности включает следующие разделы.

Знакомство со средствами ИКТ. Использование эргономичных и безопасных для здоровья приёмов работы со средствами ИКТ. Выполнение компенсирующих упражнений. Организация системы файлов и папок, запоминание изменений в файле, именование файлов и папок. Распечатка файла.

Запись, фиксация информации. Ввод информации в компьютер с фото и видеокамеры. Сканирование изображений и текстов. Запись (сохранение) вводимой информации. Распознавание текста, введённого как изображение. Учёт ограничений в объёме записываемой информации, использование сменных носителей (флэшкарт).

Создание текстов с помощью компьютера. Составление текста. Клавиатурное письмо. Основные правила и инструменты создания и оформления текста. Работа в простом текстовом редакторе. Полуавтоматический орфографический контроль. Набор текста на родном и иностранном языках, экранный перевод отдельных слов.

Создание графических сообщений. Рисование на графическом планшете. Создание планов территории. Создание диаграмм и деревьев.

Редактирование сообщений. Редактирование текста  фотоизображений и их цепочек (слайдшоу), видео и аудиозаписей.

Создание новых сообщений путём комбинирования имеющихся. Создание сообщения в виде цепочки экранов. Добавление на экран изображения, звука, текста. Презентация как письменное и устное сообщение. Использование ссылок из текста для организации информации. Пометка фрагмента изображения ссылкой. Добавление объектов и

ссылок в географические карты и ленты времени. Составление нового изображения из готовых фрагментов (аппликация).

Создание структурированных сообщений. Создание письменного сообщения. Подготовка устного сообщения c аудиовизуальной поддержкой, написание пояснений и тезисов.

Представление и обработка данных. Сбор числовых и аудиовизуальных данных в естественнонаучных наблюдениях и экспериментах с использованием фото или видеокамеры, цифровых датчиков. Графическое представление числовых данных: в виде графиков и диаграмм.

Поиск информации. Поиск информации в соответствующих возрасту цифровых источниках. Поиск информации в Интернете, формулирование запроса, интерпретация результатов поиска. Сохранение найденного объекта. Составление списка используемых информационных источников. Использование ссылок для указания использованных информационных источников. Поиск информации в компьютере. Организация поиска по стандартным свойствам файлов, по наличию данного слова. Поиск в базах данных. Заполнение баз данных небольшого объёма.

Коммуникация, проектирование, моделирование, управление и организация деятельности.

 Передача сообщения, участие в диалоге с использованием средств ИКТ– электронной почты, чата, форума, аудио и видеоконференции и пр. Выступление перед небольшой аудиторией с устным сообщением с ИКТ-поддержкой. Размещение письменного сообщения в информационной образовательной среде. Коллективная коммуникативная деятельность в информационной образовательной среде. Непосредственная: фиксация хода и результатов обсуждения на экране и в файлах. Ведение дневников, социальное взаимодействие. Планирование и проведение исследований объектов и процессов внешнего мира с использованием средств ИКТ. Проектирование объектов и процессов реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы. Моделирование объектов и процессов реального мира и управления ими с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора.

Основное содержание программы «Формирование ИКТкомпетентности обучающихся» реализуется средствами различных учебных предметов. Важно, чтобы формирование того или иного элемента или компонента ИКТ-компетентности было непосредственно увязано с его применением. Тем самым обеспечивается:

-естественная мотивация, цель обучения;

-встроенный контроль результатов освоения ИКТ;

-повышение эффективности применения ИКТ в данном предмете;

-формирование цифрового портфолио по предмету, что важно для оценивания результатов освоения данного предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании предмета "Иностранный язык"

Современный этап развития, характерными чертами которого являются многочисленные динамичные социально-экономические перемены «требует поиска инновационных методов решения социально-стратегических зада...

Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка через использование информационно-коммуникационных технологий.

Формирование универсальных учебных действийна уроках английского языка через использованиеинформационно-коммуникационных технологий...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Информационно – коммуникационные технологии – фендамент для формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ.

При реализации ФГОС ОВЗ важной задачей является работа по формированию унивесальных учебных действий....

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действии.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действии....

Универсальные учебные действия. От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий

Виды УУД.Личностный (Л.Р.): внутренняя позиция, мотивация учебной деятельности  Регулятивный (М.Р.): организация, планирование, контроль, коррекцияПознавательный (М.Р.): восприятие, анализ, модел...