Применение информационных технологий на уроках иностранного языка
материал по английскому языку по теме

 

Внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inform.tehnologii.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение информационных технологий

на уроках иностранного языка

    Новые мультимедийные технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку, если они подкреплены передовыми методическими приемами.

   Основные виды работы с персональным компьютером на уроках английского языка можно поделить на две группы: использование обучающих и познавательных программ на CD и создание программ в различных приложениях самим учителем с дальнейшим применением на уроках при объяснении материала или при его отработке и проверке.

   Использование обучающих и познавательных программ на CD – наиболее доступный способ использования компьютера, как на уроках, так и во внеурочное  время. Учитель может приводить групповую и индивидуальную работу с детьми, используя обучающие программы с игровыми элементами:  «Triple Play Plus», «Euro Talk. Elementary», «Euro Talk. Intermediate», «Professor Higgins», «Learn to Speak English».

   Маленькие дети познают свой родной язык через игру – произнося звуки, пытаясь складывать из них новые слова, отгадывая названия предметов на картинках, повторяя за взрослыми стихи и разучивая песенки. Наверное, это самый естественный и приятный путь обучения. Данные программы предоставляют такую  возможность.

   Овладение языком через игру – один из основных принципов системы обучения. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать.

   Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке,

адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов.

  Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки.

   В каждую программу заложена задача, желание решить которую создает позитивную мотивацию к обучению. Усвоение учебного материала происходит без какого-либо стороннего побуждения.

   Для работы со всем классом применяются программы, предполагающие возможность соучастия детей в процессе обучения. За клавиатурой работает учитель, а учащиеся совместно обсуждают материал, который выводится на экран. Учащиеся во время такого урока делятся на группы, где работают совместно, а учитель, анализируя выводы, сделанные ими, вводит результат в компьютер.

   Среди наиболее удачных программ надо отметить Triple Play Plus ,вышедшую еще в 1997 году. С ее помощью можно обучить детей восприятию речи на слух, к тому же они учатся  читать, правильно произносить на трех уровнях, что дает возможность учителю сравнивать речь учащихся с эталоном, а также ассимилировать анализируемый голос под особенности говорящего.

  Наиболее успешно используемая часть программы – это описание внешности. Учащимся предлагается  создать фоторобот представленного человека.

   При помощи мыши или микрофона можно собрать портрет и отработать всю лексику по описанию внешности.

   С большим успехом учащиеся 5 класса проводят коллективное обсуждение. Затем дополнительно в течение месяца детям разрешается самостоятельно после уроков поработать на компьютере.

   Для более полной отработки темы в программе имеются и другие интересные варианты задач и игр. Выполняя задание по рисунку, который представляет собой мозаику частей тела человека, отрабатывается обширный словарный запас.

   На данном диске есть материал для описания жилища. С его помощью отрабатываются предлоги.

   Учащиеся должны найти карточки или предметы обихода, расположенные в комнате (кухне).

   Среди наиболее широко известных программ на CD – рекомендованный Министерством образования РФ компакт-диск «Профессор Хиггинс». Программа рассчитана на индивидуальную работу учащегося по фонетике и грамматике. Использовать эту программу на уроках со всем классом практически невозможно. В моей практике данный диск нашел применение в следующих видах работы:

- Отработка фонетики на начальном этапе обучения. Надо принять во внимание, что диктор на диске произносит звуки нечетко, а пословицы к тому же с явными дефектами речи, поэтому совместить с ним частотную характеристику практически невозможно.

- Постановка произношения пословиц и скороговорок (с микрофоном).

- Индивидуальный зачет по изученным грамматическим  темам, которые варьируются по уровню сложности, позволяя один и тот же грамматический материал отработать с учащимися разных классов, учитывая их подготовку. Надо отметить, что проведение такого вида зачетов дало довольно большой рост качества знаний, при оценке был исключен фактор субъективности учителя.

   Диски Euro Talk имеют три уровня. Применяются они для индивидуальной отработки материала.

  Наиболее интересным представляется возможность выдавать учащимся «международный сертификат», так как  при наборе определенного количества очков программа (при наличии принтера) отпечатывает сертификат на занесенную программу фамилию даже с подписями руководителей группы Euro Talk. Этот  диск удобно применять на первых этапах обучения сначала с наиболее сильными учащимися группы.

 Часто возникает ситуация, когда необходимо отработать определенный материал, а более сильные ученики, уже усвоившие его, явно скучают. В этом случае их можно посадить за компьютер (в наушниках), и они будут работать. Здесь достигаются сразу несколько целей:

- разнообразятся виды работы для сильных учащихся;

- большинство учащихся начинает стараться, чтобы выполнять индивидуальное задание в дальнейшем;

- учащиеся, будучи заинтересованы в скорейшем получении сертификата, начинают самостоятельно приходить после уроков, чтобы побыстрее набрать необходимое количество баллов.

  Применение в процессе обучения языку обучающих программ на CD – наиболее простое, не требующее больших затрат и серьезной подготовки. Любой учитель, умеющий работать в операционной системе Windows, без особых проблем сможет справиться с ними.

   Самостоятельное создание программ требует более серьезной подготовки. Они могут отвечать самым разнообразным запросам. Именно здесь проявляется индивидуальность человека, его видение материала. Эти программы могут явиться главным  подспорьем в работе по обучению иностранным языкам. Учитель создает презентацию, учитывая конкретных учеников, их способности, таки образом осуществляется личностно-ориентированное обучение.

   Применение презентаций на уроках дает возможность анимации, изменения и выделения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Так, например, при объяснении образования вопросов в английском языке учащиеся видят, как постепенно перестраивается предложение из повествовательного в вопросительное. При необходимости можно повторить тот или иной этап. Кроме того, в презентацию можно добавить фотографии, схемы или таблицы, что еще более усиливает эффект воздействия.

   Однако подготовка такого вида программ требует определенной подготовки учителя, а именно умения работать в Microsoft Word  и  Microsoft Power Point. При достаточном же опыте работы создание презентации в Microsoft Power Point занимает в среднем от одного до трех часов, в зависимости от сложности материала.

   Из опыта работы с презентациями в течение учебного года при введении шести грамматических тем в 5-8 классах можно сделать вывод:

- концентрация внимания учащихся на вводимом материале приближается к 100%;

- скорость и качество усвоения темы увеличиваются. Обычно уже на следующем уроке учащиеся почти безошибочно работают по пройденной теме;

-повышается ответственность в учебе.

   Наиболее продуктивными зарекомендовали себя презентации, в которых после объяснения материала были вставлены упражнения на закрепление. Эти упражнения учащиеся проделывали коллективно прямо с экрана. Таким образом, презентация, оформленная звуками эффектами (например, аплодисментами при правильном ответе), становилось еще и мощным стимулом для работы. Поделенный на команды класс в режиме соревнования лучше усваивает материал любой сложности.

  Кроме Microsoft Power Point учебные материалы можно создавать в Microsoft Word. Успешно в практике обучения использовались документы и шаблоны для проверки запоминания лексики. Наличие спеллера у компьютера в данном случае выступает   не облегчающим фактором, а вспомогательным средством обучения правильности написания, так как усиливает процессы запоминания визуального образа лексических единиц.

    Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод:

- мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения;

- они способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;

- улучшают качество усвоения материала;

- позволяют индивидуализировать процесс обучения;

- дают возможность избежать субъективности оценки.

   Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

  И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках иностранного языка

С развитием современных технологий появилось больше возможностей использовать на уроках телевидение, видео, компьютерные обучающие программы, и учителя с удовольствием это делают. Но, к сожалению, вид...

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

Данная методическая работа поясняет учителям иностранных языков методы  использования информационных технологий на своих уроках. Также, предоставляется краткий список интернет-ресурсов для учител...

Выступление на заседаниях МО: "Информационные технологии на уроках иностранного языка"

выступление по теме "Информационные технологии на уроках иностранного языка"...

Применение информационных технологий в обучении иностранному языку

Применение информационных технологий  в обучении иностранному языку...

Выступление на ШМО учителей английского языка по теме "Применение игровых технологий на уроках иностранного языка"

Выступление на школьном методическом объединении учителей английского языка по теме: "Применение игровых технологий на уроках иностранного языка" с приложением (игры, которые можно использов...

Научно-методическая разработка урока: «Применение информационных технологий на уроках карачаевского языка и литературы»

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него...

Современные образовательные технологии. Применение информационных технологий на уроках английского языка

Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации. Одним из приоритетных направлений этого процесса является внедрение новых информационных технологий в систему...