Методическая разработка урока из курса занятий по формированию глобально-ориентированной личности
рабочая программа по английскому языку на тему

В период интеграции России в мировое сообщество в условиях нарастания этнических и религиозных конфликтов, а также усиления влияния глобальных проблем современного мира на всё человечество перед педагогической наукой и практикой остро встала проблема воспитания глобально ориентированной личности. Анализ работ по теории глобального образования [1] показал, что концепция глобального образования появилась как ответ на глубокие процессы, происходящие в современном мире, как у нас в стране, так и за рубежом. Концепция глобального образования рассматривает глобальные процессы современности с точки зрения общечеловеческих интересов в плане налаживания международного сотрудничества, взаимопомощи и “диалога культур”. 

       Одной из составляющих характеристики глобально-ориентированной личности является кросс-культурная грамотность[2]. Как известно, её формирование зависит от воспитания интереса и уважения к культурам разных народов нашей планеты. Необходимо формировать не только открытость разным культурам, умение вести “диалог культур”, но и формировать национальное самосознание. Таким образом, обеспечивается соответствие международным стандартам образования и происходит адекватное и естественное развитие нации в условиях современного мира. Проблема формирования кросс-культурной грамотности приобретает в настоящий момент особую социальную значимость. Это вызвано такими процессами в обществе, как интеграция нашей страны в мировое сообщество, открытие границ, культурные обмены. В связи с этим, возрастает роль английского языка в жизни современного российского общества, как средства международного и кросс-культурного общения. Все эти изменения должны найти отражение в системе образования, как в обучении, так и в воспитании.

 

 

 



[1] Вопросы идеологии развития концепции глобального образования и её связи с глобальными проблемами современности рассматриваются в работах ряда зарубежных учёных: L.F. Anderson, J. Becker, P. Hoffman. Также, работы русских учёных-мыслителей начала прошлого века: В.Г. Белинский, Н.А. Бердяев, Л.Н. Толстой, К.Э. Циолковский посвящены идее глобального образования и его связи с процессами гуманизации современного российского образования.

 

[2] Кросс-культурная грамотность - это личностное качество человека, формирующееся посредством проникновения в чужую культуру, наследие, традицию, историю, этимологию; это коммуникативные умения учеников, проявляющиеся в процессе обмена культурного опыта с гражданами другой страны.

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебное занятие из серии уроков «Глобальное образование»

 (Занятие расчитано на учащихся 7-9 классов. Это может быть любое внеклассное мероприятие – факультатив, классный час. Занятие предполагается провести повторно,  но уже в сотрудничестве с учащимися школы-партнера с акцентом на ключевые вопросы (выделены жирным шрифтом) Средство коммуникации – скайп.)

Цель (курса): способствовать воспитанию глобально-ориентированной личности (global citizen)

Задачи (к серии уроков):

 - познакомить учащихся с философией, основными понятиями и темами глобального гражданства;

- способствовать формированию основных навыков и умений глобально-ориентированной личности способной мыслить глобально, действовать локально: креативного и критического мышления, самосознания, умения разрешать конфликтные ситуации, работать в сотрудничестве, принимать решения.

Задачи урока:

-познакомить учащихся с девизом «глобального гражданства», понятиями «локальное»,  «национальное»,  «глобальное»; помочь осознать их взаимосвязь и взаимодействие;

- способствовать формированию навыков критического мышления, сотрудничества, эмпатии;

- повторить структуру Future Simple (Будущее время).

Оборудование: интерактивная доска, карточки со словами.

Технология: информационно-коммуникативная технология.

Ход урока: На доске слайд с девизом глобального образования  “Think Global – Act Local”

( «Мысли глобально, действуй локально»)

Учитель читает девиз и просит детей подумать,  как они могут «расшифровать» данное высказывание, просит привести примеры, можно по-русски.

Учитель: How do we view the world? What’s important for the future? What should we be thinking about now to take care of our world for the future? You might think about people, the environment, wildlife, the way countries are governed, technology, the way we live our lives and so on. (О чем мы должны подумать, чтобы проявить заботу о будущем? Возможно, вы подумаете об окружающей среде, дикой природе, новых технологиях и т.д.).

Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек и получают карточки со словами.

Учитель:  Identify as many examples as you can with your group. Spend no more than five minutes doing this. (Приведите ваши примеры или используйте карточки со словами. 5 мин.)

Карточки со словами (1):   Wealth, poverty, technological advance, pollution, harmony, climate change, peace, conflict, equality, inequality, tolerance, intolerance, good quality of life

Then select the five examples that you all agree are the most important. (каждая группа выбирает 5 примеров- карточек со словами, с которыми согласны все учащиеся группы) Place your five examples on the board. (Представитель от каждой группы помещает карточки на доске)

For example:1. Climate Change, 2.pollution, 3. Tolerance  4.peace, 5.wealth.

Учитель: How does it make you feel? (какие ваши чувства и эмоции, что вы чувствуете по отношению к будущему) 5 мин.

Карточки-подсказки  со словами (2):  Excited, worried, interested, optimistic, confident, relaxed, pessimistic, confused, uncertain, inspired и т.д.

Find out how your views and feelings compare with those of students in another group.

( поделитесь своими чувствами и эмоциями с другой группой ). Учащиеся объясняют свой выбор, говорят о своих чувствах и эмоциях, образуя пары слов из карточек 1 и 2. Задают вопросы учащимся из других групп, других стран:  

Ученики: How do you view the world? What’s important for the future? How does it make you feel? (Ученики дают развернутые ответы, используя  структуры будущего времени.  For example, “I’m pessimistic about the future, because I think the climate will change and the most cities and towns will be polluted». Или «I’m very optimistic about the future because I think people will live in peace and harmony. I strongly believe in this».)10 мин.

Учитель: Select one positive and one negative word that your group agrees on, to describe your feeling about these examples. (Учитель просит учащихся выбрать одну положительную и одну отрицательную перспективу и дать развернутый ответ с учетом всех высказываний учащихся группы - 5 мин). 

Учитель: “Think Global – Act Local” (как же эти понятия связаны между собой, учитель предлагает рассмотреть на примере истории Джона. Применяется ситуативный метод очень популярный в зарубежной методике  – case method). These statements and illustrations tell how local, national and global connections have affected John’s life. Put the cards into order to tell John’s story.

(Учащиеся получают карточки с отрывками рассказа John’s story. Они должны восстановить хронологию рассказа)

a) John has applied for a job at a new shopping centre opening in Longbridge in 2012.

b) Longbridge is being redeveloped with funding from Birmingham City Council.

c)  A Chinese company SAIC was interested in buying the car factory,but only if its financial position could be assured for two years. The UK government was unable to guarantee this because of European regulations.

d) John was one of 5,000 people in the area surrounding Longbridge who lost their jobs in 2005.

e) John worked at the Rover car factory in Longbridge for many years.

f) A second Chinese company,Nanjing Automobile, bought the car factory after it had closed. A new production line opened in 2007 employing 130 people.

g) In 2005 the Rover car factory closed and John was one of 5,000 workers who lost their jobs.

(10 мин.)

Учитель представляет диаграмму local- national- global. (на доске слайд с диаграммой)

This diagram represents spheres of influence from local to global. As we become more connected to people and places around the world, local and global come closer together. John’s story is an example of this. (Эта диаграмма представляет сферы взаимодействия локального и глобального,  по мере укрепления связей с людьми и местами по всему миру действия и события «локального» характера становятся ближе к «глобальным)

Учитель: Think of a way to present the local, national and global connections illustrated by John’s story. Use the diagram above if you wish (or your own version of this) (подумайте, как локальное, национальное и глобальное представлены в данном рассказе и как они взаимодействуют между собой, используйте данную диаграмму или предложите свою. Учащиеся на основе рассказа о Джоне приводят примеры событий «глобального», «национального» и «локального» характера.) 5 мин.

Заключительная часть, выводы и рефлексия ( Feedback)  5мин.

Учитель: At the beginning of the lesson I asked you to explain how do you understand the motto of the Global Citizenship “Think Global – Act Local”. Can you explain now? Учитель просит поднять руки,  показывая все пять пальцев,  тех учащихся, кто считает, что для них это был урок открытия новых знаний, понятий и кто сможет объяснить, как эти понятия связаны и взаимодействуют между собой. Потом поднять руки с четырьмя пальцами тех, кто все понял, но не может объяснить. И, наконец, с тремя или двумя пальцами тех учеников, кто не все понял и не все может объяснить. Учащиеся – «отличники» (те кто подняли руки с пятью пальцами) рассказывают, что они узнали нового и к каким выводам пришли.

Домашнее задание дается на группу, объединяющую учеников «отличников», «хорошистов» и «троечников».

Домашнее задание:

• find out about a local story that illustrates local, national and global connections. If you have an international partner school, ask them to do the same and exchange stories. ((((((

3

Think about a community or

Васильева Н.В., МБОУ «СОШ № 57», Новоуральский городской округ



Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Программа воспитательной работы

 «Международное школьное сотрудничество как фактор формирования

кросс-культурной грамотности учащихся»

Пояснительная записка         

         В настоящее время все силы педагогов-практиков совместно с представителями педагогической науки направлены на выявление новых организационно-педагогических условий и методов достижения нового качества образования. Под новым качеством понимается, прежде всего, соответствие цели и результата общего образования современным социокультурным требованиям, связанным с переходом страны к демократическому открытому обществу с рыночной экономикой. Это предполагает развитие у детей творчества, способности к саморазвитию и культурному росту личности через формирование у них социокультурной и кросс-культурной грамотности.    

Кросс-культурная грамотность - это личностное качество человека, формирующееся посредством проникновения в чужую культуру, наследие, традицию, историю, этимологию; это коммуникативные умения учеников, проявляющиеся в процессе обмена культурного опыта с гражданами другой страны.

       Кросс-культурная грамотность представляет собой сложное системное образование, которое включает в себя знание, понимание, уважение языка, традиций, обычаев и национальной психологии. Формирование кросс-культурной грамотности должно начинаться со школы. Это утверждение обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, усиливается практико-ориентированность образования.  Во-вторых, дети изучают иностранные языки, знакомятся с традициями и особенностями страны изучаемого языка, начиная с младшего школьного возраста. В-третьих, все большее число школ осуществляет взаимодействие со школами Европы. Все вышесказанное актуализирует необходимость формирования и развития кросс-культурной грамотности.  По моему мнению, формирование кросс-культурной грамотности наиболее эффективно будет происходить на основе применения технологии проектов, а именно через участие школьников в международных школьных проектах.

            Цели программы (курса):  

- Способствовать формированию  кросс-культурной грамотности учащихся через участие в международных школьных проектах;

     Эта цель предполагает решение следующих задач:

-   знакомство учащихся с понятиями  «кросс-культурная грамотность», «гражданин мира»;

-  расширение кругозора учащихся о культуре и традициях народов других стран через участие в международных школьных проектах, переписку, Интернет;

 - формирование позитивного, толерантного отношения к    культурным традициям стран-партнеров;

-  развитие  творческих способностей учащихся, инициативы, способности самостоятельно принимать решения;

- вовлечение всех учащихся класса в международную деятельность с учетом их особых потребностей и индивидуальных способностей.

Ценность: 

        Участие детей в международных проектах позволяет не только по новому взглянуть на изучение предмета английский  язык,  но и поверить в себя, свои силы и возможности,  и по-новому воспринимать его, т.е. как реальное, а главное необходимое средство общения для обогащения своего социокультурного и кросскультурного потенциала.

       Воспитание глобально ориентированной личности возможно в деятельности, основанной на принципах сотрудничества.  Это требует отбора определённых методов, приёмов и форм работы. К ним можно отнести такие  приёмы, как: создание ситуаций успеха, поддержка, одобрение, выстраивание перспектив.

Формы и методы : проекты; творческие работы; электронная переписка с носителями языка; скайп-общение; просмотр видео фильмов; обсуждение, дискуссия.

Вышеуказанные приемы, формы и методы позволяют создавать атмосферу сотрудничества и сотворчества, которая вовлекает педагогов и детей в деятельность по развитию личности; развивают различные способности школьников, а также способствуют воспитанию глобально-ориентированных черт и качеств личности. Но самое главное - это опора на те формы и виды деятельности, которые воспитывают кросс-культурную грамотность.

Принципы :

- жизнеспособность (в ходе обмена опытом находить новое, приобретать дополнительные знания  и материалы, совершенствовать собственную практику);

- распространение  (программа позволяет расширение участников, распространение положительного опыта, проведение семинаров и форумов по обмену опытом и популяризации международного образования );

-  возможные позитивные изменения (включение новых компонентов в учебные программы: диалог между партнерами и руководителями программ, совместные решения).

                                               Содержание

№ п/п

Темы проектов


1.

                               «Рождественские и Новогодние открытки»

Суть проекта: изготовить 50 Новогодних и Рождественских открыток для ребят Великобритании, США, Канады, Таиланда хорошего качества отражающих аспекты национальной культуры или аспекты  жизни своей страны (пейзаж, национальная кухня, элементы национальной одежды   и т.д.).              

2.

«Вокруг света в 80 фотографий»

Суть проекта: на 80 фотографиях отобразить все аспекты школьной жизни каждой школы-участницы по следующим темам: дорога в школу, окрестности школы, уроки и классные комнаты, в раздевалке, на перемене, в столовой, школьные традиции и праздники, школьная форма и даже содержимое портфелей и пеналов. Свои фоторепортажи с комментариями каждая школа записывает на CD и отсылает другим участникам проекта.

Важное условие проекта: фотографии выполняются самими учащимися.

Страны участницы: Россия, Шотландия, США, Таиланд

3.

Экологический проект

  Суть проекта: изготовление экологических постеров (плакатов) энергосберегающего характера как то: «Экономьте электричество», «Экономь воду», «Уходя, гаси свет», «Береги тепло».

Страны участницы: Россия, Шотландия (Великобритания)


4




«Бернс-Пушкин»

Суть проекта:

- обзор, выбор и обсуждение иллюстраций к сказкам А.Пушкина, изготовление открыток с отрывками из сказок на английском и русском языках – поиск и Интернете наилучших версий перевода отрывков из сказок к иллюстрациям, перевод биографии А.Пушкина на английский язык (ученики 7а, Новоуральск, Россия);

- Изготовление открыток, посвященных Шотландскому поэту Р.Бернсу с отрывками из любимых стихотворений шотландских школьников, рассказами о праздновании Дня Роберта Бернса

 ( ученики Хилхэд Праймэри Скул, Шотландия).

«Хагис» ( часть I )

Суть проекта:

Знакомство Новоуральских школьников с традиционными блюдами шотландской кухни ( Хагис, ниплс, тэттис) используемой при праздновании Дня Роберта Бернса:

-  изготовление учащимися 7А постеров с изображениями блюд, поиск в Интернете фотографий, картинок и описаний рецептов этих блюд

(  русская  версия); знакомство с национальными Шотландскими традициями и церемонией празднования Дня Роберта Бернса.

-  изготовление Шотландскими школьниками постеров с    блюдами

 ( Шотландская версия).

«Тайна хагиса раскрыта»  ( часть II )

Чаепитие с национальными Шотландскими блюдами (хагис и оуткэйкс) – заочное празднование Дня Роберта Бернса, чтение Шотландских открыток с отрывками из стихов Роберта Бернса.

Страны участницы: Россия, Шотландия (Великобритания).

Учебно-тематический план

на 2010-2011 учебный год

№ п/п

Название темы

Форма

Сроки

Ответственные

1

«Рождественские и Новогодние открытки»

Обсуждение, выбор национальных

элементов, символов русского Нового года, изготоление открыток

Отправка в Шотландию, США, Канаду

Октябрь-ноябрь


декабрь

Кл. рук.Васильева Н.В.

Уч по дизайну: Белоусова Н.И.

2

«Вокруг света в 80 фотографий»

Фотографирование, сбор фото, отбор, сортировка по темам, запись на диски

Отправка странам-партнерам

Февраль

март

Васильева Н.В.

3

Экологический проект

Изготовление эко постеров на русском языке

Отправка в Шотландию

апрель

май

Васильева Н.В.

Учебно-тематический план

на 2011-2012 учебный год

№ п/п

Название темы

Форма

Сроки

Ответственные

1

«Пушкинские открытки»

Обсуждение, подбор сказок, классный конкурс на лучшую иллюстрацию к сказкам А.С.Пушкина

Изготовление открыток

Отправка открыток в Шотландию

Октябрь-ноябрь



декабрь

Васильева Н.В.

Белоусова Н.И.

2

Национальн Шотландские блюда

(«Хагис» ч.1)

Изготовление постеров с изображением национальных Шотландских блюд, знакомство с традициями и церемонией празднования Дня Роберта Бернса в Шотландии

январь

Васильева Н.В.


3

Празднование Дня Роберта Бернса

(Тайна«хагис» раскрыта ч.2)

Заочное участие в празновании Дня Роберта Бернса -чаепитие с хагис и оуткэйкс, полученными от Шотландских школьников, чтение отрывков из стихотворений Р.Бернса

март

Васильева Н.В.

      Совместно со школами стран-партнеров была выбрана тема прошедшего года: «Узнаем друг друга» и определены мероприятия, в ходе которых были реализованы цели и задачи проекта:
- разработка, организация и проведение тематических проектов;
- обмен впечатлениями школьников о проектах;
- организация переписки школьников разных стран;
- популяризация международного образования в прессе:

- знакомство с культурными традициями и системой образования стран-партнеров 

Список литературы:

  1. Копылов, Павел Анатольевич, кандидат педагогических наук, «Кросс-культурная грамотность как фактор формирования толерантности учащихся школы искусств», г. Тамбов, 2006 г.
  2. Нестеров, Денис Владимирович, кандидат педагогических наук. «Формирование кросс-культурной грамотности школьников на основе реализации компьютерных технологий», г. Ярославль, 2003 г.
  3. Шахназарова, Алена Александровна, аспирант кафедры педагогики,  Московский Гуманитарный Педагогический Институт г. Москва., « Методы  формирования кросс-культурной компетентности в процессе исследовательского обучения иностранному языку», февраль 2012
  4. Электронные ресурсы: www.bologna.spbu.ru, www.bologna.ntf.ru
  5. www.britishcounsil.org /Global-Gateway
  6. http://www.britishcouncil.org/russia-projects-connecting-classrooms.htm 

Васильева Н.В., МБОУ «СОШ № 57», Новоуральский городской округ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....

Методическая разработка урока по курсу "Духовное краеведение Подмосковья" на тему "Бородино.История памятных мест"

Данный урок является звеном мероприятий, посвященных празднованию 200-летию Бородинского сражения. В тоже время он продолжает общую тему «Святыни Подмосковья», которая изучается в курсе «Духовное кра...

Методическая разработка урока элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" "Отработка задания формата С5 по разделу "Социология""

Цели урока:1.     Закрепление знаний, полученных на уроках обществознания, по разделу «Социология»;2.     Формирование компетенции...

Методическая разработка урока элективного курса «Подготовка к ГИА по химии», по теме «Решение заданий формата С3»

Задания с развернутым ответом наиболее сложные в экзаменационной работе. Эти задания проверяют усвоение следующих элементов содержания: способы получения и химические свойства различных классов неорга...

методическая разработка урока элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию"

Данная методическая разработка посвящена теме "Выполнение заданий формата С5 ЕГЭ (задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном кон...

методическая разработка урока элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию"

Данная методическая разработка посвящена теме "Выполнение заданий формата С5 ЕГЭ"...