Моя педагогическая философия
статья по английскому языку на тему

Моё педагогическое кредо - учить, создавая условия как  для самореализации каждого учащегося в соответствии с его интересами и способностями,  так и для максимального удовлетворения его интеллектуальных потребностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_moya_pedagogicheskaya_filosofiya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Моя педагогическая философия

Школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку

Многому я научился у своих наставников,

 ещё более – у своих товарищей,

 но более всего – у своих учеников.

Талмуд

     Приходилось ли вам сидеть на берегу, усыпанном  мелкими разноцветными камешками?

     Они, правда, сначала не кажутся разноцветными, а представляются однородной сероватой массой, обычной галькой. Начинаешь перебирать камешки вокруг себя. Возьмешь горсть, просеешь сквозь пальцы: неожиданно один из камешков останавливает  внимание. Он круглый, полупрозрачный, но полупрозрачная сердцевина его слегка красноватая, рубиновая. Или, напротив, он черный, как лаковый, а по черному лаку - желтый узор, похожий на пальму. Невольно возникает аналогия с учениками. Когда я с ними знакомлюсь впервые, они кажутся все похожими друг на друга, но постепенно, в процессе работы, понимаешь, что нет ни одного одинакового. Они раскрываются по-разному, как та россыпь камней: одни блещут эрудицией, другие необыкновенной любознательностью, третьи хорошо поют и читают стихи, а четвертые - просто хорошие люди.

     Учителю нужно увидеть таланты в детях и помочь их раскрыть. Иногда над этим приходится работать долгое время: шлифовать, полировать, огранять. Это процесс не мгновенный, а длительный, требующий большой выдержки, мудрости и, конечно, любви.

     Ученик – это личность со своими особенностями и способностями, со своими взглядами и запросами, обладающая, правда, недостаточным пока ещё опытом, но, тем не менее, личность. И относиться к нему надо, как к личности, уважительно. Именно личность ученика должна являться центром учебно-воспитательного процесса: учитель для ученика, а не ученик для учителя.  Учитель и ученик – это творческий тандем: учитель помогает ребёнку раскрыть сердце и ум, берёт его за руку и так шагают они вдвоём, взаиморазвивая и взаимообогащая друг друга.

      На мой взгляд, только в  творческом содружестве школьников и учителей ставятся интересные проблемы, рождаются неожиданные гипотезы, планируется предполагаемый реальный результат. Сотрудничество – характерная черта личностно – ориентированной  модели взаимодействия взрослого с ребёнком. При этом ребёнку  обеспечено  многое: чувство психологической защиты, условия формирования  начал личностных качеств, развитие его индивидуальности, формирование  знаний, умений, навыков не  как цель, а  как средство полноценного развития  личности. Учитель понимает, признаёт личность ребёнка, его точку  зрения, создаёт и использует ситуации, требующие от детей интеллекта и  нравственной активности. Педагог исходит из интересов ребёнка и  перспектив его дальнейшего развития. Сотрудничество строится на основе  групповой работы: обмен мнениями, общение, слушание, совместное  решение проблемных задач. Сейчас я уже знаю ответ и на вопрос, что важнее: удивить или  взволновать. Удивить – привлечь внимание, вызвать интерес. Взволновать – повлиять на чувственную сферу, воспитать, заложить фундамент для  развития личности. Однако то и другое способствует развитию процессов сознания и мышления. Моя задача  - воспитать человека-творца, который неординарно мыслит, инициативен и обучается всю жизнь. Именно такой человек двигает жизнь вперед. Моё педагогическое кредо - учить, создавая условия как  для самореализации каждого учащегося в соответствии с его интересами и способностями,  так и для максимального удовлетворения его интеллектуальных потребностей.  Преподавание есть искусство, а не ремесло – в этом самый корень учительского дела.   Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться – это единственно правильный курс учителя.

     В силу специфики предмета иностранный язык имеет огромный воспитательный и развивающий потенциал: он приобщает учащихся к образцам мировой и родной культуры, включает их в диалог культур, развивает средствами языка. Каждый урок иностранного языка — это перекресток культур, это практика межкультурной коммуникации, потому что каждое иностранное слово отражает иностранный мир и иностранную культуру: за каждым словом стоит обусловленное национальным сознанием представление о мире.

     Овладение иностранным языком  без ознакомления с культурой страны изучаемого языка, с менталитетом людей, говорящих на этом языке,  не может быть полноценным. Поэтому  свои  уроки  планирую в неразрывном  единстве изучения языка с миром и культурой народов, говорящих на этих языках.  Культура, как известно, это система духовных ценностей, воплощённых или не воплощённых материально, которые созданы и накоплены народом, обществом во всех сферах бытия – от быта до философии.  И я считаю, что,  чем глубже дети познают эту культуру, тем успешнее они развиваются, тем выше уровень их нравственных качеств, тем более свободно они овладевают всеми видами речевой деятельности.

И наоборот, дети начинают понимать, что Present Perfect или Continuous, множественное число существительных – это факты культуры. И усваивать эти факты языка надо как факты культуры.

Однако нельзя забывать о том, что важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться. Поэтому все чаще в процессе обучения я обращаюсь к проектной технологии.

        Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранных языков и как он может быть использован с учетом специфики предмета? На мой взгляд, только метод проектов может превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

     Особенно интересна учащимся проектная деятельность, позволяющая добывать новые знания и презентовать их. Более того, конечный продукт  включается в образовательную базу школы. Я не перестаю удивляться многообразию взглядов и способов самовыражения школьников,  когда даже  самые пассивные ученики удивительным образом раскрывают свой богатый внутренний мир.

     Призвание учителя – помочь детям пробудить потребность познать себя и мир, раскрыть свои таланты, осознать себя как личность. Помочь развить творческие способности детей – это и есть одна из основных целей при обучении. Для достижения ее каждый учитель должен самосовершенствоваться, не останавливаясь на достигнутом,  что бы создать самостоятельно мыслящего человека, творческую личность, способную видеть удивительное в обыденном.

Фамилия    Кузьмина                                              Саткинский муниципальный район

Имя            Людмила                                                Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  

Отчество   Александровна                                       средняя общеобразовательная школа №40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...