Главные вкладки

    Особенности организации педагогических взаимодействий на уроках иностранного языка
    статья по английскому языку по теме

    Говорова Юлия Николаевна

    Предварительный просмотр:

    ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

    Колтыкова Юлия Николаевна

    ГБОУ СПО «Валуйский колледж» г.Валуйки

    Образовательный процесс представляет собой сложную систему педагогического взаимодействия. Переход к личностно-ориентированному обучению, основанному на уважении личности ребенка, знании его особенностей и построение обучения с учетом данных особенностей и потребностей, требует изменения стиля взаимоотношений педагога с обучающимися. В современной педагогике происходит смена ведущих принципов от одностороннего воздействия к взаимодействию. Основными параметрами такого взаимодействия являются взаимоотношение, доверие, поддержка. Таким образом, сущностью педагогического взаимодействия являются прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимосвязь. Основной характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.

    Процесс обучения иностранному языку понимается не как индивидуальная деятельность студента с учебным материалом, а как «особым образом организованное общение». Как показывает опыт преподавания иностранного языка, важной функцией такого общения является установление взаимодействия между студентами и педагогом, которое на наш взгляд является основой для изучения фонетических особенностей языка, межкультурного диалога. Данная функция моделирует коммуникацию людей, говорящих на иностранном языке, создавая условия для лучшего понимания и усвоения иноязычной речи. Следовательно, процесс обучения иностранному языку предполагает взаимодействие обучающихся, под которым понимается, прежде всего, их совместная согласованная деятельность. Наиболее практикуемые типы обучающего взаимодействия – это общение в системах: учитель – ученик, учитель – группа учащихся, учитель – родитель (внеклассные мероприятия в рамках недели иностранного языка).

    Благодаря использованию лингафонного оборудования на уроках иностранного языка, реализуется принцип работы «учитель – ученик». Это взаимодействие является наиболее важным, так как в данной ситуации преподаватель иностранного языка выступает как пример. Обучающиеся копируют интонацию, с которой произносятся предложения, правильное произношение звуков, запоминают различные грамматические конструкции. Таким образом, данный вид взаимодействия способствует снятию эмоционального барьера и напряжения, что повышает мотивацию к изучению данного предмета.  

    Успешность обучения иностранному языку зависит не только от совместной согласованной деятельности преподавателя и студентов. Важную роль играет также взаимодействие студентов друг с другом. Учитывая это обстоятельство, на своих уроках я использую работу в группах. На уроке используются такие виды заданий как инсценировка диалога, дискуссия, ролевая игра, информационные проекты студентов. В данном виде взаимодействия уместно менять пары по уровню знаний и умений, например, сильный –  слабый, сильный – сильный, слабый – слабый. Работая в паре «сильный – слабый», сильный студент выступает в роли наставника, отрабатывая профессиональные умения будущего педагога. В группе «сильный – сильный» или «слабый – слабый» с равным партнером студенты отрабатывают навыки говорения (диалогическая речь), находят и исправляют ошибки друг друга. Для обучающихся совместная деятельность и общение приобретают личностную значимость, они стремятся к освоению новых форм и способов общения, познанию других людей в общении.    

    Наблюдения показывают, что лишь в условиях совместной творческой деятельности педагога и студентов, имеющей для каждого из них личностный смысл, между ними складываются отношения партнерства, которые проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии. Урок иностранного языка для организации межличностного общения студентов друг с другом имеет преимущество перед другими ведущими предметами. Опираясь на практический опыт, можно сделать вывод, что учиться вместе не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы, на чем и основывается идея обучения в сотрудничестве.

    Мы убедились, что при взаимодействии с обучающимися, деятельность преподавателя представляет собой многообразие педагогических коммуникаций. Особое значение имеет учет психологических закономерностей формирования ведущей мотивации у студентов, а также профессиональная мотивация, основанная на усвоении новых знаний.  Педагог должен опираться на реальные познавательные интересы и желания студентов общаться на иностранном языке. Это явление является обязательной предпосылкой иноязычной речевой деятельности, как и всякой деятельности вообще. Такое взаимодействие, как правило, выходит за рамки учебного общения и осуществляется в различных видах деятельности, стимулируя практическое использование иностранного языка: в совместном оформлении стендовых газет, в подготовке групповых и межгрупповых мероприятий на изучаемом языке.

    Таким образом, мы убеждаемся, что педагогическое взаимодействие является одним из факторов формирования теоретического и практического опыта студентов, а использование интерактивных способов обучения формирует профессионально-личностные качества будущих специалистов в области образования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности организации проектной деятельности на уроке английского языка

    При реализации стратегий личностно-ориенгарованного обучения и воспитания школьников с использованием метода проектов меняется роль учителя. Он становится организатором самостоятельной работы уч...

    Управление классом при организации интерактивного общения на уроках иностранного языка

    создание эффективной схемы управления классом во время урока при создании ситуаций интерактивного общения...

    Коммуникативный метод обучения. Особенности и принципы использования на уроках иностранного языка.

    Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения задач обусловлен потребностью сформировать у учащихся комплекс общекультурных компетенций, необходимых для осуществления межличностного ...

    Организация здоровьесберегающей среды на уроках иностранного языка

    Понятие здоровьесбережение относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихс...

    Сетевое взаимодействие на уроках иностранного языка

    Сетевое взаимодействие на уроках иностранного языка...

    Особенности использования технологии РКМЧП на уроке иностранного языка.

    Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках испанского языка ....