Формирование толерантности у учащихся на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме

Рыбакова Ольга Валерьевна

"Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ   У УЧАЩИХСЯ  

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Рыбакова Ольга Валерьевна, учитель английского языка,

ГБОУ СОШ № 186, Санкт-Петербург

В современном обществе проблема  проявления толерантности становится всё более актуальной. Это связано со многими  объективными   причинами.  Необходимость в более тщательном изучении проблемы толерантности возникла и в связи с принятием Декларации принципов толерантности,  утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.   Декларация провозгласила    16 ноября   Международным днём  толерантности.

      Согласно Декларации принципов толерантности,   понятие толерантность есть не что иное как,  «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.  Формированию толерантности  способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая,  и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

Необходимость стимулирования формирования толерантности в обществе не могла не отразиться  на системе образования.     Для учащихся общеобразовательных учреждений,   согласно  постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 23.09.2010 № 1256,  была утверждена Городская целевая   «Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявления ксенофобии, укрепления толерантности в    Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (программа «Толерантность-2»)».

На основании этой программы  была разработана  «Программа воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы».

Программа реализуется через  направления работы:

  1. «Познаю мир»
  2. «Я - Петербуржец»
  3. «Мой мир»
  4. «Мое здоровье - мое будущее»  
  5. «Семья – моя главная опора»
  6. «Современный воспитатель»

 Одна из основных задач   программы –   формирование у каждого учащегося активной жизненной позиции, включающей способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии и реализации совместных решений;  участвовать в общественной жизни города и государства;  обладать потребностью самосовершенствования, уметь адаптироваться в условиях современного мира;  иметь научное мировоззрение, обладать чувством патриотизма;   стремиться  овладевать ценностями мировой и отечественной культуры, историческим прошлым, умением вести здоровый образ жизни.

      Одним из принципов современной  организации воспитания является  толерантность   - как возможность проявления плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни.

      Программа воспитания петербуржцев – это программа, реализуемая в поликультурном, многонациональном, многоконфессиональном городе.   Для города   тяготение к Европейской культуре   так же характерно,  как интерес и уважение к традиционной русской культуре.      Поэтому воспитательные программы    ориентированы  на созидательный потенциал многообразия   культур, проявление  дружелюбия к  их  различиям, их носителям, т.е. формирование толерантного сознания.    

    Ключевые понятия,  используемые в   Программе  воспитания,      таковы:

  1. межэтнический мир и согласие   как  единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан,  независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности,  т.е. признания и уважения культурных и других различий между  гражданами  страны,  проживающих в ней граждан других стран;
  2. взаимодействие культур - одна из закономерностей развития мировой культуры, состоящая в необходимости выходить за рамки ограниченного культурного опыта, обмена   ценностями, достижениями и смыслами культуры в ходе межкультурной коммуникации. Диалоговое взаимодействие культур является одним из важнейших факторов модернизации во всех сферах жизни общества.

        В «Примерных программах по учебным предметам. Иностранный язык»  также значительное   внимание  уделяется   формированию понятия толерантность.

       Одна из целей  изучения иностранного языка связана с    развитием языковой компетенции в совокупности её составляющих. Важной   составляющей  языковой компетентности  является  социокультурная/ межкультурная компетенция – приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам психологическим особенностям, а также формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения.

Изучение  иностранного языка  связывается с:   формированием общекультурной и этнической идентичности,  как составляющих гражданской идентичности личности; воспитанием  качеств гражданина, патриота; развитием национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ;  толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее  понимание своей   культуры.

 К личностным результатам обучения иностранному языку  относятся:

  1. формирование у учащихся  коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
  2. формирование у учащихся  общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
  3. стимулирование у учащихся  осознания культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;
  4. толерантное отношение к проявлениям иной культуры.

В УМК «Английский язык нового тысячелетия»  межкультурный аспект представлен  в материале  всего курса обучения. В планировании он отмечен как «Educational and cross-cultural dimension».

 Сформулируем  основные темы, материал которых имеет  универсальную культурную   направленность, способствует  осознанному пониманию общности   людей,   установлению толерантного  взаимодействия между ними.  

  Таблица

КЛАСС

ТЕМЫ  РАЗДЕЛОВ         ПРОГРАММЫ;

ТЕМЫ  УРОКОВ

КОММЕНТАРИИ  к изучаемым темам

5 класс

Unit 1

This is me

Lesson 1 Hello

Lesson 2 How are you?

Lesson 3 Hooray!

Lesson 5 A new pupil








Unit 2

My family

Lesson 1 Family album

Lesson 2 A visit

Lesson 4 Brother and sisters

Lesson 5 We are friends



 


Unit 4 House and home

          Lesson 1 Where do you live?

I live on the eleventh floor



   



Unit 5

School and daily routines

Lesson 1 Are you good at maths?


Unit 9

Town and village

Lesson 3 Can you tell me the way?

Lesson 5 East, west, home’s best

Материал   раздела  позволяет  учащимся научиться здороваться и прощаться, представлять себя и других людей друг другу, благодарить. Познакомить  с системой оценивания в Великобритании, научить приветствовать нового ученика и  спрашивать о месте его рождения.


Материал   раздела помогает  учащимся научиться рассказывать о своей семье и  спрашивать о семьях других людей, рассказывать о своих друзьях.




Учащиеся узнают  об отличии в написании адреса в России, в Великобритании,   об отличии в нумерации этажей.




Учащиеся  знакомятся с различиями,   связанными с обучением  в  школах наших стран.

 


Учащиеся узнают о том, чем знаменит музей Мадам Тюссо, и узнают о других достопримечательностях Лондона.

6 класс

Unit 2 Reading? It’s great.

Lesson 5 Famous writers

 Lesson 6 Favourite books

 





Unit 3 What fun!

 Lesson 1 Things I like




Unit 4 The English world
















Unit 5 Christmas and New Year Lesson 1 Christmas celebration Lesson 2 Dear everyone…

Lesson 4 Mmm… It’s delicious Lesson 6 Merry Christmas!








 Unit 9 Caring and sharing

Lesson 4 Mother’s Day




Unit 10 Have a nice journey! Lesson 2 Famous travelers

Учащиеся прослушают интервью с известной Британской писательницей, познакомятся с рецензиями на произведения зарубежных авторов.



Учащиеся узнают об интересах и увлечениях детей в разных странах.



В данном разделе учащиеся обсудят необходимость изучения английского языка для будущей профессии; познакомятся с интересными фактами и достопримечательностями Великобритании; познакомятся с историей и культурой Великобритании; рассмотрят различия в американском и британском английском языках.

 

Учащиеся познакомятся с особенностями празднования Нового года и Рождества в разных странах; с особенностями рождественского стола в разных странах; написании неофициального письма в Великобритании; поговорят о культурных традициях в России.


Учащиеся познакомятся с праздником в Великобритании (Днём матери)


Учащиеся узнают об известных путешественниках

   

Таким образом, темы  уроков  5 и 6 классов содержат значительный потенциал для косвенного (не прямого, навязчивого)   формирования  у учащихся  толерантности.  Методически и методологически формирование толерантности  начинается со знакомства с основами разных культур, в данном случае   это  культура Великобритании.  

  Культура   другого народа  познается учащимися на примере тем и вопросов,  которые им близки и знакомы, и,  несомненно, интересны,  особенно при сопоставлении с ситуацией своей родной страны или культуры.

Познавательно интересный     материал способствует активизации деятельности учащихся на уроках, как основы   стимулирования возникновения у них соответствующих компетенций – в первую очередь, коммуникативных. Очевидно, что методическую суть  таких уроков составляет диалог – как базы   формирования и диалогической культуры, как ориентира созидания толерантности, так и соответствующих компетенций.

Важной методической составляющей  таких  уроков является использование на них   как визуальных материалов (слайдов), так и материалов для аудирования (прослушивания иностранной речи). Такого рода методические материалы, наложенные на интерес учащихся к изучаемым темам,  более естественно и глубоко  осваиваются и осознаются ими.

В  образовательных программах  следующих классов содержаться темы, позволяющие продолжить, расширить и углубить процесс  формирования толерантности у учащихся.   Темы эти и более остры,  и более интересны для старшеклассников.  Так, например,  тема «Молодежная субкультура» в  10  классе  позволяет организовать интересный и многоплановый разговор с учащихся, не только знакомящий их с иными культурами, но и   явно ориентированный на формирование толерантного отношения к  культурному  самовыражению  другого человека.

Вполне понятно, что в  предлагаемой статье проблема формирования толерантности на уроках иностранного языка  фактически  только поставлена. Ее разработка – большая и творческая задача  для  любого учителя и  не только при обучении иностранному языку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающей технологии для создания благоприятных условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка"

Презентация даёт краткое представление о здоровьесберегающей технологии, её актуальности, принципах урока здоровьесберегающей направленности, здоровьеохранных действиях на уроке....

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка с использованием JAZZ CHANTS.

Данная статья показывает как можно использовать JAZZ CHANTS на уроках английского языка при изучении фонетики, лексики и грамматики....

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка в школе.

Коммуникативный подход основан на утверждении о том, что для успешного владения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы (грамматика, лексика, произношение), но также иметь пр...

Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

Использование активных методов обучения иностранному языку становится приоритетным направление в образовании. Вашему вниманию предоставляется небольшая статья, в которой раскрыты основные а...

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В статье приводится мнение автора на проблему воспитания толерантности на уроках иностранного языка. Приводится анализ учебного материала, УМК....

формирование толерантности у учащихся на уроках английского языка

В статье представлен обобщенный анализ УМК по английскому языку по теме толерантность...