Главные вкладки

    "Развитие социокультурной компетентности на уроках английского языка"
    статья по английскому языку по теме

    Иванова Наталья Николаевна

    Необходимо помнить, что предметные знания сами по себе не гарантируют успешности выпускника в реальной жизни. Именно общекультурная компетентность определяет активную жизнедеятельность человека,  его способность ориентироваться в различных сферах социальной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения к социуму.

    Но в современной научно-педагогической литературе не оформилось понимание социокультурной компетентности как образовательного результата, да и в сам термин разные авторы вкладывают свое понимание. В этой связи актуальным представляется выявление закономерностей процесса развития социокультурной компетентности как основы для педагогического целеполагания и отбора содержания педагогической деятельности.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sociokult._kompetentnost.docx24.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие социокультурной компетенции на уроках английского языка

    Н.Н. Иванова

    Преподаватель английского  языка

    СПб КК МО РФ 

    Современное российское общество продолжает переживать глубокие социально-экономические и социокультурные преобразования. Согласно новому Стандарту «предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки». Необходимо помнить, что предметные знания сами по себе не гарантируют успешности выпускника в реальной жизни. Именно общекультурная компетентность определяет активную жизнедеятельность человека,  его способность ориентироваться в различных сферах социальной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения к социуму.

    Поэтому новая парадигма образования в качестве основного постулата провозглашает отказ от знаниецентричной и переход к компетентностной модели образования. В основе любой компетенции лежат знания и умение их использовать, но компетенция отличается от умений тем, что всегда сопряжена с психологической готовностью к сотрудничеству и взаимодействию в процессе решения различных проблем, с наличием определённых морально-этических установок и качеств личности.

    Общепринятой целью современного обучения иностранным языкам в системе непрерывного языкового образования признано формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция представляет собой совокупность социокультурной,  речевой,  языковой, компенсаторной и учебно-позновательной составляющих.

    Больше всего вопросов связано с формированием социокультурной компетенции. Термин «социокультурная компетенция» стал одним из самых частотных в профессионально-методической литературе, но разные авторы вкладывают в него свое понимание, что приводит к многочисленным разночтениям и никак не способствует разработке эффективных подходов и методик ее формирования. В современной научно-педагогической литературе не оформилось понимание социокультурной компетентности как образовательного результата.

    В этой связи актуальным представляется выявление закономерностей процесса развития социокультурной компетентности как основы для педагогического целеполагания и отбора содержания педагогической деятельности.

    С целью разобраться в этом, вновь обратимся к ФГОС, в котором говорится, что

    личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать в т.ч.:

    1. российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою  Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
    2. гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
    3. готовность к служению Отечеству, его защите;
    4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
    5. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
    6. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности…

    А требования к предметным результатам освоения базового курса иностранного языка должны отражать в т.ч.:

    1. сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире;
    2. владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;

    Таким образом, учитывая требования ФГОС нового поколения и анализ различных толкований понятия «социокультурная компетенция» позволяет говорить о том, что в основе данной компетенции лежат следующие моменты:

    1. Умение выделять общее и культурно-специфическое в моделях развития различных стран и цивилизаций, социальных слоев общества.
    2. Готовность представлять свою страну и её культуру с учётом возможной культурной интерференции со стороны слушателей, предвосхищая причины возможного недопонимания и снимая их за счет выбора адекватных средств речевого взаимодействия. К ним можно отнести поиск оригинальных и понятных метафор, создание ярких образов путём сравнения и противопоставления культурных реалий/ фактов/ единиц информации; использование не просто перевода, а антонимического перевода/ перевода-толкования.
    3. Признание права разных культурных моделей, а значит и формируемых на их основе представлений/ норм жизни/ верований и т.д. на существование.
    4. Готовность конструктивно отстаивать собственные позиции, не унижая других и не попадая в прямую зависимость от чужих приоритетов.

    В контексте профессиональной подготовки учителя речь идет не только о способности взаимодействовать с представителями иноязычной культуры, но и об умении осуществлять вышеперечисленные задачи, взаимодействуя со своими учениками, которых можно считать представителями иной культуры, хотя они и говорят на одном с вами языке.

    Уровень знаний не всегда соотносим с уровнем практических умений, и уровень умений не всегда однозначно синонимичен уровню компетенции.

    Тем не менее, следует выделить знания:

    1. о стране изучаемого языка (имена, даты, исторические факты, культура и т.д.);
    2. о культуре своей страны;
    3. понимание концепта культуры во всей полноте, а не как синонима понятия «искусство», всё то, что предопределяет менталитет, стиль и ритм жизни, представление людей определённой культуры/ страны;
    4. географические знания как понимание географического положения страны как системообразующего фактора, предопределяющего развитие, становление культуры, искусства, истории, политического устройства своей страны и страны изучаемого языка.

    Говоря о формировании знаний о родной культуре, нельзя ожидать готовности и способности представлять свою культуру на иностранном языке, если не:

    1. дать информацию
    2. представить соотношение языка и культуры
    3. отбирать текст с учётом принципа социокультурной направленности обучения, который предполагает принимать во внимание следующие аспекты:

    а) социализирующий фон разделов;

    б) важность тематики для выбора жизненной философии;

    в) важность тематики для общения на ИЯ со своими сверстниками в других странах во время учёбы/ отдыха;

    г) важность тематики для выполнения функций представления России в иноязычной среде и т.д.

    Необходимо отметить, что учитель, который не признает права на инакомыслие у своих учеников, не только сам не обладает необходимым уровнем данной компетенции, но и вряд ли сможет способствовать её полноценному формированию.

    Говоря о социокультурной компетенции, неверно было бы отождествлять её формирование только с изучением иностранных языков, как это иногда делается. Очевидно, что все базовые компетенции, включая коммуникативную, могут быть эффективно сформированы только в том случае, если различные блоки дисциплин и предметы учебного цикла направлены на их комплексное развитие.

    Литература

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, 2012г.
    2. Е.Н. Соловова, В.Г. Апальков, Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010
    3. О.Г. Артемова, Развитие общекультурной компетенции школьников процессе проектной деятельности по химии - электронный ресурс, http://www.lyceum8.ru/1/K_biolog/artemova_statja.doc

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Лингвострановедение в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы для развития социокультурной компетенции (на материале английского языка)».

    Одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка в средней школе сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка. Без понимания социально-экономических ...

    Организация учебного процесса по формированию социокультурной компетенции на уроках английского языка на основе использования аутентичных текстов и видеоматериалов.

    аттестационная работа  по формированию социокультурной компетенции на уроках английского языка на основе использования аутентичных текстов и видеоматериалов...

    Статья на тему: "Развитие социокультурной компетентности на уроках английского языка по средствам пословиц и поговорок"

    Термин «компетентность» все чаще стал появляться в понятийном аппарате отечественной педагогики. Компетенция, являясь производной от компетентности, понимается как определенная сфера приложения знаний...

    Работа по самообразованию «Использование комплекса лингвистических, учебных, лингвострановедческих (социокультурных) игр и игровых технологий для развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка»

      В связи с принятием нового федерального образовательного стандарта большое внимание при изучении иностранных языков, в частности английского, стало уделяться развитию коммуникативной ком...

    Английские и марийские народные сказки как средство развития межкультурной компетентности на уроках английского и марийского языка

    Выступление на IV Республиканская научно-практическая конференция "Инновационные технологии обучения иностранным языкам: от теории к практике". Из опыта работы учителя английского языка. Статья иурок ...

    статья "Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка на примере УМК «Spotlight».

    статья "Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка на примере УМК «Spotlight»....