"Развитие социокультурной компетентности на уроках английского языка"
статья по английскому языку по теме

Иванова Наталья Николаевна

Необходимо помнить, что предметные знания сами по себе не гарантируют успешности выпускника в реальной жизни. Именно общекультурная компетентность определяет активную жизнедеятельность человека,  его способность ориентироваться в различных сферах социальной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения к социуму.

Но в современной научно-педагогической литературе не оформилось понимание социокультурной компетентности как образовательного результата, да и в сам термин разные авторы вкладывают свое понимание. В этой связи актуальным представляется выявление закономерностей процесса развития социокультурной компетентности как основы для педагогического целеполагания и отбора содержания педагогической деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sociokult._kompetentnost.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие социокультурной компетенции на уроках английского языка

Н.Н. Иванова

Преподаватель английского  языка

СПб КК МО РФ 

Современное российское общество продолжает переживать глубокие социально-экономические и социокультурные преобразования. Согласно новому Стандарту «предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки». Необходимо помнить, что предметные знания сами по себе не гарантируют успешности выпускника в реальной жизни. Именно общекультурная компетентность определяет активную жизнедеятельность человека,  его способность ориентироваться в различных сферах социальной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения к социуму.

Поэтому новая парадигма образования в качестве основного постулата провозглашает отказ от знаниецентричной и переход к компетентностной модели образования. В основе любой компетенции лежат знания и умение их использовать, но компетенция отличается от умений тем, что всегда сопряжена с психологической готовностью к сотрудничеству и взаимодействию в процессе решения различных проблем, с наличием определённых морально-этических установок и качеств личности.

Общепринятой целью современного обучения иностранным языкам в системе непрерывного языкового образования признано формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция представляет собой совокупность социокультурной,  речевой,  языковой, компенсаторной и учебно-позновательной составляющих.

Больше всего вопросов связано с формированием социокультурной компетенции. Термин «социокультурная компетенция» стал одним из самых частотных в профессионально-методической литературе, но разные авторы вкладывают в него свое понимание, что приводит к многочисленным разночтениям и никак не способствует разработке эффективных подходов и методик ее формирования. В современной научно-педагогической литературе не оформилось понимание социокультурной компетентности как образовательного результата.

В этой связи актуальным представляется выявление закономерностей процесса развития социокультурной компетентности как основы для педагогического целеполагания и отбора содержания педагогической деятельности.

С целью разобраться в этом, вновь обратимся к ФГОС, в котором говорится, что

личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать в т.ч.:

  1. российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою  Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
  2. гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  3. готовность к служению Отечеству, его защите;
  4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  5. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  6. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности…

А требования к предметным результатам освоения базового курса иностранного языка должны отражать в т.ч.:

  1. сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире;
  2. владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;

Таким образом, учитывая требования ФГОС нового поколения и анализ различных толкований понятия «социокультурная компетенция» позволяет говорить о том, что в основе данной компетенции лежат следующие моменты:

  1. Умение выделять общее и культурно-специфическое в моделях развития различных стран и цивилизаций, социальных слоев общества.
  2. Готовность представлять свою страну и её культуру с учётом возможной культурной интерференции со стороны слушателей, предвосхищая причины возможного недопонимания и снимая их за счет выбора адекватных средств речевого взаимодействия. К ним можно отнести поиск оригинальных и понятных метафор, создание ярких образов путём сравнения и противопоставления культурных реалий/ фактов/ единиц информации; использование не просто перевода, а антонимического перевода/ перевода-толкования.
  3. Признание права разных культурных моделей, а значит и формируемых на их основе представлений/ норм жизни/ верований и т.д. на существование.
  4. Готовность конструктивно отстаивать собственные позиции, не унижая других и не попадая в прямую зависимость от чужих приоритетов.

В контексте профессиональной подготовки учителя речь идет не только о способности взаимодействовать с представителями иноязычной культуры, но и об умении осуществлять вышеперечисленные задачи, взаимодействуя со своими учениками, которых можно считать представителями иной культуры, хотя они и говорят на одном с вами языке.

Уровень знаний не всегда соотносим с уровнем практических умений, и уровень умений не всегда однозначно синонимичен уровню компетенции.

Тем не менее, следует выделить знания:

  1. о стране изучаемого языка (имена, даты, исторические факты, культура и т.д.);
  2. о культуре своей страны;
  3. понимание концепта культуры во всей полноте, а не как синонима понятия «искусство», всё то, что предопределяет менталитет, стиль и ритм жизни, представление людей определённой культуры/ страны;
  4. географические знания как понимание географического положения страны как системообразующего фактора, предопределяющего развитие, становление культуры, искусства, истории, политического устройства своей страны и страны изучаемого языка.

Говоря о формировании знаний о родной культуре, нельзя ожидать готовности и способности представлять свою культуру на иностранном языке, если не:

  1. дать информацию
  2. представить соотношение языка и культуры
  3. отбирать текст с учётом принципа социокультурной направленности обучения, который предполагает принимать во внимание следующие аспекты:

а) социализирующий фон разделов;

б) важность тематики для выбора жизненной философии;

в) важность тематики для общения на ИЯ со своими сверстниками в других странах во время учёбы/ отдыха;

г) важность тематики для выполнения функций представления России в иноязычной среде и т.д.

Необходимо отметить, что учитель, который не признает права на инакомыслие у своих учеников, не только сам не обладает необходимым уровнем данной компетенции, но и вряд ли сможет способствовать её полноценному формированию.

Говоря о социокультурной компетенции, неверно было бы отождествлять её формирование только с изучением иностранных языков, как это иногда делается. Очевидно, что все базовые компетенции, включая коммуникативную, могут быть эффективно сформированы только в том случае, если различные блоки дисциплин и предметы учебного цикла направлены на их комплексное развитие.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, 2012г.
  2. Е.Н. Соловова, В.Г. Апальков, Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010
  3. О.Г. Артемова, Развитие общекультурной компетенции школьников процессе проектной деятельности по химии - электронный ресурс, http://www.lyceum8.ru/1/K_biolog/artemova_statja.doc

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лингвострановедение в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы для развития социокультурной компетенции (на материале английского языка)».

Одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка в средней школе сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка. Без понимания социально-экономических ...

Организация учебного процесса по формированию социокультурной компетенции на уроках английского языка на основе использования аутентичных текстов и видеоматериалов.

аттестационная работа  по формированию социокультурной компетенции на уроках английского языка на основе использования аутентичных текстов и видеоматериалов...

Статья на тему: "Развитие социокультурной компетентности на уроках английского языка по средствам пословиц и поговорок"

Термин «компетентность» все чаще стал появляться в понятийном аппарате отечественной педагогики. Компетенция, являясь производной от компетентности, понимается как определенная сфера приложения знаний...

Работа по самообразованию «Использование комплекса лингвистических, учебных, лингвострановедческих (социокультурных) игр и игровых технологий для развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка»

  В связи с принятием нового федерального образовательного стандарта большое внимание при изучении иностранных языков, в частности английского, стало уделяться развитию коммуникативной ком...

Английские и марийские народные сказки как средство развития межкультурной компетентности на уроках английского и марийского языка

Выступление на IV Республиканская научно-практическая конференция "Инновационные технологии обучения иностранным языкам: от теории к практике". Из опыта работы учителя английского языка. Статья иурок ...

Способы развития социокультурных умений на уроке английского языка в 6, 7, 8 классах.

В статье рассматриваются способы развития социокультурных умений на уроке английского языка в 6, 7, 8 классах....