ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ: справочный материал.
учебно-методический материал (6 класс) по теме

Прямая и косвенная речь

Грамматические правила необходимы для четкого понимания учащимся структуры английского языка.

При соблюдении определенной последовательности в работе с грамматическим материалом

и следовании грамматическим правилам учащийся сможет самостоятельно подготовится к любому грамматическому тесту.

Одним из самых сложных правил английской грамматики является правило о согласовании времен

и переходе из прямой в косвенную речь, а также обратно.

Для качественного перевода необходимо запомнить определенную последовательность действий и четко ее соблюдать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   ПРЯМАЯ  И  КОСВЕННАЯ  РЕЧЬ.

                 DIRECT AND  REPORTED  SPEECH.

Прямая речь – то, что говорит сам человек. Имеет 2 части – главную и придаточную, после главной части ставится двоеточие и придаточная часть берется в кавычки. Косвенная речь – это передача слов другого человека. Также имеет 2 части – главную и придаточную, но между ними не ставится ни двоеточие, ни кавычки. Косвенная речь бывает двух видов.

 1. С главной частью в настоящем времени.

 2. С главной частью в прошедшем времени.

       1. Косвенная речь с главной частью в настоящем времени.

1.1. В случае положительного или отрицательного предложения меняются местоимения, вспомогательные глаголы и глаголы действия.

He says: "I like apples". – He says that he likes apples.

She says: "I don't like soup". – She says that she doesn't like soup.

1.2. При построении вопросительного предложения также меняются местоимения, вспомогательные глаголы и глаголы действия, однако также меняется и порядок слов. По виду предложение становится положительным, в конце него всегда ставится точка. Если вопрос общий (то есть не имеет вопросительного слова и начинается со вспомогательного глагола), то между главной частью и придаточной ставится слово  связка if или whether (соответствует в русском языке частице ли).

He asks: "Do you live here?" – He asks if I live here.

Если вопрос специальный (то есть он начинается  с вопросительного слова), то никакие дополнительные слова не добавляются, вопросительное слово само является словом – связкой.

She wants to know: "How long have you lived here?" – She wants to know how long I have lived here.

1.3. При построении побудительных предложений (то есть требований, когда надо что-либо сделать или не делать), различают положительные и отрицательные побудительные предложения. В случае положительного требования в прямой речи придаточная часть предложения начинается с глагола действия и тогда в косвенной речи перед глаголом действия вставляют частицу to. В конце предложения ставится точка.

The mother asks: "Come to me!" –The mother asks to come to her.

Если мы строим отрицательное требование, то в прямой речи придаточная часть предложения начинается с don't + глагол действия. Тогда в косвенной речи don't меняют на not to + глагол действия. В конце предложения также ставится точка.

The mother asks: "Don't do that again!" - The mother asks not to do that again.

1.4. Если в прямой речи в придаточной части стоит обращение к кому-либо, то в косвенной речи обращение выносится из придаточной части в главную, а глагол say при этом меняется на глагол tell (если предложение положительное или отрицательное) или на глагол ask (если это вопрос).

The teacher says: "Tom, give me your diary!" - The teacher tells Tom to give her his diary.

Ann says: "What are you doing here, Mike?" - Ann asks Mike what he is doing here.

2. Косвенная речь с главной частью в прошедшем времени.

В этом случае все вышесказанное также сохраняется, однако появляется так называемое согласование времен – The Sequence of Tenses. То есть, когда в главной части предложения в прямой речи стоит прошедшее время, то в придаточной части времена меняются по определенной схеме.

Present Simple на Past Simple; Present Continuous на Past Continuous;

Present Perfect на Past Perfect (had + глагол действия в III форме);

Present Perfect Continuous на Past Perfect Continuous (had been + глагол действия с –ing окончанием); Past Simple на Past Perfect;

Past Perfect не меняется, а сохраняется.

Past Continuous на Past Perfect Continuous (had been + глагол действия с     –ing окончанием); Past Perfect Continuous не меняется, а сохраняется.

Future Simple меняется на Future Simple – in – the – Past (would + глагол действия в I форме);

Future Continuous меняется на Future Continuous – in – the – Past (would + be + глагол действия с –ing окончанием);

Future Perfect меняется на Future Perfect – in – the – Past (would + have + глагол действия в III форме);

Future  Perfect Continuous меняется на Future Perfect Continuous – in – the – Past (would + have + been + глагол действия с –ing окончанием);

Кроме самих времен также меняются и признаки времени, а также некоторые другие определители.

today на that day;    tonight на that night;    now на then;

this на that;      these на those;     here на there;

last week на the previous week или на the week before (также month, year….);

next week на the next week или the following week (также month, year…);

yesterday на the day before; two days ago на two days before;

tomorrow на the next day или на the following day;

in two days на two days later.

 Nick said: “I will come to your party tomorrow, Helen.” – Nick told Helen that he would come to her party the next day.

Kate said: “Did you watch this film last week?” – Kate asked if I had watched that film the week before.  

Если в прямой речи в придаточной части стоит несколько предложений, то каждое предложение строится отдельно, обычно заново начиная с главной части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГЛАГОЛЫ, ВВОДЯЩИЕ КОСВЕННУЮ РЕЧЬ: справочный материал

При построении предложений в косвенной речи необходимо уметь "литературно украсить" предложение, добавив эмоциональную окраску.Это возможно сделать только с помощью так называемых вводных глаголов - I...

«Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»

Предлагаю вам конспект урока-семинара на тему: «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь» для учащихся восьмых классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литера...

Самостоятельная работа. Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь

Самостоятельная работа по теме "Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь", 2 варианта...

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь

Сценарий урока в 11 классе при повторении способов передачи чужой речи....

Конспект урока по русскому языку "Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь."

Урок по русскому "Способы передачи чужой речи. Прямая речь." с использованием технологии проблнмного обучения....

План-конспект к уроку по теме "Здоровый образ жизни Косвенная речь. Развитие навыков распознавания и использования прямой и косвенной речи."

План-конспект к уроку по теме "Здоровый образ жизни Косвенная речь. Развитие навыков распознавания и использования прямой и косвенной речи." spotlight 9 module 8...