Технология обучения в сотрудничестве
методическая разработка по теме

Богданова Юлия Викторовна

Основная идеология технологии обучения в сотрудничестве (Cooperative Learning) разработана американскими педагогами (D.Johnson, R.Johnson, S.Kagan, R.Slavin и др.) и направлена на создание условий для учебного взаимодействия некоторого количества школьников (3-6 человек) с целью совместного усвоения учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_obucheniya_v_sotrudnichestve.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Основная идеология технологии обучения в сотрудничестве (Cooperative Learning) разработана американскими педагогами (D.Johnson, R.Johnson, S.Kagan, R.Slavin и др.) и направлена на создание условий для учебного взаимодействия некоторого количества школьников (3-6 человек) с целью совместного усвоения учебного материала.

Основные принципы:

а) группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. В каждой группе должны быть девочки и мальчики, разные по силам. Состав группы можно менять от урока к уроку;

б) группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы;

в) оценивается работа всей группы;

г) учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание.

Варианты обучения в сотрудничестве:

Student team learning (STL, обучение в команде). Уделяется особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы. Таким образом, задача каждого члена команды состоит в том, чтобы он овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда должна знать, чего достиг каждый. Вкратце STL сводится к трем основным принципам:

а) команды получают одну награду на всех. Группы не соревнуются друг с другом, так как все они имеют разную «планку» и им дается разное время для ее достижения.

б) «индивидуальная» ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена.

в) каждый ученик приносит очки своей группе, которые она зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учащихся этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми.

Другой вариант обучения в сотрудничестве разработал профессор Э.Аронсон в 1978 году и назвал его Jigsaw («Ажурная пила»). В педагогической практике такой подход обозначается сокращенно «пила». Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разделен на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей подтеме. Затем школьники, изучающие один и тот же вопрос, но работающие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем ребята возвращаются в свои группы и обучают всему новому товарищей в своей группе. На заключительном этапе учитель может попросить любого учащегося команды ответить на любой вопрос по данной теме.

В 1986 году Р.Славин разработал вариант технологии «Jigsaw-2» («Пила-2»), который предусматривал работу группами по 4-5 человек. Вся команда работала над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получал свою подтему, которую разрабатывал особенно тщательно и становился экспертом по данному вопросу. Эксперты из разных групп встречались и обменивались информацией. В конце цикла все учащиеся проходили индивидуальный контроль. Результаты суммировались. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, награждалась.

Еще один вариант обучения в сотрудничестве – «Learning together» (учимся вместе) разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (Д.Джонсон, Р.Джонсон). Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В процессе работы группы общаются между собой, участвуя в коллективном обсуждении, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая вопросы друг другу. Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. Поэтому и в данном случае задания в группах дифференцированы по сложности и объему.

Приемы группового взаимодействия условно разделены на две группы:

  • группа приемов для первичного усвоения нового материала ("Mastery Learning" разработана С.Каганом): Numbered Heads Together; Think (Write)-Pair-Square-Share; Roundrobin; Three-Step Interview; Inside-Outside Circle; Fact or Fiction; Guess the Fib; Pairs Check и др. На каждом уроке могут использоваться комплексы из 3-5 приемов, которые завершаются диагностированием уровня усвоения нового материала с помощью теста, выполняемого учениками индивидуально.
  • группа приемов, направленная на полное овладение учащимися новым материалом, его повторение и систематизацию, установление связей с ранее усвоенным. Она включает несколько групп приемов (Jigsaw; Co-op, Co-op, Group Investigation; Group Discussion; Group Project и др.), результатом применения которых может быть проект, дискуссия, групповая презентация и т.п.

Характеристика технологии показывает, что благодаря взаимодействиям школьников в группах она создает условия для общения на протяжении всего учебного процесса и за счет этого увеличивает и расширяет их коммуникативные контакты. Кроме того, данная технология включает учащихся не только в активную учебно-познавательную деятельность, но и в ценностно-ориентационную и преобразовательную (проектную), благодаря чему возрастает количество функций, выполняемых иностранным языком во время общения.

Все это делает описываемую технологию адекватной процессу овладения иноязычным общением и позволяет использовать ее на всех четырех этапах овладения иноязычным общением: этапе формирования речевых навыков, их совершенствования, развития речевых умений и обучения общению. Для снятия трудностей, возникающих на том или ином этапе, необходимо подготовить соответствующие им функциональные опоры, а для обеспечения применимости и эффективности выбранных приемов – памятки и руководства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные педагогические технологии. Обучение в сотрудничестве"

Технология обученя в сотрудничестве. Методы обучения. Принципы. С чего начать?...

Технология обучения в сотрудничестве на уроках математики

Современная ситуация в образовании настоятельно доказывает необходимость поискаиных методов и совершенствования существующих форм обучения,  которые способствуют развитию личности....

План-конспект урока по теме "British holidays" (4 класс) с применением технологии обучения в сотрудничестве

В зарубежной и отечественной теории и практике обучения иностранным языкам все более утверждаются групповые формы работы: работа в парах, тройках, группах, командах. В данном уроке используется метод ...

Урок английского языка в 11 классе с применением информационно-коммуникационных технологий, технологии обучения в сотрудничестве

Данный урок предназначен для начинающих учителей, которые испытывают трудности при организации открытого урока.......

Технология обучения в сотрудничестве как главный фактор достижения качественных результатов обучения

В методике обучения выделяют ключевое понятие «педагогическое сотрудничество».Один из мифов древности утверждал, что Земля стоит на китах. А есть ли такие "киты" у педагогического сотрудничества?Педаг...

Повышение эффективности обучения через технологию обучения в сотрудничестве

Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:- взаимозависимость членов группы;- личная ответственность каждого члена группы ...

Реализация технологии обучения в сотрудничестве при обучении иноязычной культуре

В статье говорится о преимуществах использования технологии обучения в сотрудничестве и способах реализации данной технологии....