Выступление на ШМО
учебно-методический материал по английскому языку по теме

Балакина Галина Ивановна

Выступление на ШМО филологии по проблеме

« Работа над проектами с учащимися младших классов как средство развития их познавательных интересов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_proektakh_2013.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Красноармейская СОШ

Выступление на ШМО филологии по проблеме

« Работа над проектами с учащимися младших классов как средство развития их познавательных интересов».

Учитель: Балакина Галина Ивановна

Пос. Красноармейский 2013 год.

На современном этапе наиболее эффективным методом проектирования и создания воспитательного пространства в рамках предмета « Иностранный язык»  является культурологический подход, предполагающий осуществление воспитания в пространстве культуры гуманитарными методами и средствами культуры.  Как отмечает С.Г. Тер-Минасова, « каждый урок иностранного языка - это перекрёсток культур, это  практика международной коммуникации».

Работа над проектом не только дает возможность использовать иностранный язык на уровне реальной коммуникации при обсуждении хода работы над проектом, полученных результатов, но и позволяет совершенствовать отдельные аспекты языка, обучать речевому этикету. И это очень важно применять , начиная с младших школьников, развивая их познавательные интересы.

Как показал многолетний опыт  моей работы над проектами, метод проектов есть целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность ученика, осуществляемая под гибким руководством учителя. Она всегда направлена на решение исследовательской или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата. Он может быть выражен как в виде материального продукта так ив виде идеального варианта. Иными словами, итогом работы ученика над проектом может быть как сделанное на основе изученной информации умозаключение. Так и продукт материальный, например: страноведческий коллаж, открытка, поделка, альбом, рисунок, макет ,письмо и т.д.

Я приучаю малышей сочетать индивидуальную самостоятельную работу с работой в сотрудничестве, в малых группах. По интересам малыши с удовольствием распределяют роли, необходимые для решения поставленной проблемы. При обучении иностранным языкам этого в основном работа с разнообразными источниками информации, с использованием поисковых и исследовательских методов, позволяющих выявить вариативные точки зрения на рассматриваемую проблему, а также сформировать свою точку зрения, обобщить собранный материал и предъявить его в ненаглядной, эстетически значимой форме.

 В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учеников, умение самостоятельно добывать информацию, связанную в основном со страной изучаемого языка, ориентироваться в этой информации, уметь обобщать ее, а так же уметь представлять свою страну и осуществлять диалог культур, развивая автономию, креативность.

Почему я отдаю предпочтение этому методу? Во – первых, проект чаще всего бывает межтематическим и требует актуализации знаний из различных областей, способствуя интеграции учебных предметов. Во- вторых, это включение иностранного языка в другие виды деятельности: исследовательскую, трудовую, эстетическую. В- третьих, работа над проектом – это сочетание самостоятельной работы ученика с работой в паре, группе, коллективе. Необходимо научить малышей ставить проблему, наметить способы ее решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал, систематизировать его, обсудить с членами группы, как лучше его представить.

Для младших школьников очень важно показать свою роль, пусть даже и не очень большую, но тем неменее значимую. Включая учащихся в различные виды деятельности с использованием иностранного языка ,я создаю возможность для их разностороннего развития личности.

Использование метода проектов позволяет формировать в процессе самостоятельного и группового общения индивидуальное восприятие мира, широкое использование субъективного опыта и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности, сверяя их с мнениями и оценками других и используя при этом иностранный язык как средство познания и общения.

Приступая к этой работе, учитель должен обладать знаниями о личных умениях, познавательных характеристиках, отношении к учебе  и окружающему миру всех своих учеников.

Перед началом работы мы совместно с учащимися определяем критерии оценки проекта. Так например, ребята младших классов главенствующую роль при защите проекта отводят его эстетическому оформлению или дизайну. Далее им хочется оценить умение выступать перед классом, то есть ,как им хочется это назвать – артистизм. Малыши вообще любят выступать перед аудиторией, демонстрируя свои поделки, книжечки и рисунки. Прежде чем сделать проект, они учатся распределять роли и на вопрос «Кто хочет быть руководителем проекта?» дружно все поднимают руки. И тогда при объяснении их первого проекта – новогодняя поделка, мне пришлось пойти на маленькую хитрость. Я рассказала им, что во многих странах в канун Нового года принято украшать новогодние елки. Дома вы тоже сможете сделать украшение на елку. Вам потребуется два листа бумаги, ножницы и цветные карандаши. Давайте вместе рассмотрим внимательно рисунки. Они подскажут нам как сделать елочку из бумаги. Перед началом работы я мотивировала ребят на успех, развивая тем самым их познавательные способности. Ведь чтобы сделать елочку, нужно было рассмотреть рисунки, подписанные буквами в алфавитном порядке, выучить хорошо алфавит, проанализировать последовательность написания букв. Как видим, задача для малышей довольно посильная. Далее еще интересней! На елочке мы рисуем игрушки и раскрашиваем их, но не так как нам хочется, а как это написано в квадратиках. Еще один момент развития познавательных способностей ребят: умение находить информацию. Когда каждый ученик сделал дома поделку и принес ее в класс, мы сделали коллективно гирлянду из елочек, что и стало нашим совместным продуктом. При защите проекта дети называли свою поделку, описывали цвет елочных игрушек и в конце отметили самые красивые елочки и главное – рассказы о них.

С ребятами третьих классов мы сделала проекты «Мой регион», «Мое семейное древо», «Я – хороший помощник». Перед началом работы над проектом, ребята знакомились с памяткой, где говорится о том, как сделать проект. Основные этапы работы: подготовка, Защита,Оценка.

Подготовка к проекту начинается с первых уроков цикла. Необходимо познакомить ребят с названиями проектов, чтобы они имели возможность постоянно накапливать необходимый материал. Каждый учащийся или каждая группа выбирает тему, которая им больше по душе или могут предложить свою более интересную на их взгляд тему, распределяют роли, намечают основной макет проекта. Начинается кропотливая ,но очень интересная работа. Нужно найти необходимую информацию,  а для этого необходимо пойти в библиотеку, расспросить родных и близких, что им известно о том или ином материале, посмотреть на заставки циклов, а вдруг они тоже могут пригодиться.

Младшие школьники с удовольствием делают социологические опросы  и любят выступать перед аудиторией, объявляя их результаты. Немало важна познавательная  работа  учащихся при оформлении гра мматической странички проекта. Находя необычные задания, составляя кроссворды и пазлы, дети учатся познавать мир иноязычной культуры. Ребята с высоким уровнем мотивации  составляют свои грамматические задания повышенного уровня сложности.

Так например, учащиеся 4 класса при выполнении проекта по теме «Мои летние каникулы» ставили во главу угла проблему «Почему я запомнил мои летние каникулы?» или «Что произошло интересного во время моих летних каникул?». Они выполнили замечательно оформленный совместный продукт в виде коллажей и постеров. Дети предлагали очень интересные грамматические и лексические тесты, которые они придумали сами. Защита проектов сопровождалась чтением стихов о лете и о любимых занятиях. При оценке проекта ребята оценивали роль их руководителей и консультантов (ими являлись старшеклассники или их родители, а так же роль учителя как их консультанта).

Когда ребята выполняли проект «Я не забуду этот праздник», они пожелали делать его в мини – группах. Были представлены интересные работы совместного коллектива и защищались они тоже коллективно. Ребята делали опрос  мнений как их сверстников, так и их родителей и родственников, не забыли и обо мне. Им было интересно знать, какой у меня любимый праздник и за что он мне так нравится.

Метод проектов достаточно новый в Российском образовании. Постоянно меняются требования к его выполнению. С недавнего времени я веду работу по организауии проектов по следующему плану:

-этап актуализации

-этап проблематизации

-этап целеполагания

-этап планирования

-этап организации деятельности

-этап осуществления деятельности

-этап презентации

На каждом из этих этапов проектной деятельности мы совместно с учащимися младших классов обращаемся к индивидуальному опыту ребенка, мотивируем учащихся на предстоящую деятельность.

На этапе роблематизации происходит формулирование противоречий и проблемы. Я считаю очень важным определить область знания или незнания, а так же наличие собственного опыта.

На этапе целеполагания идет постановка конкретной реальной цели, создается образ проектной модели.

На этапе плантрования мы определяем источник информации. Определяем способы ее сбора, анализируем полученный продукт. Мы распределяем обязанности. Воспитываем в себе ответственность за взятое на себя решение.

На этапе организации деятельности я часто применяю «мозговой шторм», мы продумываем пословицы, которые могли бы стать девизом нашего будущего проекта.

На этапе осуществления деятельности мы обсуждаем оформление. Ребята предлагают свои варианты и интересуются, а как бы это сделала я. Уже много лет мы ведем странички и дневники проектов, где все записываем. В них три пункта: Знаю, Умею. Интересуюсь.

И наконец, этап презентации. Это самый долгожданный этап. К нему мы идем целый цикл. Я развиваю у ребят способность адекватно реагировать на трудности и не бояться обнаруженных ошибок. Ведь проект – это творчество. А разве творческий человек заслуживает порицания? Ни в коем случае нет!

Так шаг за шагом мы познаем удивительный мир иноязычной культуры, не забывая при этом о своей родной культуре. Развивая познавательные способности у учащихся младших классов я знакомлю их с культурой диалога в диалоге культур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...