Технология обучения в сотрудничестве
методическая разработка по английскому языку по теме

Дегтева Дарья Александровна

Задача учителя – активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения. И в этом во многом помогает обучение через сотрудничество.

Очень важным  является процесс социализации, формирование коммуникативных, личностных, познавательных учебных действий. Ученики учатся работать в коллективе, помогать друг другу, понимать, что деятельность каждого ученика приносит пользу всему коллективу.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять задание вместе!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologiya_obucheniya_v_sotrudnichestve.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Технология обучения в сотрудничестве как инструмент реализации ФГОС

В современном обществе любому специалисту, желающему преуспеть в своей деятельности, необходимо владеть одним (а то и более) иностранным языком. Можно считать, что с этой стороны мотивация к изучению иностранного языка, иноязычной культуры возросла. Вместе с тем остаются трудности, возникающие при изучении, а главное, обучению иностранным языкам (говорить мы будем об обучении английскому языку). Главная трудность – недостаточная речевая практика на уроке в перерасчете на каждого ученика, часто отсутствует необходимая дифференциация обучения.

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовывать потенциал общего среднего образования. Выполнить такие задачи образования помогает системно-деятельный подход, а в рамках этого подхода – технология обучения английскому языку в сотрудничестве.

Основной целью обучения английскому языку является формирование и развитие коммуникативной культуры школьника, обучение практическому владению языком.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы практически каждому ученику проявить себя, раскрыть свои способности. Задача учителя – активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения. И в этом во многом помогает обучение через сотрудничество.

Идеи обучения в сотрудничестве на протяжении длительного времени развиваются усилиями педагогов многих стран, ибо сама идея обучения в сотрудничестве гуманна по своей сути, а значит – педагогична.

Чтобы понять идею обучения в сотрудничестве. необходимо обратиться к трактовке понятия «ошибка». Если рассматривать ошибку всего лишь как индикатор того, нуждается ли ученик в помощи,  в дополнительной практике. Учитель не в состоянии оказать эту помощь каждому конкретному ученику в классе. Эту ответственность ученики в состоянии взять на себя сами, если они будут работать в микро-группах и отвечать за успех друг друга.

Можно учиться коллективно (с преобладанием фронтальной формы работы), где сильный ученик всегда в выигрыше. А слабый постепенно становится еще слабее, так как ему не хватает времени, чтобы усвоить четко материал, ему часто не хватает смелости или желания задать вопрос – озвучить свои трудности. Таким образом, слабый ученик может «тормозить» продвижение ко всеобщему успеху. Можно учиться индивидуально, когда ученик замыкается на себе, не только на своих успехах, но, что более значимо, на своих неудачах, «застревает» на них.

Обучение в сотрудничестве – одна из наиболее успешных технологий на сегодняшний день, наряду с игровыми методиками, проектной технологией, ИКТ-технологиями и технологией развития критического мышления на уроках иностранного языка.

Целью обучения в сотрудничестве является не только владение знаниями, умениями и навыками. Очень важным здесь является процесс социализации, формирование коммуникативных, личностных, познавательных учебных действий. Ученики учатся работать в коллективе, помогать друг другу, понимать, что деятельность каждого ученика приносит пользу всему коллективу.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять задание вместе!

Главное для обучения в сотрудничестве – одно задание на группу. Задача учителя не сводится к передаче определенной суммы знаний и опыта. Необходимо стараться помочь ученику самостоятельно добывать нужные знания, осмысливать полученную информацию, уметь делать выводы, аргументировать свою позицию, совместно решать возникающие проблемы.

При обучении в сотрудничестве вся деятельность ученика разбивается на определенные этапы, например:

1. ознакомление с основным материалом

2. закрепление нового материала (в сотрудничестве – обсуждение в группе, выполнение группового задания, где каждый ученик берет на себя часть работы)

3. применение нового материала (выступление от группы и т.д.)

У методики обучения в сотрудничестве есть свои определенные преимущества:

 - При работе в группах ученики выясняют многие вопросы друг у друга и не боятся обраться к учителю (что бывает при индивидуальной работе)

 - Развивается чувство взаимопомощи

 - Происходит овладение коммуникативными навыками, необходимыми для общения со сверстниками и учителями

 - Практически каждый участник группы понимает, что успех группы зависит не только от запоминания («выучивания»), но и от способности самостоятельно добывать знания, и применять их в конкретных ситуациях.

 - Формируется собственная точка зрения, умение отстаивать и аргументировать ее

Как показывают исследования, при применении технологии обучения в сотрудничестве, уровень осмысления материала, применения его для решения новых задач оказывается заметно выше.

Далее я  попытаюсь изложить систему своей работы по формированию у учащихся навыков чтения с извлечением основной информации, совершенствованию навыков чтения, обучению письму и  монологической речи при обучении в сотрудничестве. (Для этих уроков я использовала дополнительное учебное пособие издательства Pearson Longman “In Touch-2” в 6 классе с углубленным изучением английского языка)

На первом уроке по новой теме (This amazing world) учащиеся разбиваются на группы по 4 человека (группы формирует учитель). Ученики в группе читают текст (The Nasca Lines), распределяют обязанности в группе (работа со словарем, с языковым портфелем), готовят развернутый ответ на вопрос, направленный на контроль общего понимания текста (у каждой группы – свой вопрос), выбирают того, кто будет отвечать от группы. Далее группа получает карточку с заданием (Comprehension), состоящим из 4 пунктов (по числу участников в группе). Ученики сами распределяют между собой, кто отвечает за определенный пункт задания. Затем быстро выслушиваются ответы. От участников других групп требуется, используя адекватные языковые средства, отреагировать: согласиться(не согласиться), выразить одобрение и т.д. Во время работы на большом экране – таблица, состоящая из:

а) реплик согласия/несогласия: Right, I think the same; I’m afraid you are wrong; I think...; Exactly; Absolutely; As for me...; On the contrary; I don’t think so;
б) фраз и вопросов уточняющего характера: What makes you think so? ;
Where have you got this information? ; Do you mean...? ;
What do you mean? ; What’s your idea about this? ; I believe...; Well, I suppose...;
в) эмоциональных реакций: Unbelievable! ; That sounds strange; Incredible! How nice! Great! I can’t believe it;
г) обобщающих суждений: On the whole; In general; Summing up all you’ve just said; Let’s come to a conclusion; The result is...;

На следующем уроке (закрепление и активизация лексико-грамматических навыков) учащиеся в группах изучают материал по теме: Passive Voice: Past Simple и работают с диалогом The Amazing Mummies of Egypt. Требуется не только закрепить грамматический материал (раскрытие скобок) и но детально понять диалог. Происходит групповая работа, в результате которой группа:

 - представляет выполненное задание по грамматике

 - составляет план пересказа текста (обучение письму), используя правильный подбор ключевых фраз (активная лексика)

Домашнее задание – в книге тестов (вариант А) учащиеся читают текст The Ancient kings of Egypt

На третьем уроке по данной теме участники в группах готовят выступление What have I learnt from the texts?

Задача – не просто пересказать тексты (их в сумме – три), а выбрать наиболее интересную информацию и преподнести ее. Участники сами решают, кто отвечает за определенную часть текста. Во время подготовки учитель контролирует парную работу внутри группы: ученики рассказывают друг другу.

Это примерная модель урока (точнее блока, состоящего из трех уроков). В зависимости от состава участников образовательного процесса, учитель меняет задания, делая упор на отработку того или иного навыка.

В начальной школе, где у школьников еще не развились навыки логического мышления, у меня групповая работа занимает один урок, цель которого отработать и закрепить в сотрудничестве пройденную лексику.

Я назвала эту работу «Цветная фотография». Группа получает текст, составленный таким образом, что он наполнен лексическими единицами по темам: «Цвета.Одежда.Предлоги» ( по УМК М.З. Биболетовой Enjoy English, 4 класс).

Участники в группах читают текст, переводят и представляют в конце урока цветной рисунок, где с фотографической точностью отображают где находятся герои текста, какая у них одежда и какого цвета. Оценка выставляется одна на группу.

В заключении хотелось бы отметить, что для внедрения и использования обучения в сотрудничестве, для вовлечения каждого участника в активную познавательную деятельность и к тому же уделять внимание культуре общения, необходимо приближаться к намеченной цели постепенно, шаг за шагом, чтобы ученики сознавали, что совместная работа в группе – это серьезный и ответственный труд. Поэтому, я считаю, что технология обучения в сотрудничестве должна стать одним из основных инструментов преподавателя английского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные педагогические технологии. Обучение в сотрудничестве"

Технология обученя в сотрудничестве. Методы обучения. Принципы. С чего начать?...

Технология обучения в сотрудничестве на уроках математики

Современная ситуация в образовании настоятельно доказывает необходимость поискаиных методов и совершенствования существующих форм обучения,  которые способствуют развитию личности....

План-конспект урока по теме "British holidays" (4 класс) с применением технологии обучения в сотрудничестве

В зарубежной и отечественной теории и практике обучения иностранным языкам все более утверждаются групповые формы работы: работа в парах, тройках, группах, командах. В данном уроке используется метод ...

Урок английского языка в 11 классе с применением информационно-коммуникационных технологий, технологии обучения в сотрудничестве

Данный урок предназначен для начинающих учителей, которые испытывают трудности при организации открытого урока.......

Технология обучения в сотрудничестве как главный фактор достижения качественных результатов обучения

В методике обучения выделяют ключевое понятие «педагогическое сотрудничество».Один из мифов древности утверждал, что Земля стоит на китах. А есть ли такие "киты" у педагогического сотрудничества?Педаг...

Повышение эффективности обучения через технологию обучения в сотрудничестве

Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:- взаимозависимость членов группы;- личная ответственность каждого члена группы ...

Реализация технологии обучения в сотрудничестве при обучении иноязычной культуре

В статье говорится о преимуществах использования технологии обучения в сотрудничестве и способах реализации данной технологии....