Система упражнений на безэквивалентную лексику
методическая разработка по английскому языку (5 класс) на тему

Максимова Вера Олеговна

Материал разработан в помощь учителям английского языка, которые работают в 5-8 классах общеобразовательных школ. Система разработана для развития навыков употребления безэквивалентной лексики, связанной с достопримечательностями англоязычных стран. Лексика в упражнениях может быть заменена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл система27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20

ул. Южное шоссе, 24 «Г» г. Нижний Новгород, 603123, тел./факс (831) 295-37-53, e-mail: schooln20@inbox.ru

Система упражнений на безэквивалентную лексику для учащихся среднего звена общеобразовательных школ к УМК Биболетова М.З.

Составила: Максимова В.О.

учитель английского языка

Нижний Новгород

2014

Лексический материал для отработки: Big Ben, the Tower of London, the White Tower, the Bloody Tower, Buckingham Palace, the Houses of Parliament, Westminster Abbey, the River Thames, Westminster Bridge, Windsor Palace.

Вводный страноведческий материал:

Big Ben. One of the most famous clocks in the world. The tower of Big Ben is a symbol of London and Britain.

The Tower of London. An ancient fortress in London. Now it’s a museum of armour and also the place where Crown Jewels are kept. It’s also famous for the “Beefeaters” (the guards at the Tower of London) and the ravens (вороны).

The White Tower. A central tower. The White Tower is the most important building in the Tower of London - it is the Keep of the castle. The word 'Keep' means "that which keeps or protects - the strongest and securest part of a castle, often used as a place of residence by the lord of the castle".

The Bloody Tower. Bloody Tower is one of the 21 towers which together form the Tower of London castle complex. The Bloody Tower has a history of blood. The Bloody Tower was built by King Henry III.

Buckingham Palace. The London home of the British Royal family. Outside Buckingham Palace we can watch a colourful ceremony (красочная церемония) of the Changing of the Guard.  

The Houses of Parliament. The buildings in which the British Parliament sits. It is the meeting place of the two houses of the Parliament of the United Kingdom: the House of Lords and the House of Commons.

Westminster Abbey. A large gothic church. It was built in the 11th century. Almost all English kings and queens have been crowned there. Many famous British people are buried in the Abbey.

The River Thames. The most famous British river. London stands on it.

Westminster Bridge. A bridge in Westminster, London.

Windsor Palace. One of the official homes of the Royal family in the town of Windosor.

Некоммуникативные упражнения.

Цель: осмысление и сознательное усвоение языкового материала.

  • Грамматические
  • Choose the right tense form: Present Simple or Present Progressive Tense.
  1. Helen … (goes/is going) to visit Westminster and see Big Ben.
  2. She (looks/is looking) at the Tower of London from the river Thames.
  3. Westminster Abbey (stands/is standing) not far from the Houses of Parliament.
  4. The coronation of all British Kings and Queens always (takes/is taking) place in Westminster Abbey.
  5. Now the King and the Queen (do not live/are not living) in the Tower.
  • Make up interrogative sentences. Pay attention to the tense form.
  1. The Queen usually stays in Buckingham Palace.
  2. The Houses of Parliament stand beside the river Thames.
  3. King Edward built Westminster Abbey in 1065.
  4. Big Ben is really a bell.
  5. The White Tower is the oldest part of the Tower of London.
  6. The Tower of London consists of two buildings: The White Tower and The Bloody Tower.
  • Лексические
  • Match the word and its definition.

1.Buckingham Palace

a) It is a big bell of the clock at the north end of the Palace of Westminster in London.

2.Tower Bridge

b) It is the seat of Britain's two parliamentary houses, the House of Lords and the House of Commons. The country’s leaders speak there.

3.The Tower of London

c) It is the place where British kings and queens live when they are in London.

4.Westminster Abbey

d) It is a large church, in Westminster in London. Some famous English people are buried here.

5.Big Ben

e) It is one of the most famous fortresses, serves as royal palace, prison, armoury (хранилище оружия, оружейная) and even a zoo.

6.The Houses of Parliament

f) It is one of the famous bridges across the river Thames.

  • Arrange the letters into the correct order.

The Twore of Lndnoo

The Wihet Tewro

The Bolydo Treow

Buhcnmigka Pacela

Hseous of Pantrmaeli

Winestsmrte Aebyb

  • Фонетические
  • Read correctly.

Trafalgar Square [trə‚fælgə ‘skweər]

The Tower of London [‚taʋər əv ’lʌndən]

The Houses of Parliament [‚haʋzɪz əv ’pɑ:ləmənt]

Big Ben [‚bɪg ’ben]

Westminster Abbey [‚westmɪnstə ’æbɪ]

The Bloody Tower [‚blʌdɪ ’taʋər]

The White Tower [‚waɪt ’taʋər]

Tower Bridge [‚taʋər ’brɪdʒ]

Buckingham Palace [‚bʌkɪŋəm ’pælɪs]

Windsor Palace [‚winzə ’pælɪs]

  • Find the words with the sound [ɪ].

Big Ben

The Tower of London

The White Tower

The Bloody Tower

Buckingham Palace

Houses of Parliament

Westminster Abbey

The River Thames

Westminster Bridge

Tate Gallery

St Paul’s Cathedral

Piccadilly Circus

Windsor Palace


Условно-речевые упражнения.

Цель: осуществить тренировку языкового материала.

  • Agree or disagree with the statements below.
  1. Westminster Abbey is one of the most famous churches in London.
  2. Trafalgar Square is the centre of London.
  3. Tower Bridge is one of the famous bridges across the river Thames.
  4. Big Ben is really a clock.
  5. The Houses of Parliament stand beside the river Thames.
  • Describe three places in London you would like to visit.

Trafalgar Square, Big Ben, Westminster Abbey, the Houses of Parliament, Tower Bridge, Buckingham Palace.

Речевые упражнения.

Цель: осуществление коммуникативной функции иностранного языка и обучение коммуникативным умениям.

  • Read the text below. Try to retell it.

Tower Bridge was built in 1894. It is one of the famous bridges across the river Thames. It is next to the Tower of London, from which it takes its name. It opens and ships go up and down the river Thames. Tourists in London always want to visit Tower Bridge.

  • Read the text about the Tower of London. Answer the questions below it.

The Tower of London is the museum now. But some years ago it was a fortress, a palace, a prison and the King's Zoo. You can see a lot of interesting things in the halls of the Tower. There are a lot of interesting collections in the Tower of London. The ravens are another famous sight. People keep them in the Tower of London and look after them very well as they believe that London will be rich while ravens live there.

  1. What is the Tower of London today?
  2. What was the Tower of London some years ago?
  3. What can you see in the halls of the Tower of London?
  4. What is another famous sight of the Tower of London?
  5. Why do the people take care of ravens?
  • Make up a dialogue by analogy. Act it out.
  • What places of interest in London you would like to visit?
  • I would like to visit Big Ben.
  • And what is it?
  • It is a big bell of the clock in the tower.
  • So, would you like to visit the Tower of London?
  • Yes, I would. It’s one of the most famous and interesting places in London.
  • I agree with you. And do you know what the oldest part of the Tower of London is?
  • Yes, I know. The oldest part of the Tower of London is the White Tower.

Упражнения в форме игры.

  • Игра «What is missing?». См. Приложение №1.

На доске развешены картинки по теме «Лондон»: Big Ben, Tower of London, Westminster Abbey, White Tower, Bloody Tower, The Houses of Parliament, etc. Учитель задает вопрос: “What can you see?” Дети перечисляют: I can see… Затем дети закрывают глаза, учитель убирает одну картинку. Затем учитель говорит: “Open your eyes!” и дети должны назвать что пропало. Эту игру можно усложнить дублированными картинками. Ведущим также может быть ученик.

  • Игра «Guess».

Один из учеников выходит к доске и описывает одну из достопримечательностей Лондона простыми предложениями. После каждого предложения у остальных учеников есть возможность отгадать о каком месте идет речь. Если место угадано верно, угадавший идет к доске и начинает свой рассказ. Если неверно, то ученик продолжает описывать место.

Варианты рассказов:

  1. It is very old. It has a long and cruel history. You can see it from the river Thames. It is not just one building. Many years ago the Kings and the Queens of Britain lived in this place. (The Tower of London).
  2. It stands near the Houses of Parliament. It is really a bell. It is a famous clock. It weights 13,720 kilograms. (Big Ben)
  3. It is not far from the Houses of Parliament. It is a symbol of England. It was founded by St. Peter and built by King Edward in 1065. Some famous people are buried there. (Westminster Abbey).
  • Игра: «Цепочка».

Несколько учеников выходят к доске с изображениями достопримечательностей Лондона. Каждый из них говорит несколько слов о достопримечательности, изображенной на его картинке, после чего, они меняются картинками и каждый рассказывает о той достопримечательности, изображение которой оказалось у него. Если ученик не может вспомнить, ему помогают другие ученики с мест. Ответы можно оценивать специально подготовленными цветными жетонами как в викторине. Ученикам, в зависимости от набранных баллов (т.е. жетонов) ставится оценка.

  • Игра: «Magic Circle». См. Приложение №2.

На доске начерчены три круга. Внутри каждого круга написано название одной из достопримечательностей Лондона (Windsor Palace, The Tower of London, Big Ben, The Houses of Parliament, White Tower, Bloody Tower, The river Thames, etc.). Ученикам дается минута, после чего слова из кругов стираются, и дети должны самостоятельно восстановить расположение слов. Игра может проводиться, как всей группой, так и в командах по несколько человек в зависимости от величины группы. У каждой команды свои слова. Участникам команды, которая восстановит расположение слов первой и правильно, ставятся оценки.

2.3 Методические рекомендации по работе над безэквивалентной лексикой на среднем этапе обучения иностранному языку в общеобразовательной школе

Согласно типологии Н.В. Николаева слова реалии относятся к словам, специфичным по своему содержанию для изучаемого языка. В связи с чем, для раскрытия их значения лучше всего применять толкование на родном языке обучающихся.  

В случае с безэквивалентной лексикой контекстуальное значение слова будет всегда являться его основным значением, это преимущество, поскольку есть возможность раскрыть значение слова в тексте с помощью контекста. Можно предложить учащимся самостоятельное прочтение текста со специально отобранной хорошо знакомой лексикой, которая раскрывала бы значение слова-реалии (напр. Big Ben is a bell of a clock in the tower, etc.). В этом случае слово-реалия гораздо прочнее закрепится в памяти учащихся. Однако при первом знакомстве с безэквивалентной лексической единицей фонетическая форма слова должна быть продемонстрирована непосредственно учителем, поскольку графическая форма безэквивалентных слов чаще всего не совпадает с их фонетической формой.

Говоря о текстах, следует отметить, что тексты, содержащие слова-реалии, не должны быть осложнены дополнительным лексическим или грамматическим материалом, новым для обучающихся.

На среднем этапе обучения слова-реалии не должны встречаться в большом количестве в учебном пособии. На этой ступени обучения есть необходимость в постепенном освоении таких слов. Стоит помнить о том, что безэквивалентная лексика чужого языка имеет особую сложность в понимании и усвоении. Таким образом, в рамках одного урока имеет смысл предлагать учащимся не более 5-7 таких лексических единиц. Более того, слова-реалии с раскрытым значением следует отрабатывать в течение нескольких уроков, и в процессе они должны встречаться в рамках других текстов. Слова-реалии обязательно должны сопровождаться страноведческой информацией на английском языке, изложенной знакомыми обучающимся словами.

В учебном пособии слова-реалии как правило сопровождаются изображением, однако, не лишним будет продемонстрировать слово еще раз другой картинкой, или даже сразу несколькими, чтобы представление о предмете было более объемным и разносторонним. Не каждый учащийся имеет хорошее воображение, чтобы домыслить изображение, поэтому нужно сделать значение слова максимально наглядным. Слово должно вызвать не просто ассоциацию, но эмоцию. Эмоциональное усвоение является самым прочным. Таким образом, если слово для ученика будет связано с какой-то эмоцией, оно станет легче для усвоения и следовательно для запоминания.

Упражнения на безэквивалентную лексику должны быть максимально разнообразны, не только по содержанию, но и по способу выполнения. Упражнения должны выполняться не только самостоятельно, но и парно и в группе по два, три и четыре человека. На среднем этапе обучения упражнения должны частично выполняться в игровой форме. Нужно научить детей использовать новые слова, как в монологической, так и в диалогической речи. При этом следует избегать стереотипных заученных фраз из текста. Учащиеся должны самостоятельно составлять свои вопросы и ответы, используя накопленные ранее знания и применяя их к новой лексике. Как правило, на среднем этапе обучения таких знаний достаточно, чтобы успешно составить несколько предложений или вопросов. Чтобы задание было более понятно и наглядно для учащихся, а главное, не ставило их в тупик, нужно привести пример или образец выполнения задания.  

Также, в случае слов-реалий, необходимым будет оговорить их грамматические свойства, такие как род, число, в частности способность и способ образовывать множественное либо единственное число, и т.д.

Из всего вышесказанного следует вывод, что слова-реалии требуют тщательной детальной проработки и внимательного отношения как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Не стоит забывать, что изучая такие слова и обучая таким словам, мы сталкиваемся с элементом чужой культуры, которая требует уважительного отношения, а правильное грамотное употребление в речи безэквивалентной лексики является своего рода контролем качества знаний учащихся о культуре страны изучаемого языка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений для подготовки к ЕГЭ по типам речевой деятельности в разделе "Лексика и граматика"

Данные  разработки содержат упражнения для подготовки учащихся к ЕГЭ по французскому языку, с последующим методическим обоснованием....

Проблемы перевода реалий и безэквивалентной лексики на уроках английского языка

Перевод является одним из древних видов человеческой деятельности. Без этой деятельности трудно было бы представить такие хорошо известные исторические факты, как создание огромных империй, распростра...

Способы перевода безэквивалентной лексики.

В даной статье рассматриваются некоторые проблемы перевода и восприятия художественных текстов. Особый интерес уделяется категории «непереводимых слов». Они создают трудности при переводе одного худож...

Система упражнения для формирования лексического навыка на материале УМК Lake Baikal Box (обучение лексике: Birds of Baikal)

При обучении лексики любое предложение можно назвать лексическим упражнением. Система лексических упражнений предполагают определенную концепцию на усвоение лексики. При составлении этой системы упраж...

Система упражнений для развития лексико- грамматических навыков при подготовку к ЕГЭ по английскому языку

Система упражнений для развития лексико- грамматических навыков при подготовку к ЕГЭ по английскому языку...

«Система упражнений по формированию умения использования неличных форм глагола, проверяемого в ЕГЭ по английскому языку в разделе «лексика и грамматика».

Грамматика является важным аспектом обучения иностранному языку. На основе грамматических законов слова объединяются в словосочетания и предложения, благодаря чему речь приобретает осмысленный х...