Использование воспитательного потенциала речевого этикета на уроках иностранного языка.
статья по английскому языку по теме

Стригункова Маргарита Дмитриевна

 

Наметившаяся в обществе тревожная тенденция к недооценке важности соблюдения культурно-этнических норм общения заставляет искать резервы воспитательного воздействия на молодежь. Представляется, что одним из таких резервов может быть большая ориентация на культуру страны изучаемого языка, «учет культурных и страноведческих особенностей в общении на иностранном языке».

В процессе обучения иностранному языку, люди, выросшие в одной культуре, усваивающие факты, нормы и ценности другой страны, другой национальной культуры, т.е. осуществляется процесс аккумуляции культур.

Аккумуляция складывается из трех этапов, закрепляются уже имеющиеся позитивные сведения о стране изучаемого языка, запас знаний о стране существенно увеличивается, устраняются предвзятые, неадекватные знания о стране (стереотипы сознания). Формируется позитивное отношение к стране, её народу. В этих условиях изучаемый язык является источником воспитательных ценностей для школьников. Вместе с языком могут и должны усваиваться культурно-этические нормы поведения, свойственные культурным носителям языка (внимательно слушать собеседника, быть доброжелательным, сдержанным, тактичным). Важным источником воспитательных ценностей молодежи могут служить особенности современного английского/американского речевого этикета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование воспитательного потенциала  речевого этикета на уроках иностранного языка.

Наметившаяся в обществе тревожная тенденция к недооценке важности соблюдения культурно-этнических норм общения заставляет искать резервы воспитательного воздействия на молодежь. Представляется, что одним из таких резервов может быть большая ориентация на культуру страны изучаемого языка, «учет культурных и страноведческих особенностей в общении на иностранном языке».

Значительные достижения США в области экономики, искусства, культуры, расширившиеся возможности общения двух государств стали причиной того, что в среде молодежи в последние годы сохраняется стабильно высокий интерес к стране, её народу. В процессе обучения иностранному языку, люди, выросшие в одной культуре, усваивающие факты, нормы и ценности другой страны, другой национальной культуры, т.е. осуществляется процесс аккумуляции культур.

Аккумуляция складывается из трех этапов, закрепляются уже имеющиеся позитивные сведения о стране изучаемого языка, запас знаний о стране существенно увеличивается, устраняются предвзятые, неадекватные знания о стране (стереотипы сознания). Формируется позитивное отношение к стране, её народу. В этих условиях изучаемый язык является источником воспитательных ценностей для школьников. Вместе с языком могут и должны усваиваться культурно-этические нормы поведения, свойственные культурным носителям языка (внимательно слушать собеседника, быть доброжелательным, сдержанным, тактичным). Важным источником воспитательных ценностей молодежи могут служить особенности современного английского/американского речевого этикета. Например, специфика речевого поведения американцев такова, что важное место среди типичных оборотов речевого этикета занимают выражения благодарности, которые усваиваются американцами ещё в детстве. Это приносит в межличностное общение ощущение взаимного уважения, теплоты, доброжелательности. Неумение своевременно выразить благодарность может нарушить общение, отрицательно повлиять на взаимоотношения собеседников. Носители языка, произнося слова благодарности, руководствуются некоторой системой правил, которая позволяет им в каждой конкретной ситуации избрать адекватную речевую форму. Например, уходя со званного обеда, гость говорит: ”Thank-you for your visiting me. I had a great time”. A получив подарок, человек восклицает:”Oh, how beautiful. How did you know? It’s just what I wanted”, высказывая благодарность за полученный подарок, большинство американцев подчеркивают, что проявленная дарителем щедрость излишняя:”Оh, you shouldn’t have?” Получая деньги в долг, американцы подчеркивают невозможность выразить словами всю глубину чувства благодарности:”I don’t know how to thank you" ,”I can't tell you how much I appreciate this”, ”I can’t thank you enough” ,”I can’t tell you what this means to me”, В таких и аналогичных ситуациях человек ожидает искреннего и адекватного по форме выражения благодарности - и будет разочарован, услышав неуместно лаконичное:” Thank you”. Другим важным моментом являются особые интонации теплоты и искренности,

Специфика речевого поведения американцев такова, что важное место среди типичных оборотов занимают формы извинения :”Exuse me. I’m sorry”. ’’Exuse me”-американец подразумевает: «Я нарушил некое социальное правило». “I am sorry”-имеется в виду иное: «Я причинил Вам боль».

Большое воспитательное значение имеют также единицы речевого этикета, которые позволяют завязывать и поддерживать дружеские контакты с другими людьми, проявляя себя в качестве приятного собеседника - вежливого, внимательного, щедрого на похвалу. Для того, чтобы стать, надо помимо прочего уметь заметить хорошее во всем, что касается другого человека:

-его характеристика и манеры поведения

You are great

Thanks a lot you are very kind,

-принадлежащих ему вещей

Great looking motocycle,

You just got it? Yes, thanks.

I got really good deal on it too,

-любимого домашнего животного

Nice dog, Jane.

Oh, thanks a lot,

-места, где человек родился и живет

You house is lovely. I especially like the way you’ve done the garden.

Do you really think so? That’s nice of you to say.

-характерных особенностей людей, населяющий его родной город, страну

People in your country are so friendly. Yeath, I guess Americans aren’t they so shy.

-отличительных черт членов его семей

Is that you father? Wow, he’s really handsome, and so young looking. Yes, thanks. You know he is ten years younger than mother.

Учет особенностей культуры страны позволяет выбрать правильную форму выражения мысли. Например, делая человеку комплимент по поводу удачно приобретенной вещи, важно учесть, что в США не принято интересоваться ценой принадлежащего человеку предмета, если этот человек не является близким другом или родственником. Итак, без знания правил речевого поведения и умения  следовать им, невозможно ожидать корректных речевых поступков со стороны изучающего английский язык и адекватных реакций носителя языка.

Поэтому необходимо сообщать учащимся эти правила, а затем создавать ситуацию общения, которые могли бы обеспечить школьникам необходимую речевую тренировку.

Например,

Your classmate Diana’s new blouse.

Your friend Susan's flower arrangement in her apartment

Your mother's friend's home, which you are visiting for the first time.

Some aspect, of the country you are visiting.

(Скажи собеседнику что-нибудь приятное и продумай его ответную реакцию.)

Оптимальной формой включения единиц речевого этикета в речь является организация ролевой игры. Проигрываемая роль может задать учащимся стереотип речевого и не речевого общения. В процессе ролевого общения обучающийся учится совершать поступки, запрограммированные ролью, действовать согласно логике роли. Ролевое построение ситуации даст возможность разыграть её по определенным социальным правилам общества носителей языка. При такой ситуативности, когда обучающиеся строят своё поведение, опираясь на социальные правила и культурные знания носителей языка, формируются навыки планирования речевого этикета и неречевого взаимодействия. Ролевая организация учебной ситуации позволили «приучить» учащихся к соблюдению правил социального речевого этикета, которые учитывают не только относительный социальный ранг, но и относительный возраст, как степень знакомства. Важно отметить, что в ходе ролевого общения не только особенности личности обучающихся оказывают определённое влияние на проигрываемую роль, но и сама роль определенным образом влияет на личность. Побывав в роли эмоционально - чуткого, отзывчивого, тактичного и приветливого человека, обучающийся может почувствовать вкус доброжелательности и чуткости,_ захотеть снова и снова пережить эти чувства. Таким образом, обучающиеся приобретают опыт, необходимый для формирования их личности. Опыт проигрывания ролей вежливых, тактичных американцев свободно владеющих искусством общения, умеющих в соответствующей ситуации высказать благодарность, попросить извинения, сказать комплимент и т. д. влияет на формирование характера подростка, так как неизбежно затрагивает его эмоциональную сферу. Нормы, заключенные в проигрываемой обучающимися роли, могут стать в процессе её проигрывания источником развития адекватного речевого поведения обучающихся. Таким образом, обучаемые приобретают опыт пользования типовыми высказываниями, закреплёнными национально-культурными и языковыми традициями в данном языковом коллективе. Обучающиеся усваивают некоторые нормы и эталоны социальных отношений, определённые стереотипы общения, которые носят общечеловеческий характер.

Основные цели и содержание воспитательных моментов урока иностранного языка

Иностранный язык вносит свою лепту в воспитание социальной активности личности. Изучение иностранного языка способствует формированию мышления, взглядов на окружающий учащегося мир, на место человека в природе и обществе, на характер отношений в среде, в которой он живет, к самому себе, что отражено в примерной тематике устной речи и чтения, например: «Общественная, трудовая, культурная и спортивная жизнь молодежи», «Научно-технический прогресс», «Освоение космоса», «Охрана природы».

Изучение иностранного языка помогает нравственному воспитанию, целью которого является воспитание личности. При обучении осуществляется воспитание важнейших моральных качеств личности, патриотизм, интернационализм, гуманизм. Конкретное содержание воспитания названных моральных качеств воплощается в слове - речевых построениях, воспринимаемых и создаваемых обучающимися, а также в самой организации обучения. Важная роль в воспитании обучающихся средствами иностранного языка отводится текстам, упражнениям, зрительно - слуховым, наглядным пособиям, используемым в обязательном курсе, на факультативных занятиях, элективных курсах, кружковой работе и во внеклассной работе, Важным является то, как организуется работа обучающихся с ними. Так воспитательное воздействие текста может сильно меняться в зависимости от следующих обстоятельств: во- первых, от того как обучающийся с ним работает: охотно/неохотно, с интересом/без интереса, самостоятельно/несамостоятельно; во-вторых, какие задания он выполняет, на что они направлены, на формирование каких умений, в какой мере задания носят проблемный характер, дают ли они возможность обучаемому   привлечь собственный жизненный опыт, знания, приобретенные на уроках и по другим предметам и, наконец, в- третьих, готов ли он к выполнению заданий. Если обучающийся понял, что ему нужно сделать и как выполнить задание, более того если оно позволяет ему свои знания, свой кругозор, проявить себя, то задание выполняется охотно и с интересом. И тогда воспитательное воздействие текста максимально. Но если обучающийся не понял, что нужно сделать, не знает, как ему справиться с заданием, чувствует, что покажет себя перед одноклассниками не лучшим образом, в этом случает задание либо не выполняется совсем, либо выполняется неохотно, без интереса. И тогда воспитательный эффект минимальный или нулевой.

Организация действий обучающихся с учебным материалом, их положительный настрой на самостоятельную работу определяется учителем , его знанием обучающихся, профессиональным мастерством, пониманием той воспитательной функции, которую может выполнить иностранный язык как учебный предмет. На уроках, в силу специфики предмета воспитывается чувство коллективизма, так как овладение иностранным языком как средством общения, связано с взаимодействием обучающегося и учителя через изучаемый школьниками язык, с усвоением обучающимся элементарных правил этикета в общении, с воспитанием у них умения внимательно слушать собеседника, с привитием умения вежливо реагировать на просьбы, вопросы собеседника, его замечания, вступать в общение. Таким образом, изучение иностранного языка, формирует такую важную сторону личности, как умение осуществлять общение. Оно составляет основную часть в установлении правильных и добрых отношений в коллективе. Такие отношения необходимы не только при изучении иностранного языка и других предметов в школьном коллективе, но потребуются в будущем в трудовой деятельности человека: будет ли он работать на производстве или в с/хозяйстве, на транспорте или в сфере обслуживания. Изучение иностранного языка может помочь в этом, поскольку соблюдение правил общения: обращенность в речи, её правильность, адекватность ситуации находится в центре повышенного внимания в учебно-воспитательном процессе по этому предмету.

Положительное воспитательное воздействие на обучающихся оказывает овладение чтением на изучаемом языке. Оно формирует у школьников культуру чтения, умение внимательно вчитываться в слово, словосочетание, предложение, текст, овладевать приёмами языковой и контекстуальной догадки, без должного развития которой не представляется возможным научиться читать и понимать речь на слух.

В обучении иностранному языку формируются навыки интеллектуального труда. Так же, как и при изучении других предметов, обучающиеся должны овладевать приемами умственного труда (умением работать с учебником) знать, как он построен, как с ним работать, умение работать с звукозаписью, умение пользоваться словарем, грамматическими справочниками, экранными пособиями, изобразительной наглядностью, уметь осуществлять самоконтроль и самокоррекцию. По мере продвижения из класса в класс особое значение приобретает умение работать с иноязычным текстом для домашнего чтения, пользоваться справочником, опорами, которые облегчают чтение и понимание, умение пользования видеозаписями, с которыми обучающийся должен уметь работать.

Изучение иностранного языка оказывает эстетическое воздействие. На начальном этапе дети с удовольствием слушают иноязычную речь. Им нравится произносить звуки, слова, предложения, разучивать песенки, рифмовки, стишки и их читать. На среднем и старшем этапах ребят привлекают современные английские песни, проекты, видеоуроки.

Эстетическое воспитание осуществляется путем знакомства школьников с известными деятелями культуры, художниками, архитекторами, поэтами, певцами, писателями, музыкантами, используя для этого репродукции из журналов, открытки, кассеты, диски.

Обязательные уроки, внеклассная работа, курсы по выбору, элективные курсы, факультативные занятия должны формировать активную личность обучаемого и выполнять воспитательную направленность урока иностранного языка в условиях модернизации образовательного процесса.

Воспитательные возможности процесса обучения иностранному языку

Всегда ли мы понимаем, насколько велик воспитательный потенциал урока? Когда спорят о том, нужен ли иностранный язык, как учебный предмет в школе, все доводы в пользу иностранного языка сводятся обычно к тому, что каждый человек должен знать хотя бы один иностранный язык, что иностранный язык необходим для будущей профессии, что знание иностранного языка развивает, так как позволяет узнать много нового. Но основное достоинство иностранного языка как учебного предмета заключается не только в этом. Знание чего бы то ни было, само по себе мало обогащает человека, так как важно, что это знание или процесс его приобретения вносит в формирование человека как личности. Поэтому, главная ценность иностранного языка заключается в его воспитательном потенциале. А потенциал огромен. Можно сказать, что вряд ли какой-либо из учебных предметов может в этом плане сравниться с иностранным языком. Именно поэтому воспитательный потенциал является специфической чертой урока иностранного языка.

Во-первых, в содержании используемых материалов. Во-вторых, в методической системе обучения. В-третьих, в личности учителя и его поведении. Основной целью школы является не только учебный процесс, но и воспитание обучаемых. Оно включает в себя воспитание сознательности, нравственности, активности, воспитание эстетического вкуса, сознательного отношения к труду.

На уроке используются тексты, связанные с Родиной и её историей, с жизнью выдающихся деятелей науки и культуры, о природе, музеях и музыке.

Трудно не сказать, что не является предметом нашего обсуждения на уроках иностранного языка. Только, может быть, история, обществоведение и литература располагают некоторыми из этих возможностей. Но у иностранного языка есть одна особенность: на уроках мы обучаем общению, которое по своей сути личностно. Обучаемый не просто рассказывает о чём-то, он высказывает своё мнение, свое отношение к предмету общения.

Именно эта личностная заострённость и является тем каналом, через который в душу и сознание обучаемого проникает воспитательное воздействие. Просто включение в учебник и прочтение текста, обладающего воспитательными возможностями, ещё ее дает должного эффекта. Нужна соответствующая его интерпретация и соответствующее отношение к нему учителя.

Возьмём, например, тему «Россия», «Мой родной город», «Москва», Вряд ли можно воспитать любовь к Родине и родному городу, своему народу только чтением текстов или беседами. Всё дело в том, как это делается. Нужно, чтобы обучающийся на каждом шагу видел и чувствовал любовь учителя к своему предмету, убеждался в глубоком знании учителем своей страны, народа, истории, её места в мире. Важно то, как сам учитель, относится к своей родине и своему народу.

Воспитательный потенциал заложен в системе обучения. Всё зависит от того, на каких принципах эта система основана, какие приёмы работы она предполагает. В этом плане коммуникативное обучение открывает большие возможности. Достаточно вспомнить, что обучение общению осуществляется в процессе общения. Это значит; что овладение иноязычным говорением как процесс индивидуальный, проходит эффективнее как раз при коллективном обучении. Воспитание речевого коллектива, что предусматривается коммуникативным обучением, не может проходить бесследно для воспитания коллектива вообще. Разные системы обучения по-разному развивают интеллектуальные способности детей. Коммуникативное обучение предполагает достаточно высокий уровень используемых речемыслительных задач. Это не может не развивать способностей обучающихся и не воспитывать таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, инициативность, не развивать волю, мышление, память, внимание, воображение.

Некоторые приёмы реализации воспитательных целей обучения, применяемых на уроках иностранного языка

Используя наши небольшие языковые возможности для реализации воспитательной цели обучения на своих уроках при работе над темой «Семья», уделяется внимание вопросам помощи детей дома, в семьях.

Т: You have many duties at school and at home. One of your duties is to help  your parents about the house. Let us see what you can do at home. Do you help your parents about the house?

Do you clean the rooms?

Do you wash the floor?

Do you like to lay the table?

Can you lay the table for dinner?

Do you lay the table for breakfast?

Do you do it every day or only on Sundays?

Do you make breakfast for the family on Sunday?

Do you always make your bed?

Do you help your mother and grandmother after dinner?

Can you wash your close?

Do you give flowers to your mother?

Do you walk with your dog?

Do you make your bed? и т.д.

Работа проводится фронтально. При этом стремишься к тому, чтобы на каждый вопрос ответили не менее 3-4 обучающихся. Далее используется управляемый учебный разговор в режиме Р1-Р2РЗР4 (т.е. один обучающийся выходит к доске, класс задает ему вопросы). В процессе монологических высказываний мы стимулируем детей обязательно сказать что-то своё, личное. Например, наряду с отработанными фразами обучающийся может сказать:

PI          I like to lay the table for dinner on holidays.

P2         I put nice plates, forks, knives and spoons on the table.

P3         I always put flowers in the middle of the table.

P4         I like to have flowers on the table.

P5         My mother like to have nice flowers on the table too.

Дети должны выполнять свои обязанности по дому, проявлять заботу о младших сестрах и братьях. В процессе работы над темой «Семья» на одном из уроков учитель говорит:”I know that Tanya, Olga, Seryozha”(называет всех ребят, у которых есть младшие братья или сестры) have little brothers and sisters. Let us ask them to tell us about their little brothers and sisters.”

T: PI        ask Seryozha what his sisters name is.

P2         ask him how old she is.

P3         ask him if he plays with her.

Р4         ask him if he takes her for a walk in the yard and in the park.

T:         I know Lida has a little sister too.

PI         ask her if she looks after her little sister.

P2         ask her if she reads books to her.

P3         ask her if she shows her nice pictures in the book.

Темы «Дом», «Семья» - это не только и не столько квартира, мебель, внешность, возраст, профессии, это, прежде всего, любовь, уважение, внимание к близким, забота о тех, кто живет рядом. Поэтому на уроках стараешься снова и снова поговорить на эту тему. Воспитание нравственных качеств в маленьком человеке невозможно без воспитания у него любви к природе, к животным. Работая по теме «Животные», Учитель показывает картинку, на которой изображена собака или другое любимое домашнее животное.

Т. Dogs are our friends. Dogs help us in many things we must love dogs and look after them. Who has a dog? Ask each other questions about dogs?

Работа далее проводится так же, как было описано выше (управляемый учебный разговор).

Т: Ask your desk mate if he (his friends) has a dog (if his dog is big or little, how old his dog is, what its name is, what colour his dog is, if it lives in the house, or in the yard, if he takes his dog for a walk, if he plays with the dog in the yard, where his dog sleeps, if he loves his dog).

Дети очень любят рассказывать о своих животных - собаках или кошках.

Таким образом, способствуешь на своих уроках усилить воспитательную сторону содержания учебного монолога, а учебный процесс сделать коммуникативно - направленным.

На уроках ребята узнают, как принято вести себя в Великобритании, Америке и что правила хорошего тона важны в жизни и обязательно пригодятся. Дети заучивают правила хорошего тона, манеры поведения за столом

Wash your hand before coming to table.

Don’t put your elbow on the table.

Don’t eat from the knife.

4)      Never read while eating.

Делают плакаты с правилами поведения за столом, составляют правила семьи, учат стихи и рифмовки.

1.         We want to be a loving family.

2.         We want to be a lert at school and work.

3.        We want to be morally.

4.        We want to develop our individual talants.

5.        We want to be kind.

Также на уроках иностранного языка учим детей делать письменное приглашение по поводу дня рождения или другого праздника и отвечать на него. В Великобритании и Америке существует специальный этикет письменного обращения.

В старших классах переводим и обсуждаем высказывания знаменитых людей о воспитании. Из слов Гёте мы узнали, что воспитание-это зеркало, в котором каждый видит своё отражение. “ Behaviour is a mirror in which every one displays his image”. Стараемся, чтобы, находясь в школе, дети следовали золотым правилам: Относиться к другим так, как бы вам хотелось, чтобы относились к вам другие, относиться к сверстникам и взрослым с уважением. Быть благодарным к тем, кто учит и помогает стать личностью. Обсуждаются такие высказывания Jan Kennedy, как

”I teach to love

I love to teach

My joy is measured

By the children

I reach.”

На уроках дети учатся ориентироваться в своём городе и в незнакомом, в своей стране и чужой. Изучают ПДД на иностранном языке, которые делают пребывание на улице безопасным. Знание их даёт возможность избежать затруднительных ситуаций и помочь тем, кто в них попал..

Road safety

You should cross the street at the crossing

You should cross the street when the light is green

You should first look right when you cross the street in Great Britain

Remember, Always use this code when you cross the road.

Знакомя обучающихся со знаками, учишь детей ориентироваться на улице, в метро, в аэропорту, в поезде, в автобусе. Чтобы подрастающее поколение росло здоровым, занималось спортом, ходило в походы, было ближе к природе, подбираешь к уроку тексты, соответствующие заданной тематике, где затрагиваются проблемы экологии, защиты окружающей среды, правильного питания.

Делаем плакаты на уроке « Экономьте энергию», «Подбирайте мусор», «Экономьте воду», «Выключайте свет и электрические приборы, когда вы ими не пользуетесь», «Не выбрасывайте старые батарейки». Один плакат на русском языке, другой- на английском.

Обращаешься к ребятам с просьбой дописать те добрые советы, которые дали и дают вам ваши родные и близкие.

Участвуйте в охране природы:

Организуйте компанию в своей школе по их очистке.

Сделайте плакаты и призывы для рекламы по очистке загрязненных мест.

Напишите статью в школьную газету.

Поступайте так, ведь вы любите свою родину.

Пусть экологические проблемы станут достоянием гласности, вашей постоянной заботой.

Разве знакомство с жизнью выдающихся русских и американских музыкантов поэтов, композиторов, певцов, ученых, которые прославили своим талантом свою родину и мировое сообщество, не является воспитательным потенциалом урока? Знакомясь с творчеством Вивальди, Чайковского, проводим дискуссии на тему «Известные композиторы»,          М. Твена, Ч.Диксона проводим музыкальную викторину или литературные чтения, делаем проекты.

Когда школьники приступают к занятиям иностранного языка, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Задача учителя в том, чтобы интерес к языку был постоянным и устойчивым.

Хорошие доверительные отношения с ними считаю залогом воспитательного успеха. Важно понимать каждого ребёнка, видеть глаза воспитанников, «шагать» вместе с ними, учить их учиться, воспитывать каждым своим уроком.  Вместе с детьми я радуюсь и огорчаюсь, наблюдаю, анализирую, делаю выводы, подвожу итоги. На уроке мы единое целое, целенаправленно идём к решению поставленных задач. Стараюсь найти такие пути их решения, такие формы и приёмы воспитательной работы, которые обеспечивали бы интерес у детей к чтению, их активность и работоспособность, желание работать дома, творческую инициативу, высокое качество знаний.

Годы работы в школе помогли мне сделать вывод: лишь увлечённый делом может увлечь других. Надо помнить, что наше отношение к делу передаётся детям.

Одним из эффективных приёмов считаю использование фонетической зарядки: стихотворений, рифмовок, песен на английском языке, имеющих воспитательную значимость. Данный вид работы служит и отдыхом для детей.

3вук[3:]

Early to bed,

Early to rise

Makes a man

Healthy, wealthy and wise.

Специально подбираю рифмовки воспитательного характера при изучении грамматики (глагол саn)

I love learning English,

I can read,

I can write,

I can speak English too,

I love learning .English

And what about you?

Некоторые стихи и рифмовки помогают мне воспитывать у ребят нравственные качества, культуру поведения, уважительное отношение друг к другу и людям, их окружающим, настойчивость и терпение в преодолении трудностей; напоминают школьникам о правилах поведения:

Mind the clock                                                 Go to bed late

And keep the rule;                                                Stay very small;

Try to come                                                 Go to bed early,

On time to school                                                Grow very tall.

Let us try to be polite

In everything we do

Remember always to say “Please”

And don't forget “Thank you”

Hearts like doors will open with ease

To very little keys;

And don’t forget that they are these;

“We thank you ail” and “If you please”

Stop! Look! Listen!

Before you cross the street.

Use your eyes, use your ears,

And then use your teet

Learn this little lesson

As well as you can

Be tidy like Tom,

Not dirty like Dan.

After dinner sit a while

Afiei supper walk a while.

Хочу отметить, что этот вид работы ребятам нравится. Заучивание небольших рифмовок не требует больших усилий и служит как средство усвоения языкового материала, так и эффективным воспитательным моментом урока иностранного языка.

Человек живет среди людей и он должен научиться вести себя так, чтобы общение с ним было приятно другим. Знакомство с правилами поведения должно побудить обучаемых задуматься о своём поведении, стремиться к самовоспитанию и вести себя так, как бы он хотел, чтобы окружающие вели себя по отношению к нему: быть вежливым, приветливым, доброжелательным. Таким должен быть и сам учитель.

Внеклассная  работа по иностранному языку рассматривается как существенная и неотъемлемая часть системы воспитательной работы в школе. С ее помощью обучающиеся лучше усваивают, закрепляют и расширяют изучаемый на уроках материал. Здесь учитывается стремление детей к увлекательным, интересным видам знаний.

Особенно важной является возможность практического применения школьниками знаний, умений и навыков, полученных и сформированных на уроках: умение написать статью, заметку в стенгазету, письмо другу по переписке в другую страну, выступить на вечере, обсудить прочитанную книгу, принять участие в конкурсе, викторинах, общаться с представителями зарубежных делегаций и т.п. Все это – мощный фактор, способствующий повышению успеваемости по иностранному языку и поддержанию интереса к нему.

При организации внеклассных мероприятий я учитываю индивидуальные особенности и интересы обучаемых (кто рисует, поет, играет на каком-либо инструменте). Для каждого ученика подыскивается посильное и интересное для него занятие.

Внеклассная работа, проводимая в школе, способствует развитию творческих способностей и эстетического вкуса обучающихся, воспитывает их воображение, приучает к полезной деятельности, развивает у них внимание, память, чувство ответственности, упорство в преодолении трудностей, приучает к самостоятельности и организованности, к точности и аккуратности в выполнении заданий.

Полюбившейся ребятам формой внеклассной работы в школе являются недели иностранных языков: тематические, литературные (посвященные жизни и творчеству писателя страны, изучаемого языка), отчетные (на которых учащиеся показывают то, чему они научились: поют песенки, читают стихи, участвуют в инсценировках и т.п.), час загадок, шарад, кроссвордов (под названием «Поле чудес», «Черный ящик», «Звездный час»), которые содействуют развитию изобретательности, находчивости, смекалки обучающихся, их творческих способностей.

КВН, например, проводятся как в одном классе, так и во всех параллельных классах.

Планируя то или иное мероприятие, я учитываю его актуальность, возраст обучающихся; соблюдаю принципы доступности, посильности.

После того, как утверждена тема мероприятия и день его проведения, составляется программа.

Подготовка к мероприятию ведется либо индивидуально, либо в классе.

Поскольку все обучающиеся не могут принять участие в том или ином внеклассном мероприятии, я объявляю, что участвовать будет тот, кто лучше усвоит текстовый материал (учитывается произношение, беглость речи, ее выразительность). Это будет служить стимулом для всех обучающихся и способствовать повышению успеваемости класса в целом.

Учитель должен быть хорошим организатором.

Задолго до проведения внеклассного мероприятия нужно продумать его внешнее оформление: на стенах развесить сенгазеты, плакаты, у входа поместить программу. Вся обстановка должна привлекать обучающихся. Все следует тщательно продумать, предусмотреть. Это исключит ненужные паузы, которые отвлекают обучающихся.

Посещение внеклассного мероприятия носит добровольный характер.

Урок-КВН «Изучайте иностранные языки» проводится в старших классах.

1. Предварительно обучающиеся пишут конкурсное сочинение на тему «Зачем мы изучаем иностранный язык?» (на русском языке).

2. Готовится смотр-конкурс стенгазет на иностранном языке.

3. За две недели до намеченной даты проведения КВН вывешивается объявление.

4. Художественная часть. Обучающиеся разучили песни, стихи, сценки («В кафе», «В магазине», «У врача», «В школе» и т.п.), подготовили рассказ о жизни и деятельности известного писателя, художника, ученого, политика (если это связано с юбилейной датой) или подобрали материал о каком-либо празднике, отмечаемом в стране изучаемого языка.

5. Конкурс пословиц. К столу выходят два ученика – представители команд. На одном конце стола разложены карточки, на каждой из которых написана пословица на английском языке, на другом конце стола – карточки с пословицами на немецком языке. Ведущий называет пословицы на русском языке. Побеждает команда, представитель которой быстрее соперника произнесет их эквиваленты на иностранном языке.

6. Игра «Кто знает больше слов» проводится в форме соревнования между «англичанами» и «немцами». Ведущий объявляет тему, например «Школа», и предлагает «англичанам» называть слова по данной теме до первой паузы. Затем это делают обучающиеся, изучающие немецкий язык. Выигрывает команда, назвавшая большее количество слов.

7. На доске написано длинное английское слово. Ведущий предлагает обучающимся составить слова из букв, входящих в его состав. То же задание получают обучающиеся, изучающие немецкий язык. Побеждает команда, составившая большее количество слов из букв данного им слова.

8. Игра  “What is there in the box?”. Ведущий предлагает обучающимся угадать, что находится в коробке, задавая только по одному вопросу: “Is there a book in the box?”, “Is there a pencil in the box?” и т.д. Выигрывает обучающийся, угадавший, что находится в коробке. Такая же игра проводится с другой командой.

9. Обучающимся предлагаются ребусы, кроссворды, загадки, шарады.

По окончании вечера подводятся итоги, небольшие подарки получают победители.

Внеклассная работа по иностранному языку расширяет возможности литературного образования обучающихся, способствует творческому самовыражению обучающихся, что создает дополнительную мотивацию в изучении литературы, повышает интерес к изучаемому языку.

Примерные виды внеклассной деятельности обучающихся:

1. Чтение литературных переводов произведений, прочитанных на иностранном языке: а) выполненных мастерами художественных переводов;     б) сделанных обучающимися.

2. Литературные чтения: конкурсы, смотры с элементами декламации, мелодекламации (с музыкальным сопровождением).

3. Драматизация и инсценирование прочитанного.

4. Создание проектов, комиксов.

5. Выпуск литературных альманахов.

Обучение чтению текстов художественной литературы представляет собой широкое поле для творческой деятельности учителя и обучаемого, в процессе которой формируются не только читательский опыт, но и подлинные ценностные ориентации.

Преподавая английский язык в школе, я стремлюсь не только к тому, чтобы обучающиеся овладели им, но и в ходе обучения как на уроках, так и во внеклассной работе стараюсь воспитывать у обучающихся лучшие качества человеческой личности. В этом мне помогают тексты учебников, содержащие конкретные примеры, позволяющие мне проводить воспитательную работу.

Думаю, что использование воспитательного потенциала иностранного языка на уроке и во внеклассной работе имеет огромную социальную силу и значимость процесса овладения иноязычной культурой. Воспитательная работа на уроке и вне его позволяет создать речевую среду для совершенствования речевых навыков и умений обучающихся, способствует улучшению качества их знаний, повышает интерес к изучению иностранного языка.

Практика показывает, что те воспитательные задачи, которые ставит перед нами программа можно успешно решить при тесной связи урока с внеклассной работой.

ЛИТЕРАТУРА

1. С.Н.Савина «Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе».

2. Е.И. Пассов «Уроки иностранного языка в средней школе»; «Просвещение», 1988г., с.30

3. А.А. Куманёв  «Раздумье о будущем»; М.,с.27

4. Г.В. Рогова «Повышение эффективности обучения иностранным языкам за счёт улучшения психологического климата на уроке»; ж. «ИЯШ» №5 1977г.

5. Г.В.Рогова «Методика обучения иностранным языкам в средней школе»:

М.; «Просвещение», 1991 г., с. 27.

6. М.И Махмудов «Современный урок»; М. 1981 г., с. 70-71.

7. «Воспитательные возможности процесса обучения иностранному языку»;ж. «ИЯШ», №4, 1988г. ,с.23.

8. И.Г. Пригорская «Стихи и рифмовки на уроках английского языка в V -VII классах »;  «ИЯШ», №2, 1998г.

9. Н.И.Петрова «Некоторые приёмы работы по учебнику “Happy English 1”; «ИЯШ», №4,1996г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных инновационных технологий на уроках иностранного языка.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  СОВРЕМЕННЫХ  ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА....

Использование национально-регионального компонента на уроках иностранного языка как средство формирования толерантности и коммуникативных навыков

Проблема непрерывности обучения процесса обучения и воспитания на сегодняшний день одна из тех проблем . которая занимает и будет занимать центральное место в педагогике обучения и во всех типах учебн...

Использование материалов, содержащих НРК на уроках иностранного языка

Данное пособие предназначено для учителей иностранного языка, а также может быть использовано для учащихся IIи IIIступени обучения общеобразовательных учреждений.Цель пособия – помочь преподавателям р...

Использование ресурсов сети Интернет на уроке иностранного языка.

В статье идет речь о применении Интернет-ресурсов на уроках английского языка, а также  дается пояснение применения материала и полезные ссылки на сайты для различных видов деятельности на уроках...

Практико-значимый проект на тему: "Использование технологии проектного обучения на уроках иностранного языка в среднем звене".

Цель: показать необходимость использования технологии проектного обучения на уроках иностранного языка (на примере английского языка) на среднем этапе обучения....