Контроль знаний на уроке иностранного языка
статья по английскому языку (10 класс) по теме

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на уроках английского языка. Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи. Наша задача проверить не только знания, но и элементы практического усвоения, ощущения учащимися нового материала. Актуальность проблемы контроля связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения иностранному языку в школе, благодаря чему расширилась сфера приложения контроля, возросли его возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации самого контроля как составной части этого процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrol_znaniy_na_uroke_inostrannogo_yazyka.docx40.03 КБ

Предварительный просмотр:

                             Контроль знаний на уроке иностранного языка

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на уроках английского языка. Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи. Наша задача проверить не только знания, но и элементы практического усвоения, ощущения учащимися нового материала.

Актуальность проблемы контроля связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения иностранному языку в школе, благодаря чему расширилась сфера приложения контроля, возросли его возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации самого контроля как составной части этого процесса.

В фонды оценочных средств должны входить средства контроля качества обученности различных уровней:, текущие, рубежные (промежуточная аттестация    Текущий контроль призван, с одной стороны, определить уровень продвижения студентов в изучении дисциплины и диагностировать затруднения в изучении материала, а с другой – показать эффективность выбранных средств и методов обучения.

      Текущий контроль – это вид работы, проводимый на каждом занятии.  В практике преподавания в настоящее время всё чаще применяется устная проверка. Контроль должен проходить в том же плане, что и обучение, поэтому для того чтобы проверить умения и навыки устной речи, следует применять устные приёмы проверки.

  • назовите слова, которые могут соче таться с заданным словом, (сочетание лек сических единиц);
  • назовите слова, которые всплывают в вашей памяти при встрече со словами дом, школа, сестра, спорт и т. д.   (построение ассоциативных рядов);
  • назовите известные вам слова, кото рые можно подставить вместо точек  (под становка слов, адекватных контексту);
  • охарактеризуйте,  знакомые вам  предметы, употребляя слова: ( big-большой,  small-малень кий,  interesting-интересней, nice-симпатич ный, несимпатичный, comfortable- удобный, uncomfortable- неудобный (смысловое сочетание лексических единиц);( приложение 1)

     Однако и понимание читаемого, хотя чтение является умением в области письменной речи, хорошо проверять устным путём. Это занимает меньше времени, чем письменная проверка.

  •  переведите на родной язык отрывок из прочитанного; сравните способы выражения на родном и иностранном языках;
  • из перечисленных в тексте действий назовите те, которые вам приходилось или предстоит выполнить на уроках физики, хи мии, труда, дома,  при  подготовке экскур сии, выставки, праздничного вечера, поезд ки и т. д.;
  • перескажите    содержание   прочитанного           

 Устная форма способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти учащихся, так же пори устном опросе можно    проконтролировать  произношение учащихся ,  темп их речи. Учитель  может судить о том, насколько автоматизировано учащиеся пользуются речевыми единицами, как свободно они заполняют их соответствующей лексикой.  При фронтальном контроле говорения можно использовать следующие упражнения:

  •   Let’s go to the café
  • ------------------------
  • What do we like?
  • ------------------------
  • I don’t like it, it is bed for us. Let’s take some fruits.
  • -------------------------

Диалоги с пропусками, скорее самостоятельная работа, но их можно использовать и в парной работе.   В настоящее время на уроках широко используется парная работа – режим, увеличивающий время активной деятельности учащихся; он применяется для взаимной тренировки учащихся в усвоении языкового материала; особо эффективно его применение для развития говорения. Отдельного понятия « контроль рабочей пары » в методике преподавания не существует, но его можно рассматривать как одну из организационных форм контроля. Если учитель хочет проконтролировать навыки монологической речи, можно предложить следующие задания:

  • составьте   разные   типы   сочетаний  ( предложений)  с заданным словом (построение словосочета ний, предложений);

назовите слова и словосочетания, не обходимые для рассказа по темам: «Человек, который мне нравится», «О себе и своей семье»,   «О   моем   товарище»,   «Я   изучаю иностранный язык», «Школа», «Спорт», «За нятия

 

  • вне школы» (группировка слов, словосочетаний по тематическому критерию);
  • скажите, что вам нравится  (не нра вится) делать в школе, дома, в парке, во дворе (построение словосочетаний и предложений, адекват ных

коммуникативной задаче);

  • назовите все известные вам слова, сло восочетания,     обозначающие     профессию (группировка слов, словосочетаний по те матическому критерию);
  • предложите поиграть в «Снежный ком», это когда один ученик начинает монолог по заданной теме, следующий повторяет предложение первого и говорит своё, третий повторяет два предыдущих  предложения плюс своё и так далее. Последний говорит весь монолог.

         Таким образом можно сделать небольшой вывод, что фронтальная форма одна из основных организационных форм контроля при обучении . Она позволяет соблюдать основные правила контроля – регулярность и максимальный охват учащихся за

единицу времени. Существенна при этом обращенность ко всему классу , активизирующая деятельность каждого ученика. Это «дежурная», регулярная форма контроля , которая может проводиться несколько раз в течение урока. Прежде всего её целесообразно использовать для контроля усвоения языкового материала (т.е. элементов речи). В этом случае учащимся дается открытая установка. Открытый фронтальный контроль можно применить при выполнении упражнений в подготовленной форме речи, в частности при составлении планов, подборе опор, а также при построении коллективного рассказа по принципу «снежного кома».  Преимущество фронтального контроля в том, что он держит в напряжении весь коллектив, ученики знают, что в любую секунду они могут быть спрошены, их внимание сосредоточено, мысли сконцентрированы вокруг той работы , которая ведётся . Поэтому фронтальный опрос является , конечно , более совершенной формой проверки .

             Наряду с фронтальной формой контроля следует регулярно осуществлять индивидуальный контроль. Обучение иностранному языку предполагает создание условий, мотивирующих выражение своих мыслей, и объективизацию индивидуального уровня понимания авторской мысли. До последнего времени письменному контролю отводилось большое место в системе проверки. У письменной формы контроля имеются некоторые преимущества. Во-первых, ею можно охватить одновременно всех учащихся; во-вторых, гораздо удобнее обрабатывать письменные работы, нежели устные ответы. Ошибки в письменных работах легче квалифицировать и анализировать, поскольку действия ученика точно зафиксированы, в то время как при устном ответе учащиеся часто говорят предложение, затем тут же его исправляют, не заканчивают одно предложение и начинают другое и т. д. На их речь влияет выражение лица учителя или товарищей; они часто начинают исправлять предложение, которое было с самого начала правильно построено, лишь по той причине, что кто-либо из товарищей покачал головой или учитель нахмурился , хотя эти действия относились не к отвечающему, а к кому-нибудь из класса , и т.д.

Для проведения письменного контроля на уроке, учитель может использовать небольшие тесты. Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий.

Они используются учителем по его усмотрению на протяжении всего курса обучения с целью установить уровень усвое ния как отработанного нового материала, так и знаний ранее пройденного, позволяя выявить общие, типичные ошибки учащихся. Так, например, у своих учеников я проверяю знание  алфавита, ранее усвоенной лексики по той или иной теме, неправильных глаголов, временных форм глагола, структур вопросительного предложения, других      грамматических  явлений.

Результаты проверки тестов анализир ются учителем и служат для него, с одной стороны, показателем уровня знаний уч щихся, а с другой — самооценкой работы самого учителя, что позволяет ему внести необходимые коррективы в процесс обуче ния и тем самым предупредить повторение ошибок школьников. С целью профилактики ученики записывают возможные типичные ошибки в специальные тетради, дополняя это правилами (на русском языке), разъяс няющими ту или иную грамматическую структуру, и несколькими наиболее харак терными и четкими примерами на употреб ление ее в речи.

Большинство тестов имеет несколько ва риантов . В этом случае учитель готовит (по числу учеников в группе) раздаточные карточки долговремен ного пользования с заданиями. При одном варианте задание диктуется или записы вается на классной доске. Работу с тестами рекомендуется проводить за 10—15 минут до конца урока.

Каждый тест имеет два задания. Первое (контрольное) для всех учеников, второе (факультативное, чаще занимательное) для тех учеников, которые выполнили первое задание.

Тем учащимся, которые не справились с контрольным заданием, после анализа и исправления ошибок дается возможность получить более высокую оценку, выполнив другой вариант тестового задания. Исклю чение неудовлетворительной оценки, как по казал опыт, оказалось для учеников до полнительным мотивом в овладении иност ранным языком

.

         Промежуточная аттестация  проводится в целях повышения ответственности каждого учителя-предметника за результаты труда, за степень освоения обучающимися государственного стандарта, определенного образовательной программой в рамках учебного года или курса в целом

        Промежуточный контроль( аттестация)  проводится в конце цепочки, четверти. Согласно требованиям учитель должен провести четыре контрольных работы за четверть: контроль чтения, контроль аудирования, контроль письма и контроль говорения.  Если из урока в урок учителем хорошо спланирован текущий контроль, проводится его анализ, обсуждаются и отрабатываются ошибки, то промежуточный контроль должен приносить хорошие результаты.   Конечно в отличие то текущего контроля промежуточный носит более серьёзный характер. Учащиеся должны показать свои знания и умения по пройденному материалу.  Для того чтобы ребятам было легче при итоговой аттестации тексты промежуточного контроля должны быть как можно больше приближены к  текстам итоговой аттестации. Таким образом ,учитель, идущий в ногу со временем и готовящий своих  учеников к трудностям итоговой аттестации  должен приблизить свой промежуточный контроль к аттестации в форме ЕГЭ.

     После проведения любого промежуточного контроля рекомендуется заполнить таблицу, её можно назвать как угодно, например « Сведения об успеваемости »

К/гов

к/ауд

К/чт

К/письма

Богданов А.

3

3

4

3

Варфоломеев А

3

4

5

3

Володин В

4

3

4

3

Высоцкий В

3

3

5

4

Иванов В

3

5

4

3

Коваль М.

5

4

5

4

Кулешов И.

3

2

3

2

Любимова С.

3

4

4

3

Лысова А

3

4

4

4

Мудренов А.

5

4

5

4

Панькина И.

4

4

3

3

Попив.М.

4

4

4

4

Ревазян А

4

4

5

4

Черкашина Д.

3

4

3

4

Чистякова И.

5

5

5

4

Представленная выше таблица результатов  контрольных работ 7 «А» класса за первую четверть 2013г. показывает,  что учащимся труднее даётся  говорение и письмо,  значит при планировании текущего контроля учитель должен обратить большое внимание на эти виды речевой деятельности. Если учитель провёл контроль грамматических навыков и результат не очень хороший, исправить положение помогут фронтальные письменные тесты на повторение и выявления пробелов. Организованный подобным образом контроль как текущий, так и промежуточный поможет учителю и ученику  добиться желаемых результатов.

Виды контроля, применяемые мною в ходе обучения английскому языку, неразрывно связаны с содержанием развития коммуникативных умений: самоконтроль, самооценка, взаимоконтроль, творческая форма контроля «открытого типа» наряду с объективизированными контрольно-тестовыми заданиями, рефлексия собственной учебной деятельности и совместное решение проблемных задач. Можно отметить, что тестирование является одним из непременных условий современного учебного процесса, оно развивается и совершенствуется с развитием обучения иностранным языкам. В связи с внедрением в учебный процесс электронных средств коммуникации и дистанционного обучения роль тестирования будет неизменно возрастать. 

При составлении тестов и контрольных работ используются различные типы заданий. Задания, направленные на контроль отдельных компонентов владения языком, проверяют сформированность грамматических, лексических, фонетических, орфографических и речевых навыков. Важным является использование заданий, направленных на контроль способности и готовности обучаемых к общению на иностранном языке в различных ситуациях. Среди многочисленных типов заданий, которые могут быть использованы для составления тестов и контрольных работ, можно выделить следующие:

дискретные задания – задания, направленные на контроль отдельных компонентов владения языком (проверяющие сформированность грамматических, лексических, фонетических и орфографических знаний и навыков, а также речевых навыков).
перекрестный выбор (matching), избирательные задания;
альтернативный выбор (true – false);
множественный выбор (multiple choice);
упорядочение (rearrangement)
;
завершение/окончание (completion) задания свободно;
замена/подстановка (substitution) конструируемым ответом
 – замена одного из двух согласованных членов влечет за собой изменение форм другого.
трансформация (конверсию) – проверяет умение учащихся задавать вопросы, изменять порядок слов в предложении.
ответ на вопрос;
В тесты и контрольные работы, используемые для промежуточного и итогового контроля, необходимо включать для проверки продуктивных умений такие задания, при выполнении которых обучаемые становятся участниками иноязычного общения. Это могут быть ролевые игры, интервью, заполнение анкеты, круглый стол, т. е. задания, требующие большей самостоятельности и содержащие элементы творчества.

Контроль речевых умений охватывает различные организационные формы контроля: индивидуальный, фронтальный, групповой и парный. Выбор той или иной формы контроля зависит от проверяемого речевого умения и вида контроля - итогового, завершающего или текущего. Для проверки диалогической речи предпочтение отдается парной форме контроля, так как в этом случае можно проверить, как воспринимаются реплики партнера и как реагирует на них другой партнер. Для проверки понимания на слух можно использовать фронтальную проверку, при которой обучаемые письменно на родном языке излагают содержание понятого. Фронтальные формы контроля преобладают в процессе текущего контроля. Для предварительного контроля предпочтительнее индивидуальный контроль. Такой вид контроля дает информацию о каждом обучаемом, поэтому он продуктивно используется и для итогового контроля.

При проверке языковых навыков и рецептивных коммуникативных умений (чтение, аудирование) необходимо использовать преимущественно тесты. При проверке этих навыков и умений можно в полной мере предугадать ответы учащихся. При контроле же продуктивных коммуникативных умений (говорение, письмо) проявляется, хотя и в ограниченных пределах, творчество учащихся, поскольку эти коммуникативные умения связаны с выражением их собственных мыслей. Здесь предугадать наверняка ответ учащихся невозможно. Поэтому продуктивные коммуникативные умения проверяются либо с помощью тестов со свободно конструируемым ответом и последующим сравнением этого ответа с эталоном, либо с помощью коммуникативно-ориентированных тестовыхзаданий (заданий, направленных на решение коммуникативной задачи).

 
«Только в том случае, если мы заранее знаем, ЧТО и КАК будем проверять в конце курса, мы сможем рационально спланировать весь процесс обучения и предоставить 
необходимый уровень автономии учащимся, разделить с ними ответственность за конечный результат учебного труда... Стоит продумать не только формат экзамена, дать образец экзаменационного билета или даже перечень всех вопросов экзамена, но и обозначить параметры и критерии оценивания ответа…Также, следует учить пользоваться этими критериями учителей и самих учащихся.
Совершенствование контроля - одна из самых важных проблем системы современного образования.  Особое значение приобретает разработка средств и форм объективного контроля. В свете произошедших изменений вопросы языкового контроля становятся ключевыми. Учителю необходимо знать не только типологию заданий, но и ясно представлять себе цель, с которой он применяет то или иное задание при планировании контроля.

Отсюда  вытекают  следующие  правила , которыми  следует  неукоснительно  руководствоваться  при  проведении  контроля :

1) Контроль и учет в учебном процессе по иностранному языку играет важную роль — обучающую, воспитывающую и контролирующую, являясь органической частью этого процесса.Контроль  должен  носить  регулярный  характер.

2) Контроль  должен  охватывать  максимальное  количество  учащихся  за  единицу  времени.  Поэтому  в  каждом  отдельном  случае  он  не  должен  занимать  много  времени.

3) Объём  контролируемого  материала  должен  быть небольшим,  но  достаточно  репрезентативным , чтобы  по  степени  его  усвоения/неусвоения  , владения/невладения  им  учащимися  можно  было  судить , приобрели  ли  они  необходимые  навыки  и  умения.

4) Так  как  обучение  и  контроль  органично  связаны , при  проведении  контроля  следует  отталкиваться  от  конкретных  задач  урока.

5)Главным объектом контроля в школьном предмете иностранный язык являются речевые навыки и умения и лишь в незначительной степени — теоретические знания учащихся.


6)Различают тематический, текущий, периодический и итоговый контроль. По форме он может быть устный или письменный, по виду — индивидуальный
 и фронтальный, по способу проверки одноязычный или двуязычный; выбор формы, вида и способа контроля зависит от характера речевых навыков и умений, подлежащих проверке, от целей и условий проведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные формы проведения контроля знаний на уроках русского языка как способ повышения эффективности обучения.

Нетрадиционные формы наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышают уровень владения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, активизиру...

Мастер-класс "Разнообразие форм контроля знаний на уроках русского языка и литературы"

Мастер-класс для педагогов«Это я умею делать лучше всего»...

Формы контроля знаний,умений и навыков на уроках иностранного языка – функции, объекты, виды и формы контроля

Формы контроля знаний,умений и навыков на уроках иностранного языка – функции, объекты, виды и формы контроля...

Система контроля знаний на уроках иностранного языка.

Методика контроля знаний, как целостная система....

ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Интерес к изучению иностранного языка во всех странах мира в последнее время значительно возрос, т.к. это не дань моде, а процесс, который жизненно необходим. Владение иностранным языком является неза...

Тестирование как форма контроля знаний на уроках английского языка

Тест на контрользнаний видовременных форм пассивного залога( 2 варианта)...

Контроль знаний на уроках английского языка в соответствии с ФГОС

Формирующая оценка и техники формирующего оценивания...