Технология обучения иностранным языкам
методическая разработка по английскому языку (5 класс) по теме

Кислун Жанна Константивновна

В статье соержится материал о технологиях обучения английскому языку на разных этапах обучения.

Даются рекомендации как обучать английскому языку на ранних этапах обучения, в среднем звене.

Приводятся примеры предложений и текстов, которые являются отправной точкой обуения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫМ ЗНАНИЯМ В АНГЛИИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

 В ДАННОЙ СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ, ЛЕКСИЧЕСКИХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ БАЗЫ ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ РЕЧЕВЫМИ УМЕНИЯМИ.

Работа над языковым знаком любого уровня (слово, словосочетание, предложение) разворачивается по следующей схеме:

- учащимся предлагается исходный текст, связное осмысленное целое, являющееся естественной средой для данного языкового явления. Именно текст позволяет объединить в учебном материале смысловую характеристику изучаемых явлений и лингвистические факторы, важные для оформления содержания высказывания;

- из предложенного текста учащиеся извлекают всю информацию лингвистического и содержательно- смыслового плана, тренируются в употреблении языкового материала этого текста:

Elephants

The elephant is a huge animal and has got a long nose, four legs and big ears. It is grey. It feeds  leaves and lives in Africa and India. It can run and swim. Almost all elephants prefer to live in the families .These animals are the biggest in the world.

- затем учащиеся создают свои собственные тексты, ситуативно и личностно обусловленные.

Методика работы над произносительной стороной изучаемого языка

Известно, что звуковая материя является первоэлементом речи и слухо- произносительные навыки лежат в основе всех видов речевой деятельности, поэтому работа над произношением учащихся начинается с первых уроков начального этапа и распространяется далее на весь школьный курс обучения иностранному языку.

На начальном этапе происходит формирование слухо произносительной базы, на последующих этапах она должна упрочиваться, соответственно каждый этап имеет свою ответственную задачу в отношении обучения произношению.

Начальный этап. Становление слухо произносительных навыков включает: ознакомление со звуками, тренировку учащихся в их произнесении для формирования навыка, применение приобретенных навыков в устной речи при чтении.

Ознакомление с фонетическим явлением происходит путем наглядной демонстрации его особенности в звучащем тексте.

Например, чтобы произнести английский звук [w], нужно округлить и сильно вытянуть вперед губы, произнеся русское «у». При произнесении английского [r] можно отталкиваться от русского «ж».

Повышению качества сознательной имитации способствует хоровая работа, позволяющая увеличить время тренировки», учащиеся многократно произносят нужные звуки, подчеркивают произносительную особенность звуков: [i], [p], [g].

- произнесите звуки, обращая внимание на долготу (краткость)- [a:], [u:], [i:] и другие;

- произнесите слова по образцу, обращая внимание на звук [a:]: farm, arm, army, amour;

- произнесите слова, обращая внимание на ударение quarter, request, require, carry, letter, water, zipper, exam;

- произнесите словосочетания, не делая пауз между словами- a green tree, a big  green tree , a little red hat.

Средний и старший этапы. Основная задача продвинутого уровня- сохранение и совершенствование произносительных навыков.

Фонетическая зарядка, выполняемая на каждом уроке в течение всего курса обучения иностранному языку представляет собой специальные тренировочные упражнения в произношении, которые предупреждают забыванию фонетического материала и препятствуют деавтоматизации навыков. При выполнении фонетической зарядки учащиеся должны мобилизовать как произвольное, так и непроизвольное внимание к произношению.

Материалом фонетической зарядки могут быть отдельные звуки, звукосочетания, слова, предложения и небольшие тексты, содержащие фонетические явления: One, two, three, four. Point to the window, point to the floor. Five, six pick up sticks. Seven, eight little cats are rained.

 Работа над чтением вслух на продвинутом этапе дает возможность упрочить фонетическую базу учащихся.

Обучение грамматической стороне устной речи и чтения

В основе всех методов, используемых при овладении грамматикой лежит принцип сознательности.

 Методика работы над активным грамматическим минимумом

Для ознакомления с формой, значением и употреблением грамматического явления используется связный текст, подаваемый либо для восприятия на слух (аудиотекст), либо в печатном виде.

Предположим, учащиеся 5-ых классов повторяют названия цветов, им предлагается работа над текстом- высказыванием следующего содержания: My favourite colour is blue, so a lot of my clothes are blue. I think it suits me because I have got blue eyes. I hate red and brown, so I had never wear those, but perhaps I could try green.

Примеры вопросов к тексту- What colour can you find in the text? What is your favourite colour? Can you make up your own text, using different colours?

Например, учащимся предлагается следующий текст- I have a brother. His name is Dima. We like each other, but we are different, I like to read, and he likes to listen to music. I like Pugacheva, but he likes «Modern Talking». I play chess with pleasure, and he plays draughts with pleasure too. I prefer to watch TV in the afternoon, but he adores to watch TV in the morning. I eat soup, but he eats porridge.

Упражнение выполняется следующим образом: учитель рассказывает первый раз полностью о себе, во второй раз-только о себе, а о брате добавляют учащиеся.

Обучение лексической стороне устной речи и чтения

В живом акте речи лексические и грамматические категории нерасторжимы: грамматика организует словарь, в результате чего образуются единицы смысла- основа всякой речевой деятельности.Выясним более обстоятельно, какие задачи ставятся перед овладением лексикой в связи с развиваемыми видами речевой деятельности. Так, для употребления слов в репродуктивных видах речевой деятельности необходимо:

- найти слово в памяти, следовательно оно должно быть заложено в память;

- произнести его, что предполагает владение его фонетической формой;

- включить в сочетание на основе смысловой совместимости и в соответствии с грамматической нормой;

- включить сочетание в предложение, в текст.

Для рецептивных видов речевой деятельности нужно:

- ассоциировать графический или соответственно звучащий образ слова с лексическим значением;

- определить грамматическую форму слова, связи с другими словами, что обусловит проникновение в смысл.

 Во всех случаях, однако, необходимо обучать словарной стороне речевых видов деятельности таким образом, чтобы учащиеся ощущали коммуникативные задачи, то есть то, что слова им нужны для распознавания и выражения  мыслей.

Работа по овладению активным минимумом.

Тренировка учащихся в усвоении слов реализуется при помощи упражнений, упрочивающих семантику новых слов и словосочетаний, образованных на основе смысловой совместимости. Все лексические упражнения делятся в соответствии с этим на две категории, направленные на: 1) запоминание слова, его семантики в единстве с произносительной стороной и грамматической формой; 2) формирование сочетаний слов смыслового характера.

Так к упражнениям первой категории относятся следующие:

- Назвать изображенные на картинке предметы: a cat, a dog, a cow, a mouse, a sheep, a goat, a horse, a sky

- Выбрать из данных слов одно, соответствующее данной ситуации ( теме),- a dog

- Исключить из ряда слово, не соответствующее данной ситуации (теме),- a sky

- Дополнить предложения подходящими словами ( слова даны под чертой или приводятся учащимися по памяти): a farm, a field, a barn.

- Употребить в данном предложении синоним к выделенному слову: The domestic animals live in the farm.

- Придать предложению противоположный смысл, употребив вместо выделенного слова антоним.

- Ответить на вопрос, употребив новое слово.-Who usually live in the farm?

Рассмотрим упражнения, влияющие на формирование потенциального словаря:

- Определить значение производных слов, образованных от известных корней с помощью известных аффиксов:

You remember that the Sailor was very brave and clever. So when he found himself in the warm, dark stomach of the Whale, he was not afraid of all. He began to make a noise and run about in the Whale’s stomach. He jumped  and danced and beat the Whale on the sides of his stomach. And the Whale felt very unhappy.

- Определить значение интернациональных слов.

- Определить значение незнакомых слов по составу их компонентов.

- Определить значение незнакомых слов, отталкиваясь от известного значения, проверить его по контексту.

- Определить значение незнакомых слов, образованных по конверсии.

Особым источником потенциального словаря является языковая догадка. Очень важная составляющая самостоятельной семантизации слов.

Языковая догадка является результатом всех обучающих и жизненных воздействий, поэтому задания к языковой догадке должны быть построены так, чтобы привлечь учащихся к подсказке:

- Прочти полностью текст и определи, о чем он. Это поможет тебе выяснить значение выделенных незнакомых слов.

- Выдели устойчивые сочетания из текста, сделай их дословный перевод.

- Прочти текст (абзац, предложение) и подчеркни предлоги места и времени.

Контроль языковых знаний строится на произвольной основе, он должен носить «следящий» характер, то есть сопровождать весь процесс усвоения, не требуя много времени. Это могут быть письменные упражнения и устные контрольные, охватывающие за несколько минут всех учащихся класса, а также различные виды тестов. При этом в основе контроля лежит не изолированный языковой материал, а элементы речи, частицы связного целого.

Почти любое тренировочное упражнение дает основание судить о качестве выполнение и может быть, следовательно, использовано как контрольное.

Контроль языкового материала следует предпосылать также рецептивным видам деятельности- чтению и аудированию. Ориентация учащихся на понимание, когда еще не ясна языковая форма приводит часто к приблизительному пониманию. В то же время целенаправленный контроль, помогающий высветить нужную форму, ведет к точному  и правильному пониманию, положительно влияет на прогнозирование.

Список литературы:

1. Колкова М.Л., Мякишева М.В. Обучение монологической речи учащихся средней ступени школ с углубленным изучением английского языка.

2. Комарова Ю.А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам.

3.Морозова Т.В. Методика работы с литературно- художественным текстом на занятиях по аналитическому чтению.

4. Орлова Н.Ф, Ульянова М.В. Использование идиом для формирования вербального компонента лингвострановедческой компетенции

5.Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. (Стандарты второго поколения).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

7. УМК « Английский в фокусе» для 5 класса Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс- М,: Express Publishing, Просвещение 2012г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Современные технологии обучения иностранным языкам....

доклад "ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА КАК НОВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ "

В современной школе существуют разные педагогические технологии, направленные на реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении. Особое внимание среди них заслуживает мето...

Информационно-коммуникационные технологии обучения иностранному языку (авторы - М.Н.Евстигнеев, П.В.Сысоев).

Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и пр...

Модульная технология обучения иностранному языку

Модульная технология направлена на развитие личности обучаемого и повышение роли самостоятельной работы, контроля и самоконтроля за ходом и результатом овладения иностранным языком. Специфика данной т...

Современные технологии обучения иностранному языку

Применение ИКТ на уроках английского языка...

Коммуникативная технология обучения иностранному языку

Тема урока: Коммуникативно-речевые компетенции учащихся по теме«Средства массовой информации»   Обучение на основе общения является сущностью всех интенсивных технологий обучения иностранном...

Cовременные технологии обучения иностранным языкам"

«Современные технологии обучения иностранным языкам»Термин технологии обучения (или педагогические технологии) используется для обозначения совокупности приемов работы учителя (способов его научной ор...