Статья Работа с одарёнными детьми
статья (английский язык) по теме

      Ключевые слова: одаренные дети, задатки способностей и их развитие, стремление к лидерству, совершенству, саморегуляция, метапредметные умения и навыки, социальный опыт, творческие способности, самовыражение, проектная методика.

       Одной из приоритетных задач современного общества является выявление одаренных детей и создание условий для развития и реализации их потенциальных возможностей. Введение в 2007- 2008 учебном году обучения иностранному языку со 2 класса дало возможность выявлять наиболее одаренных и талантливых детей, в том числе к освоению иностранного языка, на младшей ступени обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

                   Работа с одаренными детьми

                                                                                             Т.П. Калугина

      Сведения об авторе:   Калугина Тамара Петровна, учитель английского языка, МБОУ СОШ с УИОП № 80 г. Хабаровска.

      «Мало получить дар – надо научить ребенка им пользоваться, овладеть им, усовершенствовать его, чтобы стать мастером, соединяющим в высшей точке своего развития природу, устремления, знания и опыт».

                                                                                                         /А.А.Никитин/

      Все дети одарены. Отечественный психолог Л.С.Выготский ссылался на Шопенгауэра, говоря, что, «каждое дитя до известной степени гений». Среди одаренных детей можно выделить следующие группы:

  1. Первая группа – «сверх-одаренные» дети с чрезвычайно ускоренным умственным развитием, из которых могут появиться студенты в возрасте 13-ти лет и шахматные чемпионы. Такие дети составляют контингент специальных интернатов.
  2. Вторую группу составляют дети с очень высоким уровнем проявления специализированных способностей, а вернее, задатков, например, музыкальных или математических. Такие дети обычно обучаются в специализированных школах.
  3. Третья группа – это дети, обучающиеся вместе с другими в обычной массовой школе, но для которых характерна особая предрасположенность к овладению той или иной образовательной областью, определенная психологическая зрелость, что не означает высокий коэффициент умственного развития, но связано с высоким уровнем проявления социальной культуры.

      Ключевые слова: одаренные дети, задатки способностей и их развитие, стремление к лидерству, совершенству, саморегуляция, метапредметные умения и навыки, социальный опыт, творческие способности, самовыражение, проектная методика.

                                                              1

     Проблема работы с одаренными детьми – не столько проблема, связанная с отбором таких детей, сколько проблема, связанная с развитием личности школьника. Основная задача учителя – организовать учебно-воспитательный  процесс по иностранному языку и его психологическое обеспечение таким образом, чтобы были учтены и задействованы все подструктуры личности школьника: индивидные, субъектные и личностные. (В.П.Кузовлев)

       Одной из приоритетных задач современного общества является выявление одаренных детей и создание условий для развития и реализации их потенциальных возможностей. Введение в 2007- 2008 учебном году обучения иностранному языку со 2 класса дало возможность выявлять наиболее одаренных и талантливых детей, в том числе к освоению иностранного языка, на младшей ступени обучения.

       «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра…»   (Джон Дьюи).

        Планируя работу с одаренными детьми, необходимо учитывать черты, характеризующие одаренного ребенка: хорошая память, высокий уровень интеллекта, развитая речь, большой словарный запас.

       Но также характерными для него являются неприязнь к традиционным методам обучения, стремление к лидерству, повышенные требования к себе  и окружающим, стремление к совершенству во всем, а также нетерпимость. Способные, а тем более одаренные дети быстро схватывают объяснение учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями,  им необходим высокий темп продвижения, сложность и оригинальность заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности.

       К тому же не все  одаренные дети испытывают интерес к изучению иностранного языка, т. к. его изучение требует определенных волевых усилий, навыков саморегуляции, что нередко является для этой категории детей проблемой. Привлекая таких детей к изучению иностранного языка, вовлекая их в творческую деятельность, необходимо формировать и развивать у них способность ставить перед собой задачи, намечать пути их решения, планировать и анализировать свою деятельность, т.е. формировать

                                                              2

метапредметные умения и навыки. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.

        Работа в классах углубленного изучения английского языка  по программе И.Н.Верещагиной дает широкие возможности для выявления одаренных детей и развития их личности. Эта работа – одновременно и сложная, и интересная. Углубление заключается в том, что английский  язык начинают учить с первого класса и количество часов на изучение больше, чем в обычных классах. Способных детей видно сразу. Они слету запоминают английские слова, грамотно строят предложения, у них хорошее произношение, они могут высказать свое мнение, быстро выполняют задания. Работать с такими ребятами очень интересно, хочется передать им все свои знания. Но как это сделать на уроке, ведь в группе 15, а то и больше человек? Научить надо всех, уделить всем одинаковое количество времени и внимания. На помощь приходят конкурсы, олимпиады, недели английского языка, конференции, драматизация сказок, постановка спектаклей, внеурочная работа. Это - находка для одаренных детей. Готовится, правда, приходится после уроков, но это очень увлекательно и интересно.

       Ежегодно в нашей школе проводится неделя английского языка, которая предоставляет большие возможности для раскрытия творческих способностей одаренных детей. С удовольствием и большим желанием учащиеся принимают участие в различных конкурсах по возрастным категориям: конкурс открыток и «валентинок» для начальной школы, драматизация сказок для 5-6 классов, поэтический конкурс для 7-8 классов, конкурс инсценированной песни для 5-8 классов, викторины по англо-говорящим странам, «Этот забавный английский язык» для 9-11 классов, конкурс тематических газет.

      Активное участие наши учащиеся принимают во Всероссийской олимпиаде школьников, в ежегодном международном игровом конкурсе по английскому языку «British Bulldog». Увлекательны и интересны для наших детей стали конкурсы «Письмо Санта Клаусу» и «Книгочеи», проводимых Кембриджским ресурсным центром, школой английского языка  «ELC».

      Всем известно, что в детстве многие дети талантливы. В творчестве   маленького ребенка есть нечто художественно ценное, роднящее его  с

                                                              3

подлинным искусством. Важно вовремя понять ребенка, принять его детский мир фантазий и сказочных превращений. И это хорошо просматривается в творческих  работах детей. Одним из видов речевой деятельности по  английскому языку является «Письмо», поэтому уже в начальной школе провожу работу по написанию мини- сочинений, коротких рассказов, сказок, в которых младшие школьники находят свое самовыражение.

        Эффективной работой по развитию способностей учащихся является применение проектной методики на уроках английского языка. Несмотря на все сложности работы над проектом, можно сказать, что это весьма продуктивный вид деятельности. Работа идет под девизом: «We Think, we Learn, we Create» («Мы думаем, мы учимся, мы создаем»). Проектная работа дает возможность развивать у ребенка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя. Учащиеся, выполняя проекты, могут представлять их на конференциях, фестивалях, создавать буклеты и брошюры, вести блоги и общаться между собой на различных форумах.

       Главная задача педагога при работе с одаренными детьми – привить ребенку вкус к серьезной работе. Необходимо, чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.

                                                                                           

                                                                                             Т.П. Калугина

      Сведения об авторе:   Калугина Тамара Петровна, учитель английского языка, МБОУ СОШ с УИОП № 80 г. Хабаровска.

                                                           4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы работы с одарёнными детьми, с отстающими детьми.

Планы индивидуальной работы с одарёнными детьми и имеющими пробелы в знаниях учениками....

Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...

Организация работы с детьми «группы риска» и одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Материалы к обсуждению на методическом объединении учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы в 2013 г....

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...