Статья "Информационные подходы и технологии как фактор повышения мотивации учебной деятельности учащихся"
статья по английскому языку на тему

Мифтахова Гульназ Халитовна

Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет  на  уроке  иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет  позволяет выйти за временные и пространственное рамки, предоставляя  ее  пользователям возможность аутентичного общения с  реальными  собеседниками  на  актуальные для обеих сторон темы. Я полагаю, что использование Интернет-ресурсов является более плодотворным, когда оно выступает частью более крупной структурированной работы. Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной Интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informats.tekhnologii.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гульназ Халитовна Мифтахова,

преподаватель иностранного языка

ГАОУ СПО «Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля»

Информационные подходы и технологии как фактор повышения мотивации учебной деятельности учащихся

На современном этапе развития школьного и среднего образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улучшения знания английского языка. Успешное овладение иностранным языком сегодня - это необходимая предпосылка для получения интересной работы в стране и за рубежом, укрепления дружбы с представителями различных стран, для продолжения обучения в международных высших учебных заведениях и профессионального роста в избранной области специализации.  Далеко не достаточно для обеспечения должного уровня знания иностранного языка проведения двух-трех уроков при использовании традиционных методов и форм работы на уроке. Необходимо разрабатывать и использовать новые подходы и технологии, нацеленные на повышение мотивации учебной деятельности школьников и студентов, а соответственно и уровня владения языком. Безусловно, в наши дни обучение иностранным языкам в учебных заведениях невозможно представить без использования мультимедийных средств обучения. Модернизация образования направлена на то, чтобы учебный процесс способствовал формированию необходимых качеств, которые помогут учащимся сориентироваться в современном мире.

      Возможность иллюстрирования реального процесса общения на иностранном языке, необходимость приближения образовательной среды к реальным условиям функционирования изучаемого языка и культуры, безусловно, являются актуальными задачами методики обучения иностранным языкам. Внедрение технологий мультимедиа в процесс обучения позволяет обеспечить в школах и колледжах условия, способствующие решению вышеуказанных задач. С психологической точки зрения такое обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал.

      Ни для кого не секрет, что с каждым днем меняется содержание и структура программы по иностранному языку. В программу включены современные методы работы, к примеру, метод проектов, который требует практического применения информационных технологий, а именно поиск новой информации в Интернете, формулировка проблемы и способов ее решения с активным использованием новейших компьютерных программ. При этом должны быть приняты во внимание высокие требования, которые выдвигаются в современных условиях к формированию у подрастающего поколения готовности к творческой созидательной деятельности в любой области.

      Использование информационных (компьютерных) технологий также кардинально расширяет возможности учителя в выборе материалов и форм учебной деятельности, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными. В основу использования на уроках иностранного языка мультимедийных презентаций положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным, а внутри учебного аспекта – всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, аудированием, письмом. Создание и использование мультимедийных презентаций на уроках и во внеклассной работе является эффективным способом обучения, помогающим ученику осознавать себя как активного субъекта познания, испытывать радость победы и успеха в личностно-значимой для него деятельности.

      Использование мультимедийных презентаций имеет много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся. Разработанные мультимедийные уроки по различным темам позволяют быстро запоминать и активизировать лексический материал, с удовольствием участвовать в диалоге с учителем, способствуют практическому овладению устной речи. В связи с этим использование на уроках иностранного языка электронных учебно-методических пособий, создание презентаций и фильм-слайдов для повышения эффективности образовательного процесса является просто необходимым.

   Будучи педагогом иностранного языка в педагогическом колледже, я считаю, что использование мультимедийных презентаций в учебном процессе позволяет: - создать на уроках атмосферу иностранного языка; -повысить интерес к изучаемому материалу, а, следовательно, и к языку; - создать условия для умственной активности и самостоятельного творчества учащихся.

         Что касается использования презентаций на уроке иностранного языка, то я стараюсь варьировать в этом вопросе. Во-первых, провожу презентации на уроке при объяснении нового материала, например, грамматики или лексики. В основном, использование информационно-коммуникационных средств на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы и на любом этапе урока. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении материал будет восприниматься учащимися легче и быстрее. На основе тестовых программ и оказания справочно-информационной поддержки можно интереснее провести контроль уровня сформированности грамматических навыков. Кроме того, презентация может быть использована в качестве наглядности, т.е. я заменяю устаревшие плакаты и картинки. А самым на мой взгляд важным и продуктивным применением мультимедийных презентаций является выполнение индивидуальных и групповых проектов на заданные темы по языку самостоятельно учениками, а затем их защита на уроке. Понятно, что каждый учащийся имеет свой багаж знаний, умений и навыков, и проекты отличаются по содержательности и качеству, но они выполнены в сотрудничестве с одноклассниками или учителем. При этом мои студенты видят реальный практический результат. Они строят новые отношения. Свои работы они скорее предъявляют своим товарищам, нежели мне. Здесь важно показать свои способности, скрытые таланты, найти свою модель демонстрации, защитить свою позицию, мнение. Проект помогает нам проверить уровень сформированности умения чтения и навыков устной речи, а также развивает у учащихся умение находить соответствующую информацию, творчески мыслить, отстаивая свою точку зрения.

      Показателями правильности выполнения работы учащимися для меня являются следующие критерии:

-ярко выраженная проблема, цели, задачи и методы исследования;

-использование достаточного количества электронных и печатных источников информации;

-правильное цитирование первоисточников;

-привлечение внепрограммного материала;

-наличие в работе своих собственных выводов;

-поэтапность работы;

-обоснованное использование наглядности;

-правильные высказывания на иностранном языке с точки зрения грамматики, лексики и элементарной логики;

-эффективно выстроенная защита своей работы и умение отстоять ее на должном уровне.

    Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет  на  уроке  иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет  позволяет выйти за временные и пространственное рамки, предоставляя  ее  пользователям возможность аутентичного общения с  реальными  собеседниками  на  актуальные для обеих сторон темы. Я полагаю, что использование Интернет-ресурсов является более плодотворным, когда оно выступает частью более крупной структурированной работы. Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной Интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами. Например, на уроке английского языка, где изучаются особенности и традиции Великобритании, учащимся для того, чтобы ответить на некоторые вопросы, необходимо не только найти в Интернете информацию, но и пообщаться с учащимися из других стран, узнать их мнение, затем отработать это, выбрать самое интересное и значимое.

      Обобщая все выше сказанное, следует заметить, что я не могу похвастаться тем, что все в моей работе получается и идет гладко и без ошибок, однако гору осилит идущий, а не ошибается тот, кто ничего не делает.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные уроки как средство повышения мотивации учебной деятельности учащихся

Интеграции предметов гуманитарного цикла способствует развитию  у ребёнка эмоциональной сферы, его чувств, души. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого ...

Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках географии

По статистике состояния здоровья большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью». Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная сист...

Использование информационно-коммуникационных технологий как фактор повышение мотивации учащихся к обучению

За последние годы учителя иностранного языка получили значительную самостоятельность в выборе средств обучения, творческом осмыслении содержания и путей реализации программных требований. Признавая су...

Урок-квест для повышения мотивации учебной деятельности учащихся

Урок-квест для повышения мотивации учебной деятельности учащихся...

Доклад по теме: "Способы повышения мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка" .

Работа учителя по повышению мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка....

«Повышение мотивации учебной деятельности учащихся как важнейшая составляющая эффективного учебно- воспитательного процесса»

МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»Методический семинар«Повышение мотивации  учебной деятельности учащихсякак важнейшая составляющая эффективного учебно-воспитательного процесса»Ц...