ПРофильно-ориентированное обучение ИЯ в колледже
статья по английскому языку на тему

Колесникова Наталья Витальевна

В данной статье раскрывает выозможности обучения иностранному языку с целью развития профессиональных компетенций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_profilnom_obuchenii_2.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

«Профильно-ориентированное обучение иностранному языку в колледже»

Колесникова Н.В.

Изучая иностранный язык с учетом профессиональной направленности, обучающиеся с самого начала обучения приобретают элементарные навыки работы со словарями, что находит практическое применение в профессиональной деятельности квалифицированного специалиста.

 Профессиональная мотивация средствами иностранного языка способствует реализации принципа преемственности в обучении иностранному языку. Знания, полученные на уроках иностранного языка в начальной, средней школе усложняются и максимально приближаются к уровню профессиональной коммуникативной компетенции при обучении в среднем и высшем учебном заведении. В научно-методической литературе дается следующее определение коммуникативной компетенции: коммуникативная компетенция – это способность и готовность практически использовать приобретенные иноязычные речевые навыки и умения, языковые и страноведческие знания как в наиболее употребительных сферах непосредственного общения с носителями языка, так и опосредованно (через письменно фиксированный или звучащий текст, а именно уметь, например, просмотреть газету, журнал, прочитать или прослушать объявление и т.д.) [1].

Содержание профильно-ориентированного обучения иностранному языку должно составить процесс формирования коммуникативной компетенции. Результатом ее формирования являются умения заданного уровня в пяти видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме, переводе. Содержание обучения иностранному языку в педагогическом колледже отражает тематику и сферы общения, наиболее значимые для формирования необходимых предметных и профессионально-направленных речевых умений. Тематика программы разработана таким образом, что она охватывает основные профессиональные компетенции, которыми обучающиеся должны овладеть  по окончании обучения по специальностям «Преподавание в начальных классах» или «Дошкольное образование».

На протяжении первого года обучения программа предусматривает повторение и обобщение знаний, полученных в средней школе. У студентов есть возможность разобраться в том материале, который не совсем был понятен в школе, практически закрепить приобретенный опыт общения на иностранном языке.

Со второго года обучения изучение иностранного языка имеет профессиональную направленность. Несомненно, современный специалист должен быть действительно компетентен в профессионально-ориентированной сфере общения. Он должен уметь запросить и дать информацию об интересующих его вопросах у носителя языка. То есть, выехав за рубеж или же принимая у себя на родине иностранного специалиста, он мог бы свободно обмениваться терминами на иностранном языке в области своей профессии. Также он должен иметь навыки для перевода и интерпретации предметно-научной литературы.

Т.С. Серова считает необходимым рассматривать профессионально-ориентированную читательскую деятельность студентов как одну из подсистем в общей системе их творческой интеллектуальной познавательной деятельности, связанной с конкретными задачами обучения специальности [3].

Профессионально-ориентированное чтение на иностранном языке, навыки которого студенты получают при обучении в колледже, оказывает реальную помощь в профессиональной деятельности специалиста, так как оно является одним из основных способов пополнения знаний по профилю специализации.

Уровень познавательной активности студентов тесно связан со степенью сформированности профессиональной направленности. При отборе иноязычной информации преподаватель должен умело подобрать тексты для перевода, учитывая при этом интересы студентов, их индивидуальные особенности и уровень знаний. Органическая связь обучения иностранному языку с изучением специальных дисциплин обеспечивает высокую информативность учебного материала, его актуальность.

Работа с иноязычной информацией способствует формированию и развитию профессиональных интересов студентов, активизации их познавательной деятельности, готовности обучаемых целенаправленно использовать полученные языковые знания в сфере профессиональной деятельности.

На наш взгляд, для достижения указанных целей в основу преподавания иностранного языка должны быть положены следующие принципы:

1) тесная совместная работа преподавателя иностранного языка и преподавателей дисциплин профессионального цикла;

2) основной учебный материал берется из оригинальных иностранных источников, включая специальную терминологию. Источником материала могут служить в первую очередь энциклопедии и специальные справочники, журналы, а также поиск информации через интернет, учебники и различные учебные пособия и т.п.

Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку целесообразно осуществлять с учетом современных технологий обучения, такие как инновационные и проектные технологии, обучение в сотрудничестве, метод портфолио, а также дистанционное обучение.

Немаловажную роль играет и самостоятельная работа обучающегося, на которую в программе предусмотрено достаточное количество времени. Выполняя предложенные преподавателем задания, студенты имеют возможность закрепить полученные знания, углубить их и практически применить, проявляя творческий подход, инициативность  и самостоятельность. Задания для самостоятельной работы должны создавать проблемность, поиск, развивать мышление на интересном, информативном, эмоционально окрашенном материале текстов и заданий к ним. Участие в таком виде деятельности способствует формированию у студента познавательной активности, профессиональной компетентности.

Таким образом, преемственность в профессионально-ориентированном обучении способствует более прочному владению иностранным языком и формированию конурентоспособного специалиста в современном мире.


Список использованной литературы:

  1. Бим, И. Л. Основные направления организации обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы / [Текст] И. Л. Бим. //  Иностранные языки в школе. – 2002. – № 5. – С. 7-8.
  2. Каргина, Е.М. Использование принципа преемственности в профильном профессионально-ориентированном обучении иностранному языку/ [Электронный ресурс]. Е. М. Каргина. // Гуманитарные научные исследования. – Февраль 2014. – № 2 (http://human.snauka.ru/2014/02/5921).
  3. Серова, Т. С. Тезаурусно-целевой подход в организации и введении лексики при обучении профессионально-ориентированному чтению на иностранном языке в вузе. / [Текст] Т. С. Серова. // Иностранные языки в высшей школе: Учеб. – метод. пособие / Под ред. Н.С. Чемоданова. Вып. 18. – М.: Высш. шк., 1985. – 152 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФИЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ НА ЗАНЯТИИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.

Данная статья рассказывает о разработке учебного занятия в группе парикмахеров...

Методическая разработка на тему: «Обучение лексике иностранного языка в медицинском колледже» (Комплекс лексико – грамматических упражнений)

Настоящая методическая разработка предназначена для преподавателей иностранного языка медицинского колледжа. Её цель – ознакомление с новым методом преподавания иностранного языка – лингвосоциок...

Профильно - ориентированное обучение иностранному языку.

Речь идет о профильно - орентированном обучении, т.е о системе иноязычной подготовки старшеклассников, направленной на овладение иностранным языком в рамках нефилологического профиля....

Профильно-ориентированные курсы

Программы "Business English", "Writing Styles, writing skills"...

Профильно- ориентированное обучение иностранным языкам в современной школе

Статья посвящена вопросам профильно - ориентированного  обучения в старших классах общеобразовательных школ. В частности, о  роли элективных курсов в профильной подготовке учащихся....