Профильно- ориентированное обучение иностранным языкам в современной школе
статья (11 класс)

Тимохина Елена Сергеевна

Статья посвящена вопросам профильно - ориентированного  обучения в старших классах общеобразовательных школ. В частности, о  роли элективных курсов в профильной подготовке учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  ШКОЛА №31  КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА  ВОЛГОГРАДА»

Профильно- ориентированное обучение иностранным языкам в современной школе

 

Автор:

Учитель английского языка МОУ СШ № 31 Красноармейского района Волгограда

Тимохина Елена Сергеевна

Волгоград – 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Введение                                                                            стр  3

2. Глава 1 Теоретические вопросы

профильно –ориентированного обучения

иностранному языку в современной школе                       стр  5

3. Глава 2 Практические вопросы профильной

подготовки в МОУ СШ № 31                                             стр 18

4. Заключение                                                                       стр 20

5. Список литературы                                                          стр 22

ВВЕДЕНИЕ

Современное школьное  образование формирует у старшеклассников не только  систему универсальных знаний, умений,  навыков по иностранным языкам, но и  опыт самостоятельной творческой активности, и  навык самоанализа, то есть ключевые компетенции, которые определяют современное качество содержания образования. Образование сегодня рассматривается как подготовка разносторонне развитой личности, а обеспечение права выбора профессии является одной из важнейших задач государства и общества. Получение профессионального образования во многом определяется выбором, который ученик должен сделать достаточно рано. Поэтому важнейшая задача образовательного учреждения заключается в создании для учащихся условий выбора профессиональной подготовки.

Новые задачи современного образования  предполагают единые требования к уровню подготовки выпускников в формате ФГОС и подготовку их к сдаче государственного экзамена. Так, выпускники профильных языковых школ сдают ЕГЭ по тем же критериям, что и выпускники обычных средних школ либо школ с физико –математическим профилем. Сегодняшние старшеклассники воспринимают иностранный язык как инструмент, обеспечивающий доступ к информации, получаемой различными способами при устном и письменном общении. Они понимают, что знание иностранного языка необходимо им как для продолжения обучения, так и для осуществления профессиональной деятельности.

Перспективы введения профильного обучения в старшей школе вызвали интерес к такой форме образовательной деятельности как элективные курсы, которые являются важным условием развития личности в рамках школьного образования. Элективные курсы, согласно проекту стандарта общего образования, должны обеспечить как подготовку к выбору профиля в основной школе, так и сам процесс профильного обучения в старшей школе. Элективные курсы - это важная часть как  предпрофильной, так и профильной подготовки учащихся.  Элективные курсы по выбору в старших классах должны сыграть ведущую роль в профориентации школьников. Именно они призваны помочь учащимся в выстраивании индивидуальной траектории обучения.

                                            ГЛАВА I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ВОПРОСЫ ПРОФИЛЬНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

В условиях современности особое внимание уделяется старшим классам полной средней школы как заключительной ступени общеобразовательной подготовки молодого человека, подводящей его к началу профессионального образования или профессиональной деятельности.

Концептуальные основы профильного обучения, его цели, содержание, принципы и технологии, психолого-педагогические основы освещены в работах дидактов, занимающихся проблемами профильного обучения (Т.П. Афанасьева, Г.А. Бордовский, С.Г. Броневщук, А.И. Влазнев, Е.В. Воронина, И.Б. Готская, Ю.И. Дик, Д.С. Ермаков, В.И. Ерошин, А.А. Журин, И.А. Зимняя, М.Л. Кондакова, А.А. Кузнецов, П.С. Лернер, Н.В. Немова, В.А. Орлов, А.А. Пинский, Е.Я. Подгорная, Т.И. Пуденко, Н.Ф. Родичев, М.В. Рыжаков, И.А. Сасова, Л.О. Филатова, А.В. Хуторской, С.Н. Чистякова и др.).

Вопросами преподавания иностранных языков на базовом и профильном уровнях занимается целый ряд отечественных методистов: (М.З. Биболетова, И.Л. Бим, М.Л. Вайсбурд, Н.П. Грачёва, В.В Копылова, Н.Ф. Коряковцева, М.А. Лытаева, Л.А. Милованова, О.Г. Поляков, Е.А. Пореченкова, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, П.В. Сысоев, Н.Н. Трубанёва, А.В. Щепилова и др.), которые разработали стандарты и примерные программы обучения иностранным языкам на базовом и профильном уровнях,  написали  рекомендации по преподаванию иностранных языков в старших классах различных профилей.

Личностно ориентированный деятельностный подход в обучении  по-новому ориентирует педагогов в вопросах преподавания иностранных

языков, исходя при формулировке задач из актуальных потребностей,

запросов и возможностей старших школьников.  Возможность выхода на

основе филологического профиля на большее количество специальностей

вызывает потребность в более отчетливом профориентационном акценте

при обучении иностранному языку. Усилению профориентационной

составляющей могут способствовать в том числе элективные курсы,

знакомящие учащегося с основами его предполагаемой будущей

профессии. профильное обучение призвано целенаправленно подготовить

учащегося к дальнейшей деятельности (учебной и/или профессиональной)

и успешной реализации своих профессиональных устремлений,

способностей и возможностей, чему во многом способствует введение

профориентационного компонента.

Как отмечают С.Н. Чистякова и Н.Ф. Родичев,  в качестве цели

профильной ориентации в старшей школе выступает формирование

профориентационной компетенции, которая выражается в готовности

школьника испытывать потребность в выборе, в образовательной и

профессиональной самоидентификации, ставить и корректировать

ближние и дальние цели, приобретать опыт создания личностно значимых

образовательных продуктов, владеть способами деятельности по

обеспечению принятия решения о продолжении образования и

профессиональном становлении.

            Филологический профиль, где изучаются литература, русский и

иностранные языки на профильном уровне, готовит в основном к

продолжению образования в педагогических, лингвистических и других

специализированных, языковых вузах. Однако в настоящее время

большим спросом пользуются специальности , где язык  выступает в своей

прикладной функции как составная часть другой предметной области.

Например, менеджер по туризму (иностранный язык используется           как средство межкультурного общения в данной специфической сфере

коммуникации, предусматривающей описание достопримечательностей

для зарубежных туристов, исторические и культуроведческие пояснения

на иностранном языке, организацию быта иностранных гостей и т.д.),

специалист по внешнеэкономическим связям, переводчик в разных сферах

деятельности, журналист и др.

 И.Л. Бим  в своих работах описывает структуру и содержание, принципы, приемы и технологии, особенности организации профильного обучения иностранным языкам в рамках различных профилей, в общих чертах поясняет отличия профильного уровня обучения иностранному языку от базового.

Общеизвестно, что в настоящее время цели обучения иностранным языкам на различных этапах формулируются в соответствии с принятыми Советом Европы общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком. Так, по окончании базового курса учащиеся должны достигнуть порогового уровня (В1). Целью профильного обучения иностранному языку является достижение уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции, который соответствует уровню В1+ (пороговый усиленный) и приближается к уровню В2 (пороговый продвинутый). Вместе с тем задачи профильного обучения иностранному языку в значительной степени дифференцируются по причине определенной специализации, нацеленности содержания обучения на выбранный профиль с учетом сферы будущей профессиональной деятельности школьника. При этом, как отмечает И.Л. Бим, специализация может варьироваться в зависимости от профессиональных устремлений школьника: – намерения продолжать профильное изучение иностранного языка в лингвистическом (языковом) педагогическом вузе; – желания использовать иностранный язык как средство изучения другой предметной области; – планов применения иностранного языка в практической деятельности после окончания школы, например, в качестве гида-переводчика, секретаря-референта со знанием иностранного языка и др.          Специализации филологического профиля соответствует преимущественно первая из перечисленных профессионально-ориентированных возможностей использования иностранного языка.

Согласно И.Л. Бим, профилизация при профильном обучении иностранному языку осуществляется на четырех уровнях. Углубление происходит:

1. За счет более тщательной проработки инвариантного ядра содержания обучения, то есть базового курса.

2.Подключения модулей с дополнительным профильно-ориентированным материалом соотносящимся с профессиональной направленностью профиля

3. Привлечения элективных курсов и практик.

Руководствуясь требованиями личностно ориентированного подхода, И.Л. Бим выделяет следующие принципы профильного обучения иностранным языкам:

1) принцип социокультурной  коммуникативно-когнитивной направленности обучения (речевое и культурное развитие личности средствами иностранного языка);

2) принцип дифференцированного и индивидуального подхода, возможность создать собственную траекторию обучения;

3) принцип учета и развития профессиональной ориентации старшеклассников за счет предоставления им возможности углубленного изучения иностранного языка исходя из их профессиональных устремлений;

4) принцип возрастания удельного веса самостоятельности старшеклассников, развития их автономии, сознательного отношения к организации своей учебной деятельности вплоть до планирования индивидуальной траектории обучения;

5) принцип интенсификации речевого и социального взаимодействия школьников средствами иностранного языка;

6) принцип опоры на уже имеющийся опыт учения;

7) принцип реализации преемственности языкового образования между всеми звеньями системы образования – между основной и старшей школой, между школой и вузом;

8) принцип продуктивности, нацеливающий на совершенствование как материальных продуктов учебной деятельности старшеклассников, так и нематериальных (в форме принятия смыслового решения, в форме прироста знаний, навыков и умений, духовных качеств в плане образования, воспитания и развития)

Как можно заметить, данные принципы согласуются с перечисленными выше   дидактическими принципами профильного обучения. Особое место в своих исследованиях И.Л. Бим отводит описанию технологий профильного обучения иностранному языку. К основным она относит метод проектов, обучение в сотрудничестве, портфолио, здоровьесберегающие технологии.    Таким образом, в исследованиях И.Л. Бим профильное обучение иностранному языку, благодаря различным возможностям специализации, привлечению модулей, элективных курсов,  рассматривается как многоярусная система, гибкая и вариативная, открывающая старшеклассникам большие возможности для выстраивания индивидуальных программ обучения в зависимости от того, как они хотят использовать иностранный язык в своей дальнейшей деятельности.

Профильное обучение в целом и элективные курсы в частности – это два ключевых нововведения на старшем этапе средней общеобразовательной школы, очень своевременные и необходимые именно в свете актуальных процессов, происходящих в системе образования. Внедрение элективных курсов по иностранному языку способствует не только обновлению содержания школьного образования, но и специализированной подготовке учащихся в старшей школе. Формы обучения должны быть ориентированными на инновационные педагогические технологии: коммуникативно-направленная групповая работа, проектно-исследовательская деятельность, индивидуальная творческая деятельность, выделение проблемы, сбор информации, ее обработка, обсуждение. Элективные курсы входят в учебный план и являются обязательными для старшеклассников.                                                  

Общая цель профессионально-ориентированных элективных курсов по иностранному языку включает в себя реализацию двух компонентов: когнитивного и деятельностного.

 1. Когнитивная составляющая предполагает приобретение посредством иностранного языка начальных знаний (только ознакомление) в рамках специализированной области. К этому компоненту в зависимости от конкретной профессиональной направленности относятся самые элементарные основы наук, служащие базой для специальности, а также специализированная терминология, в том числе сопоставление русских и иностранных профессиональных терминов, особенности использования иностранного языка в данной специальности и т.д.

2. Деятельностный компонент подразумевает приобретение посредством использования различных видов иноязычной речевой деятельности некоторых практико-ориентированных умений и навыков в специализированной области, прежде всего в сфере профессиональной коммуникации. Эта группа целей определяет начальную профессионально-ориентированную коммуникативную практику по выбранной специальности, овладение основными профессиональными навыками и умениями согласно требованиям конкретной профессии.

Таким образом, к целям профильного курса иностранного языка профессионально-ориентированный электив «подключает» некоторые из целей специализированных дисциплин, в том числе высшего профессионального образования в рамках соответствующей специализации, а также профессиональной деятельности в самом элементарном варианте, в плане ознакомления. При этом на основе иноязычной коммуникативной компетенции формируется профориентационная компетенция учащихся.

           Осуществляя дальнейшую конкретизацию, обозначим, как отдельные компоненты иноязычной коммуникативной компетенции – языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная  – способствуют достижению некоторых целей профессиональной деятельности в ее элементарных формах.  Так, языковая компетенция будет включать в себя знания лексикограмматического материала, специфичного для данной профессиональной сферы общения, в объеме, соответствующем школьному профильному уровню. Прежде всего, это терминология, языковые клише, грамматические структуры, используемые в конкретной области профессионального общения.

           В плане речевой компетенции задача профессионально-ориентированного элективного курса состоит в том, чтобы обучить элементарным основам речевого поведения в некоторых возможных ситуациях профессионального общения в рамках выбранной профессиональной сферы. В нашем случае к речевой компетенции будут относиться специфика стилистического оформления речи (например, особенности делового стиля), корректное использование профессиональной терминологии в общении, знание этикетных норм профессионального общения. Учащиеся знакомятся со спецификой использования различных видов речевой деятельности в профессиональном общении, например: написание деловых писем, ведение деловых переговоров, восприятие на слух сводки деловых новостей, подготовка устной презентации, перевод документации и т.п.        Социокультурная компетенция, развитию которой уделяется особое внимание при изучении иностранного языка, также играет особую роль в профессионально-ориентированном элективном курсе. Учитывая, что элективный курс ориентирует учащихся на дальнейшее обучение и впоследствии работу в качестве международных специалистов, необходимо познакомить их с социокультурным контекстом выбранной профессиональной сферы как в нашей стране, так и в странах изучаемого языка.

        Очень часто специфика профессиональной деятельности, статус профессии, требования к личностным и профессиональным качествам находятся в зависимости от особенностей национальной культуры, социокультурных, страноведческих и исторических реалий той или иной страны. Компенсаторная компетенция призвана помочь учащемуся выйти из затруднительной ситуации, создавшейся из-за нехватки необходимых языковых и речевых средств. В этом случае в ситуациях, приближенных к профессиональному общению, как и в ситуациях повседневного общения, учащемуся могут помочь умения использовать описание, дать дефиницию, переспросить, уточнить и др.

         Учебно-познавательная компетенция, развитие которой также продолжается в рамках профессионально-ориентированных элективных курсов, включает в себя прежде всего умение корректно использовать свои иноязычные знания, навыки и умения для приобретения необходимых (самых элементарных) компетенций в выбранной профессиональной области.

Сюда можно отнести умения использовать иноязычную специализированную справочную литературу, Интернет и другие информационные технологии с целью поиска необходимой информации в профессионально-  ориентированной сфере, знания о соответствующих информационных источниках, в которых может содержаться необходимая учащемуся информация.

            Поставленные цели обусловливают отбор технологий и методов обучения, форм организации учебного процесса.

            Можно предусмотреть два основных вида организации занятий, в рамках которых учитель может использовать многообразные формы и режимы работы. Прежде всего, это теоретические занятия, которые, однако, не должны глубоко проникать в теоретические основы научных дисциплин, а давать лишь самый общий обзор, направленный в основном на пояснение и облегчение дальнейшей практической работы, то есть формировать именно те знания, умения и навыки, которые потребуются учащимся в практической деятельности.

           Подобные занятия предполагают разнообразные режимы работы. Так, индивидуальная работа может предусматривать чтение специализированных текстов, работу с их содержанием (выполнение предтекстовых и послетекстовых заданий и др.), работу с лексическим  материалом (специализированной терминологией), подготовку устных сообщений, связанных с проблематикой той или иной профессиональной области, подготовку письменных материалов, также связанных с особенностями профессии, работу над рефератами, аудирование.

           Все описанное свойственно и индивидуальной работе в рамках обычных уроков иностранного языка, однако продукт этой работы в зависимости от выбранной профессиональной области специфичен. Это может быть, например, подготовка пресс-релиза (область «public relations»), описание памятника культуры (область туристического бизнеса) и т.д. Парная работа может предусматривать составление различных типов диалогов в рамках профессионально-ориентированной тематики. Подобная форма работы поможет подготовить учащихся к особенностям профессионального общения. В рамках групповой формы работы учащимся могут быть предложены на обсуждение проблемные вопросы и задачи, связанные с определенными аспектами профессиональной деятельности.

              Уместны также и дискуссии, направленные на поиск возможных решений этих вопросов, планирование хода и формата которых может осуществляться учителем вместе с учащимися. Вместе с тем дискуссия должна отвечать следующим общим требованиям: – все учащиеся принимают активное участие в дискуссии; – говорящий отстаивает собственную точку зрения, приводя аргументы, используя выразительные языковые средства, «речевые формулы» и активную лексику занятия; – участники внимательно выслушивают каждого говорящего и по окончании его речи задают вопросы (если таковые имеются); – при несогласии с говорящим участники, соблюдая этику дискуссии, выслушивают его до конца, не перебивая, а затем критикуют его аргументы, избегая «нападок на личность»; – по завершении дискуссии участники подводят итоги (как разрешен проблемный вопрос).

               Могут быть предусмотрены и краткосрочные мини-проекты, нацеливающие учащихся на творческую переработку теоретического материала. Благодаря подобной организации учебного процесса, в теоретические занятия вносится значительный практический компонент, что способствует активному усвоению новой информации. Таким образом, традиционные формы и режимы работы, использующиеся на уроках иностранного языка в филологическом профиле, играют особую роль в рамках профессионально-ориентированного электива: с помощью привычных видов деятельности учащийся получает первое знакомство с основами профессии.

               Для того чтобы теоретические занятия способствовали в том числе преемственности школьных и вузовских форм работы, представляется возможным предусмотреть также лекции и семинары.

              Описывая практические занятия, занятия второго вида, мы будем вести речь преимущественно о личностно-ориентированных технологиях, которые соотносятся с требованиями личностно-ориентированного подхода к обучению иностранному языку. Учитывая возможную сложность освоения основ специализированной деятельности, специализированных научных областей, с которыми учащиеся будут знакомиться средствами иностранного языка, оправданным представляется использование такой технологии, как обучение в сотрудничестве.

            Этому способствуют групповая, парная работа, в ходе которой школьники учатся помогать друг другу, разъяснять непонятное, облегчать трудности, наиболее эффективно использовать «сильные» стороны (глубокие знания, личностные качества) каждого из участников. В профессионально-ориентированных элективах эта технология применима при обсуждении проблемных вопросов, в дискуссиях, проектной работе, при анализе специализированных текстов.

             Принцип ориентации теории на практическое применение предполагает активное использование метода проектов, а также практик, профессиональных проб. Очевидно, что именно в проектной работе и профессиональных пробах учащиеся смогут ознакомиться в самом первом приближении с особенностями профессиональной деятельности.

Как отмечает И.Л. Бим, метод проектов представляет собой систему приемов последовательной деятельности, а именно:

- определение темы;

- постановка проблемы;

- определение путей ее решения и характера личного участия в проекте;

 - самостоятельный поиск нужной информации;

 -организация информации в целях предъявления ее другим участникам   проекта;

 - коллективное обсуждение информации;

 - коррекция, поиск дополнительной информации;

 - оформление конечного продукта (реферат, доклад, коллаж, видеофильм и т.п.);

 - подготовка выставки, конференции и др.;

 - презентация продукта.

                  Особое внимание в профессионально-ориентированных элективах. По мнении. И.Л. Бим, следует уделять ролевым играм, а точнее, деловым играм, в рамках которых может быть смоделирована реальная профессиональная деятельность.

                  Технология деловой игры в профессионально-ориентированных элективных курсах может использоваться как тренировка, подготовка к профессиональным пробам. Деловые игры могут помочь смоделировать и разыграть в искусственно созданных условиях те ситуации профессионального общения, с которыми учащиеся столкнутся в рамках профессиональных проб и в дальнейшем в своей будущей профессиональной деятельности.

Так, например, перед тем как проводить настоящую экскурсию по достопримечательностям своего региона для иностранных гостей (что будет являться профессиональной пробой), учащиеся могут организовать соответствующую деловую игру, в которой одни школьники будут играть роль экскурсоводов, а другие – туристов. Подобные виды работ помогут старшеклассникам выйти из «стен школы» и отчасти включиться в реальную социальную деятельность. Итак, ориентированность описываемых элективных курсов на практику придает особое значение всем тем технологиям, которые направлены на активную деятельность, активное использование иностранного языка. Приемы и технологии обучения в рамках профессионально-ориентированных элективных курсов должны быть в значительной степени нацелены на активность и интерактивность субъектов учения, развитие интереса к выполняемой деятельности и повышение мотивации к дальнейшему изучению той или иной профессии, достижение определенного уровня грамотности в специализированной сфере применения иностранного языка.

                                             ГЛАВА II

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В МОУ СШ № 31

Конкретизируя теоретические положения предыдущей главы, мы можем с полной уверенностью утверждать, что элективные курсы, согласно проекту стандарта общего образования,  должны обеспечить как подготовку к выбору профиля в основной школе, так и сам процесс профильного обучения в старшей школе. Элективные курсы по выбору должны сыграть ведущую роль в профориентации школьников. Именно они призваны помочь учащимся в выстраивании индивидуальной траектории обучения. 

Целью элективных курсов  является  раскрытие потенциала каждого ребёнка, оказание помощи  при выборе будущей профессии.  Элективные курсы  входят в учебный план и являются обязательными для старшеклассников. 

С введением профильного обучения и наша школа была включена в этот эксперимент: выпускники 9 классов были поставлены перед необходимостью конкретно оценить свои силы и принять решение о выборе профиля обучения в 10-11 классах. 

Обучение по гуманитарному профилю в МОУ СШ № 31 представлено набором элективных курсов по иностранному языку, которые предоставляют обучающимся возможность существенно расширить знания по иностранному языку, содействует самоопределению учащихся относительно выбираемых ими профиля дальнейшего обучения, а также имеют углубляющую и общекультурную специфику.

Элективный курс «Английский язык: сложные вопросы английской грамматики» обеспечивает дальнейшее развитие языковой компетенции обучающихся, усвоении ими грамматического материала повышенной сложности, отработке навыков употребления грамматических структур, без которых невозможно понимание и грамотное оформление речи, формировании и закреплении у обучающихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма.

                Элективный курс «Английский язык и английская литература»

включает в себя детальное рассмотрение некоторых разделов программы по английскому языку и ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу и углубляющих его по основным идейным линиям. Элективный курс предусматривает овладение обучающимися приемами восприятия неадаптированной литературы и ее перевода. Включение в содержание курса отрывков литературных произведений, информации о биографии великих английских поэтов и писателей, художественных стилях и направлениях в литературе, фактах из истории Великобритании, отвечает назначению элективного курса.Изучение курса создает условия для культурного и профессионального самоопределения и творческой самореализации обучающихся.

Элективный курс «Английский язык: основы социокультурного общения» включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для профессионального самоопределения, осуществлению профессионального самообразования и личностного роста, проектированию дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, но и в совершенствовании устной речи, в повышении речевой компетентности; в овладении основами публичных выступлений (прежде всего в грамотном высказывании на уроке любого профиля), логического и креативного мышления, в обучении искусству воздействия на собеседника, а также способствует подготовке учащихся к продолжению образования, повышения уровня гуманитарной культуры, расширению кругозора обучающихся. Программа позволяет учащимся оценить свои потребности и возможности. Поэтому, особая установка элективного курса на самостоятельную, творческую работу учащихся с литературой, СМИ, Интернет-ресурсами. Характер курса предполагает широкое использование межпредметных связей. Опору на личный опыт учащихся как активных потребителей массовой культуры.

                                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профильное обучение является важным условием развития личности в рамках школьного образования. Элективные курсы, согласно проекту стандарта общего образования, должны обеспечить как подготовку к выбору профиля в основной школе, так и сам процесс профильного обучения в старшей школе. Получение профессионального образования во многом определяется выбором, который ученик должен сделать достаточно рано. Поэтому важнейшая задача образовательного учреждения заключается в создании для учащихся условий выбора профессиональной подготовки. Личностно - ориентированный деятельностный подход в обучении  по-новому ориентирует педагогов в вопросах преподавания иностранных языков, исходя из актуальных потребностей, запросов и возможностей старших школьников.

Целью элективных курсов  является  раскрытие потенциала каждого ребёнка, оказание помощи  при выборе будущей профессии.  Элективные курсы  входят в учебный план и являются обязательными для старшеклассников. 

Элективные курсы по иностранному языку предоставляют обучающимся возможность существенно расширить знания по иностранному языку, содействует самоопределению учащихся относительно выбираемых ими профиля дальнейшего обучения.

          СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бим, И.Л. Основные функции профильного обучения в системе общего среднего образования (на примере иностранных языков) [Текст] // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования : сб. науч. тр. / под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского ; ИОСО РАО. – М., 2003.

2. Бим, И.Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы. Проблемы и перспективы [Текст]. – М. : Просвещение, 2007.

3. Вайсбурд, М.Л. Проблемы профильного обучения иностранным языкам [Текст] // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования : сб. науч. тр. / под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского ; ИОСО РАО. – М., 2003.

4. Колесников А.А. Профессионально –ориентированные элективные курсы на иностранном языке для филологического профиля: научные основы, пример разработки, - Рязань 2011

5. Сысоев П.В. Индивидуальная траектория обучения: что это такое? // Иностранные языки в школе. – 2014. – №3

                     6. Филатова Л.О. Профильное обучение в зарубежных странах.- М,  

                2005.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Новая социально-экономическая ситуация в стране показала, что позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели обучения. Инновационное обучение призвано снять...

статья "Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе, как составляющая содержания обучения иностранному языку."

В данной статье раскрывается роль использования краеведческого материала в воспитании патриотизма на уроках английского языка....

Профильно - ориентированное обучение иностранному языку.

Речь идет о профильно - орентированном обучении, т.е о системе иноязычной подготовки старшеклассников, направленной на овладение иностранным языком в рамках нефилологического профиля....

Методическая статья "Обучение творческой письменной речи на иностранном языке в современной школе".

В статье представлены описание и анализ обучения иностранной письменной речи на уроках немецкого языка, использование творческих заданий при обучении письменной речи....

Сертификат участника вебинара "Современные средства обучения иностранным языкам в основной школе. УМК "Английский в фокусе" 5-9 классы. Чем полезны УМК. 22 июня 2020 г.

Сертфикат участника вебинара "Современные средства обучения иностранным языкам в основной школе. УМК "Английский в фокусе" 5-9 классы. Чем полезны УМК....

Статья "Специфика обучения второму иностранному языку в современной школе"

Статья "Специфика обучения второму иностранному языку в современной школе" посвящена особенностям преподавания второго иностранного языка...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Развитие компетенций субъектов образовательного процесса. Возможности личностно-ориентированного обучения иностранному языку в формировании коммуникативной компетентности и проблемы  его вн...