Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка.
статья по английскому языку на тему

Гудкова Елена Петровна

Данная публикация представляет собой обобщение педагогического опыта учителя английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Гудкова Е.П.

МОУ «Гимназия №12»

г.о. Саранск

 Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка.

    Главное в работе каждого учителя – это стремление к тому, чтобы процесс обучения превратился из монотонного механического воспроизведения материала в творческий поиск. Задача учителя – найти такие формы и приёмы работы, которые обеспечат интерес у учеников к получению знаний, их активность и работоспособность, желание работать дома, творческую инициативу и высокое качество знаний.

   В настоящее время формирование коммуникативной компетенции становится основной задачей обучения иностранным языкам, та как язык – это средство общения и выражения мыслей. Развитию коммуникативной компетенции способствует методическая проблема, над которой я работаю.  Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка.

   Актуальность: В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение. Коммуникативная направленность обучения является основной стратегией гуманизации обучения, так как именно коммуникативность стимулирует мыслительную активность учащихся. Согласно ФГОС второго поколения изучение иностранного языка в школе должно быть направлено главным образом на развитие речевых умений в целях дальнейшего формирования способности и готовности общаться на иностранном языке, то есть для достижения иноязычной коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция относится к группе ключевых компетенций, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому её         формированию следует уделять пристальное внимание. 

   Концептуальность: представленный педагогический опыт не содержит принципиальных педагогических открытий и изобретений. Он являет собой индивидуально осмысленные и практически осуществляемые системы коммуникативного иноязычного образования, модели коммуникативной компетенции, концепции направленности современного языкового образования на соизучение языка и культур, методику интенсивного обучения ИЯ.

   Теоретическая база: Анализ научной литературы показывает, что к настоящему времени вопросам изучения процесса формирования и развития коммуникативной компетентности посвящены исследования многих ученых.  Е.И. Пассов, автор коммуникативного метода, И.Л. Бим, И.А Зимняя, В.В Сафонова, Г.А. Китайгородская ( автор методики интенсивного обучения ИЯ) – их исследования и являются теоретической базой данной методической проблемы.

   Ведущая педагогическая идея: Необходимо отметить, что развитие коммуникативной компетентности происходит не естественным путем, а с помощью специальных приемов, заключающихся в создании особых ситуаций воздействия. Все активные методы преследуют одну цель: оказать социально-психологическое воздействие на личность, способствующее развитию и совершенствованию ее коммуникативной компетентности. «Tell me and I forget. Teach me and I remember. Involve me and I learn.» Benjamin Franklin «Скажи мне и я забуду. Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и я выучу».( Бенджамин Франклин)

   Оптимальность и эффективность средств:  Считаю, что учебный процесс должен строиться как реально коммуникативный процесс, то есть на уроке английского языка необходима система работы, которая поможет учащимся находиться не только в позиции слушающего, но и позиции говорящего. В основе обучения должно быть общение, возможность общения, практика общения. Наиболее эффективные для этих целей упражнения: диалоги, дискуссии, драматизация, ролевые игры, защита авторской позиции. Не менее важным является приобщение учащихся к культурным ценностям народа – носителя языка. В этих целях большое значение имеют видеофильмы, так как с их помощью демонстрируются образцы вербального и невербального поведения носителей языка, их культура и традиции. Отличительные для нашего времени изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании - все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Современному ученику недостаточно просто получить определенную базу знаний, умений и навыков. Время требует от него умения самореализовываться, саморазвиваться, максимально использовать свои потенциальные возможности, мыслить творчески, выходя за рамки одного предмета. В связи с этим обновляющейся школе потребовались новые методы обучения (деятельностные, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные).

 Результативность опыта: Участие в олимпиадах, научно-практических конференциях и различных конкурсах вместе с учениками считаю важной частью своей педагогической деятельности. В результате, за межаттестационный период 10 учеников стали победителями и призерами муниципального тура, 7 учеников - победителями и призерами  республиканского тура и 2 ученика являются  участниками заключительного тура Всероссийской Олимпиады по английскому языку.

 Основной целью школы является обеспечение интеллектуального и личностного развития ребёнка, формирование у него потребности к самообразованию, пробуждение интереса к знаниям, учёбе, развитие коммуникативно-деятельных способностей. Добиваться данной цели помогает внеурочная деятельность по предмету. За период с 2010-2014г. мои ученики стали призерами, победителями и обладателями Гран-при конкурсов различного уровня. Ежегодно с учащимися старших классов делаем постановки пьес известных английских авторов, что способствует не только улучшению коммуникативной компетенции, но и поддержанию интереса к изучению зарубежной литературы. В 2013году мы стали обладателями Гран-при городского фестиваля «Школьная театральная маска -2013» Страноведческий материал успешно усваивается при подготовке к конкурсу «Умники и умницы», который помогает развивать творческую  и поисковую деятельность учащихся.

Чтобы сформировать у обучающихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика. Чтобы сформировать коммуникативную компетентность вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающей технологии для создания благоприятных условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка"

Презентация даёт краткое представление о здоровьесберегающей технологии, её актуальности, принципах урока здоровьесберегающей направленности, здоровьеохранных действиях на уроке....

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка с использованием JAZZ CHANTS.

Данная статья показывает как можно использовать JAZZ CHANTS на уроках английского языка при изучении фонетики, лексики и грамматики....

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка в школе.

Коммуникативный подход основан на утверждении о том, что для успешного владения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы (грамматика, лексика, произношение), но также иметь пр...

Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

Использование активных методов обучения иностранному языку становится приоритетным направление в образовании. Вашему вниманию предоставляется небольшая статья, в которой раскрыты основные а...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка.

Данная статья посвящена формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка через использование ситуативных картин. В работе представлены примеры заданий с картинами, которые...