Проблемные задания на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку на тему

Роднова Марина Владимировна

Применение проблемных заданий на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnye_zadaniya.rar18.06 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

    Закон социального прогресса предъявляет высокие требования и к тем, кто учит, и к тем, кто учится. Изменение социокультурного контекста изучения ИЯ, качественно новые запросы в отношении уровня владения им обуславливают необходимость интенсификации учебной деятельности. Интенсификация учебной деятельности школьников в социально психологическом плане предполагает внедрение в учебный процесс коллективных форм обучения, которые позволяют предложить группе учащихся интересную и личностно-значимую совместную деятельность, имеющую осмысленную внеучебную цель  и общественную ценность. (Леонтьев А.А.)

     Коллективная деятельность должна, во-первых, способствовать распределению функций между школьниками в процессе познавательной деятельности на уроках ИЯ и требовать от учащихся овладения средствами этой деятельности; во-вторых, сплачивать коллектив и обеспечивать в нем развитие межличностных связей и отношений; в-третьих, способствовать развитию познавательной активности, познавательной самостоятельности, культуры мышления, культуры восприятия и порождения речи обучаемых, а также потребностей в дальнейшем самообразовании и самовоспитании.

     Интенсификация учебной деятельности школьников на индивидуально-психологическом уровне    и в коллективно-психологическом плане способствует соединению   коммуникативно-деятельностного, социокультурного и проблемного подходов при развитии коммуникативной культуры и социокультурной образованности школьников в условиях иноязычного учебного общения. Применительно к ИЯ как учебному предмету эта интеграция должна проявляться в моделировании такого иноязычного общения, в условиях которого целенаправленно и последовательно осуществляется управление развитием интеллектуальных способностей учащихся, а также формированием    социальных потребностей и ценностных ориентаций личности в процессе овладения программным комплексом иноязычных знаний, речевых навыков и коммуникативно-речевых умений.

     В этом ракурсе проблемное преподавание ИЯ можно определить как деятельность учителя по созданию и использованию на различных стадиях обучения иноязычных заданий, направленных на активизацию мыслительной и речемыслительной деятельности учащихся в процессе овладения социокультурными знаниями и умениями, речевыми навыками и коммуникативно-речевыми умениями.

     Активизации мыслительной и речемыслительной деятельности школьников на уроках ИЯ способствует создание разноплановой учебной деятельности, которая может включась:

  • поисково-игровые задачи (построенные на основе известных в псхологии задач на сообразительность);
  • коммунмкативно-поисковые задачи;
  • коммуникативно-ориентированнные (включая ролевые) игры;
  • познавательно-поисковые культуроведческие (включая страноведческие и лингвострановедческие) задачи и задания;
  • культуроведческие проекты школьные курсовые работы.

     Ярко выраженная функциональная направленность этих задач на развитие умственных (включая творческие) способностей школьников создает своеобразный микроклимат для развития интеллекта учащихся в условиях иноязычного речевого общения.

ПОИСКОВО-ИГРОВЫЕ ЗАДАЧИ

     Целевым назначением поисково-игровых заданий является развитие и  совершенствование у школьников определенных качеств восприятия, мышления, наблюдательности, сообразительности, воображения и памяти в процессе формирования и совершенствования их речевых навыков и коммуникативно-речевых умений.

     Сравним для примера следующие два упражнения.

     Read the text and answer the questions. (1)

     Jim is an English boy. He lives in a village. Jim has three dogs. They are his pets. One dog is white, one dog is black and one dog is brown. The name of the white dog is Rover. The name of the black dog is Lex. And the name of the brown dog is Ben. Jim likes his pets very much.

  • Is Jim an English boy?
  • Where does he live?
  • Does he like animals?
  • What is the name of the white dog? Etc.

Read the text, complete the table below and answer the questions.

     Jim is an English boy. He lives in a village. Jim has three pets whom he likes very much. They are dogs: Lex, Ben and Rover. One is white, one is black and one is brown. The name of the white dog is not Lex. Lex is not brown, and Rover is not brown either.

     So, What colour is Lex? What is the name of the brown dog?

     Complete the table:

Dog’ colour

Dog’s name

WHITE

BROWN

BLACK

LEX

BEN

ROVER

     Answer the questions:

  • Is Lex white?
  • Is Lex brown or white?
  • Is Ben white or brown? Etc.

     В плане учебно-речевой деятельности целевое назначение этих двух упражнений одинаково, так как они оба служат средством развития на начальном этапе умений самостоятельно читать на ИЯ и отвечать на вопросы по тексту, однако степень интенсивности мыслительной деятельности учащихся во втором случае несколько выше, чем в первом. При выполнении первого задания учебные действия школьников носят преимущественно репродуктивный характер, так как от них в основном требуется воспроизведение отдельных смысловых отрезков прочитанного текста, не говоря уже о том, что смысловое содержание текстов на начальном этапе обучения явно неадекватно уровню познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся данного школьного возраста, что обусловлено наличием у школьников ограниченного опыта общения на ИЯ.

     Однако уже на начальном этапе обучения ИЯ имеется возможность активизировать мыслительную деятельность на уроках путем включения в традиционные тренировочные речевые упражнения так называемых поисково-игровых задач, построенных на основе мыслительных задач различных типов. Выполняя задание 2 учащиеся читают текст и отвечают на вопросы не ради них самих, а стем, чтобы параллельно решить логическую задачу; упражнение построено таким образом, чтобы одновременно отрабатывать у школьников навыки и умения иноязычной речи и обучать их способу решения логических задач определенного типа.

     Ввод посково-игровых задач в контекст уроков ИЯ, особенно в 3-6 классах, позволяет, во-первых, развивать у школьников определенные качества восприятия, мышления, воображения, внимания и памяти; во-вторых, отрабатывать выполнение таких умственных операций, как сравнение, классификация, систематизация, абстрагирование и т.п.; в-третьих, автоматизировать иноязычные речевые навыки и совершенствовать коммуникативно-речевые умения.

КОММУНИКАТИВНО-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАЧИ

     Целевым назначением данных упражнений является формирование у учащихся как знаний о коммуникативном значении и назначении изучаемых языковых единиц, так и умений оформлять иноязычную речь в соответствии с ее предполагаемым коммуникативным содержанием, а также умений адекватно ее интерпретировать в процессе устного или письменного восприятия.

Например:

  • Using the communicative scheme of the talk, speak with your partner about future plans for the weekend.
  • You are a Russian teenager spending your holidays at one of the international summer camps situated in Russia. You can speak English and you usually help foreign guests with accommodation in the camp. Ten-year-old Bob Andrews has just arrived at the camp and you are helping him to get a room. Ask him questions to fill in the guest information card. (the partner has got his role card with all the necessary information.

       

     В последнее время все большую популярность начинают завоевывать коммуникативно-ориентированные игры на ИЯ (в частности, тематические и межтематические настольные игры), целевым назначением которых является развитие у обучаемых навыков диалогической и монологической речи, а также обогащение их знаний о различных аспектах культуры поведения человека в ситуациях бытового общения.

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПОИСКОВЫЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

     Данный тип относится к числу наиболее трудных из перечисленных ранее проблемных заданий на ИЯ. Их целевым назначением является повышение уровня социокультурной образованности школьников, развитие социокультурных, коммуникативно-познавательных и коммуникативно-речевых умений, соизучение языков и культур в контексте диалога культур и цивилизаций. Данный тип заданий может вводиться в контекст учебной деятельности преимущественно в 9-11 классах, хотя в настоящее время в практике обучения ИЯ в школе они встречаются и в 5-8 классах. Несомненным достоинством этих заданий является то, что при их выполнении происходит скрещивание коммуникативной практики с познавательной и ценностно-ориентационной деятельностью, что создает предпосылки для позитивной социализации личности обучаемого на уроках ИЯ.

     Выполнение познавательно-поисковых культуроведческих заданий на уроках ИЯ в старших классах создает благоприятные условия для обогащения школьников социокультурными знаниями о соизучаемых странах и народах, а также о стилях жизни последних.

ЛИНГВИСТИЧЕСИКИЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАДАЧИ И ЗАДАНИЯ

     Кроме рассмотренных выше поисковых упражнений с ярко выраженной коммуникативной направленностью, диапазон методического применения которых в современных условиях преподавания ИЯ может быть более ограничен по сравнению с предыдущими, но тем не менее они могут быть интересны для учащихся с филологическими интересами.

     Такие задания могут быть использованы на языковых олимпиадах и конкурсах будущих филологов.

     С помощью поисковых лингвистических задач можно ввести учащихся старших классов на факультативных занятиях в мир филологических исследований, познакомить с некоторыми методами и приемами изучения явлений в данной области знания, развивать у них языковую наблюдательность, филологические способности и языковое воображение. Однако в учебном процессе доминирующее положение должны занимать те иноязычные задания, которые направлены на отработку речевых навыков и совершенствование коммуникативно-речевых и социокультурных умений, т. е. поисково-игровые задачи и коммуникативно-ориентированные игры, познавательно-поисковые культуроведческие задания, при условии, что они построены с учетом особенностей познавательной деятельности и речевого опыта общения на ИЯ учащихся определенного школьного возраста, а также с учетом требований программы к уровню сформированности иноязычных знаний, навыков и умений на соотвествующем году и этапе обучения. Учебно-игровые комплексы иноязычных заданий должны представлять собой систему взаимосвязанных мыслительных и речемыслительных заданий возрастающей сложности, которые    направлены на стимулирование продуктивной мыслительной деятельности школьников в процессе выработки у них гибких, способных к внешнему/внутреннему варьированию коммуникативно-речевых умений, которые составляют основу учебной коммуникативной компетенции.

     Предпосылкой динамичного развития интеллектуальных способностей школьников на уроках ИЯ является ориентация учителя не только на уровень  актуального развития учащихся, но и на зону их ближайшего развития, исходя из познавательных, коммуникативно-познавательных, а также коммуникативно-речевых потребностей и возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения на уроках английского языка

  Проблемное обучение и является одним из тех инструментов, с помощью которых приводится в движение механизм, название которому обучение. В проблемном обучении путем создания проблем...

Применение технологии проблемного обучения на уроках английского языка

В данной работе содержится теоретическая и практическая информация о применении технологии проблемного обучения на уроках английского языка....

Статья "Создание проблемных заданий по грамматике английского языка"

Эта статья для учителей английского языка, которая может помочь овладеть проблемным методом обучения....

Проблемное обучение через использование проблемных ситуаций на уроках английского языка

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Есть проблемы, к которым наука вынуждена обращаться периодически. Даже будучи решенными на одном этапе ее развития, они требуют к себ...

Использование дифференцированных проблемных заданий на уроках русского языка

Статья рассказывает об опыте использования дифференцированных проблемных заданий на уроках русского языка. Приведены примеры учебных задач  по фонетике, орфографии, этимологии, стилистике....

Познавательные и проблемные задания на уроках русского языка

Нестандартные задания на уроках русского языка...