Здоровьесберегающие технологии.
методическая разработка по английскому языку (6 класс) на тему

Мальянова Надежда Анатольевна

Ообобщение опыта по теме "Здоровье учащихся".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Элементы технологии на уроке75 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с.Таремское Павловского района

Нижегородской области

Статья

«Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в школе»

Автор: Мальянова Надежда Анатальевна

2014 год


Аннотация

Укрепление здоровья – дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе, но их внедрение и использование имеет негативную тенденцию – ухудшение здоровья учащихся.

Контролировать и регулировать процесс утомленной работоспособности ребенка должен учитель, так как от успешности решения этой проблемы зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс обучения и развития личности ребенка.

Современная школа должна помочь ребенку реализовать образовательные запросы и сохранить и  укрепить его здоровье.


          Здоровье – это социокультурная характеристика человека, отражающая его жизнеспособность и внутреннюю картину здоровья и проявляющаяся в успешной жизнедеятельности по достижению состояния благополучия (физического, душевного и социального).

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений, что проблема здоровья учащихся включает в себя многие значимые педагогические аспекты. К школьным факторам риска относятся:

  • стрессовая педагогическая тактика;
  • интенсификация учебного процесса;
  • несоответствие методик и технологий обучения возрастным возможностям школьников;
  • преждевременное начало дошкольного систематического обучения;
  • несоблюдение физиологических требований к организации учебного процесса;
  • отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни и т.п.

Нет ничего более важного для жизни нации, чем здоровье подрастающего поколения. Исследования последних лет доказывают, что у многих детей за период обучения в школе состояние здоровья значительно ухудшается. Сниженный уровень здоровья школьников неблагоприятным образом сказывается на процессах адаптации к школьным нагрузкам и снижает возможности успешного обучения. Следствие этого – низкий уровень активности учащихся на уроках, слабая успеваемость.

Из этого следует, что одной из главных задач образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учащихся, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий поможет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.

Здоровьесберегающий подход к учебно-воспитательному процессу предоставляет реальную возможность сохранить здоровье и психику ребенка, формирующегося в условиях роста информационного потока, стрессов, экологического дисбаланса.

Английский язык – один из наиболее трудных предметов в школе: интенсивные занятия требуют от школьников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Необходимо соотносить учебную нагрузку на уроках английского языка с возрастными и индивидуальными особенностями детей, чтобы способствовать укреплению их здоровья.

При планировании учебного занятия нужно учитывать, что эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока различается:

5-25 минуты – 80%

25-35 минуты – 60-40%

35-40 минуты – 10%

С точки зрения здоровьясбережения, выделяют три основных этапа урока, которые характеризуются:

  • продолжительностью;
  • объемом нагрузки;
  • характерными видами деятельности.

1 этап – вводный (организационный момент, зарядка, вводная беседа). На него отводится 5 минут. Нагрузка относительно невелика, деятельность планируется репродуктивная, переходящая в продуктивную.

2 этап – основной. По времени он длится 20-25 минут. В это время у учащихся максимальная работоспособность. Деятельность продуктивная, творческая. Часто это знакомство с новым материалом.

3 этап – заключительный (актуализация пройденного материала). Он обычно длится 10-15 минут. На этом этапе идет отработка узловых моментов пройденного материала.

Главной задачей учителя должно стать обеспечение максимально комфортной и благоприятной обстановки и создание  у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Важно, чтобы у школьников не появилось чувство страха, боязни перед предметом.

О развитии утомления у школьников свидетельствует увеличение количества ошибок, изменение почерка, частые отвлечения, рассеянность внимания, шум в классе, покраснение лица, потливость рук, неприятные ощущения в животе.

Устранить утомление можно. Для этого учащимся следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать средства восстановления работоспособности.

На уроке английского языка необходимо использовать частую смену видов деятельности (письмо, аудирование, чтение, рассказ, составление диалога, просмотр наглядных материалов, работу с компьютером, рисование и т.д.)

Необходимо включать динамичные паузы или минуты релаксации (норма: дважды за урок, через 15 минут). Важно создавать ситуацию успеха на уроке, поощрять интеллектуальные способности учащихся.

Справедливая оценка ответов учащихся будет помогать учебе, а не «отбивать охоту» учиться.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся, являются физкультминутки.

Каждая физкультминутка включает комплекс из 3-4 упражнений, повторяемых 4-6 раз. Комплексы должны подбираться в зависимости от вида урока, его содержания.

Упражнения для снятия усталости.

Sitting on the chair.

Bend arms and put palms on the back of the head, take elbows aside, cave in, stretch yourself and breathe in. Turn back to the first position, breathe out. Repeat 3-4 times.

Сидя на стуле.

Согнуть руки, ладони положить на затылок, отвести локти назад, прогнуться, потянуться (вдох). Вернуться в и.п. (выдох).Повторить 3-4 раза.

Standing.

Hands up, hands down, hands on hips, hands on shoulders, hands up, hands down.

Руки верх, руки вниз, руки на талии, руки на плечах, руки вверх, руки вниз.

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

  1. Sitting on the chair

Сидя на стуле

  1. Bend your head right.

Голову наклонить вправо.

  1. Bend your head left.

Голову наклонить влево.

  1. Turn your head forward don`t raise your shoulders.

Голову наклонить вперед, плечи не поднимать.

Repeat 3-4 times. Do it slow.

Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

  1. Standing.

Стоя.

Put hands on the waist!

Руки на поясе.

1. Turn the head right.

Поворот головы направо.

2. Initial position.

Исходное положение.

3. Turn the head left.

Поворот головы налево.

4. Initial position.

Исходное положение.

Repeat 4-5 times.

Повторить 4-5 раз.

Упражнения для мобилизации внимания.

  1. Stand up, sit down.

Встаем, садимся.

Clap, clap, clap.

Хлопаем в ладоши.

Point to the windows.

Показываем на окно.

Point to the door.

Показываем на дверь.

Point to the board.

Показываем на доску.

Point to the floor.

Показываем на пол.

Stand up, sit down.

Встаем, садимся.

Clap, clap, clap.

Хлопаем в ладоши.

  1. Make your right hand clap, clap, clap.

Хлопаем правой ладошкой по левой.

Make your left hand clap, clap, clap.

Хлопаем левой ладошкой по правой.

Turn around 1, 2, 3.

Поворот вокруг себя.

It is easy, you can see.

Ты видишь, что это просто.

  1. One, one, one.

Показываем указательный палец.

I can run!

Бег на месте.

Two, two, two.

Показываем два пальца.

I can jump too!

Прыгаем на месте!

Three, three, three.

Показываем три пальца.

Look at me!

Ребенок замирает на месте!

  1. Up, down, up, down.

Руки вверх, вниз.

Which is the way to London Town?

Шагаем вместе

Where? Where?

Повороты влево, вправо.

Up in the air.

Смотрим вверх.

Close your eyes.

Закрываем глаза.

And you are there!

Разводим руки в стороны!

Упражнения для снятия усталости с рук и плечевого пояса.

  1. Five little gentlemen.

5 пальчиков – джентльмены.

Going for a walk.

Five little gentlemen.

5 пальчиков – леди.

Stop for a talk.

Along came five ladies.

They stood all together.

And they began to dance.

Они встречаются и начинают танцевать.

  1. Show me your shoulders.

Руки на плечи.

Show me your neck.

Руки на шею.

Clap, clap your hands.

Хлопаем в ладоши.

And show me your back.

Поворачиваемся спиной.

Show me your head.

Руки на голову.

Show me your neck.

Руки на шею.

Clap, clap your hands.

Хлопаем в ладоши.

And show me your back.

Поворачиваемся спиной.

  1. Hands on the head,

Руки на голову,

Hands on the hips,

Руки на пояс,

Hands on the table,

Руки на стол,

Hands like this.

Любое движение.

Hands on the shoulders,

Руки на плечи,

Hands up and down,

Руки вверх, вниз,

Hands behind the head

Руки на голову

And sit down!

Садятся!

  1. Hands up! Clap, clap, clap!

Руки вверх, похлопали!

Hands down! Shake, shake, shake!

Руки вниз, потрясли!

Hands on hips! Jump, jump, jump!

Руки на пояс, прыгаем!

Hop, hop, hop! Stop! Stand still!

Останавливаемся!

  1. Red, red, touch your head,

Достают до головы,

Black, black, touch your back,

Дотрагиваются до спины,

Blue, blue, touch your shoe.

Достают до туфлей.

Green, green, touch your chin.

Касаются щек.

Broun, brown, touch the ground!

Достают до земли!

Существует также артикулярно-мимическая гимнастика, которая снимает излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, гимнастика для глаз, для слуха и самомассаж.

  1. «Улыбка»

Keep lips in smile!

Удержание губ в улыбки.

  1. «Хоботок»

Stretch lips out and roll them in tube!

Вытяните губы вперед трубочкой!

  1. «Голодный хомячок»

Pull the cheeks in!

Втяните щеки!

  1. «Сытый хомячок»

Blow up two cheeks at the same time!

Надуйте одновременно обе щеки!

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация его учебной деятельности.

Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках способствует самореализации ученика на основе его внутренней мотивации, вводит его в образовательное поле без потерь для здоровья и способствует творческому развитию личности.


Литература.

  1. Журнал «Иностранные языки в школе» №6, 2012.
  2. Журнал «Начальная школа» №6, 1990.
  3. Журнал «Справочник заместителя директора школы» №6, 2010.
  4. Журнал «Справочник заместителя директора школы» №1, 2014.
  5. «Системная модель деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся» Нижегородский институт развития образования, г.Н.Новгород, 2008.
  6. «Педагоческие советы» Изд-во «Учитель», выпуск 5, Волгоград, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии.Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий

Любые технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения (Н.К. С мирнов)  «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверен...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности».  Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»....

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...

Конспект занятия для детей средней группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Теремок». (Лексическая тема «Мебель».)

Конспект занятия для детей средней группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Теремок».(Лекси...