Использование интерактивного комплекса на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку на тему

Панкина Наталья Сергеевна

Исследование влияния использования интерактивного комплеса на мотивы познания школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx65.46 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН

Вступление ……………………………………………………………………2

Основная часть

1 Анализ нормативных документов и методической литературы по проблеме исследования…………………………………………………………………4

2 Психологические особенности детей младшего школьного возраста…..8

3 Психологические особенности детей среднего школьного возраста…10

4 Использование интерактивного комплекса на уроках английского языка ……………………………………………………………………………………….13

Практическая часть……………………………………………………...…..16

Выводы……………………………………………………………………….19

Библиография ………………………………………...……………………..21

Приложения …………………………………………………………………22


ВСТУПЛЕНИЕ

В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя все ему еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное – продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.

На данный момент неотъемлемой частью современной школы и закономерным этапом развития педагогических технологий стало использование новых технологий. Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

В условиях поиска более современных форм и методов работы с целью повышения уровня образования повысился интерес к интерактивным технологиям, использование которых способствует эффективности усвоения учебного материала. Одним из актуальных нововведений стало активное использование интерактивной доски как средства повышения интенсификация процесса обучения за счет интерактивности, наглядности и динамичности подачи материала. 

Конечно, решая проблему информатизации школы, нельзя забывать и об основных инструментах работы преподавателя и ученика - доска, мел, ручка, тетрадь. Однако сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении – интерактивная доска.

Использование интерактивной доски является эффективным средством вовлечения учащихся в активный процесс познания на основе использования интерактивных способов обучения, что позволяет создать условия, способствующие формированию и развитию различных компетенций учащихся. 

Уже общепринято, что мультимедийные технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку. Но в отличие от мультимедийного проектора интерактивная доска не просто позволяет отобразить мобильную информацию, является не только средством визуального сопровождения урока, но и дает возможность включить учащихся в диалоговый режим обучения. Взаимодействие с интерактивной доской больше походит на диалог с партнером, чем на ряд монологических высказываний с возможностью печатать текст или продемонстрировать картинку. Интерактивная доска дает возможность перемещать объекты, менять их свойства (увеличивать, уменьшать, разворачивать). На доске мы имеем не просто изображение, мы можем его “оживить” и комментировать происходящий процесс.

Поэтому целью данной работы является изучение влияния интерактивного комплекса ( интерактивная доска, компьютер, проектор) на развитие познавательных интересов учащихся как начальной, так и основной школы

Задачи:

  1. Проанализировать нормативные документы и методическую литературу по данной проблеме
  2. Проанализировать психологические источники с целью выяснения особенностей познавательных интересов учащихся
  3. Выяснить возможности интерактивного комплекса
  4. Разработать комплекс уроков для интерактивного комплекса

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 Анализ нормативных документов и методической литературы по проблеме исследования

Каждый педагог в своей работе ориентируется на следующие нормативные документы:

  • Федеральный государственный образовательный  стандарт
  • Фундаментальное ядро содержания общего образования
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России
  • Программа по предмету

Кроме того в работе используется разнообразная методическая литература отечественных и зарубежных авторов. Поэтому необходимо выяснить, что говорится в основных документах, которыми руководствуются в своей работе современные педагоги.

1) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию

Согласно Стандарту, в основе обучения в современной школе лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

признание решающей роли содержания образования, способов организации  образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся,

 разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, «активно и заинтересованно познающего мир».

Стандарт устанавливает следующие требования к результатам обучающихся

- личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

- метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Что же касается результатов обучения иностранному языку, то стандарт предполагает формирование и совершенствование иноязычной  коммуникативной  компетенции, а также создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком.

Другими словами, учитель в своей работе должен в первую очередь ориентироваться на психологические особенности учащихся и использовать формы и методы работы, способствующие повышению интереса учеников к изучению того или иного  предмета.

Кроме того, Стандарт предъявляет требования и к Информационно-образовательной среде образовательного учреждения, которая должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Образовательное учреждение должно быть обеспечено учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их  составной  частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы начального общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания.

2) Фундаментальное ядро содержания общего образования - базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий.

В данном нормативном документе обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Целью же изучения иностранных языков в школе является формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Другими словами, учитель должен воспитать ученика не только умеющего, но и желающего общаться на иностранном языке, т.е. разить познавательный интерес ученика.

3) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России- методологическая основа разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Данная концепция гласит, что сфера общего образования «призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни». Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

Таким образом, программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом (в том числе и посредством иностранного языка).

4) Анализ методической литературы по иностранному языку

Одним из ключевых понятий современной методики является « принцип обучения». Это понятие связано, прежде всего, с понятием «закон, закономерность».

В качестве основных принципов можно назвать:

1. Принцип сознательности

Сознательность  не только понимание содержания речи, но и осознание в процессе овладения тех единиц, из которых она состоит, но и способов их использования(И.Л. Бим).

2. Принцип активности.

В современной психологии активность рассматривается как основная характеристика процесса познания.

3. Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысливания и обобщения материала школьником.

Наглядность– это специально организованный показ языкового материала и его употребления в речи, с целью оказания помощи учащимся осознать этот материал.

Е.И. Пассов считает, что языковая наглядность должна реализовываться следующими путями:

1) постоянная речевая деятельность учащихся на иностранном языке;

2) речь учителя на уроке, если она не ограничивается фразами: «Встань!»,«Прочти!», «Садись!»и т.п.;

3) стенгазеты и стенды, газеты и журналы;

4) радиопередачи и телепередачи, видеофильмы, кинофильмы;

6) магнитофонные записи для самостоятельной работы;

7) библиотечка для дополнительного чтения по интересам;

8) вечера и другие мероприятия на иностранных языках.

В совокупности все эти средства создадут как раз ту иноязычную среду, которая и обеспечит языковую наглядность.

4. Принцип развивающего обучения

Правильно организованное обучение ребенка способствует детскому умственному развитию, вызывает к жизни такие процессы развития, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными.

 5. Принципы доступности и посильности.

 Применение этих принципов требует, чтобы обучение осуществлялось на уровне возможностей детей, чтобы они не испытывали непреодолимых трудностей. Доступность обеспечивается как самим материалом, так и его организацией  и методикой работы с ним на уроке.

6. Принцип прочности выражается в том, что вводимые в память учащихся слова, структуры должны в ней сохраняться, чтобы учащиеся могли извлечь из нее нужные единицы всякий раз, когда возникает необходимость. Прочность усвоения обеспечивается путем:

– яркого преподнесения материала при ознакомлении с ним учащихся, когда у них возникают живые образы, ассоциации;

– достаточно большой тренировки в воспроизведении материала, сразу после ознакомления и на последующих уроках, с включением различных анализаторов;

– самостоятельного творческого применения, при котором данный материал используется для передачи необходимого материала, когда внимание ученика сосредоточено на содержании, а не на его форме.

2 Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст - это возраст детей 6 – 11 лет, обучающихся в 1 - 4 классах начальной школы.

Это возраст довольно равномерного и спокойного физического развития. Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка.  Меняется не только уклад его жизни,  но и его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью в этом возрасте становится  учение.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Младшим школьникам присущи острота и свежесть восприятия, созерцательная любознательность. Младший школьник с живым интересом воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые возможности.

Характерная особенность младших школьников - ярко выраженная эмоциональность восприятия.

В процессе обучения меняется восприятие, оно поднимается на более высокий уровень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание, без сформированности которого процесс обучения невозможен.

Вниманию младших школьников присущи некоторые возрастные особенности. Основная из них - слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены.

Формирование произвольного внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если старшие учащиеся могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем, то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием.

Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Под влиянием обучения развиваются возрастные особенности памяти. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте - это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.

Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Основной функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.

Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни - переход в среднее звено школы. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяет условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, восприятия, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности.

Задача преподавателя начального звена и родителей заключается в знании и учете психологических особенностей детей младшего школьного возраста в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения.

3 Психологические особенности детей среднего школьного возраста

Средний школьный возраст рассматривается в возрастной психологии как весьма важный этап развития в силу того, что происходящие в этом возрасте изменения являются существенными для правильной оценки закономерностей развития в более позднем периоде. В рассматриваемый период интенсивно происходит развитие самосознания. Это выражается, прежде всего, в возникновении чувства взрослости. Сущность его состоит в том, что подросток испытывает огромное стремление к самоутверждению себя как личности равной взрослому, требует, чтобы с ним считались, уважали его мнение. Ощущая себя взрослым, подросток стремится отмежеваться от всего, что кажется ему детским.

Познавательный интерес - это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Лишь тогда, когда та или иная область науки, тот или иной учебный предмет представляются человеку важными, значительными, он с особым увлечением занимается ими, старается более глубоко и основательно изучить все стороны тех явлений, событий, которые связаны с интересующей его областью знаний. В противном случае интерес к предмету не может носить характера подлинной познавательной направленности: он может быть случайным, нестойким и поверхностным.

Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Характерной особенностью познавательного интереса является и его волевая направленность. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес - не враг волевого усилия, а верный его союзник. В познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.

Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Этот мотив окрашивает эмоционально всю учебную деятельность подростка. В то же время он связан с другими мотивами (ответственностью перед родителями и коллективом и др.). Познавательный интерес как мотив учения побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Самостоятельное проникновение в новые области знания, преодоление трудностей вызывает чувство удовлетворения, гордости, успеха, то есть создает тот эмоциональный фон, который характерен для интереса.

Познавательный интерес при правильной педагогической и методической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Как черта личности познавательный интерес проявляется во всех обстоятельствах, находит применение своей пытливости в любой обстановке, в любых условиях. Под влиянием интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими школьник, например, обращается к учителю, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Отыскание и чтение книг в интересующей области, выбор определенных форм внеклассной работы, способных удовлетворить его интерес, - все это формирует и развивает личность школьника. [34]

Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.

Эти ступени развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес помогает нам более или менее точно определить отношение ученика к предмету и степень влияния его на личность. И хотя эти стадии не все принимают и выделяются они чисто условно остаются общепризнанными.


3 Использование интерактивного комплекса на уроках английского языка

В условиях поиска более современных форм и методов работы с целью повышения уровня образования повысился интерес к интерактивным технологиям, использование которых способствует эффективности усвоения учебного материала. Одним из актуальных нововведений стало активное использование интерактивной доски как средства повышения интенсификация процесса обучения за счет интерактивности, наглядности и динамичности подачи материала.

Использование интерактивной доски является эффективным средством вовлечения учащихся в активный процесс познания на основе использования интерактивных способов обучения, что позволяет создать условия, способствующие формированию и развитию различных компетенций учащихся.

Возможность анимации, перемещение объектов, изменение и выделение наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта позволяют задействовать визуальные, аудиальные, а также кинестетические каналы усвоения информации, что особенно актуально для учащихся младших классов. Рассеянные ученики лучше воспринимают информацию, размещенную на большом экране, это активизирует их воображение, и усвоение материала не вызывает затруднений. Школьники работают сообща, придумывают и обсуждают новые идеи, комментируют изображение. Дети учатся успешно проявлять свою самостоятельность, сотрудничать с одноклассниками и учителем, развивают коммуникативные качества. В результате повышается мотивация и активизируется познавательная деятельность учащихся. Создание на уроках и во внеурочной деятельности доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества поднимает авторитет детей среди одноклассников, помогает верить в себя.

 Очень удобно размещать иллюстрированные задания на слайде при выполнении тестовых заданий и самостоятельных работ или в рамках обобщающего урока. Большой экран и наглядность позволяют разрешить вечную проблему раздаточного материала.

На уроках английского языка интерактивная доска может применяться на различных этапах урока и при обучении различным видам речевой деятельности: во время фонетической и речевой зарядки, введения и отработки лексики и речевых моделей, активизации грамматического материала, обучению правописанию и восприятию иноязычной речи на слух.

Использование интерактивной доски позволяет включить всех учащихся в процесс познания на максимальном для каждого обучающегося уровне успешности, стимулировать развитие мыслительной и творческой активности, интенсифицировать процесс обучения, способствовать увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками говорения и восприятия речи на слух, что обеспечивает, в конечном счете, эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка.

Внедрение в процесс обучения информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.
        Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности учащихся), но и способствуют развитию познавательного интереса учащихся

Электронные интерактивные доски обогащают возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами. Этот экран, который могут видеть все учащиеся в классе, выводит взаимодействие учащихся с преподавателем на новый уровень.

Первой реакцией учащихся на возможность работы в ходе занятий с электронной интерактивной доской был ярко выраженный энтузиазм - изменения от одного прикосновения выглядели очень эффектно. Сразу стало очевидным преимущество новой технологии перед устоявшейся практикой работы. Следующее преимущество интерактивной доски перед индивидуальной работой было связано с тем, что некоторые учащиеся не имели достаточной компьютерной грамотности, но освоить интерактивную доску для них не составило большого труда. Даже одного увиденного всем классом изображения достаточно, чтобы началась дискуссия.

Объяснение материала с использованием интерактивной доски позволяет сделать уроки ярче, информативнее и увлекательнее. Действия, происходящие на доске, буквально завораживают малышей, и даже отстающие ученики не отвлекаются на таких уроках. Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс.

Наглядность учебы особенно ценна для работы с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает их. Все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям учителя, доска достаточно велика, чтобы видели ее все. Применение интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока.

Интерактивная доска  реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.)

Благодаря размерам интерактивной доски,  изображения  видны всему классу, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.

Ещё один важный момент при работе с доской - управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др).

В процессе обучения можно использовать интерактивный комплекс

  • как обычную доску для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);
  • как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов)  для визуализации учебной информации изучаемого;
  • как интерактивный инструмент –  работа с использованием  специализированного программного обеспечения, заготовленного в  цифровом виде.

На доске, которая видна одновременно всем ученикам, обучаемый сразу видит,  совпало ли его написание с правильным  начертанием, изображённом на доске. Повышается концентрация внимания.

Многим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если  была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята  уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока.

Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра.

На интерактивной доске можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания  могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику.

Использование интерактивного комплекса на уроках в английского языка позволяет:

- сделать подачу материала яркой и динамичной

- активизировать познавательную деятельность учащихся

- экономить учебное время

- одновременно использовать различные материалы, такие как текст, изображение, звук, видео.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Практически в каждом кабинете МБОУ Вешкаймской СОШ №2 имени Б.П. Зиновьева имеется в наличии интерактивный комплекс, который до недавнего времени использовался мной лишь как доска, где можно написать тему, лексический материал и т.д.

Первый опыт использования компьютерных программ появился после перехода на новый учебник - УМК М.З.Биболетовой и Н.Н. Трубаневой« Enjoy English », в состав которого входят:

  • учебник
  • рабочая тетрадь
  • книга для учителя
  • аудиоприложение
  • компьютерные обучающие программы «Enjoy theABC» и «Enjoy Listening and Playing»

Яркие, красочные картинки, движущиеся и говорящие герои сразу заинтересовали учащихся. Однако, лишь проведя исследование в рамках данной работы, я в полной мере осознала возможности интерактивного комплекса и его  роль в обучении школьников.

При обучении иностранному языку интерактивная доска обладает особым преимуществом.  

Заранее подготовленные тематические тексты, обучающие и проверочные упражнения, иллюстрации, аудио и видеоматериалы служат опорой для введения или активизации материала урока, повторения и закрепления речевых моделей и грамматический структур, совершенствования навыков чтения и восприятия иноязычной речи на слух, контроля и самоконтроля знаний. 

Работа с интерактивной доской обеспечивает преемственность, полноту и согласованность логической подачи материала при изучении языковых аспектов и совершенствовании умений и навыков учащихся, а также в процессе формирования социокультурной компетенции для презентации страноведческого материала по географии, культуре, истории, традициям стран изучаемого языка

На уроках английского языка интерактивная доска может применяется на различных этапах урока и при обучении различным видам речевой деятельности: во время фонетической и речевой зарядки, введения и отработки лексики и речевых моделей, активизации грамматического материала, обучению правописанию и восприятию иноязычной речи на слух. 

При обучении чтению используются приемы « Установление соответствий», « Восстановление деформированного текста», « Текст с пропусками», «Выделение необходимой информации». 

Коммуникативную ценность при обучении говорению имеют задания « Незаконченное предложение», « Соотнесение реплик в диалоге», « Установление соответствий». Полезной при создании подобных заданий является флэш-анимация, готовые схемы можно найти в интернете и заполнить их необходимым тематическим материалом. 

При введении лексического материала наиболее эффективными являются такие приемы как: « Распределение на группы», «Убери лишнее», «Сопоставление», «Заполнение пробелов». На их материале можно не только вводить новые лексические единицы, но и обучать постановке вопроса, составлению высказывания, организации речевой ситуации, что способствует развитию коммуникативных умений. 

Аудиозаписи, сделанные носителями языка, удобный интерфейс, игровая форма позволяет заинтересовать ученика и добиться определенных результатов при обучении восприятию и пониманию иностранной речи на слух.

При обучении письменной речи и правописанию наиболее эффективными являются задания « Заполнение пробелов», « Восстановление деформированного текста», « Текст с пропусками».

При отработке грамматического материала можно использовать приемы: «Найди ошибку», «Убери лишнее», «Заполнение пробелов», « Текст с пропусками», «Создание схем», «Лингвистические игры». Во время презентации грамматического явления можно представить схему, используя разные цвета для привлечения внимания учащихся к тому или иному аспекту.

При изучении отдельных речевых конструкций целесообразно использовать тесты с пропусками, которые позволяют контролировать сформированность грамматических навыков быстро и эффективно. Можно использовать электронные учебники и видеоуроки. Интерактивную доску можно использовать не только на уроках, но и на факультативных занятиях, во время проведения внеклассных мероприятий, например страноведческих викторин. 

Отмечено, что

  • работа с доской в полной мере позволяет реализовать принцип наглядности;
  • яркие и привлекательные материалы коллекции воспитывают в детях эстетический вкус;
  • интерактивные возможности доски позволяют снять трудности в процессе монологического высказывания;
  • возможность вырезать и стирать объекты с экрана, копировать и вставлять их, отменять или возвращать действия придает учащимся больше уверенности: они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад, что-то изменить или исправить.
  • учащиеся классов,  на уроках в которых использовался интерактивный комплекс, проявляют больше активности, чем учащиеся других классов
  •  снижается процент невыполненных домашних заданий
  •  повышается качество выполнения домашних работ

Кроме того, собеседование с детьми показало, что им нравится разнообразие используемых  на уроках иностранного языка  технологий, а также возможность расширить свой кругозор.

Таким образом, можно однозначно утверждать, что использование интерактивной доски способствует развитию познавательного интереса учащихся

ВЫВОДЫ

Систематическая работа с интерактивной доской обеспечивает целостность усвоения учебного материала, представляет учащимся возможность для проявления самостоятельности как в выборе тестов, так и в способах выполнения заданий, способствует повышению мотивации, созданию оптимальных условий для самоконтроля. Анализ уроков и интерактивных заданий к ним доказывает, что использование интерактивной доски позволяет включить всех учащихся в процесс познания на максимальном для каждого учащегося уровне успешности, стимулировать развитие мыслительной и творческой активности, способствовать увлечению предметом, что обеспечивает в конечном счете эффективность усвоения материала на уроках английского языка.

Наряду со многими преимуществами, подготовка урока с использованием интерактивной доски является трудоемким процессом и требует больших затрат времени. Применение ее на уроке должно быть дозированным. Согласно нормативной документации требуется учитывать, что при компьютерном сопровождении урока общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 15 – 20 минут, т.е менее половины урока. Интерактивная доска в этом случае может быть использована как для постановки задач перед классом, так и для презентации результатов.

В рамках проводимого исследования по теме « Использование интерактивного комплекса на уроках английского языка в начальной школе с целью развития мотивов познания учащихся » мной была проведена следующая работа:

- проанализированы нормативные документы и методическая литература  по иностранному языку;

- проанализирована психологическая литература и выявлены возрастные особенности школьников;

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

  1. Согласно результатам анализа нормативных документов а также методической литературы по иностранному языку, обучение должно строиться с учетом возрастных, психологических физиологических потребностей учащихся. Целью обучения является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности к иноязычному общению с носителем языка.
  2. Психологические особенности школьников требуют использования разнообразных форм и методов работы, способствующих лучшему усвоению учебного материала, а также развитию познавательных интересов учащихся.
  3. Использование интерактивного комплекса на уроках английского языка позволяет подбирать различный материал (текст, аудиозапись, видео, компьютерные обучающие программы и т.д.) и разнообразить  формы и методы работы.
  4. Работа с интерактивной доской повышает познавательную активность учащихся во время урока, а также способствует повышению качества выполнения домашних работ и повышает качество знаний учащихся в целом.
  5. Использование интерактивного комплекса на уроках английского языка в отвечает требованиям нормативных документов и методической литературы по иностранному языку.


БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам./Методическое пособие. - М., Айрис Пресс, 2004.-236с.
  2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам/ Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 192 с.
  3. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. - М.: Ноосфера, 1999 – 543 с.
  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России
  5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. - М.: Изд-во РОУ, 1996 – 336 с..
  6. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка /Справочное пособие  — Мн.: Вышэйшая школа, 1992. — 445 с
  7. Мухина В.С. Детская психология. - М.: Апрель-Пресс, 1999. - 352 с.
  8. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе— М.: Просвещение, 1991. — 287 с
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  10. Фундаментальное ядро содержания общего образования
  11. Шафрин Ю.А.Информационные технологии: В 2 ч. – М.: БИНОМ, 2004 – 231 с.

Панкина Н. С.  учитель английского языка МБОУ Вешкаймской СОШ №2

 им. Б.П. Зиновьева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование интерактивной доски на уроках английского языка"

материал предназначен для учителей, начинающих осваивать интерактивную доску. Доклад содержит основную информацию о ИД. Практическая часть представлена файлом .notebook (для чего необходимо установить...

Обобщение опыта работы использования интерактивной доски на уроках английского языка

Материал содержит обобщение опыта работы использования интерактивной доски на уроках английского языка в начальной школе....

Использование интерактивных методов на уроках английского языка.

Теоретический аспект, актуальность и примеры заданий из опыта работы...

Статья "Роль использования интерактивной доски на уроках английского языка"

Статья о важности использования интерактивной доски на современном уроке английского языка....

Использование интерактивной доски на уроках английского языка как методическая проблема. Выбор: индивидуальная или групповая работа?

В этой статье я представляю свой опыт работы в группе с  использованием  интерактивной доски  и мобильного класса....

Современный урок английского языка в контексте ФГОС. Использование интерактивной доски на уроках английского языка.

Урок с использованием интерактивной доски способен повысить эффективность и результативность урока....

Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...