Музыкальная грамматика.
статья по английскому языку на тему

Степанянц Оксана Викторовна


Учить английский язык- нелегкий труд, невозможный без постоянного заучивания. Но есть и другой подход к этой проблеме. Оказывается, если правильно использовать возможности мозга, обучение может стать гораздо более быстрым и увлекательным процессом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_grammatika.docx20.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная грамматика.

 Учить английский язык — нелегкий труд, невозможный без постоянной работы по заучиванию, без зубрёжки. Это на самом деле так, ведь не каждому дано быстро запоминать слова на иностранном языке. Но есть и другой подход к этой проблеме. Почему маленькие дети, осваивающие родной язык, не испытывают при этом трудностей? Оказывается, если правильно использовать возможности мозга, обучение может стать гораздо более быстрым и увлекательным процессом.

 По утверждению психологов, музыка является одним из эффективных способов запоминания лингвистического материала, поскольку представляет собой такой вид деятельности, который вовлекает в работу оба полушария головного мозга, что в свою очередь способствует длительному хранению изучаемого материала и, как показывает опыт, его более быстрому воспроизведению.

В настоящее время в педагогике существует много эффективных стратегий обучения. Вот некоторые из них, которые может применять учитель иностранного языка.

Стратегия № 1: использование действенности эмоций

Все чаще и чаще внимание в процессе изучения иностранного языка обращается к такому всеохватывающему виду искусства, как музыка. С одной стороны, музыка формирует эстетическое отношение к действительности, несёт в себе огромный энергетический заряд, эмоциональную насыщенность, что позволяет создать одухотворенную обстановку в классе. С другой стороны, речь и музыка имеют одинаковые параметры: интонацию, ударение, фразовое строение, паузы, высоту тона, темп. Сходство объясняется тем, что в основе речи и музыки лежит одно и то же физическое явление — звук.

Еще один немаловажный фактор указывает на необходимость использования музыки при изучении иностранного языка. Люди, которые запоминают иностранные слова быстро и легко, умеют связывать их со своими эмоциями. Например, если незнакомое слово встречается в песне, которая им очень нравится, то оно свяжется с теми дополнительными эмоциями, которые они переживают, слушая и напевая эту песню. Получается, что с помощью музыки и песни легче запоминать новые слова, потому что они связаны с человеческими эмоциями. Почему это работает? Потому что любые положительные эмоции активизируют способность обучаться. Ведь они сигнализируют о том, что данное слово относится к чему-то значимому и приятному.

Стратегия № 2: «встраивание» нового слова в свой опыт

Когда маленькие дети изучают родной язык, они замечают новое слово в самых разных ситуациях и контекстах. Например, впервые услышав слово «белый», маленький ребенок начинает его повторять, увидев белый снег, белую бумагу, белый сахар. Именно это помогает ему запомнить слово быстро и легко. И таким образом мозг, формируя ассоциации с предыдущим опытом, связывает новое слово с тем, что ребёнок уже хорошо знает, в результате чего новое слово становится знакомым и привычным. И для воспроизведения его в памяти уже не нужно напрягаться, достаточно лишь вспомнить о сахаре и снеге.

Давайте обратимся к нашим песням. Не было ли у вас такого, что к вам «прилипла» незатейливая мелодия и вы никак не можете от нее отделаться? То же происходит и в нашей работе. Главное — найти такой симпатичный мотив, сделать из него песню (подобрать современный ритм и стиль), отталкиваясь от насущных проблем английской грамматики, и с радостью преподнести его своим ученикам. Эффект потрясающий! Еще не зная слов песни, ребята уже напевают этот мотивчик про себя. Осталось только грамотно преподнести текст, объяснить грамматику и поиграть в разные игры, направленные на закрепление лексического материала песни.

Стратегия № 3: вера в свои возможности

Тем детям, у которых отмечаются трудности в обучении, поверить в свои возможности непросто. Их мозг уже запрограммирован на сопротивление обучению: «Зачем запоминать слова на английском языке — ведь все равно ничего не получится!» И задача учителя как раз и состоит в том, чтобы убедить его в обратном. «Музыкальная грамматика» и способствует достижению этой цели. Ведь учить такие песни не нужно, они сами запоминаются, буквально «врезаются» в память без напряжения и остаются там надолго, рождая уверенность в своих возможностях, а вместе с тем приносят и положительные эмоции от результата такой работы.

Стратегия № 4: усвоение навсегда

Песни, которые мы поем на уроках английского языка, я часто нахожу, адаптирую или сочиняю сама. Нахожу «минусовки» и записываю их на диск. Все эти песни несложны и легко запоминаются. Слова песни должны быть, в основном, знакомы детям, и лишь некоторые они запоминают в ходе работы. А вот грамматический материал я стараюсь объяснять немного раньше, в доступной форме, чтобы сталкиваясь с ним в песне, ребята понимали, над каким грамматическим правилом они работают. В результате такой работы то, над чем мы бились в течение долгого времени, благодаря доступности лексического материала, незатейливой мелодии и интересному музыкальному оформлению заучивается и запоминается намного легче. И через некоторое время школьники помнят и мелодию и слова. Так отчетливо и глубоко впечатывается доступная их пониманию песенка на английском языке. Рифма помогает запоминать не только слова, стоящие в конце фраз, которые в будущем послужат нам речевой моделью в диалогах. Кроме того, рифма и музыка способствуют правильному усвоению интонации, и песни как бы являются тренировочными упражнениями в работе над произношением.

Таким образом, музыка и песни в данном случае выступают в роли консерванта, помогающего не только воспринимать и закреплять полученную информацию, но и сохранить ее навсегда в нашей памяти.

Стратегия № 5: бессознательное обучение

Вернемся опять к маленькому ребенку, который обучается родному языку бессознательно, легко, в процессе игры. Как взрослые люди, попавшие в страну изучаемого языка, он быстро впитывает в себя десятки и сотни новых слов вместе с особенностями произношения и грамматики. А ведь он не сидит над учебниками и не зубрит слова специально. Почему это работает? Не секрет, что обычный человек использует лишь мизерную часть потенциала собственного мозга. А вот люди, успешно овладевающие иностранными языками, смогли использовать скрытые возможности своего бессознательного. Известно, что бессознательное усваивается в несколько раз быстрее. Это происходит в те моменты, когда сознание «загружено» другой деятельностью. Например, когда учащиеся слушают песню, напевают особо понравившиеся мелодические фразы, они сосредоточены исключительно на интонационно-ритмических особенностях данного музыкального примера, в то время как их бессознательное незаметно запоминает новые слова. Эффективность этой стратегии и состоит как раз в том, чтобы загрузить сознание легкими мелодиями, в то время как бессознательное сможет с легкостью усваивать новые английские слова и выражения.

В заключение хочется отметить, что работа над грамматическим и лексическим материалом песни на самом деле является одной из разновидностей ситуационно-вариативных упражнений. Однако песни не стоит рассматривать только как «тренажеры» для запоминания лексики. Это, скорее всего, одно из средств создания среды общения, приближенной к реальности.

Результативность работы над песнями зависит:

  • от систематического их использования;
  • от целенаправленности самих песен в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Подбор и сочинение песен — забота учителя. Ведь использование на уроках английского языка подобного музыкального материала может стать важным средством оптимизации структуры урока, которое обеспечивает активность и работоспособность учащихся, повышает их мотивацию и творческую активность, помогает овладеть программным лексико-грамматическим материалом и реально поддерживает у детей интерес к изучению английского языка.

 Использование джазовых чантов как одна из техник совершенствования произносительных навыков учащихся на среднем этапе обучения.

Джаз – это оркестровая музыка, возникшая в результате переноса негритянской вокальной музыки и негритянского ритма в инструментальную сферу. Джазовые чанты – это ритмическое выражение коротких разговоров, связанных с определенными ситуациями. Джазовый чант – это нечто среднее между песней и стихотворением. Ему присущи особые характеристики:

  • ритм и бит, темп, ударение;
  • простота музыкального сопровождения;
  • динамичность.

Работа с чантами положительно эмоционально окрашена, что содействует усвоению материала. Чанты – это прекрасный материал для отработки ритма, интонации иноязычной речи, совершенствования произношения. В них лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. Джазовые чанты способствуют развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находится в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку чантов частыми повторами позволяет закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, особенности ритма и т.д. К тому же им присуща коммуникативная функция – передача содержания адресату. Выбором определенных темпа и ритма джазовые чанты могут выражать разные эмоции, ритм, ударение и интонации разговорного английского и выражают чувства и намерения говорящего. Использование джазовых чантов позволяет решить проблему многократного повторения высказывания по одной модели или восприятия одного и того же слова. Многократное воспроизведение не воспринимается как искусственное. В зависимости от методической задачи я использую джазовые чанты на любом этапе урока: для фонетической зарядки – в начале урока, на этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки лексического и грамматического материала, как средство релаксации в середине или в конце урока, когда необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность учащихся.

Использование джазовых чантов на уроке способствует улучшению иноязычного произношения, благодаря музыке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению английского языка. В них лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. Джазовые чанты стимулируют монологические и диалогические высказывания, способствуют развитию подготовленной и неподготовленной речи. Джазовые чанты помогают учащимся уловить разницу между разговорной речью, в которой присутствует сокращение, пропуск звуков, употребление кратких форм, и письменной речью, они не отнимают много времени на уроке и могут использоваться на любом его этапе. Помимо этого джазовые чанты помогают совершенствовать постановку правильного логического ударения, отработку мелодии и интонации, в условиях современной школы считающейся невыполнимой задачей. Они не отнимают много времени на уроке, так как органично вписаны в процесс обучения в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка "Интегративные подходы к содержанию музыкально-педагогического процесса.Музыкальный досуг"Осенины".Из опыта работы музыкального руководителя Красий Е.Н.

В данной разработке отражается работа по формированию у дошкольников интереса к звукам окружающего мира и отображением их в музыке, работа над мелодическими средствами выразительности, формированием н...

Музыкально-просветительская деятельность, как форма музыкально-эстетического воспитания в школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.

     Статья рассматривает взаимодействие музыкального и общеобразовательного циклов как форму музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе  с уг...

Метод исследования на уроке английского языка по теме "Введение грамматики прошедшего времени" 4 класс Введение грамматики прошедшего времени на основе грамматики будущего и песни.

На каждом уроке английского языка исследовательская работа представляет собой, в основном , процесс анализа языковых едениц в различных контекстах и умения делать правильный вывод относительно их испо...

Дополнительная образовательная программа в области искусств по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств.

Образовательная программа по музыкальной литатуре в области искусств успешно прошла добровольную сертификацию образовательных программ и имеет рецензию, а также прошла успешную апробацию в ДШИ. Данная...

Контрольные вопросы по предмету «Грамматика русского языка» для 5 класса.Контрольные вопросы по предмету «Грамматика русского языка» для 6 класса.

Контрольные вопросы по предмету "Грамматика русского языка" для 5-6 классов состоят из пятнадцати вопросов каждая. Целью этих работ является проверка ЗУН по  изучаемой дисциплине в течении данног...

Музыкальная развлекательная программа «Музыкальный турнир». (для 4 – 6 классов) Цель: развитие креативности, творческих музыкальных качеств у подростков. Задачи: развивать музыкальную память, слух; закреплять умение действовать индивидуально и в

Музыкальная развлекательная программа «Музыкальный турнир».   (для 4 – 6 классов) Цель: развитие креативности, творческих музыкальных  качеств  у подростков. Задачи: разв...