Главные вкладки

    Статья по английскому языку на тему:
    Статья: Влияние ролевых игр на развитие коммуникативных навыков на уроке английского языка

    Слащева Ольга Петровна

    Статья: Влияние ролевых игр на развитие коммуникативных навыков на уроке английского языка

     

        В последнее время во многих школах применяются ролевые игры. Но какое влияние они оказывают на развитие коммуникативных навыков у учащихся?
     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Влияние ролевых игр на развитие коммуникативных навыков на уроке английского языка

    Слащева Ольга Петровна,

     учитель английского языка

    ЧОУ «Симферопольская международная школа»

        В последнее время во многих школах применяются ролевые игры. Но какое влияние они оказывают на развитие коммуникативных навыков у учащихся?

        В методической литературе ролевая игра определяется как спонтанное поведение учащихся, их реакция на поведение других людей, участвующих в гипотетической ситуации. Ролевая игра - это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Обязательным элементом игры является разрешение проблемной ситуации. Это улучшает мотивированность высказываний, делает их более аргументированными и эмоциональными. Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения поставленной задачи обуславливает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость ее решения служат также развитию критического мышления у учащихся. И, наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации, поиска правильного решения развивает логическое мышление, умение аргументировать и контраргументировать, убеждать собеседника.

        Исследователи разработали определенные правила ролевых игр, а именно:

        -учащийся должен уметь поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни;
        - учащийся должен адаптироваться к своей роли и в предложенной ситуации, при этом в одних случаях он может играть самого себя, а в других - взять на себя воображаемую роль;
        - участникам ролевых игр необходимо вести себя так, как если бы все происходило в реальной жизни, их поведение должно соответствовать их роли;
        - участники игры должны концентрировать своё внимание на использовании единиц иностранного языка в целях коммуникации, а не на их закрепление.

        Помимо перечисленных правил выделяются 5 категорий ролей:

        1. врожденные, т.е. определяющие пол и возраст участника игры;
        2. приписные, т.е. национальность или принадлежность к той или иной группе;
        3. приобретенные, т.е. профессия;
        4. действенные, т.е. предлагающие круг действий в данной ситуации (визит к врачу);
        5. функциональные, т.е. определяющие функции общения (предложение помощи).

        Наиболее важными при обучении иностранному языку представляются две последние категории ролей. В частности, функциональные роли могут рассматриваться как минимальные коммуникативные блоки, из которых складывается ролевая игра. Эти блоки могут войти во множество различных ситуаций, поэтому их необходимо отрабатывать на подготовительном этапе (в данной методической разработке это речевые клише, выражающие радость, огорчение выделенные отдельным пунктом).

        Некоторые методисты отмечают, что дети с удовольствием погружаются в ролевые игры, в то время как взрослые и подростки не очень активно в них участвуют, боясь показаться смешными. Поэтому очень важно подготовить учащихся к ролевой игре. Прежде всего, следует по-иному разместить учащихся в аудитории. Наиболее рациональным представляется размещение полукругом, когда каждый учащийся находится в контакте и с учителем, и с товарищем.

        Большинство методистов выделяют в ролевой игре три этапа:

        · подготовительный
        · собственно игру
        · заключительный

        Некоторые (к ним относится и Penny Ur), предлагают более детальный план:

        · подготовительный этап в классе
        · подготовительный этап дома
        · собственно игра
        · заключительный этап

        Подготовительный этап в классе предусматривает вступительную беседу преподавателя, который знакомит учащихся с ролевой ситуацией и с лексикой ролевой игры. Подготовка дома включает чтение текстов, статей по проблеме.

        После проведения ролевой игры необходимым элементом является заключительный этап, предусматривающий выполнение определенных заданий (например, написать статью в газету по проблеме, письмо другу и т.д.).

        В зависимости от цели занятия и уровня подготовленности, учащихся ролевые игры могут проводиться в парах, подгруппах и в целой группе. Ролевая игра в парах - самый простой вид ролевых игр. Здесь можно использовать анкеты, которые учащиеся должны заполнить, задавая, друг другу вопросы. Ролевые игры в подгруппах могут проводиться по-разному. Многие авторы считают, что все подгруппы должны играть одновременно, а преподаватель контролировать их работу, переходя от одной подгруппы к другой. Но допускается и такой вариант, когда одна подгруппа играет, а остальные слушают и оценивают с тем, чтобы принять участие в дальнейшем обсуждении. Иногда работа в подгруппах может быть ступенью к проведению ролевых игр на более высоком уровне - когда все участники разыгрывают дискуссии, круглые столы.

        Заслуживают внимания и так называемые "ролевые карты". Каждый участник получает карточку, одна ее сторона одинакова для всех, она содержит информацию о ролевой ситуации, о проблеме, которую надо решить. Обратная сторона карточек содержит информацию о данном действующем лице, указывает возможную линию его поведения.

        Основные требования к ролевым играм:

        1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывая у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, её следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.
        2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы.
        3. Ролевая игра должна быть принята всей группой..
        4. Она непременно должна проходить в непринужденной, доброжелательной, творческой атмосфере.
        5. В игре должны принять участие все учащиеся.
        6. Учитель должен сам верить в эффективность ролевой игры.

        Роль учителя в процессе подготовки и проведения игр постоянно меняется. На начальной стадии он активно контролирует деятельность учащихся, но постепенно становится лишь наблюдателем.

        Приведем следующий пример ролевой игры. В настоящее время, как известно, более тесными стали контакты нашей страны с зарубежными государствами, развиваются и укрепляются международные связи. Это в полной мере коснулось и Крыма, где активно ведется подготовка к созданию свободной экономической зоны, привлечению зарубежных инвестиций. Многие молодые специалисты, работающие здесь, вовлечены в деятельность совместных предприятий, что напрямую связано с использованием иностранного языка. Всё это служит стимулом для создания положительной мотивации к его изучению. Эффективным приемом организации учебной деятельности могут стать ролевые игры, объединенные темой "Знакомство зарубежных гостей с Крымом".

        Эти ролевые игры помогают школьникам использовать имеющиеся в их распоряжении сведения о родном крае, а также способствуют формированию и закреплению у них навыков иноязычной устной речи.

        "Знакомство с городом" - ролевая игра с использованием синхронного перевода. В игре используются карта Крыма. Перед началом игры учитель указывает на то, что "представитель местной администрации" излагает всю информацию на русском. Задача "переводчика" - передать эту информацию на английском. Предполагается, что у школьников уже сформированы понятия о синхронном переводе.

        Итак, анализ литературы показывает, что ролевая игра:

        - это обучение в действии, повышающее качество обучения;
        - это в высшей степени мотивирующий фактор, так как она (игра) взывает интерес учащихся, особенно в плане непредсказуемости развязки;
        - дает учащимся опору: подсказывает, какими речевыми моделями можно выразить ту или иную мысль именно в данной конкретной ситуации;
        - сопровождается, как правило, эмоциональным подъёмом, что положительно влияет на качество обучения, повышает его эффективность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формирование коммуникативных навыков на уроках английского языка при помощи jazz chants»

    Одним из основных факторов модернизации региональной системы образования является коммуникативная компетентность. Именно ее формированию помогает использование на уроках песенного и музыкального матер...

    Проектная работа "Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка через ролевую игру"

    Ролевая игра-эффективный прием работы. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности, что способствует развитию речевой инициативы ...

    Использование ролевой игры при обучении диалогическому общению на уроках английского языка в 4 классе (на материале УМК М. З. Биболетовой "Enjoy English")

    В дипломе определены основные психолого-педагогические особенности учащихся, описаны основные виды ролевых игр при обучении диалогу, а также дабавлены ролевые игры...

    Работа по самообразованию «Использование комплекса лингвистических, учебных, лингвострановедческих (социокультурных) игр и игровых технологий для развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка»

      В связи с принятием нового федерального образовательного стандарта большое внимание при изучении иностранных языков, в частности английского, стало уделяться развитию коммуникативной ком...

    «Влияние ИКТ на формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка».

    В данной статье анализируются результаты исследования выявления степени влияния ИКТ на формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка; приводитсятеоретический материал п...

    Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка посредством формирования грамматических навыков

    статья на тему "Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка посредством формирования грамматических навыков"...